Научная статья на тему 'НАТО и государства центральноазиатского региона: перспективы сотрудничества'

НАТО и государства центральноазиатского региона: перспективы сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
970
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
НАТО / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / NATO CENTRAL ASIA / АФГАНИСТАН / AFGHANISTAN / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / FIGHT AGAINST TERRORISM / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENERGY SECURITY / ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА / PARTNERSHIP FOR PEACE / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / КИРГИЗИЯ / KYRGYZSTAN / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИЛЫ СОДЕЙСТВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / INTERNATIONAL SECURITY ASSISTANCE FORCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акматалиева Айнура Майрамбековна

Хотя сотрудничество НАТО со странами Центральной Азии осуществляется с 1990-х годов, существенное расширение позиций Альянса в регионе наблюдается в последнее десятилетие. Развитие сотрудничества было обусловлено проведением под руководством НАТО операции в Афганистане. В то же время ее завершение запланированное на 2014 год не приведет к уходу Альянса из Центральной Азии. За последние годы сформировалась сеть диверсифицированных партнерств со странами региона. При этом наиболее перспективным и активным контрагентом НАТО становится Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Although cooperation between NATO and Central Asian countries dates back to the 1990s, significant presence of the Alliance in the region is visible throughout the last decade only. The cooperation advanced due to the NATO-led operation in Afghanistan. However, its planned conclusion in 2012 will not lead to the withdrawal of the Alliance from Central Asia. Throughout the last decade NATO developed a net-work of diversified partnerships with countries of the region. In this process Kazakhstan emerged as its most promising and active partner.

Текст научной работы на тему «НАТО и государства центральноазиатского региона: перспективы сотрудничества»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 4 (10) / 2012

НАТО И ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

А.М. Акматалиева

Взаимоотношения НАТО и Центральной Азии претерпели ряд качественных изменений за последние два десятка лет. Североатлантический альянс постепенно завоевывает свое место в традиционной зоне влияния России и Китая, не встречая при этом сопротивления, а, наоборот, с согласия самих центральноазиатских государств. Необходимо отметить, что это, с одной стороны, способствует «диверсификации» негативно воспринимающегося американского присутствия в регионе, с другой стороны, способствует активизации деятельности таких региональных структур по безопасности, как ОДКБ и ШОС. Институционально военно-политическое присутствие осуществляется в соответствии с нормами международного права, политикой борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, нелегальной миграцией и незаконным оборотом наркотиков, необходимостью укрепления государственных границ, реформирования оборонных структур и т.д. Отсутствие такого сопротивления можно объяснить, с одной стороны, заинтересованностью всех акторов в обеспечении региональной безопасности и готовностью бороться с угрозами транснационального характера совместными усилиями, а с другой стороны — слабым потенциалом региональных структур по безопасности, как ОДКБ и ШОС, где Россия и Китай играют ключевые роли. КСОР ОДКБ и эффективность самой организации быстро реагировать на вызовы были поставлены под сомнение после июньского конфликта на юге Кыргызстана в 2010 г. Доминирование

национальных интересов в ОДКБ, а не приверженность общим целям приводит к низкой эффективности и декларативности заявлений. Астанинская декларация ШОС от 5 июля 2005 г. с призывом к США определить сроки вывода американских баз из Кыргызстана и Узбекистана стала первой политической заявкой Китая и России отстаивать традиционную зону своего влияния. Последовавшие затем вывод военных баз из Узбекистана, изменение статуса базы Ганси в Кыргызстане послужили толчком для государств НАТО осознать необходимость учета интересов Китая и России в центральноазиатском направлении.

Детерминирующим фактором сотрудничества НАТО и ЦентральноАзиатского региона выступает деятельность Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF), которую возглавляет Североатлантический альянс с августа 2003 г. Данная операция стала первой для НАТО за пределами ее традиционной зоны ответственности, что свидетельствует об изменении геополитического ракурса — смелое и решительное проникновение за пределы Европы. Безусловно, интерес НАТО к региону существовал до этого, но именно операция в Афганистане стала ключевым индикатором роста практического сотрудничества. Государства региона оказали поддержку американским и натовским операциям в Афганистане и Ираке: это предоставление возможности использовать воздушное пространство и размещение военных сил — Бишкек (транзитный центр), Душанбе (французский воинский контингент), Термез (не-

