Научная статья УДК 784.4(510)
https://doi.org/10.24158/fik.2024.3.17
Наследование и развитие китайской традиционной музыкальной культуры Александр Владленович Каменец1, Лю Вэйди2
■^Российский государственный социальный университет, Москва, Россия
Аннотация. Генеральный секретарь Си Цзиньпин в докладе на XIX съезде партии четко указал, что «культура - это душа страны и нации. Когда культура процветает, процветает и страна; когда культура сильна, сильна и нация». В настоящее время наступил важный период для укрепления культурного самосознания народа Поднебесной и активного развития китайской музыки как его элемента. Под влиянием иностранной и западной культуры изучение и наследование традиций в этой сфере может позволить современному молодому поколению китайцев лучше понять смысл национальной музыкальной культуры, что имеет большое значение для ее развития как источника национального духа и силы и дальнейшего поиска места китайского традиционного музыкального искусства в общемировом. Очень важно наследовать его, чтобы укрепить патриотизм, национальную идентичность и обеспечить гордость молодого поколения своими предками. В данной статье дается определение традиционной китайской музыкальной культуры, рассматривается ее коннотация, культурная ценность, принципы наследования и развития.
Ключевые слова: музыка, искусство, культура, развитие, традиционная музыка, народная музыка, культурное наследие
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Каменец А.В., Лю Вэйди. Наследование и развитие китайской традиционной музыкальной культуры // Общество: философия, история, культура. 2024. № 3. С. 136-140. https://doi.org/10.24158/fik.2024.3.17.
Original article
The Relationship between Musical Art and Traditional Chinese Culture
Alexander V. Kamenets1, Liu Weidi2
12Russian State Social University, Moscow, Russia
Abstract. General Secretary Xi Jinping, in a report at the XIX Party Congress, clearly stated that "culture is the soul of the country and the nation. When culture flourishes, the country flourishes; when culture is strong, the nation is strong." Currently, an important period has come for strengthening the cultural consciousness of the people of China and the active development of Chinese music as its element. Under the influence of foreign and Western culture, the study and inheritance of traditions in this area can allow the modern younger generation of Chinese to better understand the meaning of national musical culture, which is of great importance for its development and further search for the place of Chinese traditional musical art in the world as a source of national spirit and strength. It is very important to inherit Chinese traditional musical culture in order to strengthen patriotism, national identity and ensure the pride of the younger generation of their ancestors. This article defines traditional Chinese musical culture, examines its connotation, cultural value, principles of inheritance and development.
Keywords: music, art, culture, development, traditional music, folk music, cultural heritage
Funding: Independent work.
For citation: Kamenets, A.V. & Liu Weidi (2024) The Relationship between Musical Art and Traditional Chinese Culture. Society: Philosophy, History, Culture. (3), 136-140. Available from: doi:10.24158/fik.2024.3.17 (In Russian).
Введение. Китайская традиционная музыкальная культура в отдельные исторические периоды определялась и называлась по-разному. Это постоянно развивающееся в соответствии со временем понятие, поскольку в общей культурной экосистеме Китая все коннотации, формы и стили искусства также беспрерывно эволюционируют. Таким образом, традиционная китайская музыкальная культура - это культура, передаваемая по наследству в истории развития страны и искусства и обладающая определенной жизненной силой и влиянием на нацию. Разумеется, в широком смысле к ней необходимо отнести и те культурные объекты, которые остались в прошлом, но сыграли важную роль в развитии музыкального искусства Поднебесной.
© Каменец А.В., Лю Вэйди, 2024
Китайская традиционная музыка является концентрированным выражением культурного наследия, народного сознания и национальной психологии, проявившихся в определенном музыкальном мышлении. Музыкальное искусство можно разделить на четыре категории: народная музыка, музыка литераторов, религиозная и придворная музыка. Среди них первая включает народные песни и танцы, инструментальную, театральную музыку и рэп; музыка литераторов - гуцинь, поэтические декламационные мелодии и литературные самостоятельные песни; к религиозной музыке относятся буддийская, даосская, христианская, исландская и другие ее разновидности; к придворной - жертвенная, паломническая, музыка проводов и шествий, а также банкетов. Это основные направления традиционной китайской музыки и искусства, максимально выражающие истинные чувства народа, а также передающие неповторимое очарование национальной музыкальной культуры, имеющей многовековую историю.
