Научная статья на тему 'ПЕРКУССИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КИТАЯ'

ПЕРКУССИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельские начальные школы / китайские школьники / музыка / музыкальное ис-кусство / музыкально-ритмическое развитие / младшие школьники / китайские праздники / методика преподавания музыки / уроки музыки / перкуссия / rural primary schools / Chinese schoolchildren / music / musical art / musical and rhythmic de-velopment / younger students / Chinese holidays / music teaching methodology / music lessons / percussion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Цзюньцзе

Актуальность проблемы развития школьников средствами музыкального искусства в Китае обусловлена его огромным воспитательным потенциалом. Китайские исследователи считают, что музыкальное искусство, которое осваивается школьниками на уроках музыки, должно способ-ствовать не только музыкальному, но и культурному развитию детей. Для активизации этого развития следует учитывать особенности уклада жизни, культуры, региональные и национальные традиции, бытующие в том месте, где ребенок родился и проживает. В сельских школах Китая таким значимым для младших школьников событием является праздник, отражающий все особенности культурной и социальной жизни селян. Китайские сельские праздники сопровождаются танцами, шествиями, со-ревнованиями и игрой на национальных ударных китайских инструментах. Для активного включения ребенка в такие праздники в содержание уроков музыки и музыкальных занятий в детском саду необ-ходимо сформировать определенные музыкально-исполнительские навыки и включать в содержание занятий различные виды музыкальной деятельности, традиционные для китайской национальной культуры. Однако содержание музыкальных занятий в сельских дошкольных учреждениях, а также в сельских школах Китая не всегда является разнообразным и интересным для детей. В статье предла-гается введение такого способа формирования интереса младших школьников к музыкальному искус-ству, как перкуссия – исполнительство на национальных китайских ударных инструментах. Включе-ние перкуссии в содержание уроков музыки в сельской начальной школе и музыкальных занятий в детском саду способствует воспроизведению и развитию этой национальной культурной традиции детьми. Для формирования навыка перкуссии у обучающихся предлагается использование ритмо-формул, которые являются различными в темповом, метроритмическом воплощении исполнитель-ства на китайских ударных инструментах во время праздников. В статье делается вывод о том, что подготовка школьников и дошкольников к сельским праздникам на уроках музыки и музыкальных занятиях, включающая перкуссионное ансамблевое исполнительство для аккомпанемента к танцам, пению, способствует их музыкальному и культурному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCUSSION IN THE MUSICAL DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN RURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CHINA

The relevance of the problem of developing schoolchildren by means of musical art in China is due to its huge educational potential. Chinese researchers believe that the art of music, which is mastered by schoolchildren in music lessons, should contribute not only to the musical, but also to the cultural de-velopment of children. To activate this development, one should take into account the peculiarities of the way of life, culture, regional and national traditions existing in the place where the child was born and lives. In rural schools in China, such a significant event for junior schoolchildren is a holiday that reflects all the features of the cultural and social life of the villagers. Chinese rural holidays are accompanied by dances, processions, competitions and playing the national Chinese percussion instruments. In order to ac-tively include a child in such holidays in the content of music lessons and music lessons in kindergarten, it is necessary to form certain musical and performing skills. However, the content of music classes in rural preschool institutions, as well as in rural schools in China, is not always varied and interesting for children. The article proposes the introduction of such a method of forming the interest of younger students in the art of music as percussion – performing on national Chinese percussion instruments. The inclusion of per-cussion in the content of music lessons in a rural primary school and music classes in kindergarten con-tributes to the reproduction and development of this tradition by children. To form the percussion skill of students, it is proposed to use rhythmic formulas, which are different in the tempo, metro-rhythmic em-bodiment of performance on Chinese percussion instruments during the holidays. The article concludes that the preparation of schoolchildren and preschoolers for rural holidays at music lessons and music lessons, including percussion ensemble performance to accompany dancing, singing, contributes to their mu-sical and cultural development.

