ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАСТРОЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В 1920-Х ГГ.
Лебедева Н.И.
Лебедева Надежда Игоревна - студент, факультет истории и социальных наук, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Ленинградской области Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье даётся характеристика настроений жителей Петрограда-Ленинграда при проведении массовых праздников в 1920-х. Указаны методы и способы положительного воздействия на население со стороны советской власти. Раскрывается причина негативного восприятия новых праздников со стороны населения. Ключевые слова: Великая Октябрьская революция, настроения, праздничный календарь, массовый праздник.
Коренные изменения в праздничной культуре России произошли после Великой Октябрьской революции. Советское правительство неслучайно выбрало праздники, как одну из форм распространения своих идей среди населения. Оно считало, что их проведение будет способствовать положительному эмоциональному усилению в обществе по отношению к новой власти, а также распространению её основных идей [4, с. 11].
Революционные события подготовили для ранних массовых праздников не только внешние условия, но и создали тот эмоционально-психологический потенциал, ту атмосферу небывалого подъёма, физического и духовного напряжения, которое вылилось в праздничный энтузиазм населения.
При изучении настроений жителей Петрограда-Ленинграда в указанный период необходимо не забывать, что после Октябрьской революции, резко возросла роль идеологического фактора. Сила влияния идеологии определяется тем, что она располагает эффективными средствами воздействия на умы и чувства людей. С 1917 г., большевики, борясь за идейную поддержку у населения, начинают видеть в праздниках, одну из важнейших форм агитации [2, с. 33].
Важнейшей особенностью проведения праздников в 1920-х гг., являлась неоднозначность настроений у населения. С одной стороны, жители в первое послереволюционное время стали иметь свободу творчества и воплощения своих идей при организации новых праздников [3, с. 25]. С другой стороны, они были не довольны тем, что праздничный календарь потерял ряд религиозных праздников, тем самым был произведен удар по праздничным традициям, которые проводились из поколения в поколение.
По началу, официальные праздники, имеющие революционные идеи, проходившие в этот период, имели у населения небывалую активность. Толпы людей выходили на улицы города во время очередного праздника. После всего этого по вечерам, или в другой день после праздника устраивались грандиозные концерты. На них публика вела себя крайне возбуждено: могла восклицать и аплодировать стоя, если её всё устраивало, либо выражать дикое неудовлетворение [1, с. 47].
Основным способом поддержания у населения праздничного настроения являлось развешивание по городу в преддверии праздников плакатов и листовок на основных улицах города. В официальных газетах публиковались поздравления от партийного руководства, праздничные программы, отчёты о проведённых мероприятиях.
Новая власть искала разные способы поддержания положительного настроения у населения. Такой новый способ был организован в 1923 г. в честь пятилетнего юбилея Октябрьской революции. Рабочим заводов и фабрик Петрограда было предложено в честь праздника избрать
новые названия промышленных предприятий, по принципу первая часть названия описывает деятельность завода, вторая часть включала революционные процессы. Например, «Артур Коппель - машинооборудованный» или «Шпигель - лопатоделательный».
Данное предложение вызвало неоднозначные настроения у рабочих. Так, А. Королев, рабочий завода «Путиловец» пишет: «Путиловский завод должен остаться под старым названием. Слово «путиловец» является синонимом сознательного рабочего, это те рабочие, которые прошли тяжёлую школу пролетарской борьбы» [5, л. 3].
Другим способом выработки позитивных настроений у жителей и привлечения большего количества участников в массовых праздниках являлась подготовка властями города различного вида транспорта, для развозки. Причем старались задействовать разные виды транспорта, учитывая характер погоды. В преддверии празднования 7 ноября в 1922 г., власти города обратились в городскую электростанцию с просьбой включить свет не в шесть вечера, а в три часа дня, с необходимостью расчистить рельсы и гарантировать населению безопасное передвижение по городу [6, л.75].
Не всегда настроение во время и после праздников у населения было позитивным. После проведения в 1926 г. Международного юношеского дня был предоставлен отчёт, в котором писали о плохой идейно-воспитательной работе, но на высоте проведённой организационной работе [7, л. 9]. Результаты плохой идейно-воспитательной работы заключались в плохой посещаемости праздника, плохой подготовке докладов и художественной части, которая не соответствовала тематике праздника.
Наравне с минусами после таких неудачно проведённых праздников, выделяли и плюсы, главным из них являлось отсутствие пьянства «хотя деньги были» [7, л. 13].
Неизменной частью любого праздника является подарок, советская власть не забывала и об этом.
