Научная статья на тему 'Наш успех — во взаимодействии науки и практики'

Наш успех — во взаимодействии науки и практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Интервью с начальником Дальневосточного таможенного управления, генерал-майором таможенной службы С.В. Пашко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наш успех — во взаимодействии науки и практики»

НАШЕ ИНТЕРВ ЬЮ

Наш успех — во взаимодействии науки и практики

Интервью с начальником Дальневосточного таможенного управления, генерал-майором таможенной службы С.В. Пашко

— Сергей Викторович, Вы работаете в таможенных органах с 1993 года, 16 лет — это солидный стаж для такой динамичной государственной структуры как Федеральная таможенная служба. Как Вы пришли в таможню и каковы значимые вехи Вашей таможенной службы?

— Это на сегодняшний момент у нас существует Российская таможенная академия и ее филиалы, а в 1993 году таможенников наша вузовская система не го-

товила. Я окончил физический факультет Ростовского государственного университета. Теперь уже могу сказать однозначно, с учетом жизненного опыта, что для работы в коммерческих структурах надо иметь определенный склад ума, направленный, прежде всего, на получение прибыли, нередко и с совершением противоправных действий. Для меня это изначально не подходило. И тут очень своевременно объявили набор кадров для таможенных органов Южного федераль-

ного округа. Варианта было два: поступление на информационно-техническое направление — с багажом тех знаний и опыта, которыми я обладал на тот момент, и таможенное оформление и таможенный контроль — основные направления таможенной службы. Я решил, если уж идти работать в таможню, то надо заниматься первостепенной задачей, и начал работу в отделе организации таможенного контроля Северо-Кавказского таможенного управления.

Все мои переходы по службе и есть определенные вехи — и жизни и карьеры: после шести лет работы в отделе организации ТО и ТК я перешел в Северо-Кавказскую оперативную таможню (позже Южная оперативная таможня. — ред.). Оперативная работа дала мне очень много, более того она послужила стимулом к приобретению второго высшего образования — юридического.

Затем был переход в организационно-инспекторскую службу на более высокий уровень. Это тоже особая веха службы, потому что организационные вопросы лежат в основе любой деятельности, их решение дает большой опыт работы, и он пригодился мне в должности первого заместителя начальника Южного таможенного управления по таможенному контролю.

Мне очень повезло попробовать свои силы во многих направлениях таможенной службы — от оформления до управления. В последнее время службы в ЮТУ приходилось заниматься и организацией взаимодействия с таможенными службами Абхазии и Южной Осетии. Этот суммарный опыт работы в таможенных органах, наверное, и стал залогом моего назначения на должность начальника Дальневосточного таможенного управления.

— И как сильно отличаются условия службы на юге и на востоке страны?

— К примеру, результаты пресечения контрабанды оружия и наркотиков на юге объективно выше, чем на востоке: так называемые горячие точки оказывают свое влияние, направленность контрабандистов там более активна.

На Дальнем Востоке существует определенный сдерживающий фактор контрабанды наркотиков — противодействие законодательств стран Юго-Восточной Азии, где этот вид преступления карается вплоть до смертной казни. Южные соседи более лояльны в этом отношении. Другое дело, КНР, разрешая к употреблению сильнодействующие лекарственные средства на своей территории, оказывает российским участникам ВЭД «медвежью» услугу.

Не могу утверждать, что на Дальнем Востоке больше контрабандистов. Я вообще уверен, что хороших людей больше. Другой вопрос в том, что, если для южных границ традиционна контрабанда золота и ювелирных изделий, то для Дальнего Востока — леса, биоресурсов. На самом деле, различия очень незначительны. По всем вопросам, связанным с нарушением таможенного законодательства, есть определенная латентность, схожая для всех регионов России. Законодательство у нас одно и применяться оно должно единообразно — без региональных перекосов и перегибов.

— Прошло полгода со дня Вашего назначения на должность начальника ДВТУ — самого большого по территории регионального таможенного управления. Какие основные позитивные, может быть, негативные, результаты деятельности ДВТУ за этот период Вам хотелось бы отметить?

