Научная статья на тему 'Наследие алтайской и тюркской цивилизаций и их перспективы в мировой цивилизации'

Наследие алтайской и тюркской цивилизаций и их перспективы в мировой цивилизации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
475
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тюркская цивилизация / Алтай / лингвистика. / Turkic civilization / Altai / linguistics.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каримов Бахтиёр Рахманович

В статье кратко рассмотрены генезис, история и наследие Алтайской и Тюркской цивилизаций, их связь с Шумерской цивилизацией и тенгрианством, связь тюркского языка с шумерским языком, его роль на Великом шелковом пути. В статье исследован вклад и перспективы развития Алтайской и Тюркской цивилизаций в мировой цивилизации. В статье на основе ойкуменической теории нации, концепций этносизма и этнолингвопанизма предлагается создать язык ортатюрк, систему усредненных языков для групп генеалогически родственных языков, усредненный мировой язык и глобальную объединенную систему письменности. Исследуется развитие национальных тюркских языков, языка ортатюрк и Тюркской цивилизации в контексте глобализации. В статье предлагается проект инновационного повышения социального статуса казахского языка посредством создания языка ортатюрк, который будет одним из мировых языков и одновременно будет близок к языку Абая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Каримов Бахтиёр Рахманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heritage of the Altai and Turkic civilization and their prospects in the world civilization

Genesis, history and heritage of Altaic and Turkic civilization, their connection with Sumerian civilization and Tengriism, connection of Turkic language with Sumerian, its role in Great Silk road are reviewed in this article. Contribution and perspectives of Altaic and Turkic civilizations in the world civilization has been researched. In article on a basis of oikumenic theory of nation, concepts of ethnosizm and ethnolinguapanizm is offered to create language ortaturk, system of averaged languages for groups of related languages, averaged world language and global united system of writings. Development of national Turkic languages, language Ortaturk and the Turkic civilization in a globalization context is investigated. In article is offered project of innovational increasing of social status of the Kazakh language by means of creation of the language Ortaturk, which will be one of World languages and will be close to the language of Abay.

Текст научной работы на тему «Наследие алтайской и тюркской цивилизаций и их перспективы в мировой цивилизации»

УДК 1(574.42+574)

Наследие алтайской и тюркской цивилизаций и их перспективы

в мировой цивилизации

Каримов Бахтиёр Рахманович

доктор философских наук, академик Международной Академии Информатизации, профессор Ташкентского государственного технического университета. 100095 Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Университетская, 2. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье кратко рассмотрены генезис, история и наследие Алтайской и Тюркской цивилизаций, их связь с Шумерской цивилизацией и тенгрианством, связь тюркского языка с шумерским языком, его роль на Великом шелковом пути. В статье исследован вклад и перспективы развития Алтайской и Тюркской цивилизаций в мировой цивилизации. В статье на основе ойкуменической теории нации, концепций этносизма и этнолингвопанизма предлагается создать язык ортатюрк, систему усредненных языков для групп генеалогически родственных языков, усредненный мировой язык и глобальную объединенную систему письменности. Исследуется развитие национальных тюркских языков, языка ортатюрк и Тюркской цивилизации в контексте глобализации. В статье предлагается проект инновационного повышения социального статуса казахского языка посредством создания языка ортатюрк, который будет одним из мировых языков и одновременно будет близок к языку Абая. Ключевые слова: Тюркская цивилизация; Алтай; лингвистика.

Алтайская и тюркская общности народов внесли и вносят оригинальный и значимый вклад в мировую историю и мировую цивилизацию, наследие этих общностей имеет мировое общецивилизационное значение. Тюркская цивилизация способна самоорганизоваться в форме локальной цивилизации, а современные народы «Мира Большого Алтая», наследники древней алтайской цивилизационной общности (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, корейский, японский народы) - в форме суперцивилизации, то есть в форме системы родственных локальных цивилизаций.

Понятие «наследие определенной (Алтайской, Тюркской) цивилизации» включает в себя все то, что данная цивилизация на современном этапе своего развития получила в наследство от предыдущих этапов развития этой цивилизации. Мировая цивилизация тоже получила все это в своё наследие, но с обязательством упоминать принадлежность этого наследия определенной современной цивилизации как части мировой цивилизации. Каждый субъект истории имеет своё мировоззрение, своеобразно подразделяющее наследие Человечества на части наследия, принадлежащие определенным социальным общностям, в частности, локальным цивилизациям, суперцивилизациям, мегацивилизациям, выделенным по этногенетическим, этническим и лингвистическим характеристикам.

Понятие «Тюркская цивилизация» более целесообразно использовать, чем, являющееся в определенной мере метафорическим, понятие «Тюркский мир», так как Тюркская цивилизация является одноуровневым, однотаксонным феноменом с такими цивилизациями Востока и Запада как Ханьская, Романская, Индийская, Германская, Арабская, Славянская, Иранская, Дравидийская, Малайзийско-Индонезийская, Конго-кордофанская, Японская, Вьетнамская, Корейская, Тайская и другими.