32

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА

мецкий воинский контингент); Кыргызстан и Узбекистан предоставили базы ВВС и разрешали пролет для американских и коалиционных сил в рамках ISAF, а Казахстан обеспечивал поддержку Польше обезвреживанием мин в Ираке и разрешал пролет самолетов, транспортировку грузов и американских солдат, находящихся в Узбекистане и Кыргызстане. В среднем от 30 до 40% всех грузов по Северному маршруту для натовских войск в Афганистане проходят через территорию Центральной Азии. Казахстан предоставил «пакет двусторонней помощи для Афганистана в размере 3 млн долл. США, призванный способствовать инвестициям, развитию сельского хозяйства и строительству школ, больниц и железных дорог. Узбекские специалисты оказывают помощь в осуществлении ряда инфраструктурных проектов в Афганистане, включая восстановление десяти мостов, соединяющих северные районы страны с Кабулом. Таджикистан поддерживает усилия, способствующие передвижению людей и товаров через реку Пяндж, протекающую по границе между Таджикистаном и Афганистаном. Правительством Таджикистана совместно с Сетью Развития Ага Хан и правительством Афганистана завершено строительство нескольких мостов»1. В этом контексте помощь центральноазиатских государств в восстановлении мирного процесса в Афганистане является необходимой для сил альянса, а также отвечает интересам самих региональных государств, заинтересованных в стабильности.

Однако даже после завершения операции в Афганистане в 2014 г. уход НАТО из Центрально-Азиатского региона представляется малоперспективным, поскольку стабилизация ситуации является долгосрочной задачей. Слова Дж. Ап-патурая об этом красноречиво свидетельствуют: «...представление о том, что 1 января 2015 года НАТО покинет Афганистан и регион будет предоставлен сам себе... неверно на все сто процентов. Мы

не уйдем до тех пор, пока афганцы не будут готовы сами обеспечить безопасность. Мы будем вкладывать средства в то, чтобы они были в состоянии себя защищать. Наконец, и после 2014 года мы останемся в Афганистане в роли помощников — во всех сферах, где наша помощь понадобится»2.

Энергетическая безопасность оказывает также существенное влияние на сотрудничество НАТО и Центральной Азии, поскольку затрагивает интересы государств-экспортеров (Казахстан, Туркменистан и Узбекистан), заинтересованных в безопасности нефте- и газопроводов, так и государств-импортеров, стремящихся диверсифицировать источники и маршруты поставок нефти и газа. Именно энергетическая безопасность Центральной Азии вызывает обеспокоенность внешних акторов и их стремление предотвращать монополию друг друга не только в этой сфере.

Стамбульский саммит НАТО 2004 г. впервые определил регион Центральной Азии и Кавказа как зону стратегической важности для интересов Альянса и обеспечения стабильности в Евразии. Был назначен специальный представитель генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии (Роберт Симмонс (2004—2010 гг.), Дж. Аппатурай (с декабря 2010 г. по настоящее время)), основными задачами которого являются поддержка контактов с региональными государствами для развития сотрудничества и продвижение программ НАТО.

Сотрудничество государств Центральной Азии с НАТО на практике началось с 1992 г. когда государства региона вступили в Совет североатлантического сотрудничества (переименованного в 1997 г. в Совет евроатлантического партнерства — СЕАП). СЕАП позволяет развивать многосторонний и региональный подход и предоставляет площадку для выработки единых подходов в вопросах безопасности и политики как государствам-членам, так и государствам-партнерам.

33

COMPARATIVE POLITICS • 4 (10) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 4 (10) / 2012

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА

Центральноазиатские республики представлены постоянными дипломатическими миссиями при штаб-квартире НАТО в Брюсселе, отдельно Казахстан, Туркменистан и Узбекистан представлены в Группе координации партнерства при оперативном командовании НАТО — Штабе Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.

Индивидуальный подход развивается в рамках программы «Партнерство во имя мира» (ПрМ), предполагающей развитие индивидуальных отношений НАТО с отдельными государствами, предоставляя последним определять приоритетные направления сотрудничества. Четыре республики, кроме Таджикистана, ратифицировали Рамочное соглашение в 1994 г. Существует ряд общих политических обязательств — соблюдение международного права, выполнение обязательств по Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека, Хельсинского заключительного акта и международных соглашений о разоружении и контроле над вооружениями, воздержание от угрозы или применения силы против других государств, соблюдение существующих границ государств и разрешение споров мирным путем. Во внутренней политике — способствовать прозрачности государственной системы оборонного планирования и формирования оборонного бюджета, обеспечивать демократический контроль над вооруженными силами, развивать потенциал, необходимый для ведения совместных действий с НАТО в рамках миротворческих и гуманитарных операций.

Сотрудничество НАТО и государств Центральной Азии осуществляется в разной степени интенсивности и охвата. Если сотрудничество Туркменистана с Альянсом остается ограниченным, то Таджикистан принял ПрМ только в 2002 г. Кыргызстан с 2007 г. участвует в Процессе планирования и анализа в рамках программы ПрМ. Узбекистан, рас-

сматривавшийся Альянсом в качестве региональной державы в начале 90-х гг., заметно снизил свою активность и даже заморозил планы по разработке Индивидуального плана действий партнерства после критики со стороны трансатлантических партнеров по андижанским событиям.

