Сергей КРАВЧУК
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАН С ПОГРАНИЧНЫМИ ВОЙСКАМИ В ОХРАНЕ ГРАНИЦЫ СССР НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1960-80 гг.
В статье раскрывается опыт взаимодействия пограничных структур и советских государственных органов впасти, организаций, местного населения в решении задач обеспечения пограничной безопасности СССР на Цальнем Востоке как важнейшее условие не только защиты интересов государства на границе, но и социально-экономического развития приграничного региона.
The article deals with the problem of interactional experience of border guard service, the Soviet state bodies, organizations and Icivil population in the field of border security of the Soviet Union in the Far East region as an important condition of both securing state interests on the border and socio-economic development of the border region.
Ключевые слова:
пограничные войска, государственная граница, Цапьний Восток, пограничное пространство, пограничная инфраструктура, советские государственные органы власти, организации, местное население; border guard troops, state border, Far East, border guard region, border guard infrastructure, Soviet state bodies, organizations, civil population.
При формировании современной системы защиты интересов Российской Федерации в пограничной сфере важно учитывать исторический опыт взаимодействия государственных органов власти и пограничных войск в охране государственной границы СССР на Дальнем Востоке послевоенного периода. Это может способствовать развитию современной эффективной миграционной и пограничной политики, направленной на улучшение демографической ситуации и связанной с ней надежной охраны дальневосточных рубежей Российской Федерации.
Пограничные войска к началу 60-х гг. уже имели опыт вовлечения граждан в совместную работу по защите Отечества на границе. Активная и целенаправленная совместная деятельность давала положительные результаты.
Это можно проследить по результатам служебно-боевой деятельности войск Дальневосточного пограничного округа. Например, при помощи добровольных помощников на государственной границе СССР с КНР был задержан каждый 10-й нарушитель границы1. На участке округа за 1957 г членами бригад содействия было задержано 74 нарушителя границы из 462 задержанных в округе2. То есть, при содействии местного населения задерживалось до 16% нарушителей границы.
Успешное и эффективное участие населения в охране границы было результатом активной работы штабов и политотделов пограничных частей, начальников застав. Все мероприятия, проводимые с бригадами содействия и жителями приграничья, планировались совместно с местными партийными и советскими органами.
1 Центральный пограничный архив ФСБ РФ (далее — ЦПА ФСБ РФ), ф. 231, оп. 1, д. 170, л. 102, 154, 176.
2 Там же, ф. 220, оп. 1, д. 285, л. 169-170.
КРАВЧУК
Сергей
Александрович — к.и.н., доцент; заведующий кафедрой Института береговой охраны ФСБ России [email protected]
В марте 1959 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР принял постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Используя имеющийся опыт, повсеместно организовывались добровольные народные дружины (ДНД)1. Одновременно постановлением было одобрено Временное положение о добровольных народных дружинах, в котором определялись задачи ДНД2. Среди них были охрана общественного порядка, борьба с хулиганством, участие в разъяснительной работе среди населения по соблюдению правил социалистического общежития, защита чести и достоинства граждан.
Первым нормативным документом, определившим деятельность ДНД в охране рубежей страны, стало Положение об охране государственной границы СССР 1960 г. На основании Положения для помощи пограничным войскам могли привлекаться на добровольных началах советские граждане, проживавшие в приграничных населенных пунктах, и в первую очередь добровольные народные дружины3.
Учитывая, что основная масса дружинников состояла из молодежи, то курирование деятельности по формированию дружин, подбору кадров, идеологическому их воспитанию принял на себя комсомол. В июне 1959 г. ЦК ВЛКСМ направил крайкомам, обкомам и райкомам письмо, в котором призвал все комсомольские организации приграничных районов и областей усилить работу по оказанию помощи пограничникам4.
Активность добровольных помощников пограничных войск на участках пограничных округов Дальнего Востока в 60-х гг. изменялась в зависимости от обстановки в приграничье. Динамика создания и деятельности ДНД до трагических событий на советско-китайской границе в 1969 г. показала высокий уровень готовности
1 Сборник законов СССР и указов Президиума ВС СССР 1938-1967. Т. 1. - М. : Изд-во «Известия», 1968, с. 760.
2 Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений Правительства РСФСР. Т. XIV. — М. : Юридическая литература, 1967, с. 528—530.
3 Ведомости Верховного Совета СССР, 1960, № 34, ст. 324.
4 Документы и материалы о советско-китайс-
кой границе : сборник. — М. : ГУПВ КГБ СССР,
1970, с. 67.
граждан оказывать помощь в охране границы. Люди понимали сложность напряженных отношений между СССР и Китаем. Межгосударственные проблемы двух стран прямым образом отражались на дальневосточной границе. Местное население, помогая пограничникам, ощущало себя причастным к решению государственных задач обеспечения безопасности Родины.
Так, на участке Биробиджанского пограничного отряда в 1960-х гг. дружинами приграничных сел было задержано более 25% нарушителей границы и свыше 7% нарушителей пограничного режима5.
Надо отметить, что правильное использование пограничными отрядами и заставами возможностей граждан значительно увеличивали плотность и глубину охраны границы. А тот факт, что в среднем дружины на 35% состояли из коммунистов и на 30% — из комсомольцев, свидетельствует о том, что качественный состав дружин позволял войскам успешно решать поставленные задачи6.