Алтайская суперцивилизация в древности существовала в качестве Алтайской локальной цивилизации, наряду с такими в то время в определенной мере родственными локальными цивилизациями как Индоевропейская, Дравидийская, Уральская, Семито-хамитская, Бантуязычная, входившими в Ностратическую суперцивилизацию древности, которая постепенно превратилась в Ностратическую мегацивилизацию современности. Древняя Ностратическая суперцивилизация, в особенности её Алтайская цивилизация с

древних времен взаимодействовала с древней Сино -тибетской суперцивилизацией.

Алтайская суперцивилизация является одной из древнейших суперцивилизаций мира. Истоки её уходят к 4 тысячелетию до нашей эры, когда Древний Шумер как первое развитое государство, образовавшееся на территории расселения протоалтайских и прототюркских народов (территории нынешних государств Турция, Иран, Азербайджан, Афганистан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, СУАР в КНР, Монголия, Алтай, Хакасия, Тува и др.) в числе первых в мире создал великие достижения человеческой цивилизации - развитые формы государства, этнической общности, языка, письменности, мифологии, религии (Тенгрианство), градостроительства и материальной культуры. После завоевания Древнего Шумера семитскими племенами и включения его территории в Древний Аккад, и затем в Древний Вавилон, новые центры развития Алтайской и Тюркской цивилизаций возникают на оставшихся территориях расселения протоалтайских, прототюркских и древнетюркских народов. После завоевательных нашествий на эти территории скотоводческо-земледельческих полукочевых племен древних арийцев в Х11-У11 веках до нашей эры на значительной части этих территорий образуются государства с арийской государственной элитой, но значительную часть населения в них продолжают составлять потомки протоалтайцев, прототюрков, древние тюрки, а также смешанное арийско-древнетюркское население (Каптоу 1992).

В древнекитайских письменных источниках этноним «тюрк» встречается уже 4700 лет до наших дней. Эти же источники свидетельствуют также и о том, что уже в те времена на территориях от Каспийского моря до территории Маньчжурии проживали древнетюркские племена и народности (Hodzhaev 2010). Древние археологические памятники культуры на этих территориях древнего Турана свидетельствуют об этом. Тюркская цивилизация, находясь на пути между ведущими государствами, цивилизациями, культурами Востока и Запада, Севера и Юга, выступала как цивилизация, оказывавшая значительное влияние в системе цивилизаций мира. Важную роль она играла на Великом Шелковом пути. Тюркский язык был одним из ведущих международных, мировых языков на этом пути. Тюркская цивилизация создала целый ряд государств, имевших большое влияние на развитие мировой истории, культуры, науки, искусства и мировоззрения. В современную эпоху нового возрождения, Ренессанса Тюркской цивилизации она имеет возможности интенсивно развить свою культуру, науку и язык, посредством использования достижений современной мировой цивилизации.

Гениальные и выдающиеся деятели науки, искусства и культуры Тюркской цивилизации внесли огромный вклад в развитие мировой науки, искусства и культуры. Вклад одного Аль-Хорезми (десятичная система, алгебра, алгоритм) не уступает вкладу некоторых локальных цивилизаций. Наука, культура и язык Тюркской цивилизации внесли огромный вклад в развитие мировой науки, духовной культуры и языковой системы мировой цивилизации. Тюркская цивилизация в течение тысячелетий создала цепь последовательно возникавших развитых тюркских языков, фольклора, литературы и письменностей. Тюркский язык по длительности периода пребывания в статусе международного, мирового языка занимает первое место среди всех языков, когда-либо имевших такой статус. Тюркская цивилизация оказала и оказывает большое влияние на развитие письменностей цивилизаций Востока и Запада.

В процессе глобализации идет формирование многополюсного мира, что связано с возникновением новых полюсов, центров геополитической силы. Этими центрами выступают чаще всего локальные цивилизации. Тюркской

71

общности народов целесообразно сформировать у своих членов тюркское локально-цивилизационное мировоззрение. Фундаментальной идеей локального цивилизационного мировоззрения является идея цивилизационизма, идея цивилизационной солидарности, единства исторических корней и исторической судьбы народов, относящихся к данной локальной цивилизации, необходимости их сотрудничества для решения стоящих перед ними общих проблем. При определенных условиях подход аналогичный подходу к локальным цивилизациям может быть применен и к суперцивилизациям, в частности, к Алтайской суперцивилизации.

