Значит, для людей разного возраста представления о музыке формируется при влиянии ценности, национальных традиций, обычаев и отношений. Изучение и психологический анализ влияющих на уровень музыкального восприятия различных психологических и социально-психологических факторов служить повышению эффективности музыкальных занятий.
Список лтературы / References
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». Газета «Народное слово». Ташкент, 8 февраля 2017 года.
2. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1983.
3. Каримова В.М. Формирование у узбекской молодежи социальных представлений о семьи. Дисс... докт... психол. наук. Фергана, 1994.
4. Очеретовская Н.А. Содержание и форма в музыке. Киев: Муз. Украина, 1964.
5. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики в музыке (Сборник статей). Сост. Ю. Капустин. Л.: Советский композитор, 1980.
6. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. дисс. ... докт. психол. н. М., 1989.
7. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки: О содержании понятия «Адекватное восприятие» // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.
8. Кадцин Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1990.
9. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / НИИ дошк. восп. АПН СССР. М.: Педагогика, 1988.
НАСТАВНИЧЕСТВО В РУКОВОДСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ СТУДЕНТА. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В ИРКПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1 2 3
Никулина И.Н. , Харитонова А.Г. , Щемелева О.И. Email: Nikulina17124@scientifictext.ru
1Никулина Ирина Николаевна - старший методист по учебной работе, преподаватель,
заведующая кафедрой; 2Харитонова Анна Геннадьевна - кандидат педагогических наук, старший методист по научно-методической работе, преподаватель;
3Щемелева Ольга Ивановна - заведующая производственной практикой, преподаватель, кафедра педагогики дошкольного образования, Иркутский региональный колледж педагогического образования, г. Иркутск
Аннотация: в статье анализируется опыт применения наставничества в сопровождении и руководстве педагогической практикой студентов специальности Дошкольное образование на протяжении всего времени обучения. Обосновывается важность производственной практики в подготовке будущего воспитателя. Дано понимание наставника как руководителя практики, также представлены цели, функции наставника, условия наставничества, принципы, раскрыты направления деятельности наставника и ожидаемый результат. В данном опыте описан алгоритм деятельности и уникальность реализации в получаемых результатах.
Ключевые слова: наставничество, наставник.
TUTORSHIP IN THE MANAGEMENT OF PEDAGOGICAL PRACTICE OF STUDENTS. THE EXPERIENCE OF REALIZATION IN IRKUTSK REGIONAL TEACHER'S TRAINING COLLEGE IN PRE-SCHOOL DEPARTMENT, SPECIALTY 44.02.01
12 3
Nikulina I.N. , Kharitonova A.G. , Shchemelyova O.I.
1Nikulina Irina Nikolayevna - Senior Coordinator of the Education Process, Teacher, Head of
Department;
2Kharitonova Anna Gennad'evna - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior research
methodologist, Teacher;
3Shchemelyova Ol'ga Ivanovna - Head of Traineeship, Teacher, DEPARTMENT OF PEDAGOGICS, IRKUTSK REGIONAL TEACHER'S TRAINING COLLEGE, IRKUTSK
Abstract: this article analyzes the experience of application of mentoring and leadership accompanied students on a specialty practice teaching pre-school education throughout learning. Substantiates the importance ofproduction practice in preparing future caregiver. Given understanding mentor as head of practice also presents the objectives, functions of a mentor, mentorship conditions, principles disclosed activity directions of the mentor and the expected result. This algorithm experiences and unique activities implemented in the results achieved.
Keywords: tutorship, a tutor.
УДК.377.5
Задачей профессионального образования на современном этапе развития общества становится подготовка конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, владеющих навыками быстрой адаптации к изменяющимся условиям, методами самообразования, повышения качества конечного продукта своей профессиональной деятельности. Это в полной мере относится и к специалистам в области дошкольного образования [1].
Производственная практика является одним из важнейших звеньев подготовки будущего воспитателя. Она выступает связующим звеном между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студента, предпосылкой успешного формирования общих и профессиональных компетенций. Обучаясь в колледже, студент проходит разные виды практики (учебную, производственную и преддипломную), в процессе которых формируются профессиональные компетенции: способность наблюдать педагогическое явление, процесс (выбирать объект наблюдения, формулировать точную конкретную цель наблюдения, видеть наблюдаемый процесс, явление, факт, точно и правильно фиксировать наблюдаемое явление, процесс); способность анализировать, организовывать образовательный процесс и решать профессиональные задачи.
Наставничество в современной образовательной практике рассматривается как элемент развития образовательной организации с одновременным сохранением ее лучших традиций и механизм повышения качества подготовки будущего специалиста.
Наставник - руководитель практики - это опытный педагог, знающий специалист, содействующий овладению будущими воспитателями профессиональными компетенциями и менеджер процессов саморазвития в профессионализации.
Предмет наставничества: процесс передачи опыта профессиональной деятельности специалиста-воспитателя.