Методика исследования. Традиционная китайская музыка, являющаяся одним из основных элементов китайской культуры, богата и уникальна по своему историческому развитию и ци-вилизационному подтексту. В современных условиях прогрессирующей глобализации необходимо уделять больше внимания ее сохранению, чтобы она могла быть доступна новым поколениям в будущем.
В свете сказанного бесспорной представляется актуальность настоящего исследования, посвященного рассмотрению наследования и развития китайской традиционной музыкальной культуры, что в современных условиях исключительно важно ввиду интенсификации процессов глобализации и в то же время дифференциации национального самосознания представителей разных культур. Язык же музыки универсален, он позволяет сохранить уникальность каждой культуры, репрезентировав ее при помощи звуковых образов. Целью настоящей работы является утверждение необходимости и рассмотрение возможностей наследования и развития китайской традиционной музыкальной культуры за счет решения следующих задач:
- изучение роли традиционной музыки в жизни граждан Поднебесной;
- определение ее как части культуры китайской нации;
- установление важности музыкального искусства для сохранения национальной культуры;
- постулирование необходимости развития искусства и культуры вообще на основе сохранения традиционного базиса.
В качестве методов исследования мы использовали описание, рассуждение, оценку, а также обобщение. Кроме того, был использован метод анализа научной литературы при изучении взаимосвязи музыки и культуры; метод синтеза теоретических результатов междисциплинарных научных изысканий (истории, истории искусства, истории культуры, эстетики, философии и т.д.); метод интеграции полученных данных в соответствии с темой исследования.
Результаты исследования. Наследование традиционной китайской музыкальной культуры является основой для проявления национального самосознания. Под ней мы понимаем музыку китайского народа, объединяющую самобытность различных этнических групп в рамках одной нации и обладающую уникальным культурно-историческим прошлым, характеризующуюся особыми формами и содержанием музыкального искусства.
Традиционная китайская музыка используется в повседневной жизни, на общественных и церемониальных мероприятиях, звучит на придворных банкетах, сопровождает исполнение национальных обычаев и т.д. (Ван Мин, 2022). Это музыкальная культура, созданная и унаследованная отдельными людьми или группами, отражающая общественную идеологию Китая. Культурное самосознание нации непосредственно связано с соответствующей самоидентификацией каждого члена китайского социума, принятием им собственной связи с традиционной китайской культурой.
Традиционная китайская музыка определяет эмоции, мораль, мысли, привычки и обычаи людей в Поднебесной, поддерживает их культурную идентичность и гармоничное сосуществование представителей китайской нации. Народная музыка с ее разнообразным репертуаром, инструментальным сопровождением, красочными костюмами демонстрирует богатство и разнообразие китайской культуры и искусства, составляет духовный цивилизационный ландшафт традиционной музыки. С момента возникновения она прошла через бесчисленные исторические и культурные изменения, составившие ее суть. Утвердиться в национальном китайском самосознании - значит сохранять и умножать традиционную культуру Поднебесной через глубокое понимание ее содержания и трансляцию новым поколениям.
Наследование традиционной китайской музыкальной культуры способствует формированию национальной культурной памяти, демонстрирующей самобытность и ценность групповой или индивидуальной «функциональной памяти», которая отличается красочностью и опирается на специфическую символическую систему. Например, ее характеристики реализуются через воспоминания, ритуалы, фестивали, образы, национальные эмоции и другие формы воплощения.
Традиционная китайская музыка часто связана с историческими личностями или событиями, сохранить память о которых в национальном сознании помогают красивые мелодии, изящные стихи, национальные костюмы, позволяющие показать историю объективно, но в то же время преломив ее через такие эмоции, как радость, печаль, сожаление, отчаяние и т.д. Например, в песне «Лян Шаньбо и Чжу Интай» нашла выражение печальная история любви двух молодых людей, которые не стали любовниками, а превратились в бабочек; в произведениях для пипы «Чжаоцзюнь выходит из моря», «Песня на берегу моря», «Жалобы Чжаоцзюнь» и др. (Ло Шанянь, 2023) показаны эмоциональные изменения Ван Чжаоцзюнь при выходе из моря, переживаемые чувства скорби и печали по родине; интересные образы созданы народным сознанием в музыкальных произведениях «Широкий и щедрый Алашань», «Благоухающая пашня», «Трубный рожок», «Рожок Южной реки» и др.
