Профессиональное образование
УДК: 377.5
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО
И ИНКЛЮЗИВНОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Мануйлова
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые аспекты развития системы инклюзивного профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: взаимодействие Федерального методического центра, базовых профессиональных образовательных организаций и профильных ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования, созданных в субъектах Российской Федерации; раскрываются проблемы и перспективы развития отечественной системы специального и инклюзивного среднего профессионального образования.
Ключевые слова: специальное образование, инклюзивное профессиональное образование, Федеральный методический центр, базовые профессиональные образовательные организации, профильные ресурсные учебно-методические центры, среднее профессиональное образование.
PRESENT AND FUTURE OF THE NATIONAL SYSTEM OF SPECIAL
AND INCLUSIVE VOCATIONAL EDUCATION
V. Manuilovа
Abstract. The article deals with the key aspects of the development of the system of inclusive vocational education of students with disabilities: the interaction of the Federal methodical center, basic professional educational organizations and specialized resource training centers of secondary vocational education, created in the subjects of the Russian Federation; reveals the problems and prospects of development of the domestic system of special and inclusive secondary vocational education.
Keywords: special education, inclusive education, Federal methodological centre, the basic professional educational organizations, and specialized resource training and methodological centers, vocational secondary education.
Инклюзивное профессиональное образование - одно из приоритетных направлений развития среднего профессионального образования и профессионального обучения; один из приоритетов государственной политики Российской Федерации [2].
Основной целью развития специального и инклюзивного среднего профессионального образования является обеспечение его общедоступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Его внедрение в сферу среднего профессионального образования требует существенных преобразований методического и технологического характера [1].
Для достижения поставленной цели Минобрнауки Российской Федерации реализован ряд мероприятий: создание Федерального методического центра (далее ФМЦ) на базе ГАОУ ВО МГПУ, базовых профессиональных образовательных организаций (далее БПОО) и профильных ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования (далее РУМЦ СПО).
ФМЦ, осуществляет организационно-методическую и экспертно-консультативную поддержку функционирования БПОО и профильных РУМЦ СПО.
БПОО, обеспечивают развитие региональных систем инклюзивного образования посредством сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями (далее ПОО) и социальными партнерами [3].
Профильные РУМЦ СПО, консолидируют деятельность БПОО, обеспечивают обновление учебно-методического обеспечения по наиболее востребованным направлениям подготовки в соответствии с потребностями регионов.
В течение 2016 - 2017 гг. в 75 субъектах создано 83 БПОО. В 2018 г. создается 25 профильных РУМЦ СПО (по направлениям: информатика, транспорт, строительство, сервис и туризм, экономика, общественное питание).
Созданная сеть базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров становится основой для развития доступной инфраструктуры, которая призвана обеспечить
сопровождение инвалидов при получении профессионального образования и содействие их трудоустройству в каждом субъекте Российской Федерации [4].
В настоящее время на федеральном уровне разработаны меры, направленные на содействие получению профессионального образования лиц с инвалидностью:
- во все нормативные правовые акты внесены положения, учитывающие образовательные потребности обучающихся с инвалидностью, контроль за исполнением актов осуществляется Рособрнадзором;
- в образовательных организациях назначены ответственные за организацию обучения инвалидов, созданы центры по сопровождению и иные структурные подразделения по работе с данной категорией студентов и их семьями;
- управленческие команды БПОО прошли обучение по программе профессиональной подготовки «Кадровое обеспечение системы СПО»;
- организована работа «горячей линии» Минобрнауки России по вопросам приема инвалидов в образовательные организации;
- разработаны и внедрены Порядок профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательных организациях и методические рекомендации по его реализации, в том числе с использованием дистанционных технологий;
- созданы порталы информационной и методической поддержки среднего профессионального и высшего инклюзивного образования, которые полностью соответствует требованиям информационных систем для лиц с различными ограничениями [2].
В результате реализации принятых мер наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества лиц с инвалидностью, получающих профессиональное образование.
Подробнее остановимся на анализе актуальных проблем развития инклюзивного среднего профессионального образования в Российской Федерации и определении первостепенных задач на 2018 год:
1. Проблема: недостаточное
межведомственное взаимодействие в субъекте в вопросе образования и последующего трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Задача: развитие системы межведомственного взаимодействия, в вопросах передачи информации о потребности детей с инвалидностью и ограниченными возможностями
здоровья, взрослых инвалидов в получении профессионального образования и содействии в трудоустройстве, о количестве потенциальных абитуриентов и особенностях ограничений их здоровья для формирования целевых программ профориентации и подготовки условий для получения профессионального образования по перспективным для регионального рынка труда направлениям подготовки.
Будут обеспечены:
- обеспечение межведомственного взаимодействия и социального партнерства между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- разработка единой межведомственной системы мониторинга мероприятий по содействию в получении профессионального образования молодыми инвалидами и дальнейшего их трудоустройства;
- разработка и реализация образовательных программ СПО с учетом требований, направленных на обеспечение инклюзии, ФГОС по ТОП-50 и актуализированных ФГОС;
- разработка и реализация региональных программ содействия профессиональному образованию и последующему трудоустройству, включая формирование мотивации к профессиональной деятельности и ценностей «независимой жизни»;
- увеличение числа инвалидов, поступающих на программы профессионального образования;
- увеличение числа студентов с инвалидностью, успешно завершающих обучение по программам профессионального образования.
