УДК 378.1
DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-10
РЕСУРСНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ: ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ1
12 3
А. А. Фёдоров *, Г. А. Папуткова *, И. Ф. Фильченкова *, Н. О. Леоненко4*, Т. Ф. Краснопевцева5*, С. Н. Каштанова6*
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: _ fedorov_aa@mininuniver.ru
2
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: paputkova-ga@mininuniver.ru Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: iflchenkova@yandex. ru 4Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: leonenkono@st.mininuniver.ru 5Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: tfk1001@yandex.ru 6Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: kaslana@yandex. ru
АННОТАЦИЯ
Введение: Представленная статья посвящена новому и актуальному направлению в системе высшего образования - развитию инклюзивного образования. Представлен опыт создания РУМЦ Мининского университета в 2017 году, описаны направления его деятельности в 2017 году и полученные результаты. В статье обозначена роль РУМЦ в развитии инклюзивной культуры.
Материалы и методы: В основе написания статьи - метод анализа литературы отечественных и зарубежных авторов, использовались данные мониторинга состояния инклюзивного высшего образования, выполненного в рамках Государственного контракта от 7.06.2016 г. № 05.020.11 007 по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов».
Результаты исследования: Анализируя результаты деятельности РУМЦ, авторы актуализируют проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, и предлагают пути их решения. Развитие деятельности РУМЦ авторы видят через разработку форм и механизмов межведомственного, межрегионального и межинституционального взаимодействия в целях
1 Работа выполнена в рамках реализации государственного задания на оказание услуг № 4 от
19.10.2017 «Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов»
достижения согласованности действий и эффективности деятельности всех участников сопровождения инклюзии в высшем образовании с учётом образовательных потребностей абитуриентов и потребностей рынка труда на всей закреплённой территории. В качестве особой миссии РУМЦ авторы видят управление развитием инклюзивной культуры в вузе. Система высшего образования при этом рассматривается как инструмент выполнения социального заказа на формирование поколения людей, толерантных и органично воспринимающих факт инклюзии во всех сферах жизни.
Обсуждение и заключения: Роль ресурсного учебно-методического центра в развитии инклюзивного высшего образования определяется выявлением существующих технологий и разработкой инновационных, их демонстрацией и тиражированием в вузы закрепленной территории. Представлены статистические данные, факты, экспертные мнения. Статья носит характер описания имеющегося опыта. Содержащаяся в тексте информация полезна читателям в качестве освещения возложенной на РУМЦ миссии.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная культура, инклюзивное высшее образование, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, сетевое взаимодействие.
RESOURCE TRAINING AND METHODOLOGICAL CENTER FOR THE TRAINING OF PEOPLE WITH DISABILITIES: EXPERIENCE AND DIRECTION OF
DEVELOPMENT
A. A. Fedorov1*, G. A. Paputkova2*, I. F. Filchenkova3*, N. O. Leonenko4*, T. F. Krasnopuevtseva5*, S. V. Kashtanova6*
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: _fedorov aa@mininuniver.ru
2
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: paputkova-ga@mininuniver.ru
o
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: ifilchenkova@yandex.ru
4Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: leonenkono@,st.mininuniver.ru
5Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: tfk1001@yandex.ru
6Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: kaslana@yandex.ru
ANNOTATION
Introduction: The presented article is devoted to the new and actual direction in the system of higher education - the development of inclusive education. The experience of creating a resource training and methodological center (RTMC) of the University of Minin in 2017 is presented, the directions of its activity in 2017 and the results are described. The article outlines the role of RTMC in the development of inclusive culture.
Materials and methods: The method of analyzing the literature of domestic and foreign authors was used as the basis for writing the article; the monitoring data of the state of inclusive higher education, which was implemented within the framework of the State Contract dated 07.06.2016 No. 05.020.11 007 on the project «Monitoring Information and Analytical Support of Activities regional resource centers for higher education for disabled people».
Results: Analyzing the results of the RTMC activity, the authors update the problems that arose during the project implementation and suggest ways of their solution. The authors see the development of the RTMC activity through the development of forms and mechanisms of interdepartmental, interregional and inter-institutional cooperation in order to achieve coherence of actions and effectiveness of all participants in the support of inclusion in higher education, taking into account the educational needs of entrants and labor market needs throughout the fixed territory. As a special mission of the RTMC, the authors see the management of the development of inclusive culture in the university. The system of higher education is considered as an instrument of fulfilling the social order for the formation of a generation of people who tolerate and organically perceive the fact of inclusion in all spheres of life.
Discussion and conclusion: The role of the resource training and methodological center in the development of inclusive higher education is determined by the identification of existing technologies and the development of innovative technologies, their demonstration and replication of the assigned territory to universities. Presented are statistical data, facts, expert opinions. The article is a description of the available experience. The information contained in the text is useful to readers in the light of the mission entrusted to the RTMC.
Keywords: inclusion, inclusive culture, inclusive higher education, limited health opportunities, disability, networking.