Текст научной работы на тему «ПЕРКУССИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КИТАЯ»

УДК 372.878:37.018.523(510)

ББК Ч426.853-270+Ч404(5Кит) ГРНТИ 14.25.01 Код ВАК 5.8.2

Чжан Цзюньцзе,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкне-

хта, 9; e-mail: [email protected]

ПЕРКУССИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КИТАЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сельские начальные школы; китайские школьники; музыка; музыкальное искусство; музыкально-ритмическое развитие; младшие школьники; китайские праздники; методика преподавания музыки; уроки музыки; перкуссия

АННОТАЦИЯ. Актуальность проблемы развития школьников средствами музыкального искусства в Китае обусловлена его огромным воспитательным потенциалом. Китайские исследователи считают, что музыкальное искусство, которое осваивается школьниками на уроках музыки, должно способствовать не только музыкальному, но и культурному развитию детей. Для активизации этого развития следует учитывать особенности уклада жизни, культуры, региональные и национальные традиции, бытующие в том месте, где ребенок родился и проживает. В сельских школах Китая таким значимым для младших школьников событием является праздник, отражающий все особенности культурной и социальной жизни селян. Китайские сельские праздники сопровождаются танцами, шествиями, соревнованиями и игрой на национальных ударных китайских инструментах. Для активного включения ребенка в такие праздники в содержание уроков музыки и музыкальных занятий в детском саду необходимо сформировать определенные музыкально-исполнительские навыки и включать в содержание занятий различные виды музыкальной деятельности, традиционные для китайской национальной культуры. Однако содержание музыкальных занятий в сельских дошкольных учреждениях, а также в сельских школах Китая не всегда является разнообразным и интересным для детей. В статье предлагается введение такого способа формирования интереса младших школьников к музыкальному искусству, как перкуссия - исполнительство на национальных китайских ударных инструментах. Включение перкуссии в содержание уроков музыки в сельской начальной школе и музыкальных занятий в детском саду способствует воспроизведению и развитию этой национальной культурной традиции детьми. Для формирования навыка перкуссии у обучающихся предлагается использование ритмо-формул, которые являются различными в темповом, метроритмическом воплощении исполнительства на китайских ударных инструментах во время праздников. В статье делается вывод о том, что подготовка школьников и дошкольников к сельским праздникам на уроках музыки и музыкальных занятиях, включающая перкуссионное ансамблевое исполнительство для аккомпанемента к танцам, пению, способствует их музыкальному и культурному развитию.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Чжан, Цзюньцзе. Перкуссия в музыкальном развитии младших школьников в сельских образовательных учреждениях Китая / Чжан Цзюньцзе. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 4. - С. 56-61.

Zhang Junjie,

Postgraduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

PERCUSSION IN THE MUSICAL DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN RURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CHINA

KEYWORDS: rural primary schools; Chinese schoolchildren; music; musical art; musical and rhythmic development; younger students; Chinese holidays; music teaching methodology; music lessons; percussion

ABSTRACT. The relevance of the problem of developing schoolchildren by means of musical art in China is due to its huge educational potential. Chinese researchers believe that the art of music, which is mastered by schoolchildren in music lessons, should contribute not only to the musical, but also to the cultural development of children. To activate this development, one should take into account the peculiarities of the way of life, culture, regional and national traditions existing in the place where the child was born and lives. In rural schools in China, such a significant event for junior schoolchildren is a holiday that reflects all the features of the cultural and social life of the villagers. Chinese rural holidays are accompanied by dances, processions, competitions and playing the national Chinese percussion instruments. In order to actively include a child in such holidays in the content of music lessons and music lessons in kindergarten, it is necessary to form certain musical and performing skills. However, the content of music classes in rural preschool institutions, as well as in rural schools in China, is not always varied and interesting for children. The article proposes the introduction of such a method of forming the interest of younger students in the art of music as percussion - performing on national Chinese percussion instruments. The inclusion of percussion in the content of music lessons in a rural primary school and music classes in kindergarten contributes to the reproduction and development of this tradition by children. To form the percussion skill of students, it is proposed to use rhythmic formulas, which are different in the tempo, metro-rhythmic embodiment of performance on Chinese percussion instruments during the holidays. The article concludes that the preparation of schoolchildren and preschoolers for rural holidays at music lessons and music les-

© Чжан Цзюньцзе, 2023

sons, including percussion ensemble performance to accompany dancing, singing, contributes to their musical and cultural development.

