Научная статья на тему 'Наружный досмотр как мера обеспечения личной безопасности сотрудника полиции'

Наружный досмотр как мера обеспечения личной безопасности сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17160
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / НАРУЖНЫЙ ДОСМОТР / ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР / ГАРАНТИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / PERSONAL SAFETY OF A POLICE OFFICER / EXTERNAL EXAMINATION / PERSONAL SEARCH / GUARANTEES OF PERSONAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равнюшкин А. В.

Рассматривается проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел (полиции) Российской Федерации при выполнении служебных обязанностей. Проведенный анализ нормативных правовых актов показал, что содержащиеся в них гарантии личной безопасности сотрудника полиции являются явно недостаточными. Так, положения о наружном досмотре как о мере личной безопасности сотрудника полиции включены лишь в Устав патрульно-постовой службы полиции. Однако в нем отсутствует определение понятия наружного досмотра и регламентация процедуры его проведения. Автор статьи считает целесообразным закрепить определение понятия наружного досмотра в статье 24 Федерального закона «О полиции», предусматривающей гарантии личной безопасности сотрудника полиции. Порядок осуществления наружного досмотра предлагается регламентировать в пункте 266 Устава патрульно-постовой службы полиции, обязав всех сотрудников полиции соблюдать меры личной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равнюшкин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External examination as a measure of ensuring the personal safety of a police officer

The problem of personal safety of law enforcement officers of the Russian Federation while performing their official duties is analyzed. The conducted analysis of normative legal acts showed that the guarantees of the personal security of a police officer contained in them are clearly insufficient. Thus, the provisions on external examination as a measure of personal safety of a police officer are included only in the Charter of the patrol service. However, it lacks the definition of the concept of external examination and the regulation of its procedure. The author of the article considers it appropriate to fix the definition of the concept of external examination in article 24 of the Federal law “On police’, which provides the guarantees of the personal security of a police officer. It is proposed to regulate the procedure for carrying out the external examination in paragraph 266 of the Charter of the patrol service of the police, by obliging all police officers to observe personal safety measures.

Текст научной работы на тему «Наружный досмотр как мера обеспечения личной безопасности сотрудника полиции»

РАВНЮШКИН А.В., кандидат исторических наук, rav.kin@mail.ru Кафедра специальных дисциплин;

Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, 295053, г. Симферополь, ул. Академика Х.Х. Стевена, 14

RAVNYUSHKIN A.V.,

Candidate of Historical Sciences,

rav.kin@mail.ru

Chair of special disciplines;

Crimean branch of the Krasnodar

University of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation,

Academician H.H. Steven St. 14,

Simferopol, 295053,

Russian Federation

наружный досмотр как мера обеспечения личнои

безопасности сотрудника полиции

Аннотация. Рассматривается проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел (полиции) Российской Федерации при выполнении служебных обязанностей. Проведенный анализ нормативных правовых актов показал, что содержащиеся в них гарантии личной безопасности сотрудника полиции являются явно недостаточными. Так, положения о наружном досмотре как о мере личной безопасности сотрудника полиции включены лишь в Устав патрульно-постовой службы полиции. Однако в нем отсутствует определение понятия наружного досмотра и регламентация процедуры его проведения. Автор статьи считает целесообразным закрепить определение понятия наружного досмотра в статье 24 Федерального закона «О полиции», предусматривающей гарантии личной безопасности сотрудника полиции. Порядок осуществления наружного досмотра предлагается регламентировать в пункте 266 Устава патрульно-постовой службы полиции, обязав всех сотрудников полиции соблюдать меры личной безопасности.