Введение
Стабильное увеличение в обществе количества лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью предъявляет особые требования к системе образования на всех уровнях [1; 8]. Согласно данным Росстата, на 1 июня 2017 года в России насчитывается более 12 259 000 инвалидов, что составляет 9% населения [25]. Важно отметить, что 68% граждан с инвалидностью трудоспособного возраста хотят получить высшее образование, а 51,8% инвалидов от 15 лет и старше отмечают потребность вести активный образ жизни наравне со всеми с учётом имеющихся возможностей [23]. Приведенные данные свидетельствуют о наличии интереса лиц, имеющих ОВЗ и инвалидность, к высшему образованию и активной самореализации. Вместе с тем в вузы поступает не более 5 тысяч из 30 тысяч выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что составляет только 0,38% от общего числа российских студентов. Успешно закончить вуз удаётся не более 65% от общего числа студентов с инвалидностью [18]. Государство прилагает серьезные усилия по повышению качества и доступности высшего инклюзивного образования. На законодательном уровне в России инклюзивное образование было зафиксировано 29.12.2012 года в п.27 статьи 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [28] и раскрыто как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Однако, как показывает статистика, в системе высшего образования существуют серьезные ограничения для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, что актуализирует необходимость системной и последовательной деятельности, направленной на создание в вузах условий для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
В целях повышения доступности высшего образования в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы 23 мая 2016 г. № 3467п-П8 Минобрнауки на базе подведомственных образовательных
организаций высшего образования была создана сеть ресурсных учебно-методических центров (далее - РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, являющихся организационным механизмом реализации мероприятий по повышению доступности высшего образования для лиц с инвалидностью [29]. По результатам конкурсного отбора и на основании Приказа № 1021 от 20.10.2017 Министерства образования и науки РФ было создано 11 РУМЦ, один из которых - на базе ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет). В зону ответственности РУМЦ Мининского университета вошли 7 областей РФ (далее -«закреплённые территории»): Нижегородская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Ульяновская область, Республика Мордовия, Саратовская область. На закреплённой территории находится 35 высших учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки РФ.
Обзор литературы
Методологически развитие российского инклюзивного образования исходит из основных положений культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Идея развития личности в деятельности, в совместной деятельности обоснована основными принципами деятельностного подхода о единстве сознания и деятельности, сформулированными в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Методологические аспекты организации инклюзивного образования изложены в трудах М. Воган, Т. Бут, М. Эйнскоу, С.В. Алёхиной, А.В. Герасимова и др. При анализе ситуации в российском высшем инклюзивном образовании использованы данные, представленные в трудах А.А. Фёдорова, Г.А. Папутковой, И.Ф. Фильченковой, С.Н. Каштановой, В.А. Кудрявцева. Принципы инклюзии в контексте развития образования сформулированы в работах С.В. Алёхиной, психологические особенности обеспечения инклюзии в системе образования - в работах С.В. Алёхиной, Г.А. Берулава, И.Н. Хафизуллиной и др. Ведущая роль инклюзивной культуры в развитии доступности и качества высшего образования обоснована в исследованиях М. Воган, Т. Бут, М. Эйнскоу, М.А. Недосекиной, Н.В. Старовойт, Н.Г. Сигал, М.Н. Филатовой и др. Влияние системы высшего образования на общество зафиксировано в документах Юнеско по образованию, в научных публикациях Н.Г. Сигал и др. Механизмы трансляции культуры изложены в контексте социальной культурологии (Б.С. Ерасов и др.).
Материалы и методы
При написании статьи использовался метод анализа (литературы, статистических данных). Направления деятельности сети РУМЦ с учетом тенденций и ограничений в области получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью были определены на основании данных мониторинга, в котором приняла участие 871 образовательная организация, реализующая образовательные программы высшего образования (далее - вузы) [26]. Мониторинговые формы были разработаны Мининским университетом в рамках Государственного контракта от 7.06.2016 г. № 05.020.11.0007 по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов» [10; 20].
Результаты исследования
Анализ результатов проведенного исследования позволил зафиксировать основные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды на всех этапах в системе высшего образования, начиная с профессионального ориентирования и заканчивая профессиональным развитием [17]. Так, в ходе прохождения мониторинга только 7% вузов заявили о реализации
профориентационных программ для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Наличие полностью безбарьерной среды отмечается в 5% учебных корпусов от их общего числа для лиц с нарушениями зрения, в 7% учебных корпусов - для лиц с нарушениями слуха и в 10% учебных корпусов - для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Не более 15% вузов продемонстрировало готовность к размещению в общежитиях студентов с ОВЗ и инвалидностью. Таким образом, потенциальные студенты с инвалидностью сталкиваются с серьёзными препятствиями к получению высшего образования еще на этапе профессионального самоопределения и на уровне архитектурной среды большинства вузов, что объясняет низкий процент поступивших в вуз инвалидов от общей выборки студентов. На этапе обучения студенты с инвалидностью также сталкиваются с объективными трудностями [18]. Согласно данным мониторинга, адаптированные образовательные программы разработаны для лиц с ОВЗ и инвалидностью в 19-27% вузов (в зависимости от типа нозологии) от общего числа вузов, участвующих в мониторинге. Отсутствие адаптированных под каждого студента-инвалида образовательных программ затрудняет их освоение и обуславливает значительный отток поступивших в вуз инвалидов до его окончания. Большинство студентов с ОВЗ и инвалидностью, освоивших образовательную программу, останавливаются на уровне бакалавриата и только незначительная часть продолжает обучение по магистерским программам (5,93%) и в аспирантуре (0,39%). Из 65% закончивших обучение по программам высшего образования выпускников с ОВЗ и инвалидностью трудоустраивается чуть более половины (57,5%), из которых свыше трети трудоустраивались самостоятельно с помощью СМИ, сети Интернет, личных связей и знакомств. Это значит, что работа по информационному сопровождению процессов трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью в вузах ведётся недостаточно эффективно. Только треть (33%) вузов от их общего числа имеют утвержденные программы содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, еще меньше вузов (13%) имеют программы постдипломного сопровождения для лиц с ОВЗ и инвалидностью [9; 10].
Резюмируя данные Росстата, социологических опросов и мониторинга, можно констатировать противоречие между потребностью субъектов с ОВЗ и инвалидностью в получении высшего образования и соответствующем профессиональной квалификации трудоустройстве, с одной стороны, и недостаточной готовностью образовательных организаций высшего образования к включению данной категории обучающихся в образовательное пространство - с другой.