Для перспектив развития Тюркской цивилизации в современной мировой информационной цивилизации большое значение имеет идеология тюркизма, являющаяся идеологией имеющей целью формирование Тюркской локальной цивилизации. Кратко резюмируя ряд исследований в данном направлении можно утверждать, что следующие концепции и положения соответствуют идеологии тюркизма, интересам Тюркской цивилизации в целом и каждого из тюркских народов в отдельности:

По цивилизационным вопросам (Karimov 1991; 2003 (1); 2003 (2); 2004) : 1) Поддержка концепции этнолингвопанизма (Karimov 1991), концепции тюркизма и возрождения Тюркской цивилизации, разъяснение и поддержка концепций демократического тюркизма и ортатюркизма; 2) Позиция за равноправный диалог, полилог локальных цивилизаций в рамках мировой цивилизации, против концепции исключительных прав западной или иной отдельной цивилизации отождествлять свою культуру и свои ценности с общечеловеческими, против ликвидации национальных культур, против вытеснения их массовой культурой; 3) Поддержка концепции формирования среднеалтайского языка, общеалтайского мировоззрения и единого общеалтайского информационного пространства (Karimov 2009 (2)). По политическим проблемам:

1) Создание Тюркской Конфедерации государств (ТКГ). Конфедерация должна обеспечивать сохранение суверенитета отдельных тюркских государств и их членство в ООН. В Тюркской Конфедерации допускается на основе консенсуса всех её членов участие отдельных стран ещё и в других межгосударственных объединениях;

2)Соблюдение устава ООН, поддержка её международной деятельности;

3)Поддержка концепции международно-правовой защиты прав человека;

4)Поддержка геополитической концепции многополярного мира. Одним из полюсов при этом может стать Тюркская Конфедерация;

5) Расширение Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), и превращение её, в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Азии (ОБСА), в аналог Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) за счет добровольного включения и других азиатских стран. Организация «Совещание по взаимопониманию и мерам доверия в Азии», созданная по инициативе Казахстана, может слиться с ОБСА.

По военным вопросам:

1) Создание в рамках Тюркской конфедерации государств военного оборонительного союза на базе имеющейся системы межгосударственных договоров с сохранением суверенитета каждого тюркского государства;

2) Поддержка договора о нераспространении ядерного оружия и договора о безъядерной зоне в Центральной Азии с адекватным совместным своевременным реагированием ТКГ на происходящие в мире изменения в сфере ядерных угроз и ядерной безопасности;

3) Активная борьба против скатывания к мировой термоядерной войне, ведущей к «ядерной зиме», гибели мировой цивилизации и даже биосферы.

72

По национальному вопросу (Karimov 1991; 2003 (1); 2003 (2); 2004):

1) Поддержка ойкуменической концепции нации, этносистского гуманизма и гуманистического этносизма и соответствующей концепции межнациональных, международных отношений. Опровержение крайних форм концепций конструктивизма, инструментализма и примордиализма;

2) Поддержка концепции равноправия наций, борьба против гегемонизма, шовинизма одних наций против других;

3)Поддержка концепции межнациональной толерантности;

4) Поддержка концепции трехуровневого равноправия наций и их языков;

5) Поддержка принципа права наций на самоопределение, концепции адекватного понимания права наций на сепарацию, отделение и образование своего независимого государства признаваемого ООН. При этом использовать принцип компактификации и стягивания этнических территорий наций внутрь образующихся своих отдельных национальных государств (Karimov 2005; Karimov 2009 (1)).

По лингвистическим вопросам (Karimov, Mutalov 1992; 1993; 1996; 2008; Karimov 1995 (1); 1995 (2); 2008 (2)):

1) Создание среднетюркского языка ортатюрк (анатюрк (Karimov 2008 (2)) методом усреднения норм тюркских языков, признание его в качестве языка межтюркского межнационального общения, языка информации имеющей общетюркское и мировое значение и достижение признания его в качестве одного из языков ООН. Это обеспечивает равноправие всех тюркских языков между собой, каждый из тюркских народов имеет право использовать свой тюркский язык как государственный язык в своем национальном государстве и развивать его в меру своих возможностей. Механизм усреднения при создании норм языка «ортатюрк» дает близость к языку предков современных тюркских народов и внесение в язык ортатюрк основной части своего языкового наследия каждой из тюркских наций;

2) Создание системы усредненных языков для родственных языков; 3) Создание всемирного общечеловеческого языка на основе всех языков мира посредством усреднения системы усредненных языков и изолированных языков;

3)Поддержка концепции государственного статуса национальных языков;

4) Поддержка концепции «понятных» языков. Государства добровольно могут официально признать близкородственные языки в качестве «понятных» языков на своих территориях;

5) Создание координированной системы алфавитов национальных тюркских языков и языка ортатюрк;

6) Создание координированной системы терминов тюркских языков (Karimov 1995);

7) Поддержка концепции межъязыковой толерантности;

8) Поддержка концепции культурного разнообразия и защиты национальных языков;

9) Целесообразно каждый год 21 февраля отмечать в Тюркском мире «День родного языка», солидаризуясь в этом вопросе с решениями ЮНЕСКО;

10) Поддержка концепции формирования среднеалтайского языка и единого общеалтайского информационного пространства (Karimov 2009 (2)).

