Научная статья на тему 'Население Советского приграничья как объект политико-пропагандистской работы'

Население Советского приграничья как объект политико-пропагандистской работы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА / НАСЕЛЕНИЕ ПОГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНОВ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / MILITARY PATRIOTIC WORK / BORDER TROOPS / POPULATION OF BOUNDARY REGIONS / VOLUNTARY PEOPLE'S TEAMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Юлия Владимировна, Цимбаева Екатерина Николаевна

Статья посвящена проблеме политико-пропагандистской работы с населением советского приграничья в 1920-е 1980-е гг. Пропагандистская работа военно-пограничных органов рассматривается с точки зрения национальной идеи СССР в контексте ее дальнейшего развития в условиях независимой России. Особое внимание уделяется специфическим проблемам пропагандистской работы как с научно-теоретической точки зрения, так и в их историко-прикладном значении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новикова Юлия Владимировна, Цимбаева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Population of the Soviet borderland as object of political propaganda

The article deals with the problem of political propaganda among the population of the Soviet border-zone. Propaganda activities of military and boundary organs are considered from the point of view of the national idea of the USSR in the context of its further development in the conditions of independent Russia. Special attention is paid to specific problems of propaganda activities both from the scientific-theoretical point of view, as well as its historical applied relevance.

Текст научной работы на тему «Население Советского приграничья как объект политико-пропагандистской работы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2017. № 4

Ю.В. Новикова

(кандидат пед. наук, докторант кафедры истории стран ближнего зарубежья

исторического факультеа МГУ имени М.В. Ломоносова)*,

Е.Н. Цимбаева

(доктор ист. наук, доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья

исторического факультеа МГУ имени М.В. Ломоносова)**

НАСЕЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ

КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИКО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ

РАБОТЫ

Статья посвящена проблеме политико-пропагандистской работы с населением советского приграничья в 1920-е — 1980-е гг. Пропагандистская работа военно-пограничных органов рассматривается с точки зрения национальной идеи СССР в контексте ее дальнейшего развития в условиях независимой России. Особое внимание уделяется специфическим проблемам пропагандистской работы как с научно-теоретической точки зрения, так и в их историко-прикладном значении.

Ключевые слова: военно-патриотическая работа, пограничные войска, население пограничные регионов, добровольные народные дружины.

The article deals with the problem of political propaganda among the population of the Soviet border-zone. Propaganda activities of military and boundary organs are considered from the point of view of the national idea of the USSR in the context of its further development in the conditions of independent Russia. Special attention is paid to specific problems of propaganda activities both from the scientific-theoretical point of view, as well as its historical applied relevance.

Key words: military patriotic work, border troops, population of boundary regions, voluntary people's teams.

* * *

Распад Советского Союза поставил в 1990-х гг. перед постсоветскими государствами проблему поиска национальной идеи. В многонациональном государстве ее невозможно было свести к классическим философским определениям в духе Владимира Соловьева о смысле существования и исторической миссии народа. Неколебимый суверенитет народа в глазах других народов, его неповторимость, уникальность, его историческая роль и будущее предназначение неизбежно заменяются представлением о суверенитете государства, неколебимости его места на карте мира, в мировой

* Новикова Юлия Владимировна, тел. +7-916-876-13-32; e-mail: [email protected]

** Цимбаева Екатерина Николаевна, тел. +7-495-733-39-10; e-mail: [email protected]

культуре. Иными словами, ставится вопрос о праве данного государства существовать в данных границах и защищать их от возможных колебаний извне или изнутри.

Одни постсоветские государства в той или иной мере пришли к формированию собственной национальной идеи взамен общесоветской, другим это не в полной мере удалось, что вызвало кризис государственной целостности. Но практически во всех странах в 1990-х гг. был категорически отвергнут опыт Советского Союза. А между тем нельзя отрицать, что проблема обеспечения государственной целостности от покушений извне в СССР решалась вполне удовлетворительно, гарантируя от таких проблем постсоветского периода, как проникновение на территорию экстремистских вооруженных группировок, контрабанда наркотиков или нелегальная трудовая миграция. Возможно, одним из составляющих успешной борьбы с подобными явлениями было то, что о национальной идее думали не только в центре, не только в кругах философов и политологов, сколько на местах, точнее, в тех районах, где он имел не теоретическую, а сугубо практическую окраску — в приграничье.