— Зона деятельности Дальневосточного таможенного управления, безусловно, самая большая, — 36,6 процентов территории, как температура нормального человека. И, конечно, срок

моей службы здесь небольшой, но вместе с тем и достаточный для того, чтобы попытаться подвести итоги но, в большей степени, поставить задачи, которые я для себя вижу.

Негативных результатов, хотелось бы, чтобы не было вообще, позитивными же можно считать наши сообщения о задержаниях, выявлении НТП и пр. А объективные результаты работы таковы. Стоимость экспорта через таможни ДВТУ за девять месяцев 2009 года составила 10,3 млрд долларов США (или 68 % товарооборота) и по сравнению с тем же периодом 2008 года снизилась на 33 %. Через таможни Дальнего Востока вывезено 29,6 млн тонн товаров (93 % от общего товарооборота ДФО), по сравнению с тем же периодом 2008 года объем грузов сократился на 0,2 %.

Основные объемы экспорта пришлись на топливо минеральное (76 % физического объема, 74 % стоимости) и древесину и изделия из нее (18 %, 7 % соответственно). Вывоз топлива в натуральном выражении увеличился на 17 %, а по стоимости упал на 40 %. Экспорт древесины и изделий из нее сократился по объему на 37 %, по стоимости — на 38 %.

На данный момент мы не выполняем установленное плановое задание по внесению платежей в федеральный бюджет. Безусловно, сказалось влияние финансового кризиса, внесшего серьезные коррективы в развитие внешнеэкономической деятельности в регионе. По всем регионам отмечается общее падение экономической деятельности, в первую очередь, импортной составляющей.

В структуре импорта по Дальневосточному региону большое сокращение пришлось на автотранспортные средства: за 9 месяцев 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года импорт автотранспортных средств через таможни ДВТУ сократился по объему в 8,3 раза,

по стоимости в 6,5 раза, по платежам в 5 раз.

Существенно (на 37 %) увеличились объемы экспорта обработанных на территории России лесоматериалов. Так, если за 9 месяцев 2008 года было экспортировано 248 тысяч тонн обработанных лесоматериалов, то за аналогичный период 2009 года — 399 тысяч тонн. Рост экспорта обработанных лесоматериалов свидетельствует о реализации мер, в том числе таможенно-тарифного регулирования, направленных на создание и развитие глубокой переработки древесины на территории России. В результате, в 2009 году объемы экспорта необработанных лесоматериалов в регионе деятельности ДВТУ сократились на 35 % (с 9,9 до 6,5 млн куб. м). Стоимость экспортированных леса и лесоматериалов уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 38 %.

Можно говорить о том, что на Дальнем Востоке развивается дерево о бр аб атыв ающая пр омышл енно сть: с 2008 года ввезено около 6 тысяч тонн станков (оборудования) для обработки лесоматериалов. Это позитивно в целом, и в том числе в части создания рабочих мест для населения.

Дальневосточные таможни вносят свою лепту в пресечение вывоза незаконно заготовленного леса: за 9 месяцев 2009 года было возбуждено 74 уголовных дела и 206 дел об административном правонарушении (за 2007-2008 годы — 114 уголовных дел и 564 дела об административных правонарушениях).

Что касается объемов энергоресурсов, то здесь есть самые позитивные перспективы по их увеличению — в свете реализации двух проектов по строительству нефтепровода: от поселка Тайшет Иркутской области через Сковородино и до бухты Козьмино Приморского края. В районе подводного участка «Ско-

вородино-Мохэ» совместно с китайскими коллегами организован временный таможенный пункт пропуска и уже более 80 % от заявленных объемов ввезено и оформлено соответствующим образом.