Объективизированные в ходе мониторинга проблемы, с которыми сталкиваются лица с ОВЗ и инвалидностью в системе высшего образования, определили направления деятельности сети РУМЦ [16]. Достижение поставленной цели предполагается через разработку, обобщение и масштабирование инновационных технологий по научно-методическому и техническому обеспечению развития инклюзивной формы высшего образования, в том числе в части организации трудового и профессионального ориентирования лиц с ОВЗ и инвалидностью с различными видами нозологий. И условием, и инструментом достижения цели является сетевое взаимодействие РУМЦ с вузами, органами государственной власти и иными организациями, задействованными в системе организации обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью на подведомственной ему территории.
В соответствии с государственным заданием и утвержденной дорожной картой РУМЦ Мининского университета были реализованы мероприятия, основные итоги которых представлены ниже.
В рамках создания РУМЦ разработан и утвержден необходимый пакет нормативно-правовых документов, регламентирующий деятельность центра, а также штатное расписание, дорожная карта деятельности на 2017 г. На официальном портале Мининского университета разработан раздел РУМЦ [24]. Были заключены соглашений о сотрудничестве и утверждены в двустороннем порядке дорожные карты взаимодействия РУМЦ с 18 вузами закреплённой территории по направлениям:
- профориентация,
- обучение,
- сопровождение,
- содействие трудоустройству,
- постдипломное сопровождение,
- повышение квалификации научно-педагогических и иных категорий работников вузов.
В рамках консалтинга - одной из основных функций ресурсных центров -сотрудниками call-центра РУМЦ проведено 389 консультаций по вопросам поступления, обучения, трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью. Согласно статистике обращений, зафиксированной в гугл-форме, чаще всего за консультацией обращаются специалисты вуза по учебно-методической деятельности и трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью (рисунок 1). Соответственно, предмет обращений связан с вопросами нормативно-правового и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Другие вопросы, наиболее часто задаваемые специалистам call-центра, относятся к сфере психолого-педагогического сопровождения, инструментально-технического обеспечения, профориентации и приема в высшие учебные заведения лиц с ОВЗ и инвалидностью. В соответствии с актуальной проблематикой обращений в РУМЦ разработаны методические рекомендации для специалистов call-центра, в которых содержатся развёрнутые ответы на вопросы.
Категории лиц, обратившихся за консультацией в call-центр (%)
Отдел кадров 4%
Figure 1 - Categories of people who contacted the call center for advice
Степень удовлетворенности вузов закрепленной территории качеством предоставляемой информации со стороны РУМЦ мы изучали посредством анкетирования. В
опросе принял участие 21 вуз закрепленной территории, из которых 20 поставили высокие оценки по критерию доступности информации при запросе вузом (рисунок 2).
Рисунок 2 - Оценка доступности информации при запросе вузами закрепленной территории Figure 2 - Assessment of the availability of information when universities are requesting a fixed territory
В рамках профессионального ориентирования старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью РУМЦ были реализованы два мероприятия. В первом - семинаре-практикуме «Технологии эффективного профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью» - приняли участие 58 школьников, имеющих ОВЗ и инвалидность. Во втором - дискуссионной площадке «Профориентация лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе довузовской подготовки» - участвовало более 90 человек с ОВЗ и инвалидностью, в том числе 60 в очном формате. Для выявления образовательных потребностей потенциальных абитуриентов был проведен мониторинг, в котором вузами 7 областей закрепленной территории было опрошено более 80 старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью. В рамках создания «Атласа профессий» специалистами РУМЦ описано шесть перспективных для региона профессий для трёх нозологических групп на основе анализа потребностей региона.
В целях обеспечения преемственности между вузом и школой научно-педагогическим коллективом кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета на площадке РУМЦ подготовлены к тиражированию методики и технологии сопровождения перехода из школы в вуз (профориентационные диагностико-консультативные портфолио, карьерный маршрутизатор и т.п.).
В рамках мероприятий для выпускников вуза, имеющих ОВЗ и инвалидность, были организованы условия для диалога основных участников процесса трудоустройства -представителей вузов, служб занятости, работодателей, потенциальных выпускников вуза с ОВЗ и инвалидностью. Так, в формате дискуссионной площадки «Трудоустройство лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе инклюзивного высшего образования» приняли участие более 200 человек, в том числе более 100 в очном формате, из которых 46 студентов из организаций высшего образования. В работе семинара-практикума «Трудоустройство выпускников вузов с ОВЗ и инвалидностью: риски, ожидания и перспективы» приняли участие сотрудники, преподаватели, студенты, работодатели и выпускники с ОВЗ и инвалидностью 23 вузов закрепленной территории: 3 вуза - в очном режиме и 20 вузов - в режиме онлайн. Обсуждение ситуации с трудоустройством выпускников с ОВЗ и инвалидностью на рынке труда позволяет в качестве основных проблем выделить отсутствие
Оценка доступности информации о деятельности РУМЦ при запросе вуза ( численность респондентов,%)
подходящих вакансий и недостаточную профессиональную компетентность самих соискателей. Вышесказанное определяет необходимость формирования сети организаций, готовых трудоустраивать лиц с ОВЗ и инвалидностью, причём как на территории Нижегородской области, так и в других регионах закреплённой территории. С точки зрения повышения конкурентоспособности выпускников вузов с ОВЗ и инвалидностью на рынке труда, совершенствования их профессиональных и персональных компетенций планируется развитие дополнительного образования и форм вовлечения в среду вуза с многообразием социокультурных и самоактуализационных практик.
В целях уточнения ситуации и выявления проблемных зон в сфере трудоустройства на закрепленной территории был проведен мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью, в котором в качестве респондентов приняли участие 66 выпускников с ОВЗ и инвалидностью из 7 регионов закрепленной территории. Результаты мониторинга будут учитываться при проектировании дорожной карты взаимодействия РУМЦ с каждой областью закрепленной территории. В качестве методической поддержки коллективом кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета разработан и подготовлен к тиражированию карьерный маршрутизатор (форма фиксации и проектирования поэтапного вхождения в профессию, начиная с этапа довузовской подготовки), реализуемый при участии РУМЦ, вуза, организаций-работодателей, службы занятости и общественных организаций инвалидов.
В рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования также осуществлялась системная работа. Повышение квалификации по программе «Педагогика и психология потенциальных возможностей лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе» прошли 224 сотрудника из 11 вузов Приволжского федерального округа. 16 вузов закреплённой территории приняли участие в трёх вебинарах, посвященных вопросам проведения мониторинга качества и доступности высшего образования, довузовской подготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью и информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования. Для всех вузов закрепленной территории, заключивших соглашение с РУМЦ, были проведены два совещания по вопросам повышения доступности и качества высшего образования. В рамках учебно-методической поддержки для вузов закреплённой территории научным коллективом кафедры специальной педагогики и психологии разработаны адаптированные учебно-методические материалы:
- учебное пособие «Основы безбарьерной дидактики»;
- учебно-методические комплексы «Методика преподавания истории (специальная) (для обучающихся трёх нозологических групп - с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха);
- описание образовательных технологий: «Технология кооперативного обучения» и «Технология организации самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
На базе РУМЦ был создан Центр коллективного пользования в целях оказания поддержки при организации обучения инвалидов различных нозологических групп в вузах закрепленной территории. Разработаны дорожная карта создания центра коллективного пользования и комплект документов, регламентирующих деятельность центра коллективного пользования специальных технических средств обучения. Центр коллективного пользования укомплектован техническими средствами, обеспечивающими безбарьерное образовательное пространство для студентов со всеми видами нозологий ОВЗ и инвалидности в очной и дистанционной форме обучения. Все оборудование Центра является общедоступным для вузов подведомственной территории, заключивших соглашение с РУМЦ Мининского университета, а также для других участников инклюзивного высшего образования на основе договора. В перспективе планируется расширение центра коллективного доступа за счет оборудования центра адаптивной физической культуры и центра безбарьерной коммуникации.
На закрепленной территории РУМЦ был проведен мониторинг состояния высшего инклюзивного образования, образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью,
регионального рынка труда, трудоустройства выпускников с инвалидностью. Анализ результатов мониторинга позволил выявить как типичные, так и свойственные отдельным областям проблемы и ресурсы. Выводы по результатам мониторинга будут учтены при планировании дальнейшей деятельности РУМЦ.
В качестве итогового мероприятия деятельности РУМЦ и его взаимодействия с вузами закрепленной территории был проведен Всероссийский форум «Инклюзивный вуз -модель управляемого будущего» с участием представителей школ, колледжей, техникумов, общественных организаций инвалидов, региональных органов управления образованием, вузов закреплённой территории с привлечением СМИ. Общая численность участников форума составила 55 человек. В дистанционном режиме в форуме приняло участие 17 вузов закрепленной за РУМЦ Мининского университета территории. Мероприятия форума были организованы в формате пленарной сессии, круглого стола и проектной лаборатории. На площадках форума обсуждались актуальные вопросы развития инклюзивного высшего образования и непосредственно деятельности РУМЦ с точки зрения содержания и организационных механизмов. Особое внимание было уделено проблемам межведомственного взаимодействия. Большинство участников форума признали в качестве важного условия масштабирования лучших моделей работы в сфере инклюзивного образования сетевое взаимодействие между РУМЦ, вузами, организациями основного общего и среднего профессионального образования, службами занятости населения, органами управления образованием регионального и федерального уровней, министерством труда и социальной защиты, министерством здравоохранения, общественными объединениями. Также участники мероприятия признали важным развитие форм взаимодействия внутри самой сети РУМЦ с целью консолидации усилий по разработке эффективных форм и механизмов работы в сфере инклюзивного образования. Все решения форума были отражены в резолюции и приняты как ориентиры в развитии дальнейшей деятельности РУМЦ.
По итогам мероприятий был проведен опрос среди вузов закрепленной территории (всего 21 вуз). Распределение ответов о степени удовлетворенности вузов закреплённой территории реализуемыми РУМЦ мероприятиями указывает преимущественно на высокую оценку деятельности (рисунок 3). Данные анкетирования являются основанием для рефлексии и учтены в проектировании дальнейшей деятельности РУМЦ.
Рисунок 3 - Оценка вузами закрепленной территории качества проведенных РУМЦ
мероприятий
Figure 3 - Assessment by universities of a fixed territory of quality conducted by the RUMC
Обсуждение и заключения
Анализ деятельности за прошедший период позволил выделить основные риски и ограничения, которые будут учтены при разработке дорожной карты РУМЦ на 2018 год.
В качестве ключевого направления в деятельности РУМЦ определяется развитие форм и механизмов взаимодействия РУМЦ с участниками инклюзивного процесса на всех его уровнях - межведомственном, межинституциональном, межрегиональном. Несогласованность действий, отсутствие преемственности и единых статистических баз данных о возможностях получения высшего образования и последующего трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью препятствует эффективному планированию и сопровождению. Эта проблема является типичной для мировой практики инклюзивного образования и требует целенаправленных усилий по налаживанию механизмов и согласования действий разных сторон, отвечающих за определенную часть общего результата [31]. Принимая во внимание системный характер проблемы, считаем, что разработка эффективных форм взаимодействия также должна быть системной и затрагивать все уровни взаимодействия.
Наиболее актуальным представляется разработка механизмов и пакета документов, регламентирующих межведомственное взаимодействие. Достижение согласованности взаимодействия РУМЦ с органами управления образованием регионального и федерального уровней, министерством труда и социальной защиты, министерством здравоохранения, общественными организациями инвалидов и работодателями на всей закреплённой территории позволит РУМЦ аккумулировать базы данных и административные ресурсы в целях повышения доступности инклюзивного высшего образования [19].