Цель наставничества:
- оказание помощи будущим педагогам в их профессиональном становлении через методическое сопровождение, раскрытие индивидуальных педагогических способностей и развитие профессионального мастерства.
- формирование потребности и готовности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Задачи наставничества:
1) поддерживать интерес к педагогической деятельности через организацию знакомства с основами профессиональной деятельности воспитателя (ее нормативными и методическими аспектами);
2) осуществлять методическое сопровождение профессионального становления будущего педагога, развивая его способности самостоятельно и качественно выполнять задания по освоению необходимых видов деятельности в соответствии с ФГОС СПО (формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы)
3)проектирование развития личности каждого студента с учетом проблем профессионализации, определением путей их устранения, развивать творческий потенциал будущих педагогов мотивировать к развитию педагогического мастерства с целью удовлетворения запросов по самообразованию.
Функции наставничества:
1. Мотивирование на предстоящую деятельность, поддержание к ней интереса.
2. Инструктирование обучающегося по алгоритму выполнения заданий практического обучения.
3. Знакомство студентов-практикантов с образцами лучшего педагогического опыта в необходимом направлении профессионального развития.
4. Осуществление методического сопровождения процессов профессионализации студента-практиканта.
5. Осуществление контрольно-оценочной деятельности профессионального становления студента в процессе профессиональной практики.
6. Выявление затруднений в профессиональном становлении будущих воспитателей и определение путей их устранения через включение процессов саморазвития и самосовершенствования студента.
Требования к наставнику (положения к руководителю)
1. Наставник обязан четко представлять цели своей деятельности, знать требования и потребности рынка труда в сфере педагогической деятельности по специальности 44.02.01 ДО.
2. Наставник должен разрабатывать и предлагать оптимальный план педагогической помощи каждому будущему воспитателю, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня профессиональной подготовки.
3. Наставник должен уметь устанавливать положительный межличностный контакт с каждым своим обучающимся, предложить конструктивные формы и методы взаимодействия.
4. Наставник осуществляет диагностирование, наблюдение, анализ и контроль за деятельностью своего наставляемого.
5. Наставник несет персональную ответственность перед самим собой и руководством образовательного учреждения за подготовку будущего молодого специалиста.
6. Наставник обязан быть образцом для подражания и в плане межличностных отношений, и в плане личной самоорганизации и профессиональной компетентности.
Мы считаем основной миссией наставника в подготовке будущих специалистов -эффективное управление процессом профессионального становления. Основной концептуальной идеей развития института наставничества на производственной практике был выбран управленческий подход - внедрение менеджмента
профессионального становления будущего воспитателя. Для этого на отделении дошкольного образования создано методическое объединение руководителей практики - наставников будущих специалистов.
Тема методического объединения руководителей практики «Менеджмент в процессе профессионального становления студентов на практике».
Цель: Повышение эффективности управления процессом профессионального становления студента.
Задачи:
- изучение теоретических основ менеджмента в организации деятельности студентов на профессионально-педагогической практике;
- практическое использование основ менеджмента при организации занятий практического обучения;
- накопление банка материалов по эффективной организации профессиональной подготовки студентов.
- повышение качества овладения ПК и ОК будущих воспитателей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС СПО.
Принципы наставничества
1. Компетентностного подхода.
2. Сотрудничества и партнерства.
3. Развернутой методической поддержки студентов в профессиональном становлении.
4 Принцип деятельностного подхода к организации практической подготовки.
5. Принцип развивающей направленности и результативности.
Условия развития наставничества:
- теоретическая подготовка руководителей практики-наставников в области менеджмента; включение в разработку программно-методического обеспечения для реализации педагогической практики;
- развитие у наставников практических навыков управления процессом профессионального становления студента на практике, через апробацию методики развития ОК, ПК на производственной практике;
- повышение уровня управленческого мастерства руководителей практики через поиск путей повышения качества подготовки будущего воспитателя с учетом динамики предпрофессионального роста студента, сформированности ПК и ОК.
Направления деятельности по развитию наставничества:
1. Программно-методическое
2. Организационно-практическое
3. Контрольно-оценочное
Ожидаемый результат: повышение качества управления процессом профессионального становления студента на практике.
В рамках реализации первого направления педагогами-наставниками разработано программно-методическое обеспечение по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, включающее в себя рабочие программы практики и дневники, в которых даны методические рекомендации к поэтапному выполнению заданий. Также для совершенствования управленческой компетентности руководителя практики и развития института наставничества в производственном обучении разработан ряд методических материалов: модель развития института наставничества, модель методической компетентности руководителя практики - наставника, модель организации сотрудничества с работодателями (буклеты, схемы, аналитические таблицы, памятки, рекомендации к организации занятий практического обучения, анализа динамики профессионального развития студента на практике и других методических материалов.