По экономическим проблемам:

1) Создание Тюркского экономического пространства, экономического союза в рамках Тюркской конфедерации государств;

2) Поддержка концепции создания Всемирных денег с контролем их эмиссии через реформированную систему ООН. Национальная валюта отдельной страны и даже группы стран не способна обеспечить устойчивую реализацию функции Всемирных денег;

3) Поддержка Концепции человеческого развития и Концепции Целей развития тысячелетия.

По проблемам культуры:

1) Поддержка Концепции культурного разнообразия;

2) Создание общетюркской культуры путем усреднения и на базе языка ортатюрк для развития культуры, как отдельной тюркской нации, так и Тюркской цивилизации в целом;

3) Поддержка деятельности ЮНЕСКО по защите языков от гибели;

4)Поддержка концепции межкультурного диалога, полилога и толерантности (Ayupov, Nyisanbaev 2006);

5) Поддержка концепции глобальной экокультуры, планетарной этики (Karimov 2003 (2)).

По проблемам религии:

1) Поддержка концепции свободы совести и вероисповедания как личной свободы отдельного человека. Отказ от отождествления национальной и религиозной идентичности, признание их взаимной независимости (Karimov 2006);

2) Поддержка концепции светского государства в мире и в каждом из тюркских государств;

3) Поддержка концепции межконфессиональной толерантности;

4) Поддержка права тенгрианства как древнейшей религии протоалтайцев, прототюрков и древних тюрков (Karimov 1992) на своё добровольное возрождение, без принуждения индивидов;

5) Отказ от религиозного миссионерства, прозелитизма и борьба против религиозной дискриминации, сегрегации, религиозного апартеида, экстремизма, терроризма.

По проблемам истории (Karimov 2010 (4)):

1) Выработка координированной концепции всемирной истории, истории Ностратической мегацивилизации, Алтайской суперцивилизации, Тюркской цивилизации, истории отношений между ностратическими, алтайскими, тюркскими и другими народами;

2) Выработка согласованной концепции этногенеза и культурно-исторического наследия тюркских народов;

3) Развитие исследований о роли Алтайской суперцивилизации и Тюркской цивилизации в древнем глобальном взаимодействии цивилизаций через Великий шелковый путь и в процессе формирования великих евразийских империй;

4) Углубление исследований в сфере шумерологии в рамках концепции исторической взаимосвязи Алтайской и Тюркской цивилизаций с Шумерской, тюркского языка с шумерским, тюркского тенгрианства с шумерским.

По проблемам науки (Karimov 2011 (1)):

1) Создание Фонда научных исследований ТКГ;

2) Создание Ассоциации Академий наук тюркских государств;

3) Создание в каждом тюркском государстве Тюркской Академии (ТА) с отделами: тюркологии; языка и литературы; истории; этнологии; философии; политики; права; экономики; демографии; экологии; социологии; информационного развития; культурологии; религиоведения; психологии; педагогики и образования; искусствоведения; спорта; здравоохранения и медицины; энергетики и природных ресурсов; водных, сельскохозяйственных и продовольственных проблем; востоковедения; глобалистики и футурологии.

Целесообразно, чтобы эти ТА входили в систему международной организации «Международная Тюркская Академия» (МТА). Тюркская Академия, созданная по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в

74

столице Казахстана Астане, могла бы выступить началом этого великого объединения интеллектуальных сил Тюркской цивилизации. Для равноправия тюркских государств целесообразно, чтобы каждый год председательство в МТА переходило от ТА одного тюркского государства к ТА другого.

В целом система этих концепций даёт основы алтайского мировоззрения в варианте тюркского мировоззрения, при сохранении мировоззренческого плюрализма во многих других аспектах мировоззрения (онтология, гносеология, методология, этика, эстетика и др.) (Karimov 2011 (2)).

Для обеспечения единства Человечества и сохранения его многообразия целесообразно создание системы усредненных языков для групп генеалогически родственных языков (Karimov, Mutalov 1992; 1993; 1996; 2008), а в дальнейшем создание среднемирового языка посредством усреднения в многообразии усредненных языков и изолированных языков на основе ностратической (борейской) концепции, концепции языковых универсалий и статистических методов усреднения языковых феноменов (Karimov, Mutalov 1992; 1993; 1996; 2008). Создаваемый таким путем всемирный вспомогательный язык межкультурного, межнационального общения, накопления мировой информации и глобального обучения способствовал бы формированию единого информационного пространства для каждой из групп родственных по языку народов, решению многих глобальных проблем мировой цивилизации и духовному взаимообогащению всех локальных цивилизаций и народов.

Рассмотрим это на примере алтайских народов. Языковые барьеры, как обусловленные различием языков, так и различием их письменностей, являются препятствиями развитию их единого информационного пространства. Иероглифы, используемые в японском языке, относящемся к алтайской семье языков, создают «иероглифический барьер», но ныне разработаны пути его преодоления и создания глобальной объединенной системы письменности rimov 2010 (1)).