Следующий уровень - взаимодействие в сети «РУМЦ - РУМЦ». Опыт деятельности на прошедшем этапе актуализировал проблему отсутствия единой терминологии и критериев по стандартизации процессов обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью (единые требования к УМК, онлайн-курсам, техническим средствам обучения, АОП и т.п.), разрозненности опыта и подходов к организации и оформлению результатов деятельности РУМЦ на территории РФ. В целях снятия противоречий, достижения согласованности в реализации и оценке деятельности, а также консолидации лучшего опыта и форм его тиражирования требуется расширение и активизация взаимодействия между собой ресурсных учебно-методических центров РФ, планирование совместных рабочих встреч представителей РУМЦ, выездов для обмена опытом и ознакомления с лучшими практиками сети РУМЦ РФ. Целесообразно создание в сети РУМЦ экспертных советов по направлениям формирования безбарьерного дидактического пространства в системе высшего образования, инклюзивного социокультурного пространства и институтов поддержки обучения инвалидов.
Взаимодействие на уровне «школа (СПО) - вуз». Учитывая существующий разрыв в деятельности разных уровней системы образования по профессиональному ориентированию школьников с ОВЗ и инвалидностью, в перспективе нами планируется реализация дополнительных мероприятий и инициатив, направленных на последовательное развитие системы преемственности «школа (СПО) - вуз». В организационном аспекте считаем эффективным реализацию трёхсторонних соглашений, в которые, помимо вуза и школы (СПО), включены региональные/муниципальные органы управления образованием. Введение третьей стороны позволит обеспечить согласованность взаимодействия, обмен данными и компетенциями, необходимыми для выявления и адресного сопровождения потенциальных абитуриентов вузов «закреплённой территории» с ОВЗ и инвалидностью. Помимо организационных механизмов обеспечения преемственности планируется развитие форм методической поддержки. С этой целью научно-педагогическим коллективом кафедры специальной педагогики и психологии был разработан и подготовлен к тиражированию пакет методик. Так, для сопровождения старшеклассников психологам школ и организаций СПО закреплённой территории предложены формы профориентационного диагностико-консультативного портфолио. Методика «Карьерный маршрутизатор» представляет собой
форму фиксации и проектирования поэтапного вхождения в профессию, начиная с этапа довузовской подготовки и адресной работы со старшеклассником, имеющим ОВЗ и инвалидность, при участии РУМЦ, вуза, организаций-работодателей, службы занятости и общественных организаций инвалидов. Тиражирование разработанных методик запланировано в рамках семинаров, вебинаров и курсов повышения квалификации на базе РУМЦ.
Уровень взаимодействия «РУМЦ - вузы закрепленной территории». Опыт работы на первом этапе показал, что удалённость вузов закрепленной территории препятствует очному участию их представителей в мероприятиях, предусмотренных дорожной картой взаимодействия, ввиду дефицита временных и финансовых ресурсов. Решение этой проблемы возможно через интенсификацию выездов специалистов РУМЦ на закреплённую территорию для проведения образовательных программ, мероприятий и консультаций на областных площадках с привлечением вузов по территориальному принципу. Также в процессе взаимодействия проявились факты низкой мотивированности взаимодействия с РУМЦ вузов, обладающих высоким уровнем компетентности в области специального образования и развития инклюзии. Снятие барьеров и достижение эффективного взаимодействия возможно при условии вариативности предмета соглашений РУМЦ с вузами закрепленной территории в зависимости от их академического и практического опыта в сфере инклюзивного высшего образования. РУМЦ призван консолидировать лучшие модели и практики, разработанные на базе вузов закрепленной территории, являющихся лидерами в разных направлениях развития инклюзивного высшего образования.
Важным аспектом повышения качества деятельности РУМЦ в сфере развития инклюзивного образования считаем международное сотрудничество в целях обмена опытом, соавторства в разработке моделей инклюзии и повышения квалификации по лучшим зарубежным программам в области инклюзивного высшего образования.
Развитие сетевых и иных форм взаимодействия РУМЦ с участниками развития инклюзии на всех уровнях мы рассматриваем как эффективный механизм достижения согласованности усилий и ресурсов и, как следствие, целевых показателей деятельности РУМЦ по повышению доступности и качества инклюзивного высшего образования.
Особой миссией РУМЦ в контексте дальнейшего развития мы считаем управление развитием инклюзивной культуры в вузах. Несмотря на то, что в системе высшего образования ведется активная работа по адаптации образовательных программ, повышению профессиональной квалификации научно-педагогических работников, преобразованию архитектурной среды, наиболее серьезными в развитии инклюзивного образования по-прежнему остаются психологические барьеры [1]. Многие исследователи отмечают в качестве основной причины низкой мотивации получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью неготовность субъектов образовательного пространства к реализации инклюзивной практики [6; 7]. Идеология инклюзивного образования предполагает включенность во взаимодействие всех субъектов процесса, а не только лиц с ОВЗ и инвалидностью. Как отмечает С.В. Алёхина, «идея включения требует от нас не только «включить», но и «включиться» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей» [1, с. 6].
Преодоление психологических барьеров возможно при условии построения такой культуры организации, в которой инклюзивные ценности, убеждения и модели поведения будут разделяться большинством и определять нормы поведения в организации отдельных личностей и групп [26]. Методологически роль социокультурной среды в развитии личности, ее внутренних установок и ценностей, исходит из культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, определяющей среду первостепенным условием развития личности [4]. Компонентами социокультурной среды вуза выступают учебно-воспитательная, профессиональная, научно-исследовательская и досуговая деятельности, управление, процесс коммуникации, эстетическое пространство, материально-техническая база и
внешние отношения университета [13]. Инклюзия предполагает обеспечение равных возможностей доступа к этим компонентам среды всех участников образовательного процесса в вузе. Не менее важным, наряду с обеспечением архитектурной доступности, является создание необходимых условий для самореализации, персональной трансформации личности студентов с ОВЗ и инвалидностью [2; 5; 22]. С позиций деятельностного подхода эта задача может быть решена только при условии включенности в совместную деятельность [12; 14]. Следовательно, чем более насыщенной и доступной для включения будет социокультурная среда вуза, тем более успешной будет инклюзия.
