Научная статья на тему 'Наставничество в зарубежных библиотеках'

Наставничество в зарубежных библиотеках Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотечное наставничество / трудовая адаптация / библиотеки университетов / Соединенные Штаты Америки / Нигерия / library monitoring / labor adaptation / University libraries / the United States of America / Nigeria

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анна Сергеевна Быкова

В последнее время тема наставничества поднимается все чаще, однако, несмотря на возросший к ней интерес и повсеместную распространенность наставничества в библиотечных трудовых коллективах, с научной точки зрения оно освещается редко, особенно на русском языке. С помощью доступных публикаций на английском языке изучен опыт организация наставничества в библиотеках университетов Нигерии и Соединенных Штатов Америки. Выделены черты, характерные для наставничества в разных странах, определено, какое значение ему придают зарубежные коллеги. Описаны кейсы организации и оптимизации наставничества в конкретных библиотеках. Подчеркнута важность наставничества и его положительное влияние на сплочение библиотечного коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring in Foreign Libraries

Recently the topic of mentoring has been raised more often. However, despite of the increased interest to it and ubiquitous popularity of mentoring among libraries staff from the scientific viewpoint it is not fully highlighted especially in Russian. Due to numerous accessible publications in English the experience of mentoring organization in the University libraries of Nigeria and USA has been studied. The researchers have revealed the characteristic features of mentoring in different countries and found out its significance given by foreign colleagues. The have described monitoring in certain libraries organization and optimization cases. The importance of monitoring and its positive influence on team building have been stressed.

Текст научной работы на тему «Наставничество в зарубежных библиотеках»

УДК 02(1-87)

Анна Сергеевна Быкова

соискатель ученой степени кандидата культурологии

заведующая отделением библиотечного клуба

Фундаментальная библиотека Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: [email protected]

НАСТАВНИЧЕСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

В последнее время тема наставничества поднимается все чаще, однако, несмотря на возросший к ней интерес и повсеместную распространенность наставничества в библиотечных трудовых коллективах, с научной точки зрения оно освещается редко, особенно на русском языке. С помощью доступных публикаций на английском языке изучен опыт организация наставничества в библиотеках университетов Нигерии и Соединенных Штатов Америки. Выделены черты, характерные для наставничества в разных странах, определено, какое значение ему придают зарубежные коллеги. Описаны кейсы организации и оптимизации наставничества в конкретных библиотеках. Подчеркнута важность наставничества и его положительное влияние на сплочение библиотечного коллектива.

Ключевые слова: библиотечное наставничество, трудовая адаптация, библиотеки университетов, Соединенные Штаты Америки, Нигерия

Для цитирования: Быкова, А. С. Наставничество в зарубежных библиотеках / А. С. Быкова //Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 4 (80). — С. 26-32.

Введение

Важность наставничества, включающего в себя передачу знаний, умений и навыков от более опытного сотрудника менее опытному, становится все очевиднее в современной России. В 2018 г. В. В. Путин инициировал создание системы мотивации наставников и учредил знак отличия «За наставничество», 2023 г. был объявлен в России Годом педагога и наставника.

В трудовых коллективах библиотек явление наставничества довольно распространено. Оно чаще всего встречается в неформальном виде, то есть никак не закреплено документально, хотя отмечаются и обратные случаи [3; 4]. Российская государственная библиотека для молодежи активно занимается продвижением наставничества в библиотечную среду,

проводя цикл вебинаров [1]. Вместе в тем пока отсутствует необходимое теоретическое и организационно-методическое обеспечение осуществления библиотечного наставничества как системы. Его практики развиваются в основном ситуационно, эмпирически, например, нами не было выявлено ни одного случая официального наставничества в библиотеках вузов. Это побуждает в том числе обратиться к опыту иностранных коллег, выявить и оценить их полезные начинания, что является целью данной статьи.

