НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Организация оказывает транспортно-экспедиторские услуги за наличный расчет гражданам, а также uндuвuдyaJtьным предпринимателям и другим организациям. Следует ли организации применять контрольно-кассовую технику?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон) организации обязаны применять контрольно-кассовую технику в случаях оказания услуг за наличный расчет.
Пунктом 2 ст. 2 Закона предусмотрена возможность осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению прй условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности (согласно п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 указанное правило действует только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя). Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.
Согласно письму Минфина России от 14.07.2003 № 16-00-12/24 до выхода соответствующего правительственного постановления в связи с Законом действуют утвержденные Минфином России формы документов строгой отчетности, которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 31.03.1998 № ВК-6-16/210 при оказании транспортно-экспедиторских услуг могут использоваться бланки строгой отчетности по форме БО-3,
утвержденной письмом Минфина России от 20.04.1995 N9 16-00-30-33.
Таким образом, при оказании услуг гражданам, втом числе имеющим статус индивидуального предпринимателя, применение контрольно-кассовой техники не обязательно при условии выдачи клиентам соответствующих бланков строгой отчетности. При оказании услуг организациям за наличный расчет необходимо использование контрольно-кассовой техники.
Вопрос. Возможно ли осуществление индивидуальным предпринимателем торговли без применения контрольно-кассовой машины непродовольственными товарами (бытовой химией, косметической продукцией) со столика, расположенного рядом с контейнером на рынке? Товар складирован и хранится в контейнере у показ товара осуществляется из контейнера, а отпуск товара — со столика.
Ответ. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон) контрольно-кассовая техника (контрольно-кассовые машины) применяется в обязательном порядке всеми индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара
торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Исходя из изложенного, столик, с которого осуществляется торговля, и контейнер рассматриваются в совокупности как единое стационарно обустроенное торговое место, обеспечивающее показ и сохранность товара.
Таким образом, вынесение товара из контейнера и реализация его с установленного рядом столика не может служить основанием для освобождения от применения контрольно-кассовой техники. В данном случае вне зависимости от установленного рядом столика осуществляется торговля непродовольственными товарами из контейнера.
Вопрос. Индивидуальный предприниматель торгует газетами, журналами, авторучками, батарейками и другими мелкоштучными товарами в вагонах электричек. Обязательно ли предприниматыю применять контрольно-кассовую машину?
Ответ. Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусмотрено, что контрольно-кассовая техника (контрольно-кассовые машины) может не применяться при разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенный условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
Из изложенного следует, что если мелкорозничная торговля носит характер разносной, то применение контрольно-кассовой машины не требуется.
Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля «Термины и определения» под разносной торговлей понимается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем, в частности на транспорте.
Таким образом, в данном случае применение предпринимателем контрольно-кассовой машины не обязательно.
С. В. ГЛАДИЛ ИН Советник налоговой службы РФ III ранга
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Когда должно быть возвращено или зачтено в счет будущих поставок обеспечение уплаты платежей по товарам, помещенным под таможенный режим «Беспошлинная торговля» ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 258 Таможенного кодекса РФ беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение уплаты таможенных платежей может быть возвращено либо зачтено в счет будущих поставок только после представления в таможенный орган владельцем магазина информации о реализованных товарах (например, отчетности, предусмотренной приказом ГТК России от 12.11.2003 № 1271 «О порядке совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима беспошлинной торговли и обязательные требования к обустройству складов магазина беспошлинной торговли, если такие склады расположены вне пределов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации»), которая не вызывает сомнений в достоверности у таможенного органа.
A.A. КОСОВ
Вопрос. Является ли обеспечение уплаты таможенных платежей обязательным при временном хранении товаров на складе получателя товаров?
Ответ. Вопросы применения обеспечения уплаты таможенных платежей урегулированы гл. 31 Таможенного кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями указанной главы по общему правилу истребование обеспечения уплаты таможенных платежей является правом, но не обязанностью таможенных органов. Случаи, когда обеспечение уплаты таможенных платежей является обязательным, установлены Таможенным кодексом Российской Федерации.