FOR CITATION: Zhang, Junjie. (2023). Percussion in the Musical Development of Younger School Children in Rural Educational Institutions in China. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 56-61.

Сельские образовательные учреждения в Китае сегодня нацелены на совмещение двух уровней образования -дошкольного и школьного. Поэтому в современном Китае в провинциях появляются детские сады-школы, которые сегодня являются востребованной формой образовательного учреждения на селе [6]. В настоящее время более половины всех дошкольных образовательных учреждений Китая и начальных школ находятся в сельской местности [7]. В «Руководстве по обучению в детском саду (пробное внедрение)», изданном Министерством образования Китая еще в 2001 году, указывалось, что «обучение в детском саду является важной частью базового образования и является базовым этапом для школьного обучения и образования на протяжении всей жизни»1. В различных документах китайского правительства указывается, что дошкольное и начальное образование призваны заложить фундамент к обучению в старшей школе, но, что более важно, сформировать личность каждого ребенка, заложить основу для его всестороннего и культурного развития2.

В 2013 году китайские Министерство образования и Министерство финансов запустили передвижную пилотную программу поддержки дошкольных и школьных образовательных учреждений в отдаленных сельских районах северных провинций (Ляонин, Хэнань, Хунань, Гуйчжоу и Шэнь-си, Гуанси, Юньнань, Ганьсу и Цинхай), которые являются не столь экономически развитыми, как южные районы3, обосновывая запуск этой программы тем, что уровень сельского школьного и дошкольного образования является недостаточно высоким. В связи с этим, отмечается в тексте данной

1 Постановление Министерства образования КНР о дошкольном воспитании от 2 июля 2001 года. «Руководство по обучению в детском саду (пробное внедрение)». URL: https://cmsadmin.xbdedu.cn.

2 Министерство образования и Министерство финансов. Пилотный план работы по поддержке работы сельских и отдаленных районов Центрального и Западного Китая по осуществлению дошкольного образования. Опубликованы в 2013 году. URL: http://www. m0e.g0v.cn/srcsite/A10/s7151/201306/t20130607_15302 3.html; Постановление Министерства образования КНР о дошкольном воспитании от 2 июля 2001 года. «Руководство по обучению в детском саду (пробное внедрение)». URL: https://cmsadmin.xbdedu.cn.

3 Министерство образования и Министерство финансов. Пилотный план работы по поддержке работы сельских и отдаленных районов Центрального и Западного Китая по осуществлению дошкольного образования. Опубликованы в 2013 году. URL: http://www. m0e.g0v.cn/srcsite/A10/s7151/201306/t20130607_15302 3.html.

программы, необходимо модернизировать множество направлений работы по обучению младших школьников и воспитанию детей дошкольного возраста в сельских образовательных учреждениях, включая в их содержание интересные для обучающихся методы и формы.

Среди множества этих направлений, требующих улучшения и модернизации, выделяется эстетическое и музыкальное воспитание. При этом авторы [4; 7; 11] утверждают, что методическим основанием для улучшения должны стать воплощенные в содержании воспитания и музыкального образования традиции китайской музыкальной и художественной культуры, востребованные детьми, проживающими в сельской местности.