Реализация организационно-практического направления включает следующее:
1. Организацию методического и консультационного сопровождения студента на практике в освоении программы педагогической практики.
2. Изучение, обобщение и передача студенту передового педагогического опыта.
3. Обобщение собственного педагогического опыта наставничества на разных уровнях. (приложения)
4. Подготовку студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства и чемпионатов различного уровня.
Реализуя это направление, руководитель практики - наставник использует следующие формы работы: организации недель практики (приложение программы), проведение мастер-классов и показательных мероприятий, разработка портфолио специалиста, круглые столы, конференции, групповые, подгрупповые, индивидуальные консультации, педагогические ярмарки, мини-педсоветы и др.
Методами работы наставника выступают:
Деловые игры, дискуссии, беседы, корзина идей, кластеры целей, обзоры педагогической литературы, участие в вебинарах, метод постановки развивающих задач, метод тактического контроля, метод неоконченного предложения, метод дерева целей, метод анализа образовательных ситуаций, метод проблемных вопросов, метод аргументации выбора, педагогическое наблюдение, беседа, анализ результатов, обобщение независимых характеристик, соревнование, поощрение, метод положительной оценки, положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, невербальные сигналы, метод анализа причин и установления причинно -следственных связей, самодиагностика и взаимодиагностика, метод создания ситуаций для анализа затруднений профессионального поведения др.
Контроль - оценочное направление реализуется через разработку контрольно -оценочных материалов качества подготовки будущих воспитателей, взаимопосещение занятий практического обучения, проведение показательных мероприятий студентом и их анализ, демонстрационный экзамен, экспертная оценка конкурсных мероприятий как показатель качества деятельности наставляемого, диагностика качества деятельности наставника.
В целом работа наставника-руководителя практики осуществляется по алгоритму:
1. Установление контакта (психологического комфорта, партнерских взаимоотношений наставник-наставляемый).
2. Диагностирование уровней ОК, ПК, выявление затруднений в профессиональном становлении студента, определение путей их устранения.
3. Выбор и апробация методов, форм управления профессиональным развитием будущего педагога.
4. Контроль и оценка результатов проделанной работы по наставничеству и повышения качества профессионального развития студентов.
Критерии эффективности деятельности наставника
1. Теоретический: знание основ менеджмента, основ управления профессиональным развитием, знание алгоритмов деятельности наставника, знание форм и закономерностей организации взаимодействия.
2. Практический: владение методикой наставничества, навыками составления плана профессионального развития, навыками эффективного взаимодействия, навыками диагностики, способами контроля и оценки профессионального развития будущих педагогов.
3. Ценностно-личностный: признание основной ценностью образования -развитие личности студента, способного к профессиональному росту, наличия ряда характеристик личности: коммуникативность, рефлексивность, креативность, толерантность, перцептивность.
На наш взгляд уникальность опыта состоит в его концептуальной идее, разработанной целостной модели развития наставничества в процессе педагогической
практики, разработанных практических материалов для осуществления наставничества в профессиональном становлении будущего специалиста педагога.
Результаты работы по развитию наставничества представлены в следующем:
- в целом можно отметить повышение профессионального мастерства руководителей практики, эффективность работы методического объединения руководителей практики, следование общим целям, интересам, подходам развития профессиональной подготовки будущих воспитателей;
- развитие личностно ориентированных отношений между руководителями практики - наставниками, способствующих эффективному развитию производственно-практической подготовки по специальности 44.02.01 Дошкольное образование;
- качественный рост сформированности показателей ПК и ОК студентов;
- участие будущих педагогов в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства разного уровня;
- востребованность на рынке труда, конкурентоспособность будущих воспитателей;
- развитие готовности к овладению следующими уровнями образования;
- повышение способности к эффективному выстраиванию карьеры;
- рост и развитие личностного потенциала будущих педагогов.
Список литературы /References
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.:
Логос, 2002.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ Носова Е.А. Email: Nosova177124@scientifictext.ru
Носова Екатерина Андреевна - аспирант, Институт педагогики и психологии образования Московский городской педагогический университет, учитель высшей категории, средняя общеобразовательная школа московского городского педагогического университета,
г. Москва
Аннотация: целью данной статьи является определить ряд доминирующих теоретико-методологических основ содержания образования в США и Великобритании в конце XX - начале XXI вв., которые являются определяющими и представляют интерес на уровне сравнительно-сопоставительных характеристик. В статье рассматриваются различные образовательные парадигмы, которые имеют общие и отличительные характеристики, которые соответствуют идеям и взглядам национальных теоретико-методологических основ и включают совокупность традиционности и инновационности. Также автор определяет понятие феномена «парадигма», на основе которого рассмотрены теоретико-методологические основы содержания образования в США и Великобритании в конце XX - начале XXI вв. В статье парадигмы описываются с точки зрения социокультурных особенностей США и Великобритании, а также согласно взглядам сторонников данного подхода в формировании содержания образования.