2. Недостаточное внимание уделяется анализу потребности молодых инвалидов в переподготовке и повышении квалификации.
Задача: проведение анализа потребности молодых инвалидов в переподготовке и повышении квалификации.
Будут обеспечены:
- расширение спектра востребованных программ дополнительного профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- расширение возможностей активного использования возможности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- расширение возможностей выбора дополнительной профессиональной образовательной программы для обучения по месту жительства по различным параметрам;
- увеличение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью.
3. Недостаточное кадровое обеспечение БПОО.
Задача: проведение курсов повышения квалификации, переподготовки, стажировки, установление взаимодействия с общественными организациями инвалидов, привлечение узкопрофильных специалистов (сурдопедагогов, тифлопедагогов).
Будут обеспечены:
- расширение спектра современных программ дополнительного профессионального образования для управленческих и педагогических кадров профессиональных образовательных организаций;
- изменение и совершенствование технологий реализации программ дополнительного профессионального образования для управленческих и педагогических кадров профессиональных образовательных организаций;
- увеличение числа управленческих и педагогических кадров профессиональных образовательных организаций, владеющих технологиями обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, в том числе за счет тиражируемости разработанных проектов (в рамках переподготовки в Государственном институте новых форм образования - Гинфо) по развитию кадрового потенциала региональных систем профессионального образования (по актуальным и ключевым направлениям деятельности БПОО и РУМЦ СПО: профориентация, дополнительное образование лиц с инвалидностью и ОВЗ, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, содействие трудоустройству через конкурсное движение).
4. Отсутствие единой системы профориентационной работы с абитуриентами из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Задача: внедрение модели
профориентационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью, ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Будут обеспечены:
- раннее начало профориентационной работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ;
- профдиагностика и профконсультирование лиц с инвалидностью и ОВЗ на этапе обучения в школе.
5. Проблема: недостаточная информированность лиц с инвалидностью и ОВЗ, их родителей (законных представителей) о возможностях получения инклюзивного образования в ПОО исходя из необходимых специальных условий, необходимых для обучения.
Задача: развитие Портала инклюзивного среднего профессионального образования (spo.wil.ru) как инструмента расширения доступности образования для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ.
Будут обеспечены:
- расширение для абитуриентов возможностей выбора образовательной организации для обучения по месту жительства по различным параметрам;
- расширение для абитуриентов возможностей выбора образовательной программы СПО или профессионального обучения по различным параметрам;
- консультации в режиме онлайн и оффлайн по вопросам поступления, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ.
6. Проблема: низкое качество информации, предоставляемой профессиональными образовательными организациями по количественным и качественным показателям по обучающимся с инвалидностью и ОВЗ и созданным специальным условиям.
Задача: создание информационно-аналитической системы поддержки деятельности профессиональных образовательных организаций в сфере инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
Будут обеспечены:
- получение полной и достоверной информации о контингенте обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам СПО и профессионального обучения на основе оптимизации предоставления данных и интеграции информации из различных источников;
- консультационная поддержка профессиональных образовательных организаций по организационным, нормативным и методическим вопросам создания специальных условий для получения СПО лицами с инвалидностью и ОВЗ, организации учета этой категории обучающихся;
- доступ к сводным данным мониторинга инклюзивного образования по своему субъекту РФ для органов управления образованием субъектов РФ, базовых профессиональных образовательных организаций, что позволит выявить проблемы в создании специальных
условий для получения СПО инвалидами и лицами с ОВЗ в субъектах РФ, повысить качество управленческих решений в этой сфере.
7. Проблемы трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью.
Задача: проведение анализа потребности предприятий региона в рабочих кадрах с целью модернизации программ профессиональной подготовки.
Будут обеспечены:
- заключение договоров с предприятиями-партнерами о взаимодействии;
- квотирование рабочих мест для лиц с инвалидностью и ОВЗ;
- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства;
- организация практик, стажировочных площадок, тренировочных полигонов;
- развитие сети региональных центров компетенций по вопросам реализации
сопровождения инвалидов при получении профессионального образования и содействия трудоустройству.
Важной составляющей, способствующей обеспечению доступности профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ, является развитие конкурсного движения профессионального мастерства Абилимпикс.
Решение данных задач на уровне субъектов Российской Федерации позволит обеспечить создание условий для получения профессионального образования и
профессионального обучения лицами с инвалидностью за счет развития доступности образовательной среды и увеличение доли лиц с инвалидностью, поступивших на обучение по образовательным программам
профессионального образования и
профессионального обучения, а также содействия последующему их трудоустройству.
Литература:
1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А., Холоднова Л.Ф. Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2017. - Т. 5. - № 6. - С. 34-40.
2. Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования / В.В. Мануйлова // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2017. - № 2(38). -С. 23-30.
3. Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Инновации в системе профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: конкурсы профессионального мастерства / В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова //
Коррекционная педагогика: теория и практика. -2017. - № 2(72). - С. 40-53.
4. Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации // Среднее профессиональное образование. - 2016. -№10. - С. 46-52.
5. Рожков А.И., Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Деятельность Федерального методического центра в процессе сопровождения инклюзивного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч. 11. - С. 34-38.
Сведения об авторе:
Мануйлова Виктория Викторовна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно исследовательской работе института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, e-mail: m-v-d-2003@mail.ru
Data about the author:
V. Manuilova (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, Deputy Director on scientific research of the Institute of special education and complex rehabilitation, Moscow state pedagogical University IN BU, e-mail: m-v-d-2003@mail.ru