Народные песни национальных меньшинств посвящены темам, тесно связанным с жизнью конкретных этнических групп, они отражают духовную историю и культурные предпочтения последних. Традиционная китайская музыка сопрягается с национальной культурой, представляя в возвышенном стиле в текстах, мелодиях, инструментальной музыке и костюмах цивилизацию Поднебесной, ее стойкость перед внешними врагами и искренний патриотизм граждан, воспитывая в молодом поколении национальную память и гордость (Чжан Янь, 2023).
Обсуждение. Наследование традиционной китайской музыкальной культуры - это эндогенная сила, способствующая пробуждению национального самосознания. Раскрытие ее ценностей и их сохранение позволяют искусству стать источником подъема духовности и патриотизма в народной среде.
Наследование традиционной китайской музыкальной культуры, разумеется, не может быть отделено от ее интерсубъективности, и в этом аспекте необходимо декомпозировать и исследовать традиционную китайскую музыкальную культуру, что может включать в себя оптимизацию стратегии преподавания музыкальных дисциплин, а также изменение принципов исполнения национальной музыки, коррекцию творческого стиля, использование уникальных техник и т.д. (Чжан Сици, 2023). Необходимо исследовать и изучить проблемы, существующие в изучении традиционной китайской музыкальной культуры в начальных и средних школах и университетах с целью дальнейшего повышения ее популярности среди представителей китайской нации, и особенно молодого поколения.
Практика показала, что и преподаватели народной музыки, в том числе в школе, работая над проблемой наследования традиционной культуры, сталкиваются с непониманием обучающимися национальной эстетики и необходимости музыкального образования, что требует привлечения молодого поколения к более активному восприятию национального духа и культуры китайских традиций. Это обеспечит устойчивый интерес обучающихся к традиционной китайской музыкальной культуре разных времен и регионов.
Таким образом, наследование китайской традиционной музыкальной культуры - это непрерывная интеграция народных масс в процессе усвоения культурно-художественной сущности национальной музыки и их ретрансляции (Хао Чжицян, 2023).
Следует сказать также, что китайская традиционная музыкальная культура нуждается не только в сохранении, но и в развитии, которое должно быть основано на внедрении в нее инноваций, сообразных национальному мироощущению (Пэн Ике, Фу Лили, 2023). Сохраняя смысл и особенности традиционной китайской музыкальной культуры, необходимо интегрировать в нее современные и комплексные элементы музыкального искусства, создавая тем самым произведения, отвечающие потребностям современных людей (Тиемей, 2023).
На наш взгляд, развитие традиционной китайской музыкальной культуры требует построения четырехмерного пространственно-временного представления о ней на основе интерсубъективности (Инь Вэньцзин, 2023). Пути и идеи развития могут быть различными, но они должны отражать четыре эстетических уровня: «наблюдение», «вкус», «восприятие» и «интеграцию» в развитии (Ли Вэньсюань, 2022).
Китайская традиционная музыкальная культура является отражением особенностей мировоззрения, принятой в стране идеологии, психологии и жизненной культуры китайского народа, отражая баланс между практической и эстетической культурами нации, поэтому также должна учитывать в своем развитии четыре принципа: первичность музыкальной эстетики, эмоциональность, рациональность и слияние с жизнью и т.д., чтобы в результате сформировать в четыре сферы эстетики в традиционной культуре: физическую, эмоциональную, интенциональную, сферу прекрасного (Хэ Цзюань, 2022).
Заключение. Завершая наши рассуждения, обобщим сказанное. Наследование китайской традиционной музыки - это не только признание ее культурной значимости, но и необходимая мера для национального обновления, поскольку оно должно иметь под собой твердую основу, на
которую можно распространить инновации современности в искусстве. Развитие традиционной китайской музыкальной культуры должно сочетаться с потребностями молодого поколения. Только искусство и культура, идущие в ногу со временем, получат новый импульс развития. Китайская традиционная музыкальная культура должна наследоваться не только представителями профессионального сообщества, но и транслироваться в процессе воспитания музыкальной культуры молодого поколения, только так возможно обеспечить ее полноценное сохранение и определить перспективы роста национального культурного самосознания.
Список источников:
Шй. #S#^H-;£tt[J].®Bii^,2022(25):78-80.„ = Хэ Цзюань. Продвижение китайской древней музыки и
наследование традиционной музыкальной культуры // Дом драмы. 2022. № 25. С. 78-80. (на кит. яз.)
= Инь Вэньцзин. Исследование влияния новых концепций народной музыки в китайском национальном традиционном музыкально-культурном образовании // Научная фантастика. 2023. № 4. С. 210-211. (на кит. яз.)