И второй положительный момент — межведомственной комиссией принят в эксплуатацию пункт пропуска в бухте Козьмино. Для таможенных органов созданы оптимальные по размещению, оснащенности, доступу контроля условия. До конца года планируется его запуск. Первая отправка нефтепродуктов будет осуществлена из Сковороди-но — залив в цистерны, затем транспортировка железнодорожным транспортом и погрузка в танкера. Перспектива на ближайшие годы — 10-15 млн тонн нефтепродуктов, примерно 3-4 нефтеналивных танкера в месяц.

По оформлению угля, как из Сибирского, так и из Дальневосточного регионов объемы не уменьшились. Большие отправки в 2009 году были оформлены через порт Посьет, где мы взаимодействовали с участниками ВЭД вплоть до круглосуточной работы. Несколько раз проводили совместные совещания, в результате все заявки были выполнены, с объемами справились.

Как негативный момент можно отметить нашу «борьбу» на границе с «по-могаечным бизнесом», которой уделяется много внимания в прессе. А между тем эта проблема многоаспектна и решать ее необходимо по нескольким направлениям: и таможенным органам — путем организации четкой работы пунктов пропуска; и туроператорам, которые провоцируют таможенные органы: во-первых, самим фактом незаконного перемещения товарных партий под прикрытием товаров для личного пользования, во-вторых, преднамеренным скоплением до 10-15 автобусов на оформление из КНР перед окончанием рабочего времени пунктов про-

пуска. И наконец, необходимо создание нормальных условий в пунктах пропуска для граждан, пересекающих границу.

— Какое направление деятельности ДВТУ на ближайшую перспективу Вы считаете особенно важным?

— Таможенная служба РФ — важнейший институт государства, призванный содействовать, с одной стороны, развитию внешнеэкономической деятельности страны и ускорению внешнеторгового оборота, с другой, — становлению и укреплению национального товаропроизводителя. Основным документом, определяющим задачи таможенных органов РФ, в том числе и ДВТУ, является Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года, одобренная коллегией ФТС России 26 июня 2009 года.

В настоящее время наши усилия сосредоточены на обеспечении стабильности поступления таможенных платежей в бюджет. И приоритетными направлениями при этом я считаю следующие: 1) повышение эффективности управленческой деятельности руководящего состава таможен; 2) аналитическая работа в целях совершенствования процесса таможенного оформления товаров и транспортных средств; 3) усиление контроля за полнотой взимания таможенных платежей, в том числе по вопросам взыскания задолженности по уплате платежей и пени, возникших в результате уточнения таможенной стоимости.

За 9 месяцев 2009 года службой таможенной инспекции ДВТУ проведено 59 проверочных мероприятий, по результатам которых доначислено таможенных платежей и наложено штрафов 164,7 млн рублей, возбуждено 297 дел об административных правонарушениях и 4 уголовных дела по части 1 статьи 188 Уголовного кодекса РФ.

— Как Вы оцениваете современную ситуацию во взаимодействии ДВТУ

и участников ВЭД, занятых в рыбодобывающей отрасли Дальнего Востока?

В целом позитивно. Больших претензий к таможенным органам у рыбопромышленников нет. Это подтверждается итогами последнего Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при Дальневосточном таможенном управлении. Комплекс мероприятий, который был заложен Правительством РФ, реализован в плане развития объемов и контроля рыбопродукции.

В Дальневосточном промысловом бассейне имеют квоты на вылов водных биологических ресурсов 460 предприятий (в основном из Камчатского края и Сахалинской области), прибрежным рыболовством занимается 321 предприятие, промышленным рыболовством на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России — 296 (при этом часть предприятий осуществляет и тот и другой вид рыболовства).

Доля рыбы и морепродуктов в общем объеме экспорта ДВТУ по итогам 9 месяцев 2009 года составила в натуральном выражении 2,3 %, по стоимости 12 %. Экспорт рыбы и морепродуктов увеличился по объему в 7 раз, по стоимости в 6,5 раз. Основную долю в экспорте рыбы и морепродуктов составила рыба мороженая (90 % физического объема, 77 % стоимости).