Ведущая роль культуры в развитии инклюзивного образования отражена в модели, предложенной коллективом авторов Центра изучения инклюзивного образования (Бристоль, Великобритания) [3, с.25]:
1) создание инклюзивной культуры (нормы и ценности, разделяемые всем коллективом и реализуемые в поведении);
2) разработка инклюзивной политики (нормативные документы, система профессионального сопровождения и поддержки и т.п.);
3) внедрение инклюзивной практики образовательной организации через технологии, оборудование, методы и т.п..
Графически модель представляет треугольник, в основании которого - инклюзивная культура, задающая изменения по остальным направлениям.
Многоплановость феномена инклюзивной культуры образовательной организации может быть проиллюстрирована моделью айсберга [15]. Надводная часть айсберга - это наблюдаемые элементы культуры: организация среды, адаптированные образовательные программы, учебно-методические материалы, методы и технологии обучения, технические средства, команда специалистов. Подводная часть - это неосознаваемая система ценностей, установок, норм поведения, определяющих и регулирующих формирование инклюзивной политики и практики, нормы отношений всех субъектов образовательного процесса. Ценностное содержание инклюзивной культуры, таким образом, определяет организацию социокультурного пространства в целом.
Функция ресурсных учебно-методических центров в инклюзивном процессе заключается в оценке существующих, разработке новых и трансляции лучших технологий развития инклюзивной культуры вуза.
При этом деятельность РУМЦ по развитию инклюзивной культуры должна охватывать не только университетское пространство, но выходить за его пределы в социокультурное пространство общества регионов закрепленной территории [20]. Роль педагогического общества как фундаментальной основы для создания культуры инклюзивного общества отражена в широкой трактовке понятия инклюзивной культуры [15, с. 74]. Высшее образование является признанной движущей силой и институтом, ответственным за качество подготовки не только специалиста, но и человеческого капитала в целом [22]. Университеты традиционно выступают культурными центрами социума, источником и транслятором новых идей и ценностей, влияющих на систему отношений общества к явлениям жизни. Профессорско-преподавательский состав вузов сам составляет культурный потенциал государства и формирует потенциал следующего поколения. Студенческая молодежь, являясь потенциальной культурной элитой общества, выступает естественным инициатором, активной силой и носителями новых культурных ценностей в обществе в целом [11; 13].
С позиций социальной культурологии основным механизмом распространения культурных моделей является их тиражирование [6]. Каналом распространения любой информации в современном мире традиционно являются средства массовой коммуникации. Исходя из этого, управление инклюзивной культурой возможно через формирование и тиражирование культурных ценностей, моделей поведения, отношения и т.п. Каналом трансляции идей инклюзии, как было сказано выше, выступают средства массовой информации. Информационным поводом могут быть мероприятия и акции
просветительского и благотворительного характера, приуроченные к знаменательным датам, значимым в контексте развития инклюзивной культуры.
Резюмируя рассмотренный опыт деятельности РУМЦ в 2017 году, отметим в качестве приоритетного направления разработку форм и механизмов взаимодействия РУМЦ с участниками инклюзивного процесса на всех его уровнях - межведомственном, межинституциональном, межрегиональном. Согласованность действий разных сторон инклюзивного процесса за счет разработки форм и механизмов взаимодействия будет способствовать повышению качества и доступности высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе на этапах профессионального ориентирования и трудоустройства. Важным направлением развития деятельности РУМЦ считаем развитие инклюзивной культуры в вузе через выявление и тиражирование лучшего опыта в развитии инклюзивной культуры в вузах закреплённой территории.
Список использованных источников
1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С 5-16.
2. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: учебное пособие. М.: Изд-во МПСИ, 2004. 192 с.
3. Бут Т. , Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие / под ред. М. Воган; пер. с англ. И. Аникеев; науч. ред. Н. Борисова, под общ. ред. М. Перфильевой. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
4. Выготский Л.С. Проблема возраста: собр. соч. Т.4. М.: Педагогика. 1984. С 8-16.
5. Герасимов А.В. Методологические аспекты управления инклюзивным образованием в вузах // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2016. № 2 (4). С. 46-53.
6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Издание третье, дополненное и переработанное. М.: Аспект Пресс, 2000. 591 с.
7. Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 (66). С. 489-498.
8. Каштанова С.Н. О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидностью // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 11.
9. Каштанова С.Н. Результаты мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 60-65.
10. Кудрявцев В.А. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 3.
11. Леоненко Н.О. , Панькова А.М. Этнопсихологические особенности и условия развития жизнестойкости студентов: учебное пособие. Екатеринбург, 2015. 173 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. С 35-41.
13. Недосекина М.А Развитие индивидуальности студента под влиянием изменений социокультурной среды вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2004.
14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
15. Сигал Н.Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов Международной научной конференции. Россия, г. Москва, 26-28 июня 2014 г. / под ред. проф. В.И. Писаренко. Киров: МЦНИП, 2014. С. 73-79.
16. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm (дата обращения: 18.01.2018).
17. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Анализ системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 5-19.
18. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Оценка доступности и качества высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации // Научное мнение. 2017. № 6 (Педагогические, психологические и философские науки). С. 78-86.
19. Филатова М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компетентностного подхода к образованию: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08. М., 2012.
20. Фильченкова И.Ф. Критериальная оценка деятельности региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 124-137.
21. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13 00 08. Астрахань, 2008.