Охрана государственной границы была не только делом соответствующей группы войск. Она не мыслилась без содействия местного населения. Обеспечение этого содействия не представляло сложности, если «по ту сторону» в определенные периоды истории располагалось явно враждебное государство или народ с принципиально иным языком, культурой, религией и пр. Совсем иначе выглядела картина поддержки местного населения, если граница исторически разделяла единый народ (например, армян или азербайджанцев) или проходила там, где «по ту сторону» находилось нечто привлекательное. В районах со сложным рельефом без лояльности местных жителей никаким усилиями пограничников не удалось бы держать «границу на замке».

Традиция привлечения к охране рубежей Российского государства местного приграничного населения имела давние корни, уходя в историю казачества и даже в историю монастырского строительства. В советский период практика привлечения местного приграничного населения к решению вопросов охраны и защиты государственной границы принципиально изменилась.

Сложившаяся после Октябрьской революции обстановка в ряде приграничных районов РСФСР, а затем и СССР заставляла местное население организованно (либо стихийно) объединяться вокруг пограничных застав и комендатур, нередко являвшихся единственными представителями государственной власти, способными защитить не только от внешних военных, но и откровенно бандитско-граби-тельских нападений с территорий сопредельных государств. В пер-

вой половине 1920-х гг. советские пограничники стали вести поиск организационных форм обучения местного населения самообороне и привлечения его к охране государственной границы. С середины 1920-х гг. пограничники стали активно поддерживать объединение приграничного населения в формирования содействия. Основным принципом этих формирований была добровольность. Однако первоначально они не имели единой организационной структуры, да и их названия были самыми различными. К примеру, в западных приграничных районах страны создавались «базы содействия», в Средней Азии — «отряды самообороны красных палочников», на Дальнем Востоке — «пограничные дружины» и пр. Естественно, в классовом государстве охрана границы тоже была делом классовым. Социальную основу добровольных дружин составляли, разумеется, коммунисты и комсомольцы, колхозники, рабочие совхозов, а также батраки и бедняки-единоличники.

Вплоть до 1928 г. не существовало каких-либо официально установленных форм поощрения местного населения за оказание помощи пограничникам. Лишь в августе 1928 г. было установлено денежное премирование членов добровольных формирований за конкретное задержание и предоставление пограничной охране информации о диверсантах, шпионах, террористах и иных важных нарушителях. Вознаграждение производилось за счет пограничных войск из сумм, предназначавшихся для борьбы с контрабандой: премии до 25 руб. выдавались распоряжением начальника пограничного отряда, а свыше этой суммы — начальника управления погранохраны округа1. Премия могла заключаться не только в денежном вознаграждении, но и в выдаче различных потребительских предметов, оказании ценной хозяйственной помощи, безвозмездной подписке на газеты и журналы, установлении радиоприемника в доме и т.п., что во многих местах имело немаловажной значение.

К началу 1930-х гг. деятельность добровольных объединений приграничного населения стала занимать значительное место в организации служебной деятельности подразделений и частей советской пограничной охраны. 9 мая 1931 г. Главным управлением пограничной охраны и войск ОГПУ была издана Инструкция «О порядке привлечения населения пограничной полосы к охране государственной границы». В ней был определен социальный состав населения, привлекавшегося на добровольной основе для оказания

1 Маслов К.Н. Отечественный и зарубежный опыт привлечения местного приграничного населения к защите государственной границы // Материалы науч.-практ. конференции «Организация привлечения граждан к защите государственной границы на добровольных началах на гласной основе», 26 января 2011 г. М., 2011. С. 22.

помощи погранохране. Группы этого населения для удобства обозначения начали именовать «бригадами содействия»2.

Целенаправленная работа пограничников с приграничным населением приносила свои результаты, о чем наглядно свидетельствуют данные о количестве задержанных нарушителей границы на западных рубежах3.

Количество нарушителей границы, задержанных бригадами содействия в 1931-1932 гг.