Анализ работы сельских начальных школ и детских садов Китая по направлению «Музыкальное образование» показал значительные пробелы в методическом оснащении этих образовательных учреждений, недостаточную техническую оснащенность, малое количество музыкальных инструментов, которые могут быть использованы в процессе урока музыки, невысокий уровень подготовки педагогов-музыкантов, что выражается в отсутствии использования ими на музыкальных занятиях современных методов и форм музыкального образования. В содержании музыкальных занятий в сельских детских садах используется преимущественно только один вид музыкальной деятельности - пение, который реализуется с помощью метода повторения детьми за педагогом мелодий и слов песен, что, безусловно, не вызывает у дошкольников интереса ни к самим песням, ни к певческой деятельности в целом. Эти же проблемы имеются и в организации и проведении уроков музыки в сельских начальных школах, в том числе в детских садах-школах [11].

Решением проблемы улучшения качества музыкального образования в этих образовательных учреждениях может стать подготовка детей к значимым для сельских жителей событиям, таким как национальные китайские праздники, на которых важную роль играют музыка и исполнительство на ударных инструментах. Китайский праздник невозможен без игры на национальных ударных инструментах, которая определяется в китайской литературе перкуссией. Она, как и китайская опера, является визитной карточкой всей музыкальной культуры Китая [2; 5; 9; 10]. Китайские исследователи подчеркивают, что перкуссия

составляет огромный пласт в истории и развитии китайской музыкальной культуры [5; 10]. Звук барабана, отмечает Чжан Хай-лун, неотделим от крупных фестивалей, свадеб, похорон и различных традиционных праздничных мероприятий в Китае. Он является символом духа китайцев и занимает незаменимое место в китайской музыке.

Искусство перкуссии чаще всего, как отмечает Л. И. Исаева, на праздниках в селах и городах Китая демонстрируют исполнители именно из сел и деревень [2]. Они специально прибывают в города на праздники и участвуют в уличных шествиях, в представлениях в парках и на стадионах городов. Они являются активными участниками празднеств и народных гуляний в селах [8]. Такой вид музицирования, как перкуссия, на праздниках в селах привлекает жителей, которые с удовольствием слушают и даже участвуют в исполнении вместе с музыкантами. Младшие школьники и дошкольники в селах, как и сельские жители, тоже активно участвуют в национальных китайских праздниках. Слушая перкуссию, они пытаются ритмично двигаться под удары барабанов, подражать исполнителям в игре на ударных инструментах. Все это говорит о том, что для ребенка, проживающего в селе, такие праздники являются большим радостным событием, поэтому подготовка к такому празднику в детском саду и в начальной школе всегда будет для него интересна и привлекательна.

Организация подготовки к праздникам требует введения таких видов музыкальной деятельности, которые будут востребованы на селе и которые будут интересны детям. К ним можно отнести не только исполнение песен, выученных дошкольниками и младшими школьниками на уроках музыки и музыкальных занятиях, но и исполнение песен с танцевальными движениями, танцев с аккомпанементом на ударных инструментах (в народной музыкальной культуре Китая имеются танцы, которые исполняются с аккомпанементом на ударных инструментах, например танец «Яо Гу У» с поясным барабаном, танец «Куайцзы У» с палочками, танец «Уйзу У» с бубном и др.), а также игра на ударных инструментах. Сегодня на уроках музыки в китайских школах перкуссия как определенный вид музыкальной деятельности стала интересовать и учителей музыки, и многих обучающихся. Преимущества перкуссии заключаются в том, что этот вид музицирования может быть удачно реализован в коллективе класса, может совмещать игру на ударном инструменте с пением и танцем, что позволяет развивать у младших школьников их музыкальные способности и приобщиться к му-

зыкальной культуре своего народа [11; 13]. Перкуссия, как указывалось, востребована и в национальных китайских праздниках, наиболее значимыми в сельской местности из которых являются: Китайский Новый год или праздник весны (Чуньцзе), праздник фонарей (Юаньсяоцзе), праздник, посвященный весеннему севу - второго дня второго месяца (Лунтайтоу), праздник, посвященный памяти выдающегося древнекитайского поэта Цюй Юань - драконьих лодок (Ду-аньу) и праздник в честь основания Китайской Народной Республики - Национальный день. На всех этих праздниках обязательно звучат ударные инструменты, поражая слушателей разнообразием ритма и эмоционального содержания исполнения. Самым востребованными из них для исполнения являются барабаны и гонги. Метроритм таких перкуссионных исполнений составляет ритмическое наполнение такими длительностями, как четверти, восьмые и шестнадцатые. Ритмический рисунок в перкуссии часто воспроизводится исполнителями несколько раз, а затем он может быть изменен в процессе исполнения и импровизации.

