№ 9 (39) ОКТЯБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
А. Х. Тухватулин, канд. ист. наук, доцент, кафедра исторического образования, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, г. Казань, Россия, tayrat@mail.ru
НАСТРОЕНИЯ ТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ В НАЧАЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В 2014 году исполнится 100 лет с того момента, как 19 июля (1 августа) 1914 года Российская империя вступила в Первую мировую войну, названную современниками II Отечественной по аналогии с Отечественной войной 1812 года. В этой связи вызывает интерес эволюция общественного мнения татарского населения города Казани на текущие события этого международного конфликта. Психологическое состояние воюющего общества является одним из основных факторов удачного или неудачного хода войны.
В городе Казани находился центр военного округа, объединявшего огромную территорию Поволжья и Урала, и стратегически важный пороховой завод. Поэтому местные власти были заинтересованы в спокойном проведении патриотических и мобилизационных мероприятий, проводившихся в связи с началом военных действий, ожидая лояльности со стороны местного мусульманского населения.
Важными источниками, освещающими настроения в городе, особенно среди татарского населения в первые годы мировой войны, были донесения Казанского губернского жандармского управления, а также публикации в местной русской и татарской печати.
Психологическое состояние воюющего общества является одним из основных факторов удачного или неудачного хода войны.
В день объявления войны в городе было проведено стихийное патриотическое шествие, в котором участвовали в основном представители русских монархических организаций. Татарское население города ограничилось молебнами за победу России, но больше его занимала реакция Османской империи на текущие события, позиция которой до середины октября 1914 года оставалась неопределенной.
Страницы казанских газет были заполнены верноподданническими телеграммами от различных общественных объединений и организаций. Все это было призвано свидетельствовать единение царя с народом. Начало войны, и особенно вступление в нее наряду с Францией Британской империи вызвали уверенность, что она продлится недолго и в течение ближайших месяцев все закончится разгромом противников из Тройственного союза. Но уже при проведении мобилизации осени 1914 года в Казанской губернии начались трудности: они - сопровождались пьяными погромами, из-за чего местные власти вынуждены были принять «сухой» закон, запрещая изготовление и продажу спиртного.
Большое внимание Казанским губернским жандармским управлением и полицией уделялось порядку на железнодорожном
т
дискуссия
журнал научных публикаций
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
вокзале и пристани. Серьезных волнений среди населения и призывников в сборные пункты в Казани вплоть до октября 1915 года больше не замечалось.
В середине сентября =
1914 года начальник Казанского губернского жандармского управления полковник К. И. Калинин в своей докладной записке в департамент полиции города Казани, отмечает, «что сотрудник казанских татарских газет Фатых Амирханов не скрывает за последнее время своего взгляда на последствия настоящей войны. Он полагает, что в случае, если Россия останется, так или иначе, победительницей, то начнется сильная реакция, которая главным образом коснется инородцев и в частности мусульман»1.
Эти опасения были связаны с тем, что мусульманское население Казани активно наблюдало и обсуждало события двух балканских войн 1912-1913 годов, предшествовавших мировой войне 1914 года, сочувствуя туркам. Косвенным подтверждением интереса татар к событиям на Балканах могут послужить тиражи газет, подробно освещавших события, кроме того, предпринимались попытки сбора пожертвований в пользу армии османского султана. С другой стороны, под влиянием Первой русской революции 1905-1907 гг. и Младотурецкой революции 1908-1909 гг. произошел рост националь-
К середине весны 1915 года, когда соотношение сил воюющих сторон уже определилось, татарское население города Казани больше замкнулось в себя, опасаясь, что малейшая неосторожность может вызвать нежелательные для него последствия со стороны местных властей.
ного самосознания среди мусульманского населения Казанской и соседних с ней губерний. В среде татарской интеллигенции были сильны социалистические и пантюр-кистские настроения, а в среде мусульманского духовенства — панис-ламистские идеи.