Годы Задержано нарушителей границы (всего) Из них бригадами содействия

Количество (чел.) В процентах

Пограничной охраной ГПУ Украинской ССР

1931 3174 459 14,46

1932 3001 533 17,76

Пограничной охраной ГПУ Белорусской ССР

1931 2495 649 26,01

1932 1559 418 26,81

Накопленный за десять лет опыт работы с бригадами содействия требовал создания нормативно-правовой базы взаимодействия пограничников с местным населением при несении службы по охране государственной границы. 11 апреля 1939 г. Главным управлением пограничных войск НКВД СССР была издана Инструкция «Об организации и порядке привлечения местного населения пограничной полосы для помощи в охране границы пограничным войскам». Ключевым новшеством стало право ведения активного розыска и преследования нарушителей границы по следам и приметам, обнаруженным членами бригады, и право их задержания, не дожидаясь прибытия пограничников (чего ранее не допускалось)4.

На пограничников возлагалась не просто помощь в организации бригад содействия, но и вся политико-просветительская работа

2 Лаврентьев Ю.В. Привлечение населения приграничных районов к охране государственной границы СССР. Учебное пособие для курсантов пограничных военных училищ КГБ СССР. М., 1977. С. 17.

3 Там же. С. 18.

4 Белогуров Г.М. Пограничное население в охране государственной границы СССР. Учебное пособие для курсантов пограничных военных училищ КГБ СССР. М., 1965. С. 15.

среди местного населения. Именно им поручалось разъяснение политики партии в деревне; систематическое информирование о международном и внутреннем положении СССР и вытекающих из этого задач обеспечения военной безопасности; популяризация задач пограничной охраны ОГПУ по защите местного населения, личной и общественной собственности, важности и необходимости помощи пограничникам со стороны приграничного населения. Исторический опыт деятельности бригад содействия показал, что они являлись эффективной формой сотрудничества пограничных органов с общественностью, хотя на их работе негативно сказывалась кампанейщина и погоня за количественными показателями, характерные для эпохи в целом. Кроме того, их резко классовый характер имел как позитивные стороны с точки зрения сплоченности и коллективности усилий, так и негативные в плане морального климата на границе.

После начала Великой Отечественной войны резко возросло участие и объем задач, выполняемых членами бригад содействия там, где боевые действия не велись. Одновременно вопрос охраны границы был переведен из классовой в общенациональную плоскость. В связи с направлением значительного числа пограничников с этих участков государственной границы в ряды действующей армии, в состав некоторых видов пограничных нарядов в южных и восточных пограничных округах нередко включались и члены бригад содействия. На 1 января 1943 г. по пограничным войскам СССР числилось 1017 бригад и 2588 групп содействия с общим количеством членов 26 310 человек5. В целях повышения защищенности и эффективности деятельности в условиях военного времени членам бригад содействия начали выдавать удостоверения о принадлежности к их составу, а также документы на право ношения оружия.

В годы войны членам бригад содействия вменялось в обязанность сообщать о появлении подозрительных лиц; задерживать обнаруженных ими агентов, военнослужащих армии противника, парашютистов, сигнальщиков; самостоятельно преследовать парашютистов и военнослужащих армии противника (экипажи сбитых самолетов, оставшихся в тылу военнослужащих или мелкие группы вражеской армии); совместно с пограничниками участвовать в производстве облав, прочесывании лесов и т.п.; выполнять срочные поручения по связи между служебными нарядами или отдельными группами погранвойск с их подразделениями и др. Не

5 Костин А.А. История организационных форм и способов участия населения в защите государственной границы. Бригады содействия // Материалы науч.-практ. конференции «Организация привлечения граждан к защите государственной границы на добровольных началах на гласной основе». С. 21.

менее результативной была помощь членов бригад содействия в качестве проводников, следопытов, связных, а также в содействии проведения различных мероприятий пропагандистского характера среди местного населения.

Наиболее значимо это было в освобожденных или недавно присоединенных районах. Освобождение захваченных немецко-фашистскими войсками территорий СССР на западном направлении обусловило появление новых задач. Во-первых, восстановление разрушенных населенных пунктов, формирование и обустройство государственной границы и т.п. Во-вторых, борьба с «элементами», симпатизирующими немецко-фашистским захватчикам.