Почти в каждом празднике при исполнении перкуссии можно выделить наиболее часто повторяющиеся ритмические обороты -ритмоформулы. Изучение ритмоформул, звучащих в перкуссии китайских праздников, позволило выделить такие из них, которые доступны для исполнения детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Для освоения различных ритмоформул на уроках музыки и на музыкальных занятиях в детском саду приемлемыми являются такие методы, как наглядный, демонстрации, творческого задания, графический. Наглядный метод эффективен при демонстрации учителем игры на определенном ударном инструменте - барабане, гонге или на лингу - инструменте наподобие бубна.

Метод демонстрации той или иной рит-моформулы может быть применен на нескольких уроках в последовательности, которую определяет Т. А. Иванчикова [1]. Сначала ритмоформулы с квадратным ритмическим построением (ритм «суммирования» и «ритм дробления»), затем, уже на следующих занятиях, ритмоформулы с тем же построением, но включающим пунктирный ритм и затем, на занятиях, которые будут проводиться на заключительном этапе освоения ритмофрмул, они используются уже с неквадратным ритмическим построением.

Методом освоения ритмоформул на слух могут явиться творческое задание по воспроизведению в речи, а затем в игре на инструменте ритма поэтического произведения - китайского детского стишка (народные потешки и прибаутки, суще-

ствующие в китайском фольклоре многие века), который обладает определенным поэтическим ритмом. Перкуссия может включаться в урок музыки или музыкальное занятие в качестве ритмического аккомпанемента произносимому ребенком стишку.

Графический метод предполагает включение различных плакатов, наглядных пособий, а также записей на доске, визуально обозначающих тот или иной ритм, лежащий в основе ритмоформулы и необходимый для воспроизведения ее на ударном инструменте.

Перкуссия, как отмечает У Цзюньфэй, как правило, исполняется коллективом музыкантов [5]. Поэтому такие ансамбли определенных ударных инструментов, например только барабаны или только бубны и т. д., на которых играет ансамбль, состоящий из 5-6 человек вследствие большой наполняемости каждой группы детского сада или каждого класса в начальной школе на селе могут создать целый оркестр из разных инструментальных групп: группа-ансамбль только барабанов или группа-ансамбль только бубнов, китайских колокольчиков и т. д. Единственным препятствием для создания таких перкуссионных праздничных оркестров является недостаточность музыкальных инструментов, которая, как указывалось, повсеместно ощущается в китайских сельских образовательных учреждениях. В этом случае ряд авторов [4; 13; 14] предлагают создавать самодельные ударные музыкальные инструменты - барабаны (барабан Гу и Бо), гонги (гонг Лу), бубны (Лингу), китайские колокольчики. Для этого в сельских образовательных учреждениях дети с помощью педагога при подготовке к празднику могут создавать инструменты из подручного материала - жестяных крышек, деревянных брусков, бамбуковых стеблей, деревянных палочек для еды и т. д.

Перкуссионные детские оркестры могут исполнять различные ритмоформулы праздника, которые, как указывалось, отличаются по темпу, ритму и метру в исполнении. Например, ритмоформула праздника драконьих лодок отличается мерностью акцента и незатейливостью ритмического рисунка, так как во время такого праздника, на котором происходит соревнование лодок, на каждой из них обязательно должен быть музыкант-барабанщик, дающий ударами барабана сигнал о том, каков должен

быть темп движений гребцов.