Зарубежный опыт требует обстоятельного изучения, что показывают даже его отдельные примеры, в частности, в США и Нигерии. Обе страны выбраны как крайние противоположности в социально-экономическом, социально-культурном отношениях, что тем

26

более показательно. Сравнение противоположностей — диалектический метод, позволяющий более глубоко выявлять и оценивать определенные свойства объектов. Для сравнения имеется большая источниковая база, однако мы выбрали исследовательский способ временного среза, т. е. наблюдения в отдельном периоде определенного сегмента библиотек, чтобы выделить его самые актуальные векторы развития и в дальнейшем скорректировать методику его более глубокого его изучения. Публикации для анализа отбирались по следующим критериям: английский язык публикации; период — 2000-е гг., представление опыта коллективов университетских библиотек; описание разных вариантов внедрения или осуществления сложившегося наставничества. Поиск проводился преимущественно в открытой социальной сети для ученых academia.edu, также изучались источники по ссылкам в найденных статьях.

Библиотечное наставничество

в Нигерии

Нигерия — страна «третьего мира» с соответствующими характеристиками, но при этом с самой крупной экономикой и самым большим количеством студентов и выпускников университетов в Африке [2]. Вместе с тем здесь сильное библиотечное сообщество, есть Нигерийская библиотечная ассоциация (НБА). Большая часть исследователей изучают библиотечное наставничество на базе университетских библиотек [8; 14]. Судя по их публикациям, наиболее популярная модель наставничества в этих библиотеках — традиционное наставничество опытного и компетентного сотрудника по отношению к менее опытному. Самый непопулярный и редкий вид наставничества — партнерское, наставничество между двумя равными. Активно практикуется и виртуальное наставничество с профессионалами из других библиотек, например, через онлайн-форум НБА. Интересно и ролевое наставничество, популярное среди молодых специалистов: они выбирают среди опытных коллег того, на кого хотелось бы походить в профессиональном плане, и стараются дотянуться до его уровня, развивают схожие навыки и личностные качества.

Нигерийские библиотекари весьма ценят наставничество, отмечая, что оно помогает наладить командную работу в библиотеке; улучшить атмосферу в коллективе, наладить доверительные отношения между коллегами, в том числе между их разными поколениями; обеспечивает преемственность; создает в коллективе культуру обучения, стимулирующую всех саморазвиваться; ускоряет карьерный рост; помогает адаптировать новых сотрудников; повышает уровень удовлетворенности своей работой и даже продлевает жизнь библиотекарей.

Отметим, что в Нигерии исследуется не только наставничество в библиотеках, но и наставничество в отдельных направлениях их деятельности, например, наставничество по улучшению научного мастерства библиотекарей [14], поскольку нигерийские библиотекари публикуются меньше, чем специалисты из других гуманитарных сфер. Одна из причин — отсутствие наставников из более опытных исследователей [7]. Потому наставничество для улучшения исследовательской компетентности подопечных — важное направление для библиотечной науки этой страны. В рамках таких отношений подопечные ожидают, что наставник поможет им с выбором предмета исследования, выбором вида/формата публикаций, установлением их графика. Еще среди ожиданий — обзор и полезная критика наставниками черновиков, объяснение правил подачи публикаций, выбор подходящего журнала для подачи статьи.

Другой вид специализированного наставничества, выявленный в Нигерии — наставничество среди каталогизаторов [8]. Специальные программы наставничества для отделов каталогизации уже давно существуют в большом количестве университетских библиотек. Оценивая эти программы, большая часть участников заключила, что они дают возможность каталогизаторам совершенствовать свои навыки, облегчают выполнение сложных задач и обеспечивают единообразие в работе, помогают наставникам стать видимыми и уважаемыми в коллективе. Отмечается особая важность данного наставничества, поскольку в процессе обучения студенты не получают достаточно

27

навыков по каталогизации и систематизации, осваивая их уже на рабочем месте, для чего и требуются наставники.