Возможность временного хранения товаров на складе их получателя предусмотрена ст. 117 Таможенного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 2 указанной статьи при выдаче разрешения на временное хранение на складе получателя товаров таможенный орган вправе потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Таким образом, Таможенный кодекс Российской Федера-
ции не возлагает на таможенный орган обязанность требовать обеспечения уплаты таможенных платежей в каждом случае временного хранения товаров на складе получателя.
М.К. АНТИПОВ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Вопрос. Подлежит ли возврату из бюджета налог на операции с ценными бумагами в случае признания выпуска ценных бумаг недействительным?
Ответ. Однозначного ответа на поставленный вопрос законодательство не содержит, практике известны прямо противоположные решения — так, например, ФАС Западно-Сибирского округа постановлением от 19.01.2004 по делу № Ф04/261-799/ А81 -2003 ответил на этот вопрос отрицательно; ФАС Поволжского округа постановлением от 08.10.2002 по делу № А 12-1724/02-с25 — положительно.
Проблема в том, что ст. 3 Закона от 12.12.1991 № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» устанавливает, что налог в случае отказа в государственной регистрации эмиссии не возвращается. Последствия признания эмиссии недействительной судом ни одним законодательным актом не устанавливаются.
Представляется, что в случае недействительности выпуска ценных бумаг налог подлежит возврату по следующим причинам. В силу п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ зачету либо возврату налогоплательщику подлежит сумма налога, уплаченная излишне.
Излишне уплаченными следует считать суммы, на получение которых не было правовых оснований. К ситуациям, когда правовые основания отсутствовали, относятся и ситуации, когда эти основания были, но впоследствии отпали (эта позиция выражена, в частности, в ч. 8 п. 1, ч. 7 п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении»). Подобный вывод следует и из буквального толкования п. 1 ст. 44 НК РФ, в котором сказано, что обязанность по уплате налогов возникает при наличии оснований, - следовательно, при признании этих оснований несуществующими обязанность по уплате налога признается не существовавшей.
Следовательно, с момента признания эмиссии недействительной объект налогообложения исчезает, а значит, налог является взысканным излишне и подлежащим возврату.
При отказе в регистрации эмиссии объект налогообложения тоже отсутствует, поэтому норма ст.
3 Закона «О налоге на операции с ценными бумагами», сточки зрения теории права, является необоснованной. Следует учитывать, что эта норма относится только к случаям отказа в регистрации и расширительному толкованию не подлежит. В частности, отсутствуют какие бы то ни было основания для ее распространения на случаи признания выпуска н едействител ьн ы м.
М.В. ТЕЛЮКИНЛ
О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Организация (ООО), занимающаяся перевозками пассажиров, переведена на умату ЕНВД.
В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 « Об организации страхового дела в Россий -ской Федерации» организацией заключен договор страхования пассажиров, согласно условиям которого страховая организация — страховщик, ООО - страхователь пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом. При этом страховщик возвращает определенную часть внесенных страхователем страховых взносов на счет ООО. Данные средства используются ООО на целевое финансирование резерва предупредительных мероприятий (РПМ) согласно смете, разработанной страхователем и утвержденной страховщиком.
Каков порядок налогообложения получаемых страхователем от страховщика денежных средств на формирование РПМ и как следует характеризовать данные средства с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения: как целевое финансирование или как выручка от оказания услуг?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 31 мая 2004 г. № 04-02-05/2/29
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон) для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Рос-
сийской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.
В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества (РПМ).
Из указанной нормы следует, что РПМ не предназначен для осуществления страховых выплат и не относится к страховым резервам. Кроме того, согласно ст. 25 и 26 Закона РПМ не является элементом финансовой устойчивости страховщика и создание РПМ не обязательно. Данные положения Закона отражают существо страхования.
Исходя из изложенного, применение для РПМ режима налогообложения, который установлен для страховых резервов (принятие к вычету указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы), необоснованно, что и предусмотрено нормами гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Необходимо также отметить, что в целях налогообложения расходы на финансирование предупредительных мероприятий не могут учитываться и в составе других обоснованных внереализационных расходов страховых организаций, определенных подп. 20 п. 1 ст. 265 Кодекса, поскольку, как это отмечалось выше, эти расходы не связаны с выполнением страховщиком страховых обязательств.
Положениями гл. 25 Кодекса также не предусмотрено создание РПМ для организации, занимающейся перевозками пассажиров.