22. Высшее образование в глобализированном обществе. Установочный документ ЮНЕСКО по образованию. 2004. URL: http://www.ifap.ru/library/book389.pdf (дата обращения: 17.02.2018).
23. Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» // Образование для всех: информационный бюллетень № 2. 2017. URL: http://www.perspektiva-inva.ry/index.php?id-247/ (дата обращения: 13.12.2017).
24. Официальный сайт Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. URL: http://rumc.mininuniver.ru/media (дата обращения: 15.12.2017).
25. Положение инвалидов // Федеральная служба государственной статистики. 2017. 14 декабря.
URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 14.12.2017).
26. Портал инклюзивного образования. URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/ (дата обращения: 12.12.2017).
27. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/152345 (дата обращения: 15.12.2017).
28. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.12.2017).
29. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/456091847 (дата обращения: 20.12.2017).
30. Энциклопедический фонд России. URL: http://www.russika.ru/t.php?t=3401 (дата обращения: 22.12.2017).
31. Ytterstad G. Inkludering av svaksynte elever i klassefellesskapet. Masteroppgave i spesialpeda-gogikk og tilpasset oppl^ring, Finnmark University College, Alta, 2010.
REFERENCES
1. Alehina S.V. Principles of inclusion in the context of development of modern education. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2014, no. 1, pp. 5-16 (in Russian).
2. Berulava G.A. Methodological bases of practical psychology: study guide. Moscow, MPSI Publ., 2004. 192 p. (In Russian)
3. But T. Indicators of inclusion: a practical guide. Available at: http://perspektiva-inva.ru. (accessed 18.01.2018). (In Russian).
4. Vygotskij L.S. The problem of age: the collected writings. 4th ed. Moscow, Pedagogy Publ., 1984, pp. 8-16 (in Russian).
5. Gerasimov A.V. Methodological aspects of managing inclusive education in higher education institutions. Vestnik RGGU. Serija «Jekonomika. Upravlenie. Pravo», 2016, no. 2 (4), pp. 46-53 (in Russian).
6. Erasov B.S. Social cultural studies. 3th ed. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000. 591 p. (In Russian)
7. Kashtanova S.N., Fil'chenkova I.F. Criteria base for monitoring the activities of universities and regional resource centers for training persons with disabilities and disability. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2016, no. 10 (66), pp. 489-498 (in Russian).
8. Kashtanova S.N. On some problems and tendencies of development of educational organizations of higher education and the regional resource centers, higher education, training of persons with special needs and disabilities. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 3 (20), 11 p., (In Russian)
9. Kashtanova S.N. The results of the monitoring activities of educational institutions of higher education in training persons with disabilities and disability. Vysshee obrazovanie dlja invalidov: vyzovy vremeni, perspektivy reshenij: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po obsuzhdeniju itogov monitoringa dejatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija i regional'nyh resursnyh centrov vysshego obrazovanija po obucheniju invalidov (12-13 sentjabrja 2017 g., g. Nizhnij Novgorod) [Higher education for people with disabilities: challenges of the times, prospects for solutions: a collection of articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference on the discussion of the results of monitoring the activities of higher education educational institutions and regional resource centers of higher education for the education of disabled people (September 12-13, 2017, Nizhny Novgorod)]. N. Novgorod, Mininskij universitet, 2017, pp. 60-65 (in Russian).
10. Kudrjavcev V.A. Terminological field of the concept "barrier-free didactics" in the system of inclusive higher education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 2 (19), 3 p. (In Russian)
11. Leonenko N.O., Pan'kova A.M. Ethnopsychological features and conditions of the development of resilience in students: tutorial. Ekaterinburg, Uralskii Gos. Ped. Univ. Publ., 2015, 173 p. (In Russian)
12. Leont'ev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow, Politizdat Publ., 1975, pp. 35-41 (in Russian).
13. Nedosekina M.A. Razvitie individual'nosti studenta pod vlijaniem izmenenij sociokul'turnoj sredy vuza. Diss. kand. ped. nauk [Personality development of students under the influence of changes in socio-cultural environment of the University. Cand. ped. sci. diss.]. Magnitogorsk, 2004 (in Russian).
14. Rubinshtejn S.L. Being and consciousness. Man and the world. St. Petesburg, Piter, 2003. 512 p. (In Russian)
15. Sigal N.G. Integration as a vector of humanization of education and society: international experience. Voprosy pedagogiki i psihologii: teorija i praktika: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Rossija, g. Moskva, 26-28 ijunja 2014 g [Questions of pedagogy and psychology: theory and practice: a collection of materials of the International Scientific Conference. Russia, Moscow, June 26-28, 2014]. Kirov, MCNIP Publ., 2014, pp. 73-79 (in Russian).
16. Starovojt N.V. The inclusive culture of the educational organization: approaches to the understanding and formation. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept», 2016, t. 8, pp. 31-35. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm. (accessed 17.01.2018) (in Russian).
17. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Kashtanova S.N., Fil'chenkova I.F., Grishina A.V. Analysis of the system of inclusive higher education in the Russian Federation. Vysshee obrazovanie dlja invalidov: vyzovy vremeni, perspektivy reshenij: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po obsuzhdeniju itogov monitoringa dejatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija i regional'nyh resursnyh centrov vysshego obrazovanija po obucheniju invalidov (12-13 sentjabrja 2017 g., g. Nizhnij Novgorod) [Higher education for the disabled: challenges of the time, the prospects for solutions: a collection of articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference on the discussion of the results of monitoring the activities of higher education educational institutions and regional resource centers for higher education -13 September 2017, Nizhny Novgorod]. N. Novgorod: Mininskij universitet, 2017, pp. 5-19 (in Russian).
18. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Kashtanova S.N., Fil'chenkova I.F., Grishina A.V. Assessment of the availability and quality of higher education of persons with disabilities and disability in the Russian Federation. Nauchnoe mnenie (Pedagogicheskie, psihologicheskie i filosofskie nauki), 2017, no. 6, pp. 78-86 (in Russian).
19. Filatova M.N. Konstruirovanie sociokul'turnoj sredy vuza v uslovijah kompetentnostnogo podhoda k obrazovaniju. Diss. dokt. soc. nauk [Designing socio-cultural environment of the University in terms of the competence approach to education. Dr. soc. sci. diss.]. Moscow, 2012 (in Russian).
20. Fil'chenkova I.F. Criterial evaluation of the activities of the regional resource centers, higher education for learning disabled. Vysshee obrazovanie dlja invalidov: vyzovy vremeni, perspektivy reshenij: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po obsuzhdeniju itogov monitoringa dejatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija i regional'nyh resursnyh centrov vysshego obrazovanija po obucheniju invalidov (1213 sentjabrja 2017 g., g. Nizhnij Novgorod) [Higher Education for People with Disabilities: Challenges of Time, Perspectives for Solutions: A Compendium of Articles Based on the All-Russian Scientific and Practical Conference on the Results of Monitoring the Activities of Higher Education Educational Institutions and Regional Resource Centers for Higher Education in Education disabled people (September 12-13, 2017, Nizhny Novgorod)]. N. Novgorod, Mininskij universitet, 2017, pp. 124-137 (in Russian)
21. Hafizullina I.N. Formirovanie inkljuzivnoj kompetentnosti budushhih uchitelej v processe professional'noj podgotovki. Diss. kand. ped. nauk [The formation of the inclusive competence of future teachers in the process of professional training. Cand. ped. sci. diss.]. Astrahan', 2008 (in Russian).
22. Vysshee obrazovanie v globalizirovannom obshhestve [Higher education in a globalized society]. Available at: http://www.ifap.ru/library/book389.pdf. (accessed 17.01.2018) (in Russian).
23. Oficial'nyj sajt regional'noj obshhestvennoj organizacii invalidov "Perspektiva". Obrazovanie dlja vseh - informacionnyj bjulleten' N 2 [Official website of the regional public organization of disabled people "Perspektiva". The education for all - information Bulletin N 2]. Available at: http://www.perspektiva-inva.ry/index.php7id-247/. (accessed 13.12.2017) (in Russian).
24. Oficial'nyj sajt Resursnogo uchebno-metodicheskogo centra po obucheniju invalidov i lic s OVZ [Official website of Resource and methodical center for training of disabled persons and persons with disabilities]. Available at: http://rumc.mininuniver.ru/media (accessed 15.12.2017) (in Russian).
25. Polozhenie invalidov [The situation of persons with disabilities]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/. (accessed 14.12.2017) (in Russian).
26. Portal inkljuzivnogo obrazovanija [The portal of inclusive education.]. Available at: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/ (accessed 12.12.2017) (in Russian).
27. Slovari i jenciklopedii na Akademike [Dictionaries and encyclopedias on Academician]. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/152345 (accessed 15.12.2017) (in Russian).
28. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 18.12.2017) (in Russian).
29. Jelektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskoj dokumentacii [Electronic Fund of legal and normative-technical documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/456091847 (accessed 20.12.2017) (in Russian).
30. Jenciklopedicheskij fond Rossii [Encyclopedic Fund of Russia]. Available at: http://www.russika.ru/t.php?t=3401 (accessed 22.12.2017) (in Russian).
31. Ytterstad G. Inkludering av svaksynte elever i klassefellesskapet. Masteroppgave i spesialpeda-gogikk og tilpasset oppl^ring, Finnmark University College, Alta, 2010.
© Фёдоров А.А., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф.,
Леоненко Н.О., Краснопевцева Т.Ф., Каштанова С.Н, 2018
Информация об авторах
Федоров Александр Александрович - доктор философских наук, профессор, ректор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет). 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, e-mail: fedorov aa@mininuniver.ru
Папуткова Галина Александровна - доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебно-методической деятельности, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет). 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, e-mail: paputkova-ga@mininuniver.ru
Фильченкова Ирина Федоровна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического управления, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет). 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, e-mail: ifilchenkova@yandex.ru
Леоненко Наталия Олеговна - кандидат психологических наук, директор ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ), Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет). 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, e-mail: leonenkono@st.mininuniver.ru
Краснопевцева Татьяна Федоровна - старший преподаватель кафедры андрагогики и педагогики, заместитель директора ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ), Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет). 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, e-mail: tfk1001@yandex .ru
Каштанова Светлана Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский
университет). 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1, e-mail: kaslana@yandex .ru
Information about authors
Fedorov Alexander Aleksandrovich - doctor of philosophical sciences, professor, rector, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin University). 603950 Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ulyanova, 1, e-mail: fedorov aa@mininuniver.ru
Paputkova Galina Alexandrovna - doctor of pedagogical sciences, professor, vice-rectorof, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin University). 603950 Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ulyanova, 1, e-mail: paputkova-ga@mininuniver.r
Filchenkova Irina Fedorovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the educational-methodical management, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin University). 603950 Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ulyanova, 1, e-mail: ifilchenkova@yandex.ru
Leonenko Natalia Olegovna - candidate psychological sciences, associate professor, director of the resource training and methodological center (RTMC), Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin University). 603950, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ulyanova, 1, email: leonenkono@ st.mi ninuniver.ru
Krasnopevtsev Tatiana Fedorovna - lecturer of the department of andragogy and pedagogy, the deputy director of the resource training and methodological center (RTMC), Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin University). 603950, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ulyanova, 1, e-mail: tfk1001@yandex .ru
Kashtanova Svetlana Nikolaevna - candidate psychological sciences, associate professor, head of the Department of Special Pedagogy and Psychology Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin University). 603950 Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ulyanova, 1, email: kaslana@yandex .ru