Библиотечное наставничество

в Америке

В университетских библиотеках Америки наставничество официально существует уже очень давно. При этом большое количество ставок в университетах Америки не штатные, а контрактные. По истечении контракта специалист должен искать себе другую работу или повторно подавать заявку на должность, доказывая, что соответствует своим притязаниям. Подача заявки — не простая формальность, продление контракта можно и не получить, в силу чего наставничество становится весьма насущным вопросом. Быть подопечным — значит профессионально развиваться, получать новые знания, умения, навыки, подниматься по карьерной лестнице. Быть наставником — также возможность карьерного роста и возможность заработать уважение коллектива и руководства университета и, главное, украсить свою профессиональную биографию.

В американской библиотечной среде популярно так называемое внешнее наставничество, как виртуальное, так и обычное. В США много библиотечных ассоциаций, предлагающих программы наставничества. Американская библиотечная ассоциация имеет свою программу [5]. Такие программы имеют и региональные ассоциации, и ассоциации различных штатов, ассоциации отдельных видов библиотек, например, Ассоциация медицинских библиотек [15], Американская ассоциация юридических библиотек [6]. Есть узконаправленные программы, например, для специалистов, работающих с редкими книгами и рукописями [11]. В ассоциациях существуют специальные программы наставничества, направленные на поддержку этнических меньшинств или на подготовку этих категорий библиотекарей для занятия руководящих должностей.

Возвращаясь к наставничеству на рабочем месте, можно сказать, насколько оно распространено в библиотеках. В 2015 г. проводился опрос, охвативший преимущественно университетские и общедоступные библиотеки и не-

большое количество школьных и специальных библиотек [13]. Согласно нему, 23% библиотек имеют официальную программу наставничества, однако в большинстве случаев, когда ее нет, неформальное наставничество все-таки существует. Спрос на наставничество ощутимо превышает предложение — согласно исследованию 2014 г. 75% библиотекарей, начинающих карьеру в университетских библиотеках США, считают наставничество важным для профессионального роста и ожидают, что оно будет предлагаться на их будущих местах работы [10].

Еще одна характерная черта американского дискурса о библиотечном наставничестве — сравнение эффективности формального и неформального наставничества [11-13]. Неформальное наставничество хвалят за естественные отношения, сложившиеся сами собой по желанию сторон, и добровольность, как важный компонент для успешного наставничества. Однако сторонников формального наставничества больше. Они утверждают, что отношения наставничества сами собой могут и не сложиться, и в таком случае новый сотрудник должен заботиться о себе сам.

Приводится также следующий аргумент: сам подопечный выберет себе наставника, скорее всего, похожего на себя, а полезнее для развития - различия в опыте и личностных качествах наставника и подопечного [11].

Также в статьях встречаются подробные описания создания и введения официальных программ наставничества в конкретных библиотеках, например, в библиотеке Государственного университета Луизиана [12]. Программа была запущена еще в 1998 г. Для руководства программой был создан Комитет по наставничеству, в который входили два штатных библиотекаря со стажем и один стажер — потенциальный подопечный. Это было сделано для того, чтобы руководством программы занимались обе вовлеченные в нее группы библиотекарей.

Программа началась с семинара, который проводил приглашенный внешний эксперт. В течение года были запланированы как общие встречи для всех участников программы, так и отдельные встречи для всех наставников

28

или всех подопечных. На них предполагалось обсуждать прогресс программы, отдельных сотрудников, возникающие вопросы. В начале наставничества каждая диада «наставник-подопечный» должна была встретиться и поставить себе цели на год, а в течение года должно было произойти не менее девяти встреч. По результатам наставничества подопечные должны были составить краткие отчеты, способные помочь затем скорректировать программу. Также у участников была опция запросить смену наставника или подопечного, если что-то пошло не так.