Приказом НКВД - НКГБ СССР от 9 октября 1944 г. «О мероприятиях по усилению борьбы с оуновским подпольем и ликвидации вооруженных банд ОУН в западных областях Украинской ССР» на пограничные войска была возложена задача по ликвидации действующих в пограничных районах вооруженных подразделений Организации украинских националистов (ОУН)6. Для помощи в борьбе с бандами и организациями украинских националистов широко практиковалось привлечение местного населения, для чего создавались группы содействия, состоящие из граждан - членов семей военнослужащих Красной Армии, местного партийно-советского актива и лиц, пострадавших от оуновцев. На основе полученной от них информации пограничные войска проводили операции с использованием истребительных батальонов из состава местного населения.

Бригады содействия просуществовали до конца 1950-х гг., послужив ядром для добровольных народных дружин, которые начали формироваться во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. «Об участии трудящихся в охране общественного порядка». Первые добровольные народные дружины по оказанию помощи пограничным войскам СССР в охране границы были созданы по инициативе жителей Нижанковичского района Львовской области Украинской ССР. В их состав входили рабочие, колхозники, учащаяся молодежь и другие лица, проживавшие в приграничных районах, но подчеркнуто классовый характер этих дружин уже нивелировался. Этот опыт был распространен практически на все приграничные районы и уже к июню 1960 г. в них действовало около 4200 дружин общей численностью около 125 тыс. человек7.

6 Там же. С. 49.

7 О некотором опыте привлечения добровольных дружин пограничных районов по оказанию помощи пограничным войскам к охране государственной границы. Обзор. М., 1960. С. 3.

Курс на повышение роли приграничного населения в охране государственной границы СССР в полной мере нашел отражение в «Положении об охране государственной границы Союза ССР» от 5 августа 1960 г., закрепившем право пограничных войск при содействии местных органов власти и общественных организаций на привлечение к охране государственной границы на добровольных началах местных жителей приграничья, главным образом в составе добровольных народных дружин.

Главными отличиями добровольных народных дружин от бригад содействия были их массовость и централизованная система руководства ими, обеспечивавшие большую гибкость в управлении и маневре народными дружинами. Если бригадами содействия руководили непосредственно начальники пограничных застав или коменданты участков, то управление добровольными народными дружинами осуществлялось специально созданными для этого органами.

Добровольные народные дружины (далее - ДНД) привлекались к решению таких задач, как несение службы на тыловых рубежах охраны границы; участие в проверке контрольно-следовой полосы, несение патрульной службы и службы наблюдения; участие в поиске и задержании нарушителей совместно с пограничными нарядами; проверка документов и контроль за выполнением правил пограничного режима и т.д. Кроме того, дружинники помогали пограничникам в инженерно-техническом оборудовании границы, строительстве дорог, различных контролирующих средств, прокладке линий связи, обработке следовой полосы, работе по благоустройству застав и т.д. (что не входило в функции бригад содействия).

Опыт использования ДНД в охране государственной границы широко популяризировался и обобщался. Так, в Главном управлении пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР издавались специальные обзоры под общим названием «О некотором опыте привлечения добровольных дружин пограничных районов по оказанию помощи пограничным войскам к охране государственной границы», а позднее и специальные инструктивно-методические пособия8.

В качестве перспективного резерва ДНД и в целях военно-патриотического воспитания подростков в начале 1960-х гг., по инициативе ряда областных и районных комитетов комсомола, при общеобразовательных школах приграничных районов стали повсеместно создаваться отряды юных друзей пограничников чис-

8 Белогуров Г.М. Указ. соч. С. 24.

ленностью от 10 человек и более9. В отрядах юношей знакомили со стрелковым оружием, жизнью и бытом пограничников, в игровой форме учили азам бдительности в пограничной зоне и полосе.