По наблюдениям казанской жандармерии, татары были убеждены, что воюющие между собой христиане должны обессилеть и ослабеть, что от этой войны больше всех получат выгоду мусульманские государства и прежде всего Османская империя. Национальные чаяния, так или иначе, связывались со вступлением в войну Турции, которая в глазах татарской общественности оставалась чуть ли не единственной их возможной «защитницей»2. После недолгих дипломатических интриг 29 октября 1914 года объединенный турецко-германский флот напал на русские суда и обстрелял причерноморские российские города. В ответ 3 ноября Российская империя объявила Османской империи войну, а через семь дней стамбульский шейх-уль-ислам (старейшина ислама) объявил джихад (священную войну мусульман в защиту веры) и призвал мусульман, находившихся под властью правительств Франции, Англии и России, начать восстания.
Несмотря на разочарование этим со стороны татар и необходимость со сто-
№ 9 (39) ОКТЯБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
роны духовенства объявить войну против единоверцев богоугодным делом, появились требования, чтобы мусульман не направляли на Кавказский фронт.
К середине весны 1915 года, когда соотношение сил воюющих сторон уже определилось, татарское население города Казани больше замкнулось в себе, опасаясь, что малейшая неосторожность может вызвать нежелательные для него последствия со стороны местных властей.
Как отмечалось в сводке жандармского управления: «По наружности в татарах заметна полная солидарность с русским населением по отношению к войне, передовая часть их старается везде и всюду выставлять на вид верность России, указывая на то, что в рядах армии за нее стоят грудью многие их соотечественники, что остальные татары (мусульмане) приносят свою лепту на алтарь отечества, жертвуя деньги на помощь больным и раненым воинам»3.
В татарской прессе демонстративно отмечалась солидарность между мусульманами и титульной нацией во время войны. Например, газета «Тормыш» заканчивает свою статью «Война и мусульманский мир» так: «Российские мусульмане связаны со своими соотечественниками-русскими. Поэтому на поле сражений в трудные минуты они выставляют больше самоотверженности, чем русские...»4.
Газета «Кояш» 19 февраля 1915 года писала: «.Если немцы ждут окончания войны, то и мы по получению желаемого для себя результата встретим окончание войны с удовольствием <...>
Эта война во взглядах всего российского населения, в том числе и в наших взглядах, сделает перемену. Придется кое-что раньше существенное оставить, а кое-что из раньше возбраняемого придется поставить на почетное место. <...> =
К моменту окончания войны и мы должны успеть окончательно обдумать о своей внутренней жизни и о том, к какой из русских партий мы должны питать друж-
Когда татарам стало известно, что от них ожидают для поднесения царю около сорока тысячи рублей, купцы с Сенного базара начали рассуждать о том, что при
таких сборах татары будут лишены возможности поддерживать мусульманские благотворительные общества, школы и другие учреждения, существующие на пожертвования.
бу. Эта война ясно показала облик многих русских партий. Осталось лишь правильно понимать эти обнаруженные облики»5.
В марте 1915 года в Казани пронеслась молва о возможности посещения ее императором Николаем II. Жители стали понемногу приготовляться к этому важному событию, приводя в порядок свои дома, заготовляя государственные флаги, принадлежности для иллюминации и т. п. Возникли предложения о том, чтобы поднести императору определенную сумму на нужды войны.
Когда татарам стало известно, что от них ожидают для поднесения царю около сорока тысячи рублей, купцы с Сенного базара начали рассуждать о том, что при таких сборах татары будут лишены возможности поддерживать мусульманские благотворительные общества, школы и другие учреждения, существующие на пожертвования. Но в открытые волнения эти беспокойства не вылились, тем более российский император в Казань приехать не смог.
К маю 1915 года, когда началась Дарда-нелльская десантная операция английских войск, казанские мусульмане утверждали, что Стамбул — это оплот ислама и что потеря этого стратегического пролива турками станет началом падения Османской империи. Поэтому они сочувствовали единоверцам и с большим интересом следили за военными событиями в Дарданеллах, радуясь гибели судов флота союзников и желая по-= следним поражения.
На страницах татарской печати появлялись статьи, где утверждалось, что с помощью флота еще никогда до того не захватывали сухопутные крепости, и действительно эта десантная операция, проводимая силами Антанты, оказалась неудачной.