В 1920 г., во время празднования 2-ой годовщины Красной Армии работницы фабрик и заводов Петрограда организовали сбор подарков для красноармейцев. По данному поводу были выпущены специальные шаблоны, в которых солдатам оставалось только вписать благодарность за полученный подарок. Многие писали ответы работницам на подарках - на бумаге и полученных от них карандашах. В таких письмах они старались описать женщинам настроения, преобладающие на фронте, а также как отпраздновали 23 февраля [8, л. 15]. Просили о мыле, так как в армии преобладала дизентерия. Праздник проходил скромно: слушали доклады, организовывали вечер самодеятельности [8, л. 73].
Таким образом, говоря о настроениях жителей при проведении массовых праздников необходимо отметить ряд особенностей, во-первых, после Великой Октябрьской революции новое правительство неслучайно выбрало праздники, как одну из форм распространения своих идей среди населения. Оно считало, что их проведение будет способствовать положительному эмоциональному усилению в обществе по отношению к новой власти, а также распространению её основных идей
Во-вторых, отмечается неоднозначность настроений - бурные ликования, свобода в творчестве, реформа календаря, которая принесла новые праздники, сменяется негодованием и отказом в посещении новых праздников из-за отмены религиозных.
В-третьих, для создания у жителей города позитивных настроений советская власть использовала различные формы агитации: занималась его украшением плакатами, транспарантами, афишами, раздавали листовки. Проводилось большое количество акций, благотворительных вечеров, концертов в бывших императорских театрах. Создавались необходимые условия при проведении праздников: бесплатные проезды на трамвае, ранее включение света на улицах города и так далее.
Список литературы
1. Аксёнов В.С. Организация массовых праздников трудящихся, 1918-1920 гг. Л.: Ленингр.
Гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской, 1974. 76 с.
2. Ильина Г.И. Культурное строительство в Петрограде (октябрь 1917-1920 гг.). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. 240 с.
3. КислыцинаА.Н. Массовые праздники в Петрограде в 1917-1922 гг. История организации и проведения. СПб.: СПГУТД, 2013. 177 с.
4. Рольф М. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН, 2009. 440 с.
5. Центральный Государственный архив г. Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. Р-1000. Исполком Петроградского совета и Губернского совета рабочих и красноармейских депутатов. Оп. 6. Д. 257. Переписка и запросы о переименовании фабрик, заводов, институтов, больниц, улиц и пр.
6. ЦГА СПб. Ф. Р-1000. Исполком Петроградского совета и Губернского совета рабочих и красноармейских депутатов. Оп. 6. Д. 448. Протоколы заседаний секретариата Петрогубисполкома № 13-34.
7. Центральный Государственный архив Историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. К-601. Ленинградский губернский комитет ВЛКСМ, агитационно-пропагандистский отдел. Оп. 1. Д. 760. Отчеты о проведении культурно-массовых зрелищ.
8. ЦГАИПД СПб. Ф. 1. Протоколы собраний заведующих агитационно-пропагандистским отделом райкомов. Оп. 1. Д. 503.
ПОЛИТИКА ВОЕННОГО КОММУНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (2000-Е ГГ.)
Баловнев Н.С.
Баловнев Николай Сергеевич - студент, кафедра истории и социальных наук, исторический факультет, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Ленинградской области
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Пушкин, г. Санкт- Петербург
Аннотация: в статье освещается политика военного коммунизма в современной отечественной историографии (2000-е гг.) Акцентируется внимание на анализе наиболее основных и значимых взглядов, концепциях политики военного коммунизма, раскрываются основные особенности историографии данного периода.
Ключевые слова: военный коммунизм, хозяйственная разруха, продразверстка, крестьянство.
Политика военного коммунизма не перестает привлекать внимание исследователей. После распада Советского Союза для историков появился доступ к более новым источникам и материалам, исследователи стали подробно анализировать социальные проблемы (безработица, инфляция, уровень жизни), присутствующие в политике военного коммунизма. В современной историографии сохраняется стремление переосмыслить произошедшие события, а также появляются новые методологические подходы и оценки, что доказывает актуальность изучения политики военного коммунизма.
Активно разрабатываемое направление в современной историографии - это социально-экономическое. Данный вектор изучения характеризуется большим количеством новых статистических материалов и сведений. Историки особое внимание уделяют изучению частным аспектам в экономической сфере: голод, карточная система, борьба с мешочничеством и другие.
Внимание исследователей привлекает тематика трудовых отношений. В работе историка Л.В. Борисовой [2. с. 222] изучение политики военного коммунизма рассматривается с концепции цивилизации и модернизации. Л.В. Борисова отмечает,