В целом, говоря об отличительных особенностях привлечения приграничного населения СССР к охране государственной границы, в числе важнейших, необходимо назвать массовость и открытость этой деятельности. Практически повсеместно между пограничниками и местным приграничным населением складывались отношения глубокого уважения, искреннего тесного сотрудничества, дружбы и взаимопомощи. Из года в год численность местного населения, участвовавшего в охране государственной границы страны, росла. Если в 1960 г. численность членов ДНД составляла 125 тыс. человек, в последующие годы (включая отряды юных друзей пограничников) она колебалась от 140 до 227 тыс. человек.

Как свидетельствует статистика, с их помощью ежегодно в среднем задерживалось около 10% нарушителей границы, а в отдельные годы значительно больше. Так, например, в 1976 г. Пограничными войсками КГБ СССР было задержано 1227 нарушителей государственной границы, из них с помощью местного населения и ДНД — 21%10. Особо отличившихся граждан представляли к государственным наградам, вручали грамоты, ценные подарки, денежные премии из средств пограничных войск и местного бюджета. Так, например, только в 1966 г. начальниками войск Северо-Западного, Западного, Закавказского, Среднеазиатского и Тихоокеанского пограничных округов было поощрено 7980 членов добровольных народных дружин, отрядов юных друзей пограничников и других местных жителей, в том числе 2031 человек награжден деньгами и ценными подарками, 3951 — грамотами, 1975 объявлена благодарность. А с 1966 по 1975 г. за проявленную бдительность и успешное выполнение задач по охране государственной границы СССР 2398 дружинников и местных жителей были награждены орденами и медалями Советского Союза11.

Дальнейшее развитие правовые основы деятельности добровольных народных дружин получили в законе «О государственной границе СССР» от 1977 г. Законом предусматривалось создание ДНД в приграничных районах и в пунктах пропуска через государственную границу СССР. Руководство ДНД осуществлялось местными исполнительными органами власти. На них же была возложена обязанность обеспечивать соблюдение законности в деятельности

9 Одним из первых в 1958 г. был образован отряд юных друзей пограничников в с. Копаная Балка Одесской области.

10 Маслов К.Н. Указ. соч. С. 27.

11 Лаврентьев Ю.В. Указ. соч. С. 33.

дружин, организация взаимодействия с государственными и общественными организациями, участвующими в охране правопорядка, решение вопросов материально-технического обеспечения дружин. В соответствии с требованиями Закона дружинники совместно с пограничниками участвовали в охране границы, в поиске нарушителей, контролировали соблюдение местными жителями правил пограничного режима12.

Содействие было обоюдным. Местные партийные и советские органы, общественные организации принимали участие в политическом и воинском воспитании личного состава пограничных войск, в инженерно-техническом укреплении границы, в улучшении бытовых условий военнослужащих и их семей13. А пограничники занимались агитационно-пропагандистской работой среди местного населения, проводили лекции, беседы о роли и значимости охраны государственной границы для обеспечения безопасности страны, об особенностях обстановки на данном направлении, необходимости повышения бдительности, о роли добровольных народных дружин в деле охраны рубежей Отечества. В ходе воспитательных мероприятий жителям приграничья разъяснялись положения о значении классовой борьбы, угрозе идеологических диверсий, подрывной деятельности разведок и антисоветских организаций с территорий сопредельных капиталистических стран14.

Военно-патриотическое воспитание молодежи приграничья проводилось в рамках спартакиад, военизированных эстафет, боевых стрельб, соревнований следопытов, викторин на знание истории Пограничных войск и Положений закона об охране государственной границы СССР. Для подростков организовывали посещение пограничных застав в дни праздников, на чествования отличившихся военнослужащих, что позволяло более предметно пропагандировать боевые традиции пограничных войск, воспитывать у молодежи чувство гордости и любви к Отечеству, понимание необходимости его защиты. В селах приграничья организовывались тематические вечера, диспуты, митинги, другие массово-политические мероприятия. К агитационно-пропагандистской и военно-патриотической работе привлекались и действующие члены ДНД, которые принимали активное участие в работе клубов боевой славы,

12 Атасян Н.М., Афанасьев Н.И., Ашин Г.П. и др. Закон Союза Советских социалистических республик «О государственной границе СССР»: Политико-правовой комментарий. М., 1986. С. 141.