Кроме того, следует учитывать, что перечень доходов, полученных в рамках целевого финансирования и не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный подп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса, является исчерпывающим. Средства, получаемые организацией от страховых организаций, на финансирование РПМ в данном перечне не указаны.
В соответствии с изложенным указанные средства подлежат налогообложению налогом на прибыль в полном размере, поскольку указанные средства не являются выручкой, которая принимается в качестве налогооблагаемой базы для обложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А. МОТОРИН
О ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ
Вопрос. Организация заключила с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) договор о негосударственном пенсионном обеспечении своих сотрудников. Согласно договору и правилам НПФ, разработанным в соответствии с действующим законодательствому организация ежемесячно перечисляет пенсионный взнос, размер которого оп-реде.1яется умножением количества работников на фиксированную сумму. Поступившие взносы фонд за-числяет на счет организации, на котором они учитываются в единой сумме. Именных пенсионных счетов работники не имеют. При наступ^хении пенсионных оснований (достижение пенсионного возраста) и на основании распорядительного письма организации фонд открывает на конкретного работника, ставшего пенсионером, именной пенсионный счет, на который будет переводиться пенсия с солидарного счета организации. Если работник, проработавший в организации несколько лет, увольняется до наступления пенсионного возраста, то ему не будет выплачиваться негосударственная пенсия. Просим разъяснить, облагаются ли ЕСН взносы в НПФ, внесенные организацией.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 3 июня 2004 г. N° 04-04-04/67
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения единым социальным налогом взносов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для налогоплательщиков-работодателей налоговая база для исчисления единого социального налога (далее — ЕСН) определяется, как сумма выплат и иных вознаграждений по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При этом при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в том числе оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования работника, за исключением сумм страховых взносов, указанных
в подп .3 п. 1 ст. 238 Кодекса, к которым страховые взносы, перечисляемые работодателями по договорам с НПФ, не отнесены. Следовательно, суммы таких взносов подлежат налогообложению ЕСН с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса, согласно которому выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, не признаются объектом налогообложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
В соответствии с п. 16 ст. 255 Кодекса суммы платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения относятся к расходам на оплату труда и включаются в затраты, принимаемые для целей налогообложения прибыли организации. При этом совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда. Суммы взносов, превышающие 12% от суммы расходов на оплату труда, включаются в расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и, соответственно, не подлежат налогообложению ЕСН на основании вышеуказанного п. 3 ст. 236 Кодекса.
Необходимо отметить, что при перечислении взносов в НПФ на солидарный пенсионный счет при отсутствии именных пенсионных счетов организация, как указано в письме, перечисляет пенсионные взносы общей суммой. Однако для расчета налоговой базы для исчисления ЕСН по каждому работнику общую сумму начисленных взносов, по нашему мнению, возможно разделить на количество работников (по списку), на которых в данный момент распространяется негосударственное пенсионное страхование и, соответственно, рассчитать размер пенсионного взноса, приходящегося на каждого работника.
Таким образом, организации-работодателю следует начислять ЕСН на сумму пенсионных взносов, перечисляемых в НПФ по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении своих работников, в момент перечисления этих взносов с учетом указанных положений гл. 25 Кодекса, независимо от того, на какой пенсионный счет (солидарный или именной) производится перечисление таких взносов.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А. МОТОРИН
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Могут ли индивидуальные предприниматели выдавать налогоплательщику справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы в целях получения налогоъштельщиком социального налогового вычета на лечение?
Ответ. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде, в том числе за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
Налоговый вычет в сумме, уплаченной за лечение, предоставляется налогоплательщику если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов, в том числе Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденной совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 (далее - Справка).
Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пунктом 2 ст. 11 Кодекса индивидуальные предприниматели определяются как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Таким образом, индивидуальные предприниматели не могут быть отнесены к «медицинским учреждениям» в целях применения подп. 3 п. 1 ст. 219 Кодекса и,
соответственно, не правомочны выдавать налогоплательщику по окончании лечения указанную выше Справку.
Минздрав России письмом от01.03.2004 № 510/ 860-04-32 довел до сведения руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации информацию об условиях предоставления налогоплательщику социальных налоговых вычетов за услуги по лечению, оказываемые ему в медицинских учреждениях, и обратил их внимание на то, что индивидуальные предприниматели не правомочны выдавать налогоплательщику Справку об оплате медицинских уел у г для представления в налоговые органы.