Несмотря на первоначальную негативную реакцию, в течение пилотного года оценка программы наставничества становилась все более позитивной, что было понятно по общим встречам и отчетам в конце года. Была вынесена на обсуждение серьезная проблема — новые библиотекари получают наставника только через несколько месяцев после начала работы и не могут выбрать его себе в силу того, что не знакомы со всеми, а нуждаются в помощи по обычным бытовым и организационным вопросам. По результатам дискуссии было введено партнерское наставничество — первые три месяца наставником нового сотрудника назначается библиотекарь, способный помочь с самыми простыми вопросами, ввести в коллектив, а заодно познакомить со всеми потенциальными наставниками.

Другой интересный опыт принадлежит библиотеке Университета штата Канзас [9]. Официальная программа наставничества существовала там уже 20 лет, пока не было выявлено, что она не вполне эффективна. Некоторые диады наставников и подопечных функционировали продуктивно. В других случаях из-за нехватки времени или из-за нежелания сторон участвовать в наставничестве результатом было только разочарование его участников. Тогда Комиссия по профессиональному развитию университета пересмотрела программу наставничества, введя следующие подходы: наставники должны быть добровольцами, наставничество должно включать в себя групповые мероприятия, члены диады не должны быть из одного отдела, оценка и корректировка программы должны проводиться регулярно. Ранее программа была нацелена на достижение

подопечными какой-либо должности, теперь она направлялась на всестороннее профессиональное развитие подопечного. Также была введена возможность смены наставника или подопечного без каких-либо санкций.

В результате этого несколько наставников отказались участвовать в новой программе. Сложившиеся диады оставили неизменными, но рекомендовали им использовать новые подходы. Ежеквартально проводились отдельные встречи для групп наставников и групп подопечных для получения обратной связи, и коррекции программы. Из-за дальнейших кадровых изменений и утвержденного в программе решения, что у одного наставника не может быть больше двух подопечных, вскоре наставников стало не хватать. Тогда в библиотеке ввели групповое наставничество — один наставник работал с небольшой группой подопечных, что оказалось очень успешным. У новых подопечных появилась возможность общаться друг с другом. После группового наставничества подопечным были назначены индивидуальные наставники, что очень скоро стало возможным, так как уже большее количество специалистов вызвалось стать наставниками.

Выводы

Познакомившись выборочно с опытом зарубежных коллег, можно отметить, что наставничество в трудовых библиотечных коллективах достаточно распространено — в большинстве случаев встречается хотя бы в четверти библиотек. Речь идет не только о неформальном наставничестве, но и об официальных программах наставничества, внедренных в деятельность библиотеки или системы библиотек. В разных странах есть свои особенности реализации наставничества, однако весь этот опыт сходится в одном — наставничество крайне полезно для развития библиотечных специалистов и библиотек в целом и, правильно организованное, оно дает только положительные результаты.

Проведенное локальное срезовое исследование, несмотря на его ограниченность, позволило выявить тот ценный опыт, который может быть адаптирован или полностью использован в отечественной практике, как в библиотеках вузов, так и в других

29

заинтересованных библиотеках. На наш взгляд, возможно внедрение внешнего наставничества — как виртуального, так и обычного. Опыт коллег Нигерии и США показывает, что такая практика помогает специалистам расти, заводить профессиональные связи и развивать компетенции. Чаще всего наставничество организуют библиотечные ассоциации, но оно под силу и крупным библиотекам. Также зарубежные исследователи почти единодушны в том, насколько важно официально оформленное наставничество, что подтверждает вер-

ность взятого в российских библиотеках курса на закрепление наставничества в локальных нормативных актах.

Учитывая формирующиеся тренды государственной политики России в сфере наставничества, библиотечному сообществу необходимо обратить внимание на эту важную область формирования, сохранения и межпоко-ленческой передачи профессиональных ценностей, обмена знаниями и социальным опытом как на стратегический инструмент управления будущим библиотечной отрасли.