Для алтайской семьи в целом, включающей в себя тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, корейский и японский языки, проблему языкового барьера между алтайскими языками предлагается преодолеть посредством использования метода создания усредненных языков для соответствующих групп родственных языков, то есть путем создания среднеалтайского языка на основе создания среднетюркского, среднемонгольского языков и усредненного тунгусо-маньчжурского языка. Для создания среднеалтайского языка целесообразно усреднить следующие пять языков: среднетюркский, среднемонгольский, усредненный тунгусо-маньчжурский, японский и корейский языки. При этом предлагается использовать метод усреднения в меру его применимости, используя также достижения современной алтаистики и борейской, ностратической теории. При таком построении среднеалтайский язык не будет достаточно целостным. Поэтому для дополнения недостающих компонентов целесообразно использовать теорию языковых универсалий, статистические методы переработки баз данных. При создании усредненного языка для других семей и групп языков (романской, германской, индийской, дравидийской, индонезийско-малайзийской, славянской, семитской, иранской, уральской, конго-кордофанской и др.) целесообразно применять метод аналогичный методу, примененному в отношении алтайской семьи языков.

В процессе формирования мировой информационной цивилизации для каждого тюркского языка целесообразно создание компьютерных программ, которые преобразуют тексты на одном алфавите в тексты на другом алфавите. Целесообразно создание компьютерных программ для перевода с одного тюркского языка на другой. При этом перевод на язык ортатюрк мог бы служить

75

основным этапом для последующего перевода на другие тюркские языки (Karimov 2011 (2)). Необходимо увеличить информационные ресурсы в Интернет на национальных тюркских языках и на языке ортатюрк (Karimov 2010 (2); 2011 (2)). Осуществление этих предложений способствовало бы развитию Тюркской цивилизации в системе мировой информационной цивилизации.

В течение столетий в значительной части территории Евразии было широко распространено знание двух языков: тюркского («тюрки») и иранского («фарси»). В XXI веке можно было бы содействовать добровольному изучению желающими двух усредненных языков - среднетюркского («ортатюрк») и среднеиранского («ирани»). Это способствовало бы мирному сосуществованию, взаимопониманию, сотрудничеству и межкультурному диалогу между Тюркской и Иранской цивилизациями (Karimov 1997; 2010; Ка-rimov, Ми1а^ 2010).

Предлагаемые преобразования соответствуют тенденциям развития и расширяют горизонты развития межкультурной коммуникации в процессе формирования мировой информационной цивилизации в XXI веке. Они направлены на решение проблем в данной сфере на основе общепризнанных в системе норм международного права принципов равноправия, суверенитета государств, обеспечения прав и свобод человека и коллективных прав социальных групп (национальных, языковых, этнических, расовых, конфессиональных, локально-цивилизационных и др.).

Создание среднетюркского языка ортатюрк, который в лексическом аспекте будет близок к языку Абая, приведет к возрождению тюркского языка в качестве одного из международных, мировых языков. Это послужит основанием для прорывного инновационного модернизационного повышения внутригосударственного и международного социального статуса казахского языка и всестороннему развитию казахской национальной культуры (Karimov 2008 (1)).

Эдебиеттер тiзiмi/ Список литературы

1. Аншин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. - Москва: Восточная литература, 2002. - 296 с.

2. Аюпов Н.Г., Нысанбаев А.Н. О тюркской фальсафе // Тюркская философия: десять вопросов и ответов. - Алматы, 2006. - С.112-127.

3. Каримов Б.Р. Как превратить язык Абая в мировой язык? (Проблемы и пути развития тюркских языков и их письменности) // Наука. Философия. Религия. - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2008. - С. 22-26.

4. Каримов Б.Р. Координирующая терминологическая система для группы родственных языков // Компьютерный фонд терминов тюркских языков. - Туркистан-Шымкент, 1995.

5. Каримов Б.Р. Лингвистические основы единства и сотрудничества тюркских народов // Султанмурат Е., Мухаметдинов Р., Каримов Б. Тюркский пояс стабильности. - Алматы, 2008. - С. 38-52.

6. Каримов Б.Р. Миллат, инсон ва тил: тара^иёт муаммолари. - Карши: Насаф, 2003.

7. Каримов Б.Р. Национальная философия отдельного тюркского народа в контексте тюркской и мировой философии // Туркология, № 3(53), 2011. - С. 134-139.

8. Каримов Б.Р. Ойкуменическая концепция нации и проблема разумного урегулирования территориальных проблем // VIII Конгресс этнографов и антропологов России «Границы и культуры». - Оренбург, 2009. - С. 285-286.

9. Каримов Б.Р. Ойкуменическая концепция нации и развитие языков. - Якутск, 2004.

10. Каримов Б.Р. Проблемы соотношения национальной и конфессиональной самоидентификации личности и гуманизм // Логос. Культура. Цивилизация. - Якутск, 2003. - С. 74-77.