Перкуссионные оркестры могут аккомпанировать песне, исполняемой детьми на определенном празднике. В музыкальный репертуар для пения и аккомпанемента следует включать детские праздничные песни с четким ритмом, например «Новый год», композитор Фан Лань, «Цинъюаньсяо», композитор Чжан Сюру (для праздника фонарей), «Цинъдуаньу», композитор Чэнь Пейцзя (для праздника драконьих лодок), «Воспевая родину», композитор Ван Синь (для праздника национального дня Китая).

В процессе подготовки к исполнению перкуссии для праздников при неоднократном повторении детьми ритмоформул для аккомпанемента песне или танцу, а также в процессе только инструментального перкуссионного исполнения у них происходит формирование чувства темпа, метра и ритма, что в целом позволяет говорить и о развитии их музыкальных способностей [13; 14].

Полученные дошкольниками на подготовительных к празднику музыкальных занятиях навыки могут в процессе самого сельского праздника быть воспроизведены в совместных с родителями праздничных действах: игре на барабанах, танцах и исполнении песен. Такие праздники могут проводиться не только селянами, но и быть организованными и в сельской школе, и в сельском детском саду.

Освоение ритмических элементов китайского народного танца, пение китайских народных песен с ритмическим аккомпанементом на ударных инструментах позволяют констатировать, что сельские дети осваивают элементы китайской народной музыкальной культуры, а подготовка к национальному китайскому празднику сельских школьников с использованием перкуссии и при совмещении такого исполнения с пением и танцем способствует музыкально (так как детьми осваивается китайская музыкальная культура) ритмическому (так как у них формируется чувство ритма) развитию.

В завершении следует отметить, что элементы подготовки к празднику, а именно формирование навыка перкуссионного исполнительства, изучение детьми определенных ритмоформул, изготовление ими самодельных музыкальных инструментов, были успешно осуществлены в детском саду - начальной школе «Чижан Джунсинь» села Чишан провинции Шаньдун Китайской Народной Республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванчикова, Т. А. Основные этапы развития музыкально-ритмических навыков у дошкольников / Т. А. Иванчикова. - Текст : непосредственный // Реализация дополнительных общеразвивающих программ в детских школах искусств: опыт работы с детьми дошкольного возраста : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «АРТ-ЕКАТЕРИНБУРГ» (с международным участием). Т. 2. - Екатеринбург : УрГПУ, 2015. - С. 30-39.

2. Исаева, Л. И. Страна уехала на праздник. (Очерки по истории возникновения китайских народных праздников и их описание) / Л. И. Исаева ; ИДВ РАН. - М.: ООО «Издательство МБА», 2017. - 376 с. : ил. - Текст : непосредственный.

3. Жуйкова, А. А. Проблемы раннего музыкального воспитания детей / А. А. Жуйкова. - Текст : непосредственный // Искусство и образование: методология, теория, практика. - 2020. - Т. 3, № 1-2. -С. 34-40. - EDN TGBNFJ.

4. Лю, Цзяли. Как использовать сельские преимущества для развития сельского музыкального образования / Лю Цзяли. - Текст : непосредственный // Северная музыка. - 2014. - Вып. 02. - С. 106-108.

5. У, Цзюньфэй. Исследование наследственности, развития и инноваций китайской национальной ударной музыки / У Цзюньфэй. - Текст : непосредственный // Художественная оценка. - 2020. -Вып. 03. - С. 50-52.

6. У, Чжихуэй. Интегрированная «детский сад - школа» модель / У Чжихуэй. - Текст : непосредственный // Воспитатель. - 2017. - № 07. - С. 6-7.

7. У, Чжихуэй. Доклад о развитии сельского образования Китая за 2020-2022 гг. / У Чжихуэй, Цинь Юйю. - Пекин : Издательство «Наука», 2022. - Текст : непосредственный.

8. Фу, Даосинь. Дискуссия о традиционных праздниках и национальной музыкальной культуре / Фу Даосинь. - Текст : непосредственный // Голос Желтой реки. - 2019. - № 02. - С. 25-29.