Список литературы

1. Вебинар «Наставничество в библиотеке: подводим итоги Года педагога и наставника» // Российская государственная библиотека для молодежи : сайт. — URL: https://rgub.ru/ professional/item.php?new_id=34905 (дата обращения: 10.04.2024).

2. Кананыхина, К. С. Становление и развитие научно-образовательного комплекса в Нигерии (1960-2007 гг.) : автореф. дис. ... канд. истор. наук / К. С. Кананыхина. — Москва, 2009. — 24 с.

3. Пирумова, Л. Н. Наставничество как способ адаптации сотрудников в библиотечной среде / Л. Н. Пирумова, Т. А. Сидоренко // Культура: теория и практика. — 2019. — № 2. — С. 19-22.

4. Положение о наставничестве МБУК «Централизованная библиотечная система» Мари-инско-Посадского района. — Мариинский Посад, 2019. — 6 с.

5. ALA New Member Roundtable (NMRT) Mentoring program. — URL: https://www.ala.org/ nmrt/oversightgroups/comm/mentor/mentoringcommittee (дата обращения: 12.10.2024).

6. American Association of Law Libraries (AALL) Mentoring Program. — URL: https://www. aallnet.org/careers/mentor-program (дата обращения: 12.10.2024).

7. Anunobi, C. Motivation and encumbrances to research and publication: the case of Nigerian library and information science (LIS) practitioners / C. Anunobi, N. Emerole // Educational Research and Review. — 2008. — No 3. — P. 66-72.

8. Bello, M. A. Mentoring in Libraries and Information Organization, the Catalogue Librarian Perspectives / M. A. Bello, Y. Mansor // Library Philosophy and Practice. — 2013. — URL: https://digitalcommons.unl.edu/libphilprac/1007 (дата обращения: 12.10.2024).

9. Farmer, D. Revitalizing a Mentoring Program for Academic Librarians / D. Farmer, M. Stockham, A. Trussell // College & Research Libraries. — 2009. — № 1. — P. 8-25.

10. Farrell, B. Addressing Psychosocial Factors with Library Mentoring / B. Farrell, J. Alabi, P. Whaley, C. Jenda // Libraries and the Academy. — 2017. — Vol. 17, No 1. — P. 51-69.

11. Goldman, C. First-Year Library Mentorship Opportunities / C. Goldman // Urban Library Journal. — 2011. — No 1. — URL: https://academicworks.cuny.edu/ulj/vol17/iss1/5/ (дата обращения: 12.10.2024).

12. Kuyper-Rushing, L. A Formal Mentoring Program in a University Library: Components of a Successful Experiment / L. Kuyper-Rushing // The Journal of Academic Librarianship. — 2001. — Vol. 27, No 6. — P. 440-446.

13. Leuzinger, J. Succession Planning Through Mentoring in the Library / J. Leuzinger, J. Rowe // Library Leadership and Management. — 2017. — No 31. — Pp. 1-22.

30

14. Tochukwu, V. N. Mentoring of young librarians in South East Nigeria for improved research and scholarly publications / V. N. Tochukwu, P. I. Chika, O. A. Chinedu // Library Management. — 2017. — No 38. — Pp. 455-476 (дата обращения: 12.10.2024).

15. Volunteer to Mentor Provisional Academy Members. — URL: https://www.mlanet.org/ volunteer-to-mentor-provisional-academy-members (дата обращения: 12.10.2024).

Получено 24.10.2024

Anna S. Bykova

Competitor of Scientific Degree of and Candidate of Culturology

Head of the Library Club Section

Fundamental Library of S. M. Kirov Military-Medical Academy of the Russian Federation Defense Ministry, St. Petersburg, Russia

E-mail: [email protected]

Mentoring in Foreign Libraries

Recently the topic of mentoring has been raised more often. However, despite of the increased interest to it and ubiquitous popularity of mentoring among libraries staff from the scientific viewpoint it is not fully highlighted especially in Russian. Due to numerous accessible publications in English the experience of mentoring organization in the University libraries of Nigeria and USA has been studied. The researchers have revealed the characteristic features of mentoring in different countries and found out its significance given by foreign colleagues. The have described monitoring in certain libraries organization and optimization cases. The importance of monitoring and its positive influence on team building have been stressed.