11. Каримов Б.Р. Проблемы формирования единого информационного пространства алтайских народов // Актуальные проблемы комплексного исследования алтаистики и тюркологии: материалы Международного конгресса. - Кокшетау, 2009.

12. Каримов Б.Р. Проблемы формирования единого информационного пространства алтайских и уральских народов // Наука Удмуртии. - № 5(43). - 2010. - С. 63-66.

13. Каримов Б.Р. Пути укрепления международного сотрудничества в социогуманитарных исследованиях // Актуальные проблемы филологии и социально-гуманитарных наук. - Шымкент, 2006. - С. 4-9.

14. Каримов Б.Р. Среднеиранский язык «ирани» и пути развития языка межиранского межнационального общения // Эроний тилларнинг лексикологияси. - Тошкент, 2010. - С. 80-88.

15. Каримов Б.Р. Тенгрианство и тюрки: история и современность // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции: тезисы докладов научной конференции. - Якутск: ЯГУ, 1992.

16. Каримов Б.Р. Тюркская академия и Центр исследования Тюркского мира // Гуманитарная наука сегодня: материалы II Международной научной конференции. - Т.1. - Караганда, 2010. - С. 49-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Каримов Б.Р. Формирование нации и проблема соотношения этнической территории нации и территории ее национального государства // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. - Ташкент, 2005.

19. Каримов Б.Р. Этнолингвопанизм как одна из форм идеологического обоснования взаимообогащения культур // Проблемы обоснования в контексте развития культуры. - Уфа, 1991.

20. Каримов Б.Р., Муталов Ш.Ш. Метод создания усредненного языка «ирани» (на примере его лексического уровня) // Эроний тилларнинг лексикологияси. - Тошкент, 2010. - С. 89-96.

21. Каримов Б.Р., Муталов Ш.Ш. Уртатурк тили. - Тошкент, 1992.

22. Каримов Б.Р., Муталов Ш.Ш. О количественной оценке синхронической близости родственных языков и диалектов // Тюркское языкознание. Материалы 111 -ей Международной конференции по тюркологии (10-12 сентября 1980 г.). - Ташкент: Фан, 1985. - С. 126-129.

23. Каримов Б.Р., Муталов Ш.Ш. Усредненные языки: попытка решения мировой языковой проблемы. - Ташкент: Фан, 2008.

24. Ходжаев А. Из истории древних тюрков (сведения древнекитайских источников). - Ташкент: Tafakkur, 2010.

25. Karimov B.R. Bukhara in the system of ethnolinguistic communications of the great silk route: past, present and future // Scientific and cultural heritage of mankind - to the third millennium. Theses of reports of the international symposium dedicated to the 2500 anniversary of Bukhara and Khiva. - Tashkent, 1997. - P. 87-89.

26. Karimov B.R., Mutalov Sh.Sh. Ortak Turkce // Bilig. Bilim ve Kultur Dergisi. - 1996. - № 3. - S.190-199.

27. Karimov B.R., Mutalov Sh.Sh. Ortak Turkce // Bilig. Bilim ve Kultur Dergisi. Sayi-3/Guz'1996. - S.190-199.

28. Karimov B.R. Oikumenic theory of nation and problem of tolerance in the conception of ethnolin-guopanism and ethnosism. Ойкуменическая теория нации и проблема толерантности в концепциях этносизма и этнолингвопанизма // Толерантность: идея и традиции: материалы Международной научной конференции «Через толерантность к взаимопониманию и миру» (Якутск,12-15 июля 1994 г.). - Якутск, 1995.

29. Karimov B.R. Ortatürk dili ve kitle iletiçim araçlarinda Tûrkçenin kullanimini yogunlaçtirmak // I Uluslararasi «Kitle iletiçim araçlarinda Tûrkçenin kullanimi» bilgi §öleni bildirileri. 16-17 Nisan 2009. -Kirikkale, 2011. - S. 665-667.

30. Karimov B.R. Türk kültürünün cihan dil kültürü geliçmesindeki katkisi ve çimdiki zaman dil problemleri // 2 Uluslararasi Türk kültürü kurultayi (03-04 Aralik 2009). - Fethiye, 2010. - S.161-165.

References

Ayupov, Nyisanbaev 2006 - Ayupov NG, Nyisanbaev AN 2006, O tyurkskoy falsafe, Tyurkskaya

filosofiya: desyat voprosov i otvetov, Almatyi, S.112-127. (in Rus). Anshin, Alpatov, Nasilov 2002 -Anshin FD, Alpatov VM, Nasilov DM 2002, Repressirovannaya

tyurkologiya, Vostochnaya literatura, Moskva, 296 s. (in Rus). Hodzhaev 2010 - Hodzhaev A. 2010, Iz istorii drevnih tyurkov (svedeniya drevnekitayskih istochnikov),

Tafakkur, Tashkent. (in Rus). Karimov 1991 - Karimov, BR 1991, Etnolingvopanizm kak odna iz form ideologicheskogo obosnovaniya

vzaimoobogascheniya kultur, Problemyi obosnovaniya v kontekste razvitiya kulturyi, Ufa. (in Rus). Karimov 1992 - Karimov, BR 1992, Tengrianstvo i tyurki: istoriya i sovremennost, Shamanizm kak religiya: genezis, rekonstruktsiya, traditsii, Tezisyi dokladov nauchnoy konferentsii, YaGU, Yakutsk. (in Rus).