9. Цинь, Синьсинь. Исследование стратегии преподавания перкуссии на уроке музыки в начальной школе / Цинь Синьсинь. - Текст : непосредственный // Форум по базовому образованию. - 2022. -№ 09. - С. 98-99.

10. Чжан, Хайлун. Барабаны и вдохновение китайской нации / Чжан Хайлун. - Текст : непосредственный // Художественный широкоугольный. - 2004. - № 04. - С. 27-31.

11. Чжан, Хайнань. Анализ текущей ситуации и контрмер в области обучения музыке сельских детей / Чжан Хайнань. - Текст : непосредственный // Прочитайте и напишите. - 2020. - № 2. - С. 288-289.

12. Чжан, Ц. Самодельные музыкальные инструменты в дошкольных образовательных учреждениях Китая / Ц. Чжан. - Текст : непосредственный // Современные проблемы музыкального и художественного образования : региональный сборник научных трудов (с участием), Екатеринбург, 01 декабря 2021 года. -Екатеринбург : [б. и.], 2021. - С. 145-149. - EDN CXXPRL.

13. Чжан, Ц. Музыкально-ритмическое развитие младших школьников на уроках музыки в сельских школах Китая / Ц. Чжан, Н. Г. Тагильцева. - Текст : непосредственный // Традиции и инновации в культурно-образовательном пространстве Европы и Азии : международный сборник научных трудов / ответственный редактор Л. В. Матвеева. - Екатеринбург, 2023. - С. 244-249.

14. Чжан, Ц. Развитие чувства ритма у детей в сельских детских садах Китая / Ц. Чжан, Н. Г. Тагильцева. - Текст : непосредственный // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия : материалы Х Международной научно-практической конференции / под ред. Г. И. Батыршиной. - Казань, 2021. - С. 610-615.

15. Шаракеева, Н. В. Эстетическое воспитание и развитие младших школьников средствами музыкального искусства / Н. В. Шаракеева. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 29-30 марта 2017 года / под редакцией Е. Н. Ахтырской, Л. В. Борзовой, М. А. Мазаловой. -Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2017. - С. 327-330. - EDN ZIQDSJ.

REFERENCES

1. Ivanchikova, T. A. (2015). Osnovnye etapy razvitiya muzykal'no-ritmicheskikh navykov u doshkol'nikov [The Main Stages in the Development of Musical and Rhythmic Skills in Preschoolers]. In Realizatsiya dopolni-tel'nykh obshcherazvivayushchikh programm v detskikh shkolakh iskusstv: opyt raboty s detmi doshkol'nogo voz-rasta: materialy VIII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii v oblasti khudozhestvennogo obrazovaniya detei «ART-EKATERINBURG» (s mezhdunarodnym uchastiem). Vol. 2. Ekaterinburg, UrGPU, pp. 30-39.

2. Isaeva, L. I. (2017). Strana uekhala na prazdnik. (Ocherki po istorii vozniknoveniya kitaiskikh narod-nykh prazdnikov i ikh opisanie) [The Country Left for a Holiday. (Essays on the History of the Emergence of Chinese Folk Holidays and Their Description)]. Moscow, OOO «Izdatel'stvo MBA». 376 p.

3. Zhuikova, A. A. (2020). Problemy rannego muzykal'nogo vospitaniya detei [Problems of Early Musical Education of Children]. In Iskusstvo i obrazovanie: metodologiya, teoriya, praktika. Vol. 3. No. 1-2, pp. 34-40. EDN TGBNFJ.

4. Liu, Chiali. (2014). Kak ispol'zovat' sel'skie preimushchestva dlya razvitiya sel'skogo muzykal'nogo obrazovaniya [How to Use the Rural Advantages for the Development of Rural Music Education]. In Severnaya muzyka. Issue 02, pp. 106-108.