Ключевые слова: личная безопасность сотрудника полиции; наружный досмотр; личный досмотр; гарантии личной безопасности.

external examination as a measure of ensuring the personal safety of a police officer

Annotation. The problem of personal safety of law enforcement officers of the Russian Federation while performing their official duties is analyzed. The conducted analysis of normative legal acts showed that the guarantees of the personal security of a police officer contained in them are clearly insufficient. Thus, the provisions on external examination as a measure of personal safety of a police officer are included only in the Charter of the patrol service. However, it lacks the definition of the concept of external examination and the regulation of its procedure. The author of the article considers it appropriate to fix the definition of the concept of external examination in article 24 of the Federal law "On police', which provides the guarantees of the personal security of a police officer. It is proposed to regulate the procedure for carrying out the external examination in paragraph 266 of the Charter of the patrol service of the police, by obliging all police officers to observe personal safety measures.

Keywords: personal safety of a police officer; external examination; personal search; guarantees of personal safety.

Проблема личной безопасности сотрудников органов внутренних дел (полиции) при выполнении служебных обязанностей в настоящее время приобретает особую актуальность.

Статистические данные, содержащиеся в открытых источниках, позволяют выявить тенденцию к увеличению числа смертности сотрудников полиции при выполнении оперативно-служебных задач в 2011-2013 годах. Так, количество сотрудни-

ков полиции, погибших при выполнении служебных задач, составило в 2011 году 258 человек, в 2012 году 322 человека, в 2013 году 348 человек [1, с. 2]. В последующие годы количество погибших хотя и существенно снизилось, но все равно оставалось недопустимо высоким. Фактически ежедневно в России гибнет один полицейский, еще несколько получают травмы и ранения. В большинстве случаев это происходит при задержании преступ-

ников и при нападении на сотрудников для завладения оружием. В августе 2017 года начальник Информационно-аналитического управления ГУСБ МВД России полковник полиции А. Московкин заявил, что за последние полгода около тысячи сотрудников пожаловались на угрозы в их адрес, а с начала года зафиксировано около 12 тысяч преступлений, совершенных против полицейских. При этом 10 тысяч из них совершено в момент выполнения ими служебных обязанностей. В результате за первое полугодие 2017 года 13 сотрудников погибли, 32 получили тяжкие увечья [2]. Приведем наиболее резонансные случаи гибели сотрудников полиции: 19 июня 2015 года погиб инспектор дорожно-па-трульной службы Межмуниципального отдела МВД России «Краснощековский» (ГУ МВД России по Алтайскому краю) старший лейтенант полиции Лямкин Александр Владимирович; 4 апреля 2017 года в Астрахани погибли два инспектора ДПС ОБДПС N 1 УМВД по Астраханской области - лейтенант полиции Школьников Дмитрий Алексеевич, старший лейтенант полиции Дьяконов Владимир Валерьевич.

Применение полицией мер личной безопасности, безусловно, предусмотрено в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции»). Так, ст. 24 ФЗ «О полиции» предусматривает, что вооруженному сотруднику полиции гарантируется право личной безопасности*. В соответствии с указанной нормой сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 23 ФЗ «О полиции». Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право на демонстрацию намерения применить огнестрельное оружие, а в случаях, предусмотренных частью 2 указанной статьи, - на его реальное применение.

На основании п. 16 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граж-

* О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЭ: ред. от 23 июля 2017 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900; URL: http://www.pravo.gov.ru

дан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения.

Однако анализируемая норма предусматривает изъятие сотрудником полиции только оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств для привлечения к ответственности за их незаконный оборот. Изъятие других предметов, вещей, которые могут быть использованы для нападения на сотрудника полиции, законом не предусмотрено. Нет в законе и положений о наружном досмотре как о мере личной безопасности.