В Л УСПЕНСКАЯ Советник налоговой службы РФ III ранга
О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Организация приобрела здание, НДС по приобретенному зданию 6bLi принят к вычету. Здание использовалось для сдачи в аренду, что является основным видом деятельности организации. Необходимо ли восстанавливать НДС при передаче здания в доверительное управление ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 3 июня 2004 г. № 03-03-11/90
В связи с письмом по вопросу необходимости восстановления налога на добавленную стоимость при передаче здания в доверительное управление Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
На основании подп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 1 ст. 39 Кодекса установлено,
что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с п. I ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица.
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Поэтому передача здания в доверительное управление операцией по реализации товаров (работ, услуг) не признается и, соответственно, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная при приобретении здания, переданного организацией в доверительное управление, вычету не подлежит.
Учитывая изложенное, на сумму налога на добавленную стоимость, ранее принятую к вычету по зданию, в налоговом периоде, в котором осуществлена передача, должен быть уменьшен вычет в части остаточной стоимости этого здания, сформированной поданным бухгалтерского учета.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А. МОТОРИН
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Организацией для подтверждения права на применение ставки 0% в налоговый орган представлены копии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ. Налоговым органом отказано в возмещении организации налоговых вычетов по НДС ввиду непредставления полного пакета документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ, так как представлены не заверенные надлежащим образом их копии. Правомерны ли действия на^югового органа?
Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 165 Налогового кодекса РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено п. 5 данной статьи, налогоплательщику следует предъявлять подлинники документов, предусмотренных данным пунктом ст. 165 НК РФ, либо их копии.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Пунктом 2.1.29 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28, предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.
Пунктом 2.1.30 названного Стандарта установлено, что заверенной копией документа является копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Учитывая, что документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ, являются доказательствами обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, то копиями таких документов должны быть только те документы, которые не только воспроизводят информацию подлинников и все его внешние признаки, но и содержат реквизиты, придающие копиям юридическую силу, то есть заверенные копии.
На основании изложенного отказ налогового органа в возмещении организации налоговых вычетов по НДС ввиду непредставления полного пакета документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ, является правомерным.
И. И. ГОРЛ ЕМКО Советник налоговой службы I ранга
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»
Вопрос. Организацией было приобретено основное средство. Сумма НДС в полном объеме принята к вычету. Через два года это основное средство вносит-
ся в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Налоговый орган требует восстановить сумму НДС с остаточной стоимости этого основного средства, ранее принятую к вычету. Правомерно ли это требование?
Ответ. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ). Вычету подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, предназначенных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.
Передача имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества не признается реализацией товара и, соответственно, не является объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). И в случае, если основное средство приобретается исключительно для внесения его в виде вклада в уставный капитал хозяйственного общества, суммы НДС вычету не подлежат и должны учитываться в стоимости основного средства (подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если налогоплательщик принял к вычету или возмещению суммы налога, указанные в п. 2 ст. 170 НК РФ, в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ).
Если же основное средство первоначально приобреталось и использовалось для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, суммы НДС по данному основному средству правомерно приняты организацией к вычету Налоговый кодекс не содержит требования о возмещении в бюджет сумм НДС, принятых к вычету при постановке на учет основных средств, после передачи этих основных средств в уставный капитал другого хозяйственнрго общества. Поэтому, по нашему мнению, требование налогового органа неправомерно. К сожалению, скорее всего, доказывать правомерность такой позиции налогоплательщику придется в суде.
Налоговые органы, заявляя подобные требования, ранее руководствовались п. 3.3.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (утв. приказом МНС России от 20.12.2000 N° БГ-3-03/447). Этот пункт содержал положение, согласно которому, если «входной» НДС по основному средству, передаваемому в уставный капитал другого хозяйственного общества, был принят к вычету, суммы налога нужно восстановить в части стоимости имущества, не включенной через амортизационные от-
числения в расходы по производству и (или) реализации товаров или внереализационные расходы, учитываемые при определении налога на прибыль, и уплатить в бюджет. Вышеуказанное положение было исключено приказом МНС России от 11.03.2004 № БГ-3-03/190@. Но уже 31.03.2004 МНС России в письме № 03-1 -08/876/15@ подтвердило, что его позиция по данному вопросу изменений не претерпела.