ЖВ^. ?iff^l#^B-;^ftiA®[J].®0]i^,2023(28):96-98. = Чжан Сици. Анализ ритма китайской традиционной музыкальной культуры // Дом драмы. 2023. № 28. С. 96-98. (на кит. яз.)
m —[J].^iawm2023(01):133.„ = Чжан Янь.
Важность продвижения традиционной музыкальной культуры китайских меньшинств - введение в традиционную музыкальную культуру китайских меньшинств // Китайский журнал образования. 2023. № 1. С. 133. (на кит. яз.)
= Пэн Ике, Фу Лили. Наследование и
инновации китайской традиционной музыкальной культуры в перспективе мультикультурализма // Стиль завтрашнего дня. 2023. № 3. С. 33-35. (на кит. яз.)
iSff. W^[J].®Bii^,2022(29):69-71. = Ли Вэньсюань. Исследование пути наследования ки-
тайской традиционной музыкальной культуры // Театральный дом. 2022. № 29. С. 69-71. (на кит. яз.)
Й«?;а^ЙЛ^Ш<Ш:;£ЛМ,В#Ш.2Ж*Ж,2023(13):124-126.„ = Ло Шанянь. Размышления об интеграции китайской традиционной музыкальной культуры в преподавание вокальной музыки в колледжах и университетах // Искусство Дажана. 2023. № 13. С. 124-126. (на кит. яз.)
Itt. *»*i^T^ltt^#^B-;£ttM#»e^ff[J].#ffi(T),2022(12):92-94. = Ван Мин. Анализ пути распространения китайской превосходной традиционной музыкальной культуры в контексте новых медиа // Цветок женьшеня. 2022. № 12. С. 92-94. (на кит. яз.)
®i.a."SKH+"Wft^l#a:;^ft«^Me#[J].2*S^,2023(02):169-172.„ = Хао Чжицян. Размышления о режиме китайской традиционной музыкальной культуры в эпоху «Интернет+» // Оценка искусства. 2023. № 2. С. 169-172. (на кит. яз.)
-[J].^ia*^T'J,2023(04):133 = Тиемей. Исследование ценности художественного образования в традиционной музыкальной культуре - обзор введения в традиционную китайскую музыку // Китайский журнал образования. 2023. № 4. С. 133. (на кит. яз.)
References:
Hao Zhiqiang (2023) [Reflections on the mode of diinese traditional music culture in the era of "Internet+"]. [Art Appreciation]. (2), 169-172. (In Chinese)
He Juan (2022) [Promoting Chinese ancient music and inheriting traditional music culture]. [Drama House]. (25), 78-80. (In Chinese) Li Wenxuan (2022) [Research on the inheritance path of d-iinese traditional music culture]. [Drama House]. (29), 69-71. (In Chinese) Luo Shangyan (2023) [Reflections on the Integration of Chinese traditional music culture in vocal music teaching in colleges and universities]. [Art Dazhan]. (13), 124-126. (In Chinese)
Peng Yike & Fu Li Li (2023) [Inheritance and innovation of Chinese traditional music culture under the perspective of multi-culturalism]. [Tomorrow's Style]. (3), 33-35. (In Chinese)
Tie Mei (2023) [Exploration of the value of Art education in traditional music culture - A review of introduction to traditional Chinese music]. [Chinese Journal of Education]. (4), 133. (In Chinese)
Wang Min (2022) [Analysis of the communication path of Chinese excellent traditional music culture in the context of new media]. [Ginseng Flower]. (12), 92-94. (In Chinese)
Yin Wenjing (2023) [Exploration of the influence of new folk music concepts in Chinese national traditional music and culture education]. [Science fiction pictorial]. (4), 210-211. (In Chinese)
Zhang Siqi (2023) [Analyzing the rhythm of Chinese traditional music culture]. [Drama House]. (28), 96-98. (In Chinese) Zhang Yan (2023) [The importance of promoting the traditional music culture of Chinese minorities - An introduction to the traditional music culture of Chinese Minorities]. [Chinese Journal of Education]. (1), 133. (In Chinese)
Информация об авторах
А.В. Каменец - доктор культурологии, профессор Российского государственного социального университета, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=499221
Лю Вэйди - аспирант Российского государственного социального университета, Москва, Россия.
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors A.V. Kamenets - D.Phil. in Cultural Studies, Professor, Russian State Social University, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=499221
Liu Weidi - PhD student, Russian State Social University, Moscow, Russia.
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.02.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.03.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 19.03.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.