Работа, проводимая государственными, партийными органами, пограничными войсками, давала значительные положительные результаты, но прослеживались и серьезные трудности.
В 70-х гг. в ряде приграничных районов при создании ДНД, по неопытности или вследствие недостаточной продуманности, допускались неоправданная поспешность и погоня за численными показателями в ущерб качеству работы. В результате среди дружинников находились недисциплинированные люди, а партийная и комсомольская прослойка этих дружин была крайне слабой. Как правило, такие ДНД создавались быстро, но своевременно не укреплялись, учебно-воспитательная работа налаживалась медленно, вследствие чего они нередко распадались. Поэтому райкомы и горкомы партии и первичные организации предприятий Дальнего Востока постоянно пересматривали составы дружин, пополняя их лучшими трудящимися, освобождая от случайных людей и укрепляя партийно-комсомольскую прослой-
5 ЦПА ФСБ РФ, ф. 220, оп. 1, д. 292—321; Архив Бикинского пограничного отряда, д. 26, т. 2, л. 37—64.
6 Бондаренко Г.Н. Работа партийных организаций пограничных районов по привлечению трудящихся к охране государственной границы Союза ССР (1959—1967 гг.). — М. : ВПА им. В.И. Ленина, 1968, с. 165.
ку. В итоге реформирования от 10 до 20% прежнего состава дружин было отсеяно, их ряды пополнялись новыми кадрами, в основном из числа демобилизованных воинов Советской армии и пограничных войск. Эти меры расширили численный состав ДНД Дальнего Востока, который к 1975 г. вырос по сравнению с 1960 г. на 40%, и улучшили его качественную составляющую1.
Результаты служебно-боевой деятельности пограничных войск в Дальневосточном регионе показали, что там, где работа с местным населением, особенно с членами ДНД, была организована хорошо, незамеченное появление нарушителей почти невозможно, им все труднее становилось проникать к границе или в наш тыл.
Единое понимание важности тесных взаимоотношений граждан дальневосточного приграничья и пограничников в деле защиты государства в рассматриваемый период можно проследить и по развитию культурных и шефских связей.
С начала 60-х гг. по отношению ко всем подразделениям Дальневосточного и Тихоокеанского пограничных округов приняли шефские обязательства различные советские, партийные организации и учреждения г. Хабаровска, Владивостока, Уссурийска, районов Вяземского, Бикинского, Пожарского, Пограничного, им. Лазо и других районов Дальнего Востока. На заставы постоянно выезжали группы представителей обкомов КПСС и комсомольские агитбригады, коллективы художественной самодеятельности областных центров, колхозов и совхозов областей Дальнего Востока.
Первый секретарь Пограничного РК КПСС Приморского края Б. Романов вспоминал, что вопрос шефской помощи пограничникам совхозами и промышленными предприятиями района неоднократно обсуждался на пленуме райкома партии, в райисполкоме. В эту работу активно включались все партийные, комсомольские и профсоюзные организации. Ежегодными смотрами шефских связей были Дни пограничника — 28 мая. Руководство районов и предприятий, кол-
1 Кравчук С.А. Население приграничья Дальнего Востока в охране государственной границы СССР в послевоенный период (40—70 гг. ХХ в.) // Современное образование: инновации, экономика, право, 2008, № 1, с. 120—125.
хозов и совхозов вместе со своими делегациями посещали подразделения. Шефы дарили пограничникам телевизоры, музыкальные инструменты, книги, стиральные машины и др. Лучшим воинам вручались ценные подарки. Но этим связи не ограничивались. Шефская помощь оказывалась также в виде предоставления тракторов, сельхозтехники для ухода за контрольно-следовыми полосами, заставам выделялись строительные материалы и скот. Такая работа проводилась повсеместно и постоянно2.
Заинтересованность и понимание важности осуществляемых мер защиты государственных интересов на государственной границе выражали руководители партийных и советских органов власти, посещавшие пограничные подразделения. Постоянное внимание руководства страны и региона положительно сказывалось на взаимоотношениях командования пограничных частей и подразделений с руководителями региональных властных структур и местного населения в решении задач надежной охраны государственной границы. С другой стороны, в правительстве понимали важность таких отношений и требовали, чтобы региональные власти обеспечивали всестороннюю поддержку этих процессов со стороны предприятий, организаций и учреждений Дальнего Востока3.
Таким образом, районные, областные и краевые партийные и советские органы власти совместно с пограничными войсками сформировали действенную для 60—80-х гг. систему обеспечения безопасности государства на границе. Созданные в конце 50-х гг. и развивавшиеся в 60—80-х гг. ХХ в. добровольные общественные организации заложили основы эффективной совместной деятельности государственных органов власти, силовых структур и граждан по защите интересов страны в пограничном пространстве Дальнего Востока. Лозунг: «Границу охраняет весь народ» был реальным и в последующие годы.
2 Романов Б. Четверть века рядом с границей. Легендарный Гродековский. 80 лет Краснознаменному ордена Кутузова Гроде-ковскому пограничному отряду. 1922—2002 / сост. А.Г. Смирнов. — Владивосток : Русский остров, 2002, с. 178—179.
3 Российский государственный архив социально-политических исследований, ф. 82, оп. 2, д. 76, л. 2—56.