= В связи с Первой мировой войной среди татар появилась и легенда о том, что настоящий конфликт — это та война, которая была упомянута в религиозных пророчествах. Появи-
®
дискуссия
журнал научных публикаций
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
лись письма из Мекки, «повествующие, что селение Казани настороженно относилось одному из угодников пророка явился Ма- к известиям о боевых действиях, достаточ-гомет и поведал, что в 1915 году появился но скупо проявляя патриотические чувства, антихрист (Даджаль), а в 1916 году — про- главной причиной этого было вступление
в войну Османской империи осенью 1914 года на стороне Германской империи и Тройственного союза. К 1916 году из-за большого числа призванных на фронт мусульман и создания специальных полков из их числа, настроения
изойдет много грозных событий, а потому угодник пророка призывал к покаянию»6.
Подобные слухи одновременно со шпиономанией в российском тылу, принимавшей характер массового психоза, вносили нервозность в общественное соз- =
нание, а с другой стороны — их количество росло в связи с ухудшением жизненных условий населения и пессимистическими известиями с Восточного фронта в 1915 году.
В своих воспоминаниях, которые впервые были изданы в Германии в 1933 году, видный татарский писатель и общественный деятель Гаяз Исхаки, придерживаясь конъюнктурных соображений, отмечал, что «во время мировой войны тюрко-татары, как Крыма, так и Идель-Урала, как единственный народ из всех мусульман России, отбывающий воинскую повинность, пострадали больше, чем кавказцы и туркестан-цы. Хотя тюрко-татары были настроены пораженчески и городское население всеми средствами старалось уклониться от мобилизации, но война, как всякая война, сильно отразилась на благосостоянии тюрко-та-тарской деревни»7.
Эта оценка противоречит другому свидетелю настроения российских мусульман А. Тамарину, который в книге «Мусульмане на Руси» (1917 год), сделав краткий обзор участия солдат-мусульман в Первой мировой войне, отметил: что «они не жаждут крови, но и не боятся её и готовы проливать до тех пор, пока этого будет требовать сознание неизбежности и долга перед родиной. Единственное, чего требуют мусульмане, — формирование мусульманских полков со своими офицерами и духовниками <. > Во всем остальном они — русские солдаты, на которых всегда может опереться российская республика».8
Изложенные в данной статье факты свидетельствуют о том, что в начальном этапе Первой мировой войны татарское на-
Единственное, чего требуют мусульмане,—формирование мусульманских полков со своими офицерами и духовниками <...> Во всем остальном они — русские солдаты, на которых всегда может опереться российская республика.
в татарском обществе центра Казанской губернии становились более верноподданническими. ^
1. Отчет Казанского губернского жандармского управления в департамент полиции о настроении населения города Казани по отношению к войне за период с августа по декабрь 1914 года// Национальный Архив Республики Татарстан (далее — НА РТ) Ф.199, Оп. 1, Д. 1021, Л. 24.
2. Отчет Казанского губернского жандармского управления в департамент полиции о настроении населения города Казани по отношению к войне за период с августа по декабрь 1914 года // Национальный Архив Республики Татарстан (далее — НА РТ) Ф.199, Оп. 1, Д. 1021, Л. 24.
3. Отчет Казанского губернского жандармского управления в департамент полиции о настроении населения города Казани по отношению к войне за период с августа по декабрь 1914 года// Национальный Архив Республики Татарстан (далее — НА РТ) Ф.199, Оп. 1, Д. 1021, Л. 15.
4. Донесение Казанского губернского жандармского управления в департамент полиции о настроении населения города Казани по отношению к войне за период с января по октябрь 1915 года// НА РТ Ф. 199, Оп. 1, Д 1022,Л. 5
5. Сугыш турында мэкалэ (Статья о боевых действиях) // Кояш («Солнце»), 19 февраля 1915 года.
6. Донесение Казанского губернского жандармского управления ... 1915. Л. 7.
7. Исхаки Г. Идель-Урал. Казань: Татарское книжное издательство, 1991. С. 41.
8. Тамарин А. Мусульмане на Руси/ Под общей редакцией Я.Д. Маковского. М.: Издание Д.Я. Маковского, 1917. С. 32.