Алиев Руслан Ханкарович
соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России
Насильственная преступность в России: состояние и проблемы предупреждения
Щ криминологии к насильственной I преступности относятся деяния, посягающие на разные объекты, но связанные единой мотивацией (насильственной или агрессивно-насильственной). Насилие при этом является инструментом (при нападении с целью похищения имущества) или самоцелью1.
Большинство насильственных преступлений предусмотрены гл. 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья»: умышленные убийства, причинение вреда здоровью различной степени, угроза убийством или причинением вреда здоровью. В других главах к насильственным преступлениям относятся: похищение человека, незаконное лишение свободы, насильственные действия сексуального характера, захват заложника и т.п. Признаком, позволяющим относить указанные деяния к группе насильственных преступлений, является насилие над потерпевшим, под которым понимается беззаконное применение силы, принудительное, т.е. совершаемое против воли другого лица, воздействие на него2.
Как пишет Ю.М. Антонян, «преступное насилие всегда расценивалось как самое опасное антиобщественное явление, точнее - сложнейшая совокупность явлений, многообразие и масштабы которых трудно оценить. Насилие разрушает личность и повседневное общение людей, часто делая жизнь невыносимой, разлагает нравственные устои общества, препятствует экономическому развитию, повышению материального благосостояния и духовного благополучия, угрожает национальному суверенитету и отношениям между государствами. Наряду с коррупцией насилие представляет одну из главных бед в мире, в России в особенности, поскольку здесь его уровень весьма высок»3.
2006 г. характеризуется высокими показателями преступлений против личности, несмотря на то, что в течение года было зарегистрировано 27 462 убийства и покушения на убийство, что на 11,0% ниже показателей аналогичного периода предыдущего года (АППГ). Число умышленных причинений тяжкого вреда здоровью составило 51 429 (-11,1%), а количество изнасилований и покушений на изнасилование - 8 871 (-3,8%). При этом количество угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью возросло и составило 109 554 преступления, что на 6,0% выше АППГ4.
Процессы криминализации в Российской Федерации отличаются существенной территориальной неоднородностью и по-разному проявляют себя в различных регионах страны.
Преступления против жизни и здоровья, предусмотренные гл. 16 УК РФ, на территории Российской Федерации распространены крайне неравномерно. Разброс показателей их уровня (от 131,7 до 401,2 преступлений на 100 тыс. населения) следует признать весьма значительным.
В 2006 г. в России на 100 тыс. жителей в среднем приходилось 281,8 преступлений, совершаемых против жизни и здоровья населения. Наибольшей интенсивностью такого рода преступных действий отличались Уральский, Дальневосточный, Сибирский и Приволжский федеральные округа. Значительный вклад в преступность этих округов вносят Курганская (529,2) и Свердловская (438,9) области, Хабаровский (515,8) и Пермский (598,3) края, Республика Марий Эл (502,7) и Еврейская автономная область (442,3).
Анализируя преступления против половой свободы и половой неприкосновенности (гл. 18 УК РФ), следует отметить их самый высокий уровень в Уральском и Дальневосточном округах. Все
1 Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 2004. С. 212.
2 Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997. С. 47.
3 Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество. М., 2001. С. 4.
4 Криминологическая обстановка в Российской Федерации в 2006 г. и прогноз ее развития / Под общ. ред. С.И. Гирько. М., 2007. С. 8.
165
регионы, входящие в состав последнего федерального образования, имеют уровень, превышающий общероссийский показатель. Явными лидерами здесь выступают Хабаровский край (75,4) и Магаданская область (32,9).
Результаты регионального анализа преступлений против жизни и здоровья, половой свободы и неприкосновенности указывают на некоторое смещение «эпицентра» насильственной преступности в восточную часть территории Российской Федерации1.
Достаточно негативно сложилась ситуация в отношении тех деяний, которые, сами по себе являясь преступлениями, создают условия для совершения насильственных преступлений. В первую очередь, это преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. По итогам 2006 г., на территории России зарегистрировано 30 055 таких преступлений, что на 0,5% выше уровня АППГ. В их числе 23 253 факта незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+0,1%), 2 204 хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (-11,9%). В то же время было совершено 18 727 преступлений с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, что на 13,2% меньше аналогичного показателя 2005 г.2
Сложившаяся ситуация вызвана целым рядом негативных факторов общественного развития. Из них следует обратить внимание на положение дел в сфере профилактики преступлений. Не является секретом, что в начале 90-х гг. была практически ликвидирована система профилактики преступлений в стране. Как отметил А.И. Алексеев, «уголовная политика оказалась в основном переориентирована на ситуационное (по принципу пожарной команды) реагирование на факты уже состоявшихся преступлений»3. Часть субъектов криминологического предупреждения была ликвидирована, предупредительная деятельность перестала должным образом координироваться, превентивный потенциал правоохраны существенно снизился. В некоторых законах, регули-
рующих организацию и деятельность правоохранительных органов, такая задача, как предупреждение преступлений, даже не упоминалась4.