Keywords: library monitoring, labor adaptation, University libraries, the United States of America, Nigeria

For citing: Bykova A. S. 2024. Mentoring in Foreign Libraries. Vestnik kultury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 4 (80): 26-32. (In Russ.).

References

1. Webinar "The State in the Bible Library: let's bring this year to an end". Rossiiskaya gosudarst-vennaya biblioteka dlya molodezhi [Russian State Library for Youth]. Available from: https://rgub. ru/professional/item.php?new_id=34905 (accessed: 04.10.2024). (In Russ.).

2. Kananykhina K. S. 2009. Stanovlenie i razvitie nauchno-obrazovatel'nogo kompleksa v Nigerii (1960-2007 gg.) [Formation and development of the scientific and educational complex in Nigeria (1960-2007)]. Abstract of thesis. Moscow. 24 p. (In Russ.).

3. Pirumov L. N., Sidorenko T. A. 2019. Mentoring as a way to adapt employees in the library environment. Kul'tura: teoriya i praktika [Culture: theory and practice]. No 2: 19-22. (In Russ.).

4. The regulations on mentoring MBUK "Centralized library system" of the Mariinsko-Posadsky district. 2019. Mariinsky Posad. 6 p. (In Russ.).

5. ALA New Member Roundtable (NMRT) Mentoring program. Available from: https://www.ala.org/ nmrt/oversightgroups/comm/mentor/mentoringcommittee (accessed: 12.10.2024).

6. American Association of Law Libraries (AALL) Mentoring Program. Available at: https://www. aallnet.org/careers/mentor-program (accessed: 12.10.2024).

7. Anunobi C., Emerole N. 2008. Motivation and encumbrances to research and publication: the case of Nigerian library and information science (LIS) practitioners. Educational Research and Review.

31

No 3: 66-72.

8. BeLLo M. A., Mansor Y. 2013. Mentoring in Libraries and Information Organization, the Catalogue Librarian Perspectives. Library Philosophy and Practice. Available from: https://digitaLcommons. unL.edu/LibphiLprac/1007 (accessed: 12.10.2024).

9. Farmer D., Stockham M., TrusseLL A. 2009. RevitaLizing a Mentoring Program for Academic Librarians. College & Research Libraries. No 1: 8-25.

10. FarreLL B., ALabi J., WhaLey P., Jenda C. 2017. Addressing PsychosociaL Factors with Library Mentoring. Libraries and the Academy. VoL. 17, No 1: 51-69.

11. GoLdman C. 2011. First-Year Library Mentorship Opportunities. Urban Library Journal. No 1. AvaiLabLe from: https://academicworks.cuny.edu/uLj/voL17/issV5 (accessed: 12.10.2024).

12. Kuyper-Rushing L. 2001. A FormaL Mentoring Program in a University Library: Components of a SuccessfuL Experiment. The Journal of Academic Librarianship. VoL. 27, No 6: 440-446.

13. Leuzinger J., Rowe J. 2017. Succession PLanning Through Mentoring in the Library. Library Leadership and Management. No 31: 1-22.

14. Tochukwu V. N., Chika P. I.,Chinedu O. A. 2017. Mentoring of young Librarians in South East Nigeria for improved research and schoLarLy pubLications. Library Management. No 38: 455-476 (accessed: 12.10.2024).

15. VoLunteer to Mentor ProvisionaL Academy Members. AvaiLabLe from: https://www.mLanet.org/ voLunteer-to-mentor-provisionaL-academy-members (accessed: 12.10.2024).

Received 24.10.2024

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.