5. Wu, Junfei. (2020). Issledovanie nasledstvennosti, razvitiya i innovatsii kitaiskoi natsional'noi udarnoi muzyki [Study of the Inheritance, Development and Innovation of Chinese National Percussion Music]. In Khudozhestvennaya otsenka. Issue 03, pp. 50-52.

6. Wu, Zhihui. (2017). Integrirovannaya «detskii sad - shkola» model' [Integrated "Kindergarten - School" Model]. In Vospitatel'. No. 07, pp. 6-7.

7. Wu, Zhihui, Qin, Yuyu. (2022). Doklad o razvitii sel'skogo obrazovaniya Kitaya za 2020-2022 gg. [China Rural Education Development Report 2020-2022]. Beijing, Izdatel'stvo «Nauka».

8. Fu, Daoxin. (2019). Diskussiya o traditsionnykh prazdnikakh i natsional'noi muzykal'noi kul'ture [Discussion about Traditional Holidays and National Musical Culture]. In Golos Zheltoi reki. No. 02, pp. 25-29.

9. Qin, Xinxin. (2022). Issledovanie strategii prepodavaniya perkussii na uroke muzyki v nachal'noi shkole [Study of the Strategy of Teaching Percussion in a Music Lesson in Elementary School]. In Forum po bazovomu obrazovaniyu. No. 09, pp. 98-99.

nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2023. № 4

61

10. Zhang, Hailong. (2004). Barabany i vdokhnovenie kitaiskoi natsii [Drums and Inspiration of the Chinese Nation]. In Khudozhestvennyi shirokougol'nyi. No. 04, pp. 27-31.

11. Zhang, Hainan. (2020). Analiz tekushchei situatsii i kontrmer v oblasti obucheniya muzyke sel'skikh detei [Analysis of the Current Situation and Countermeasures in the Field of Teaching Music to Rural Children]. In Prochitaite i napishite. No. 2, pp. 288-289.

12. Zhang, C. (2021). Samodel'nye muzykal'nye instrumenty v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh Kitaya [Homemade Musical Instruments in Preschool Educational Institutions in China]. In Sovremennye problemy muzykal'nogo i khudozhestvennogo obrazovaniya: regional'nyi sbornik nauchnykh trudov (s uchastiem), Ekaterinburg, 01 dekabrya 2021 goda. Ekaterinburg, pp. 145-149. EDN CXXPRL.

13. Zhang, C., Tagiltseva, N. G. (2023). Muzykal'no-ritmicheskoe razvitie mladshikh shkol'nikov na urokakh muzyki v sel'skikh shkolakh Kitaya [Musical and Rhythmic Development of Junior Schoolchildren at Music Lessons in Rural Schools in China]. In Matveeva, L. V. (Ed.). Traditsii i innovatsii v kul'turno-obrazovatel'nompros-transtve Evropy i Azii: mezhdunarodnyi sbornik nauchnykh trudov. Ekaterinburg, pp. 244-249.

14. Zhang, C., Tagiltseva, N. G. (2021). Razvitie chuvstva ritma u detei v sel'skikh detskikh sadakh Kitaya [Development of a Sense of Rhythm in Children in Rural Kindergartens in China]. In Batyrshina, G. I. (Ed.). Is-kusstvo i khudozhestvennoe obrazovanie v kontekste mezhkulturnogo vzaimodeistviya: materialy X Mezhdu-narodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kazan, pp. 610-615.

15. Sharakeeva, N. V. (2017). Esteticheskoe vospitanie i razvitie mladshikh shkol'nikov sredstvami muzykal'nogo iskusstva [Aesthetic Education and Development of Junior Schoolchildren by Means of Musical Art]. In Akhtyrskaya, E. N., Borzova, L. V., Mazalova, M. A. (Eds.). Aktual'nye problemy prepodavaniya v na-chal'noi shkole. Kiryushkinskie chteniya: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Saratov, 29-30 marta 2017goda. Saratov, Izdatel'stvo «Saratovskii istochnik», pp. 327-330. EDN ZIQDSJ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.