Суды при разрешении споров между налоговыми органами и налогоплательщиками поддерживали как первых (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2003 № Ф04/2016-546/А27-2003), так и последних (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2003 № А56-11083/03).
Но Высший Арбитражный Суд РФ, рассматривая аналогичное дело, занял сторону налогоплательщиков, указав на то, что если имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, у налогоплательщика возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующее изменение в использовании имущества (постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2003 № 7473/03). В указанном постановлении также отмечено, что НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм налога на остаточную стоимость имущества в случае принятия сумм налога к вычету при постановке на учет приобретенных для использования в производстве основных средств после передачи этих средств в уставный капитал другого хозяйственного общества.
М.Н. АХТЛНИНЛ
О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Согласно подп. 14 п. lern. 251 НК РФ при onpedejieHuu налоговой базы по налогу на прибы*1Ь организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. К средствам це.1евого финансирования относится имуществоу полученное налогоплательщиком в виде средств государственных внебюджетных фондов, вы-деля ем ых бюджетным учреждениям по смете расходов и доходов бюджетного учреждения.
В ст. б, 13 Бюджетного кодекса РФ определено, что государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средству обра-
зуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФу предназначенных в том числе д.гя ре-а.1изации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Таким образом, в систему государственных внебюджетных фондов включаются государственные внебюджетные фонды РФ, закрытый перечень которых оп-ределен ст. 144 Бюджетного кодекса РФ, и государственные внебюджетные фонды, создаваемые в соответствии с федеральными законами субъектами РФ.
Статьей 12 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «Омедицинском страховании граждан в РФ» предусмотрено, что длярешизации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, финансовые средства которых находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В связи с вышеизложенным правомерно ли не в/сшчать в налоговую базу по налогу на прибыль организаций полученные медицинской организацией, являющейся бюджетным учреждением, средства территориального фонда обязательного медицинского страхования на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ как средства целевого финансирования?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 31 мая 2004 г. № 04-02-05/3/41
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Следует учитывать, что перечень доходов, полученных в рамках целевого финансирования и не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), является исчерпывающим. Средства, получаемые медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, от страховых орга-
низаний, осуществляющих обязательное медицинское страхование, в данном перечне не указаны.
На основании изложенного указанные средства в соответствии со ст. 249 Кодекса включаются медицинскими организациями в состав доходов от реализации.
В дополнение сообщаем, что в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации направлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Указанный законопроект предусматривает отнесение средств, получаемых медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам в соответствии с программой обязательного медицинского страхования, к средствам целевого финансирования, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А. МОТОРИН
РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.
Государственному унитарному предприятию (ГУП) присвоен статус федерального научно-произ-водственного центра. Помимо основной научной деятельности, ГУП осуществляет также предпринимательскую деятельность.
Вправе ли ГУП в такой ситуации воспользоваться налоговыми льготамиу предусмотренными п. 15 ст. 381 ПК РФу п. 11 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».
При этом необходимо отметить, что статус федерального научно-производственного центр а у как и статус государственного научного центра, означаету что данные организации отнесены к категории обьектову пользующихся особой государственной поддержкой (п. 2 Указа Президента РФ от 22.06.1993
№ 939, п. 3 Постановления Правительства РФ от 09.10.1995№ 983). Означает ли это у что существует единый подход к указанным организациям в сфере налогообложения ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 25 июня 2004 г. № 03-05-06/78
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности применения государственными унитарными предприятиями, которым присвоен статус федерального научно-производственного центра, льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу, предусмотренных для организаций, имеющих статус государственного научного центра, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 15 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения освобождается имущество государственных научных центров.
Согласно п. 11 ст. 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются в том числе государственные научные центры.
Как следует из вышеназванных норм налогового законодательства, их применение возможно организациями, которым присвоен статус государственного научного центра.
Указанный статус и порядок его присвоения определены Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 № 939, которым, в частности, предусмотрено, что в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.