На сегодняшний день среди центральноазиатских государств Казахстан является наиболее активным и последовательным партнером НАТО. В 1997 г. было проведено миротворческое учение «Степ Игл», контртеррористические учения прошли в 2006 г., 2007 г. и в 2009 г. с участием стран НАТО, направленные на повышение готовности миротворческих подразделений Казахстана к участию в операциях под руководством НАТО. При поддержке НАТО был сформирован казахский батальон (КАЗБАТ) и бригада (КАЗБРИГ), именно КАЗБАТ выполнял задачи по разминированию в Ираке в составе польского контингента. Миротворческий батальон Казахстана, может быть, развернут для проведения операций по поддержанию мира под руководством НАТО и в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН. Казахстан принимает участие в полном спектре мероприятий ПрМ, 31 января 2006 г. республика стала одним из пяти партнеров, согласовавших с НАТО Индивидуальный план действий партнерства, что свидетельствует о желании углублять отношения с НАТО.

Программа «Наука ради мира и безопасности» и проект «Виртуальный Шелковый Путь» положительно оцениваются многими экспертами, рассматривающими данные программы с точки зрения эффективности обмена опытом и получения практических навыков. В долгосрочной перспективе образовательные проекты дадут ощутимые результаты в сфере выработки единых подходов по обеспечению безопасности. «В ближайшие годы обмены между курсантами военных училищ и слушателями военных

34

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА

академий, совместные учения и семинары, стажировки и поставки учебного оборудования превратятся в постоянный фактор отношений НАТО с государствами Кавказа и Центральной Азии, где взгляды на будущее могут начать меняться быстрее, чем это кажется возможным сегодня»3.

На данном этапе, после визита Дж. Аппатурая в Центрально-Азиатский регион в мае 2011 г., стали известны два важных решения: первое — Казахстан отправит своих солдат в Афганистан, второе — открытие офиса НАТО в Бишкеке. Казахстан станет седьмым государством из постсоветского пространства наряду с Латвией, Литвой, Грузией, Арменией, Азербайджаном и Украиной, активно участвующим в деятельности ISAF. Однако Сенат республики не ратифицировал данное соглашение, и в результате будет отправлена лишь миротворческая миссия из четырех офицеров4. О необходимости открытия офиса в Центральной Азии и на Кавказе генсек НАТО говорил еще в 2004 г., официально запрос республиками прорабатывался более двух лет. Президент переходного периода Кыргызской Республики Р. Отунбаева в мае 2011 г. открыто поддержала эту инициативу, после чего парламент ратифицировал соглашение. При этом офис, состоящий из одного офицера связи, будет

обеспечивать контакт НАТО с государствами Центральной Азии. Риторика нового президента А. Атамбаева о необходимости вывода как военной базы США, так и российской и необходимости развития собственных сил обеспечения безопасности свидетельствует о стремлении не подвергать государство угрозе нападения из-за потенциального военного конфликта США с Ираном. В этом контексте возможности «замораживания» активного сотрудничества с НАТО являются очевидными, с сохранением и расширением невоенного сотрудничества, как переобучение военных в отставке.

Таким образом, сотрудничество НАТО с государствами Центральной Азии будет иметь свое продолжение после 2014 г. Альянс станет использовать накопленный потенциал сотрудничества за эти годы для будущих перспектив более тесной интеграции государств региона в свои программы. На сегодняшний день Казахстан расценивается в качестве наиболее дееспособного партнера для Альянса. Однако необходимость объединения усилий ОДКБ и ШОС со стороны России и Китая, чтобы ограничить распространение влияния НАТО на регион, может кардинальным образом отразиться на сотрудничестве Североатлантического альянса с центральноазиатскими государствами.

1 Обзор НАТО. Партнеры в Центральной Азии [Obzor NATO. Partn’ery v Tsentral’noj Azii]. URL: http://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/pdf_2007_11/2009_03_687B00694B0B4918A2143DBD2E B990F5_partners_central_asia-r.pdf

2 Спецпредставитель Альянса по Центральной Азии и Кавказу Джеймс Аппатурай в интервью Deutsche Welle после визита в регион 10-13 мая 2011 г. в Кыргазстан, Казахстан и Узбекистан [Spetspredstavitel’ Al’ansa po Tsentral’noj Azii a Kavkazu Jamws Appathurai v interv’u Deutsche Welle posle vizita v region 10-13 ma’a 2011 v Kyrgyzstan, Kazakhstan i Uzbekistan]. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15093495,00.html

3 Эггерт К.П. НАТО: между атлантическим прошлым и глобальным будущим [Eggert K.P. NATO: mezhdu atlanticheskim proshlym i global’nym bydyschim]. URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/ st1vp13.htm

4 Сенат РК не ратифицировал соглашение с НАТО об отправке военных в Афганистан [Senat RK ne ratifitsiroval soglashenie s NATO ob otpravke voennykh v Afganistan]. URL: http://www.kursiv. kz/1195211126-senat-ne-ratificiroval-soglashenie-s-nato-ob-otpravke-voennyx-v-afganistan.html

35

COMPARATIVE POLITICS • 4 (10) / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.