13 Там же. С. 139.

14 Партийно-политическая работа на пограничной заставе. Учебное пособие для офицеров Пограничных войск КГБ СССР. М., 1974. С. 25.

военно-спортивных лагерей, проведении военизированных эстафет и соревнований.

Не следует забывать, что большая часть границы проходила по малонаселенным и сельским территориям. Устраиваемые на погранзаставах и в селах мероприятия служили, помимо конкретных политических и патриотических целей, еще и средством массовой организации досуга молодежи и подростков, что имело существенное воспитательное и спортивно-оздоравливающее значение.

Основная пропагандистская работа и обучение членов ДНД возлагалась на офицеров пограничных застав. Для их обучения выходили специальные учебные пособия для курсантов пограничных военных училищ КГБ СССР и офицеров Пограничных войск, часть которых указана в списке литературы в конце статьи. Данные пособия имели узкоспециальный характер и не подлежали широкому распространению. Выпускники этих училищ проводили занятия по изучению Положения об охране государственной границы, разбирали наиболее характерные случаи задержания нарушителей государственной границы при содействии членов ДНД и граждан приграничья, обучали владению оружием, порядку работы радиостанции и поддержания связи с пограничными заставами, проводили занятия со следопытами и тренировки на местности15. Для командиров ДНД организовывались учебно-методические занятия, семинары, инструктажи.

Важное значение имело обобщение, распространение и внедрение в практику опыта работы лучших ДНД. Офицеры пограничных застав направляли материалы о положительном опыте участия ДНД для размещения в местных средствах массовой информации, газетах пограничных округов, журнале «Пограничник», сборниках, листовках, альбомах и на информационных стендах промышленных и сельскохозяйственных предприятий приграничья.

Члены ДНД за положительные результаты в службе, инициативу, усердие и отличие при участии в охране государственной границы поощрялись начальниками пограничных отрядов, руководителями предприятий, партийных организаций. Особо отличившихся дружинников за проявленные бдительность и мужество представляли к награждению правительственными наградами.

Советский опыт успешной защиты государственной границы стал возможен при условии опоры на помощь местных жителей. Но участие населения в защите государственной границы не было стихийным процессом, оно явилось результатом системной работы пограничников при содействии государственных, партийных ор-

15 Там же. С. 37.

ганов и общественных организаций по пропаганде, подготовке, социальной защите, при моральном и материальном стимулировании населения приграничных территорий, участвовавших в охране государственной границы. Насколько этот опыт оказался востребован в различных постсоветских государствах, насколько он был бы применим и эффективен как средство предотвращения кризисов государственной целостности, - вопрос отдельный. Можно, однако, констатировать, что понимание национальной идеи и в теоретическом, и в практическом плане как вопроса защиты государственной целостности в конкретно-исторических условиях дает положительный эффект.

Список литературы

1. Атасян Н.М., Афанасьев Н.И., Ашин Г.П. и др. Закон Союза Советских социалистических республик «О государственной границе СССР»: Политико-правовой комментарий. М., 1986.

2. Белогуров Г.М. Пограничное население в охране государственной границы СССР. Учебное пособие для курсантов пограничных военных училищ КГБ СССР. М.: 1965.

3. Лаврентьев Ю.В. Привлечение населения приграничных районов к охране государственной границы СССР. Учебное пособие для курсантов пограничных военных училищ КГБ СССР. М., 1977.

4. Маслов К.Н. Отечественный и зарубежный опыт привлечения местного приграничного населения к защите государственной границы // Материалы науч.-практ. конференции «Организация привлечения граждан к защите государственной границы на добровольных началах на гласной основе», 26 января 2011 г. М., 2011.

5. Партийно-политическая работа на пограничной заставе. Учебное пособие для офицеров Пограничных войск КГБ СССР. М., 1974.

6. Костин А.А. История организационных форм и способов участия населения в защите государственной границы. Бригады содействия // Материалы науч.-практ. конференции «Организация привлечения граждан к защите государственной границы на добровольных началах на гласной основе», 26 января 2011 г.. М., 2011.

Поступила в редакцию 15 марта 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.