На динамике экспорта продукции морского промысла положительно сказалось вступление с 1 января 2009 года законодательных норм об обязательной доставке на таможенную территорию России водных биоресурсов, добытых при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. Ранее это было слабым звеном в таможенном кон-

троле добываемых биоресурсов, теперь эти объемы четко контролируются.

Кроме того, на 2009 год был увеличен суммарный общий допустимый улов по Дальневосточному промысловому бассейну до 3 млн 143 тысяч тонн. Безусловно, помогла и природа — путина 2009 года превысила плановые показатели. Результатом четкой системы контроля рыбопродукции стало сокращение времени таможенного оформления судов до трех часов. Несмотря на значительное увеличение объемов продукции морского промысла нам удалось избежать необоснованных простоев рыбопромыслового флота.

Существенно вырос экспорт переработанных водных биоресурсов, в том числе глубокой переработки. И это несмотря на то, что участникам ВЭД выгоднее вывозить биоресурсы для обработки за границу — меньше затраты и большие доходы. Конечно, необходимы значительные капиталовложения в развитие инфраструктуры дальневосточных портов, чтобы можно было перерабатывать рыбопродукцию на месте и создавать рабочие места для населения.

Нелегальный вывоз морепродуктов помимо мест таможенного контроля, к сожалению, продолжается: по фактам контрабанды водных биоресурсов возбуждено 27 уголовных дел, что в 2,5 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

— Сергей Викторович, известна Ваша активная позиция по сотрудничеству с Ростовским филиалом РТА. Какие точки взаимодействия ДВТУ и Владивостокского филиала РТА Вы можете обозначить в учебной и научной деятельности?

— Участие должностных лиц ДВТУ в учебном процессе Владивостокского филиала РТА в тех или иных формах, конечно, должно быть. Без этого не будет

плодотворного союза теории и практики. Таможенным органам необходимы хорошо подготовленные специалисты, знакомые с практикой таможенного дела. Это минимизирует время на адаптацию выпускников филиала непосредственно на рабочих местах в таможнях. Мне самому было бы интересно принимать участие в защите выпускных квалификационных работ студентов-выпускников. По опыту знаю, что отдельные работы бывают очень своевременны и их можно оперативно внедрять в практическую деятельность. Но при этом моя четкая позиция заключается в том, что участие в педагогической деятельности должностных лиц таможенных органов должно быть четко регламентировано, с минимальными потерями для основных обязанностей.

Особое значение сейчас придается повышению квалификации должностных лиц таможенных органов. И здесь важно, чтобы программы обучения были актуальны и соответствовали задачам, определяемым Федеральной таможенной службой. Конечно, без участия должностных лиц таможенных органов при составлении программ, методических указаний, программ практики не обойтись. Например, при обучении работе с мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами, которых у нас уже шесть в зоне деятельности ДВТУ, должны принимать участие обученные специалисты-таможенники. Как показала практика, применение МИДК значительно ускоряет время таможенного контроля транспортных средств, пересекающих государственную границу.

В свою очередь, мы ждем от профессорско-преподавательского состава филиала обратной связи — встречных предложений по участию в совместной разработке научных проектов. И направлений этой деятельности достаточно:

- формирование баз данных и анализ работы мобильных инспекционных комплексов;

- проекты создания таможеннологистической инфраструктуры в регионе деятельности ДВТУ в соответствии с Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (логистика товаропотока, определение его маршрута при помощи анализа и пр.);

- проекты технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу в соответствии с потребностями и возможностями транспортной системы ДФО, в том числе развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов для увеличения пропускной способности крупногабаритных грузов и транспортных средств через таможенную границу;

- создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных контролирующих и правоохранительных органов;

- сосредоточение усилий в правоохранительной деятельности по борьбе с нарушениями таможенных правил, а также с особо опасными проявлениями контрабанды, имеющими социально-экономические последствия для общества и государства.

Точек взаимодействия у нас достаточно, чтобы в итоге оптимизировать и ускорить работу таможенных органов по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих государственную границу России.

Подготовила Л. Стрикаускас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.