Что же касается федеральных научно-производственных центров, то соответствующий статус и порядок его присвоения определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 983, устанавливающим, что он может присваиваться в целях реализации реформы оборонной промышленности, направленной на концентра-
цию ресурсов военного научно-технического и промышленного потенциала, отдельным предприятиям и организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, выполняющим государственный оборонный заказ и являющимся основными разработчиками и изготовителями важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также комплектующих изделий к ним.
Учитывая, что присвоение указанных статусов обусловлено различными целями и определяется отдельными нормативно-правовыми актами, считаем, что льготы, предусмотренные п. 15 ст. 381 Кодекса и п. 11 ст. 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю» для государственных научных центров, не могут применяться организациями, которым присвоен статус федерального научно-производственного центра.
Кроме того, обращаем внимание на то, что несмотря на отнесение федеральных научно-производственных центров, как и государственных научных центров, к объектам, пользующимся особой государственной поддержкой, необходимо учитывать, что формы этой поддержки могут быть различны.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВЛНЕЕВ
Вопрос. Медицинская организация просит разъяснить порядок применения льготы, предусмотренной п. 7 ст. 381НК РФ: применяется ли данная льгота в отношении объектов, сданных в аренду (которые используются арендаторами как в целях здравоохранения, так и в иных целях); относятся ли к льготируемым объектам административные помещения и расположенная в них оргтехника, используемые аппаратом управления организации здравоохранения.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 5 апреля 2004 г. № 04-05-06/30
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о порядке применения льготы, предусмотренной п. 7 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и сообщает следующее.
Согласно п. 7 ст. 381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими, в частности, для нужд здравоохранения.
Организации, оказывающие медицинские услуги на основании лицензии, вправе применять указанную льготу в отношении конкретных объектов
основных средств, учитываемых на их балансе и используемых ими для нужд здравоохранения.
В связи с этим основным условием уменьшения балансовой стоимости имущества организации на стоимость объекта социально-культурной сферы, используемого для нужд здравоохранения, является сам факт его использования организацией-балансодержателем по целевому назначению.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с гл. 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Организация в целях правильного исчисления данного налога должна обеспечить раздельный бухгалтерский учет льготируемого и нельготируемого имущества. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
В случае, если объект социально-культурной сферы, ранее использовавшийся самой организацией для нужд здравоохранения, сдается в аренду (то есть не используется самой организацией для нужд здравоохранения), то данный объект подлежит налогообложению в общеустановленном порядке независимо от целей его использования арендатором.
К льготируемым объектам в соответствии с вышеназванной нормой ст. 381 Кодекса, по нашему мнению, могут быть отнесены административные помещения, а также расположенные в них компьютеры и другая оргтехника, используемые аппаратом управления и находящиеся в неразрывной связи как по своему назначению, так и по осуществляемым функциям с льготируемыми объектами и непосредственно участвующие в процессе создания и оказания услуг в области здравоохранения.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А. И. С АЛИ НА
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Организация оказывает гражданам услуги по ремонту квартир за наличный расчет. Какие документы должны выдаваться клиентам в подтверждение оплаты ?
Ответ. В соответствии с Федеральным законом от22.05.2003 N9 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон) организации обязаны применять контрольно-кассовую технику (п. 1 ст. 2) и выдавать клиентам кассовые чеки (ст. 5).
Вместе с тем, п. 2 ст. 2 Закона предусмотрено, что организации могут не применять контрольно-кассовую технику в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Общероссийским классификатором услуг населению, принятым постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, предусмотрены услуги по комплексному, частичному ремонту домов, квартир по заказам населения (коды 016101 и 016102), которые являются видом услуг по ремонту жилья и других построек (код 016100) группы бытовых услуг.
Формы бланков строгой отчетности, используемые при оказании бытовых услуг, утверждены письмом Минфина России от 20.04.1995 N9 16-00-30-33.
Согласно письму Госналогслужбы России от 31.03.1998 N9 ВК-6-16/210 при оказании указанных услуг могут использоваться бланки строгой отчетности по формам БО-1, БО-2, БО-3 и договор.
Учитывая изложенное, при приеме денег за оказанные услуги клиентам должны выдаваться чеки, отпечатанные контрольно-кассовой техникой, и (или) бланки строгой отчетности по вышеуказанным формам.