Лишь в 2005 г. на заседании Государственного Совета в Казани Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была поставлена задача по воссозданию государственной системы профилактики правонарушений.
Оставляет желать лучшего работа с лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Достаточно эффективный институт административного надзора практически был ликвидирован в 2002 г. Ежегодно более 70 тыс. таких лиц остаются без гласного надзора со стороны органов внутренних дел, которые лишились довольно эффективных, в целом соответствующих мировой практике мер сдерживания, упреждения, недопущения криминальной активности, ее пресечения на ранней стадии5.
В настоящее время, помимо традиционных, предпринимаются попытки внедрения новых форм и методов предупреждения насильственных преступлений. В частности, более активное использование технических средств.
Улучшению технической оснащенности органов внутренних дел в последние годы уделяется все больше и больше внимания. В целях обеспечения общественного порядка в местах массового пребывания граждан (на рынках, вокзалах, площадях, оживленных улицах и т.п.) получили распространение системы теле- и видеообзора, в том числе с выводом на мониторы стационарных постов милиции. Применение такой системы позволяет фиксировать любой инцидент и его участников. Выведение конечных устройств системы наблюдения в диспетчерские службы (дежурные части, СПМ и т.п.) правоохранительных органов позволяет скрытно вести наблюдение на расстоянии, оперативно и эффективно реагировать на факты правонарушений. Системы телеобзора технически защищены от несанкционированного вскрытия и выключения, а также записывания и передачи как визуальной, так и звуковой информации посторонними лицами. Наилучшая практика их использования отмечается в Чувашской Республике, Краснодарском, Приморском краях, Владимирской, Ивановской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской,
1 Криминологическая обстановка в Российской Федерации в 2006 г. и прогноз ее развития / Под общ. ред. С.И. Гирько. М., 2007. С. 25-27.
2 Там же. С. 8-9.
3 Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006. С. 97.
4 Смирнов Г. Г. Проблемы развития и реализации кримнологического учения о предупреждении преступности: Авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 3.
5 Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Указ. соч. С. 79.
__________________________________________________166
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2008 • №1(19)
же позволяет мгновенно соединиться с каждым столичным ОВД и увидеть, что происходит в данный момент во всех дежурных частях и камерах для задержанных. Опыт московских коллег уже используется в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Перми1.
На заседании Государственного Совета Российской Федерации в июне 2007 г., на котором рассматривался вопрос «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечении общественной безопасности», обсуждался положительный опыт по применению программного комплекса «Безопасный город» в г. Ростове-на-Дону. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев в своем выступлении акцентировал внимание на использование технических средств. Однако в его выступлении прозвучали и негативные факты: «лишь 10% всех российских регионов отреагировали на обращение МВД по введению новой техники»2.
1 Фалалеев М. Увидеть. Услышать. И обезвредить. МВД устанавливает тотальный контроль за улицами, машинами и собственными сотрудниками // Российская газета. 2007. 7 авг.
2 Нургалиев Р В основе профилактики - человеческое измерение // Щит и меч. 2007. 5 июля.
167
Ростовской, Рязанской и Самарской областях, г. Москве. В ряде регионов активно проводится внедрение средств экстренной связи населения с милицией. На улицах Саратова установлены специальные световые табло, содержащие информацию о местах, из которых граждане могут беспрепятственно связаться с милицией.
Работа по внедрению технических средств наблюдения занимает значительное место в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности. В частности, министр внутренних дел распорядился внедрить в российских регионах электронную систему, функционирующую в г. Москве. Данная система позволяет в режиме «онлайн» отслеживать не только ситуацию на улицах, реагировать на телефонные обращения граждан, но и контролировать работу сотрудников милиции. В Москве на улицах, в наиболее людных местах, вокзалах и метро установлены 60 тыс. видеокамер, из которых 30 тыс. уже выводят видеоинформацию на экраны центральной дежурной части. Указанная система так-