Karimov 1995 (1) - Karimov, BR 1995, Koordiniruyuschaya terminologicheskaya sistema dlya gruppyi rodstvennyih yazyikov, Kompyuternyiy fond terminov tyurkskih yazyikov, Turkistan-Shyimkent. (in Rus).

Karimov 1995 (2) - Karimov, BR 1995, Oikumenic theory of nation and problem of tolerance in the conception of ethnolinguopanism and ethnosism. Oykumenicheskaya teoriya natsii i problema toler-antnosti v kontseptsiyah etnosizma i etnolingvopanizma, Tolerantnost: ideya i traditsii. Materialyi Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Cherez tolerantnost k vzaimoponimaniyu i miru» (Yakutsk, 12- iyulya 1994 g.), Yakutsk. (in Eng & Rus). Karimov 1997 - Karimov, BR 1997, Bukhara in the system of ethnolinguistic communications of the great silk route: past, present and future, Scientific and cultural heritage of mankind - to the third millennium. Theses of reports of the international symposium dedicated to the 2500 anniversary of Bukhara and Khiva, Tashkent, p. 87-89. (in Eng).

Karimov 2003 (1) - Karimov, BR 2003, Millat, inson va til: tara, Насаф, Карши. (in Uzb).

Karimov 2003 (2) - Karimov, BR 2003, Problemyi sootnosheniya natsionalnoy i konfessionalnoy samoidentifikatsii lichnosti i gumanizm, Logos. Kultura. Tsivilizatsiya, Yakutsk, S. 74-77. (in Rus).

Karimov 2003 (3) - Karimov, BR 2003, The oikumenic concept of the nation and development of languages. Oykumenicheskaya kontseptsiya natsii i razvitie yazyikov, Qarshi. (in Eng & Rus).

Karimov 2004 - Karimov, BR 2004, Oykumenicheskaya kontseptsiya natsii i razvitie yazyikov, Yakutsk. (in Rus).

Karimov 2005 - Karimov, BR 2005, Formirovanie natsii i problema sootnosheniya etnicheskoy territorii natsii i territorii ee natsionalnogo gosudarstva, Aktualnyie problemyi sotsialno-gumanitarnyih nauk, Tashkent. (in Rus).

Karimov 2006 - Karimov, BR 2006, Puti ukrepleniya mezhdunarodnogo sotrudnichestva v sotsiogu-manitarnyih issledovaniyah, Aktualnyie problemyi filologii i sotsialno-gumanitarnyih nauk, Shyim-kent, S.4-9. (in Rus).

Karimov 2008 (1) - Karimov, BR 2008, Kak prevratit yazyik Abaya v mirovoy yazyik? (Problemyi i puti razvitiya tyurkskih yazyikov i ih pismennosti), Nauka. Filosofiya. Religiya, KazNPU im.Abaya, Al-matyi, s.22-26. (in Rus).

Karimov 2008 (2) - Karimov, BR 2008, Lingvisticheskie osnovyi edinstva i sotrudnichestva tyurkskih narodov, Sultanmurat E., Muhametdinov R., Karimov B. Tyurkskiy poyas stabilnosti, Almatyi, S.38-52. (in Rus).

Karimov 2009 (1) - Karimov, BR 2009, Oykumenicheskaya kontseptsiya natsii i problema razumnogo uregulirovaniya territorialnyih problem, VIII Kongress etnografov i antropologov Rossii «(Granitsyi i kulturyi», Orenburg, S. 285-286. (in Rus).

Karimov 2009 (2) - Karimov, BR 2009, Problemyi formirovaniya edinogo informatsionnogo prostranstva altayskih narodov, Aktualnyie problemyi kompleksnogo issledovaniya altaistiki i tyurkologii. Materi-alyi Mezhdunarodnogo kongressa, Kokshetau. (in Rus).

Karimov 2010 (1) - Karimov, BR 2010, Problemyi formirovaniya edinogo informatsionnogo prostranstva altayskih i uralskih narodov, Nauka Udmurtii, № 5(43), S.63-66. (in Rus).

Karimov 2010 (2) - Karimov, BR 2010, Sredneiranskiy yazyik «irani» i puti razvitiya yazyika mezhiranskogo mezhnatsionalnogo obscheniya, Eroniy tillarning leksikologiyasi, Toshkent, b. 8088. (in Rus).