C.B. Гладилин Советник налоговой службы РФ III ранга
Вопрос. Какими нормативными актами Российской Федерации определен порядок оценки квартир для исчисления налога на имущество физических лиц и налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения? 4
Ответ. Оценка квартир для исчисления налога на имущество физических лиц и налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в соответствии с Законами Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и от 12.12.1991 N9 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», производится организациями технической инвентаризации.
Методологическое обеспечение этих организаций, втом числе по порядку определения инвентаризационной стоимости недвижимости, осуществляет Госстрой России, в связи с чем этим ведомством были утверждены следующие документы:
1) Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-комму-нального хозяйства РФ от 04.04.1992 JSfe 87);
2) Временная методика оценки жилых помещений
(приказом Министерства строительства Российской Федерации от 30.10.1995 N917-115).
С. В. ЖУКОВА Советник налоговой службы РФ III ранга
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»
Вопрос. Издательством 25 марта 2004 г. был заключен с физическим лицом, не яв.гяющимся индивидуальным предпринимателем, авторский договор о передаче имущественных прав на использование произведения (для публикации в журнале). Согласно условиям договора имущественные права передаются в момент его подписания. Авторское вознаграждение вымачивается 10 апрыя 2004 г. Когда следует произвести начисление ЕСНи страховых взносов в ПФР. 25 марта или 10 апреля 2004 г. ?
За какой период включаются указанные суммы в расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу (первый квартал или полугодие) ?
Ответ. Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 N° 5351 -1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон JSfe 5351 -1) автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Имущественные права, указанные в ст. 16 Закона № 5351-1, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18-26 данного Закона (ст. 30 Закона N9 5351-1). Как правило, имущественные права по авторскому договору передаются возмездно. Платой за передачу имущественных прав является авторское вознаграждение (ст.31 Закона N9 5351-1).
Вознаграждение, начисляемое организацией в пользу физических лиц по авторским договорам, признается объектом налогообложения по ЕСН (п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ). При этом в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ) вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по авторским договорам, не включаются (п. 3 ст. 238 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется, как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица-для выплати иных вознаграждений, начисленных налогоплателыдика-
ми — лицами, производящими выплаты физическим лицам (ст. 242 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ») объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов является объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ. Таким образом, сумма начисленного авторского вознаграждения будет являться объектом обложения и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам производится страхователями ежемесячно исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 Закона «Об обязательном пенсионном страховании» (п. 2 ст. 24 Закона «Об обязательном пенсионном страховании»). Под расчетным периодом для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) (п. 1 ст. 23 Закона «Об обязательном пенсионном страховании»).
Право автора на вознаграждение возникает в силу договора с момента исполнения автором обязательства по передаче имущественных прав на использование произведения (ст. 307, 328 ГК РФ).
Согласно договору имущественные права на использование произведения переходят к издательству в момент подписания договора. Следовательно, одновременно с переходом имущественных прав на использование произведения к издательству у издательства возникает задолженность перед автором по выплате вознаграждения.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяй-ственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, на дату подписания договора о передаче автором издательству имущественных прав на произведение (25 марта 2004 г.) в учете издательства отражается задолженность перед автором по выплате вознаграждения записью по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и дебету счета 20 «Основное производство». Одновременно (25 марта 2004 г.) с отражением в бухгалтерском учете задолженности перед автором по выплате ему вознаграждения производится начисление ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Исчисление ежемесячных авансовых платежей
по ЕСН производится налогоплательщиком в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога (п. 3 ст. 243 НК РФ). Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК РФ). Информация об исчисленных за каждый месяц отчетного периода суммах авансовых платежей по ЕСН отражается налогоплательщиком в Расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (приложение № 1 к приказу МНС России от 29.12.2003 N° БГ-3-05/722 «Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и Порядка ее заполнения») (п.З ст.243 НК РФ, Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденный приказом МНС России от 29.12.2003 № БГ-3-05/722).
Таким образом, суммы единого социального налога, начисленного с сумм авторского вознаграждения, должны быть включены в расчет по авансовым платежам по ЕСН за первый квартал 2004 г.
М.Н. ЛХТЛНИНЛ
О НАЛОГЕ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Согласно п. 3 ст. 213 НК РФ при определении ныоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если они вносятся за физических лиц из средств работодателей. Исключение составляют случаи, если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц, а также если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (дого-
воры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит пять тысяч рублей в год на одного работника.
Статьей 11НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Работодате^гем согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ является физическое лицо либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
В связи с этим, если страховые взносы уплачиваются не за работников организации (например, в пользу членов их семей), то эти взносы вк.тчаются в налогооблагаемую базу застрахованных физических лиц в целях исчисления НДФЛ.
Вместе с тем, в письме Министерства финансов РФ от 04.04.2003 № 04-04-06/58 содержится иная позиция, согласно которой для целей применения ст. 213 НК РФ любая организация является работодателем. В этом случае страховые взносы, уплаченные за лиц, не являющихся работниками организации (например, в пагьзу членов их семей), не будут включаться в налогооблагаемую базу застрахованных физических лиц в цыях исчисления НДФЛ.
Просим разъяснить порядок применения ст. 213 НК РФ в части налогообложения НДФЛсумм страховых взносов, уплачиваемых организацией за лиц, не являющихся работниками этой организации.
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО * от 28 мая 2004 г. N° 04-04-06/128
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу применения ст. 213 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) в части налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм страховых взносов, уплачиваемых организацией за лиц, не являющихся работниками этой организацией, и во изменение разъяснения Министерства финансов Российской Федерации от 04.04.2003 № 04-04-06/58 сообщает следующее.
Как правильно отмечается в письме, п. Зет. 213 Кодекса предусматривает, что при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если они вносятся за физических лиц из средств работодателей. Исключение составляют случаи, если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда
жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц, а также если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит пять тысяч рублей в год на одного работника.
Таким образом, из смысла данного пункта статьи Кодекса следует, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы страховых взносов втом случае, если страховые взносы уплачены работодателем за своего работника.
В случае, если страховые взносы уплачиваются организацией не за работников этой организации (например, за членов семьи работников, лиц, не состоящих в трудовых отношениях), то эти суммы для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц следует рассматривать в качестве дохода, подлежащего налогообложению в общеустановленном порядке.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д ШАТАЛОВ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос: В какие сроки осуществляется государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателю в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) ?
Ответ: В соответствии с п.З ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ) (далее — Закон) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке
Согласно п. 8 ст. 22.3 Закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 Закона.
Государственная регистрация осуществляется в
срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона).
Следовательно, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется регистрирующим органом в течение пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган копии решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом.
При этом датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона).
Вопрос: На основании каких документов регистрирующий орган может принять решение о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Основанием для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является решение о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, принятое регистрирующим органом по представленным документам (п.6 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
16.10.2003 № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N9 438 и 439» (в ред. постановления Правительства РФ от
26.02.2004 № 110) (далее - Правила)).
Согласно п.7 Правил основанием для принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя являются следующие документы (сведения): заявление физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, представляемые в порядке, установленном п.З ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации; копия решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом; копия решения суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;
копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.
Вопрос: Какие требования предъявляются к заявлению о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности?
Ответ: Одним из документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращен и и дан ной деятельности, является подписанное заявителем заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (подп. «а» п. 1 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N9 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ)).
Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган,
подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (абз. 3 п. 1 ст. 9 Закона).
В заявлении подтверждается, что сведения, содержащиеся в заявлении, достоверны и соответствуют представленным документам.
Кроме того, заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимате-
ля в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N9 439 «Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. постановления Правительства РФ от 16.10.2003 № 630).
МОСЭКС ПО-М ЕТАЛЛ вТб°ри™ вторичного сырья, содержащего Телефоны: (095) 330-1983, 330-6210,331-2666 Л ^^ л - - ^ ■ ■ ■ ■ ■ ■ л Факс: (095) 331-4542, e-mail: [email protected] | 1 ПЯ Iff 1 IPHH K|R
ТО Металл ы" ^^лет п Максимальное извлечение Д Минимальные сроки ^^рынке М Лучшие цены Регистрационное удостоверение Центральной Государственной Инспекции Пробирного надзора № 22214 от 01 апреля 2002 г. Мы принимаем на переработку и покупаем: - устаревшую вычислительную технику, - электронный и электротехнический лом, - отработанные катализаторы, промышленные отходы (шпаки, пыли, кеки и т.п.) содержащие драгоценные металлы, - лом и отходы ювелирного производства, соли и кислоты драгоценных металлов.