Karimov 2010 (3) - Karimov, BR 2010, Türk kültürünün cihan dil kültürü geli§mesindeki katkisi ve §imdiki zaman dil problemleri, 2 Uluslararasi Türk kültürü kurultayi (03-04 Aralik 2009), Fethiye, S.161-165. (in Turk).

Karimov 2010 (4) - Karimov, BR 2010, Tyurkskaya akademiya i Tsentr issledovaniya Tyurkskogo mira, Gumanitarnaya nauka segodnya. Materialyi II Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, T.1., Karaganda, s.49-51. (in Rus).

Karimov 2011 (1) - Karimov, BR 2011, Natsionalnaya filosofiya otdelnogo tyurkskogo naroda v kontek-ste tyurkskoy i mirovoy filosofii, Turkologiya, № 3(53), S.134-139. (in Rus).

Karimov 2011 (2) - Karimov, BR 2011, Ortatürk dili ve kitle ileti§im araglarinda Türkgenin kullanimini yogunla§tirmak, I Uluslararasi «Kitle ileti§im araglarmda Türkgenin kullanimi» bilgi §öleni bildirileri. (16-17 Nisan 2009), Kirikkale, s. 665-667. (in Turk).

Karimov, Mutalov 1985 - Karimov, BR, Mutalov, ShSh 1985, O kolichestvennoy otsenke sinhronicheskoy blizosti rodstvennyih yazyikov i dialektov, Tyurkskoe yazyikoznanie. Materialyi III-ey Mezhdunarodnoy konferentsii po tyurkologii (10-12 sentyabrya 1980 g.), Fan, Tashkent, s. 126129. (in Rus).

Karimov, Mutalov 1992 - Karimov, BR, Mutalov, ShSh 1992, Yrtaturk tili, Toshkent. (in Uzb).

Karimov, Mutalov 1993 - Karimov, BR, Mutalov, ShSh 1993, Averaged languages: an attempt to solve the world language problem, Tashkent: Fan. (vtoroe izdanie v 2008 g.). (in Eng).

Karimov, Mutalov 1996 - Karimov, BR, Mutalov, ShSh 1996, Ortak Turkce, Bilig. Bilim ve Kultur Dergisi, № 3, S.190-199. (in Turk).

Karimov, Mutalov 2008 - Karimov, BR, Mutalov, ShSh 2008, Usrednennyie yazyiki: popyitka resheniya mirovoy yazyikovoy problemyi, Fan, Tashkent. (in Rus).

Karimov, Mutalov 2010 - Karimov, BR, Mutalov, ShSh 2010, Metod sozdaniya usrednennogo yazyika «irani» (na primere ego leksicheskogo urovnya), Eroniy tillarning eksikologiyasi. Toshkent, 89-96 b. (in Rus).

Алтай мен турк еркениетшщ мурасы жэне олардьщ элемдк еркениеттеп келешеп

Каримов Бахтиёр Рахманович

философия гылымдарыньщ докторы, Хальщаральщ А^параттандыру Академиясыныц академип,

Ташкент мемлекетпк техникалыщ университетшщ профессоры. 100095 ©збекстан Республикасы,

Ташкент ^аласы, Университет кешеа, 2. E-mail: [email protected]

ty^h. Ма^алада улттыц ойкуменистк теориясы жэне этносизм мен этнолингвопанизм концепциялары негiзiнде ортатYрiк тiлiн, туыс^ан тiл топтары Yшiн орта^тастырылган тт жYЙесiн, ортадYние тiлiн жэне бiрiздi глобал жазу жYЙесiн ^алыптастыру мэселелерi зерттелдi. Шыгыс жэне Батыс eркениеттерi жYЙесiнде Алтай жэне TYPKi еркениеттершщ мурасы жэне дамыу перспективалари бул контекстде ^аралды. ТYЙiн сездер: ТYрiк цивилизациясы; Алтай; лингвистика.

Heritage of the Altai and Turkic civilization and their prospects in the world civilization

Karimov Bakhtiyor Rahmanovich

Doctor of Philosophy, Academician of International Academy of Informatization, Professor of Tashkent State Technical University. 100095 Republic of Uzbekistan, Tashkent, 2, Universitetskaya str. E-mail: [email protected]

Abstract. Genesis, history and heritage of Altaic and Turkic civilization, their connection with Sumerian civilization and Tengriism, connection of Turkic language with Sumerian, its role in Great Silk road are reviewed in this article. Contribution and perspectives of Altaic and Turkic civilizations in the world civilization has been researched. In article on a basis of oikumenic theory of nation, concepts of ethnosizm and ethnolinguapanizm is offered to create language ortaturk, system of averaged languages for groups of related languages, averaged world language and global united system of writings. Development of national Turkic languages, language Ortaturk and the Turkic civilization in a globalization context is investigated. In article is offered project of innovational increasing of social status of the Kazakh language by means of creation of the language Ortaturk, which will be one of World languages and will be close to the language of Abay. Keywords: Turkic civilization; Altai; linguistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.