Для привлечения граждан к административной ответственности полиция имеет право осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при них (ст. 27.7 КоАП РФ). В данном случае личный досмотр - мера административно-процессуального обеспечения, целью которой является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Предметы и орудия подлежат изъятию в присутствии понятых и приобщению к делу об административном правонарушении в качестве доказательств. Несмотря на то, что «в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых», они также применяются в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, а не для обеспечения личной безопасности сотрудника полиции. Данная норма закрепляет понятие «личный досмотр», а также «досмотр вещей, находящихся при физическом лице», однако в ней нет и не может быть положений, касающихся наружного досмотра как меры личной безопасности сотрудника полиции.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» личный досмотр в обязательном порядке осуществляется и отношении лиц, подвергнутых административному аресту*. В статье 6 данного закона конкретизируется, что личный досмотр осуществляется по прибытии этих лиц в место отбывания административного ареста перед водворением в помещения, а также по мере необходимости в период отбывания ими административного ареста. Целью досмотра является обнаружение предметов, вещей или продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию в месте отбывания административного ареста. Требования к порядку проведения досмотра аналогичны требованиям, предъявляемым к проведению досмотра, предусмотренного ст. 27.7 КоАП РФ. Ответа на вопрос о том, является ли в данном случае личный досмотр мерой личной безопасности, в рассматриваемом законе мы не находим, хотя в определенной мере недопущение проноса запрещенных к хранению и использованию предметов и вещей способствует ее обеспечению.

Анализ действующего законодательства показал, что норма о наружном досмотре включена лишь в один нормативный правовой акт (следует заметить, что данный акт является подзаконным) - Устав патрульно-постовой службы полиции (далее - Устав ППСП)**. Пункт 266 Устава ППСП допускает применение наружного досмотра в целях личной безопасности: «в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут

* О порядке отбывания административного ареста: федер. закон от 26 апр. 2013 г. N 67-ФЗ: ред. от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

** Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. N 80: ред. от 12 февр. 2015 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27; 2015. N 30.

быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются».

Однако в Уставе ППСП отсутствует определение понятия наружного досмотра и регламентация процедуры его проведения. Не отвечает он и на вопрос о том, как быть сотруднику полиции, если в ходе наружного досмотра физического лица обнаруживаются предметы и орудия совершения административного правонарушения или преступления, например оружие. Устав ППСП требует изъять обнаруженное оружие немедленно, так как оно может быть использовано для сопротивления или нападения. как при этом возможно при наружном досмотре законно изъять оружие и приобщить к материалам дела? Для данного мероприятия необходимы понятые, в то время как Устав ППСП требует произвести изъятие немедленно. Наружный досмотр «переходит» в личный досмотр или в задержание подозреваемого в совершении преступления? Однако такой «переход» ни в одном нормативном правовом акте не регламентируется.

Какие пути решения данной проблемы предлагаются?

Д.В. Пивоваров (Омская академия МВД России) считает целесообразным устранить пробел в законодательстве путем расширения цели применения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, дополнив ч. 1 ст. 27.7 коАП РФ словами: «а также предметов, которые могут быть использованы для побега или нападения на представителя власти» [3, с. 90].

В.Н. Лавров и В.В. Лавров (Нижегородская академия МВД России) полагают, что можно расширить содержание посвященной задержанию ст. 14 ФЗ «О полиции»: «Сотрудник полиции имеет право проводить наружный досмотр в момент служебного (насильственного) задержания лица, совершившего административное правонарушение, преступление или подозреваемого в совершении преступления, когда есть основание полагать, что правонарушитель имеет при себе оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, а также орудия совершения либо предметы административного правонарушения или преступления, а также документы, могущие иметь значение для

административного правонарушения или уголовного дела, от которых задержанное лицо может избавиться или с применением которых может напасть на сотрудника при доставлении в служебное помещение полиции или к уполномоченному должностному лицу» [4, с. 262].

Административист А.К. Дубровин (Восточно-Сибирский институт МВД России) исходит из того, что личный досмотр является мерой только административно-процессуального права и не может осуществляться как мера личной безопасности: «наружный досмотр является мерой предупреждения - предотвращения правонарушений - в том числе правонарушений против сотрудников полиции, задерживающих лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Заметим, что наружный досмотр одновременно является мерой обеспечения безопасности сотрудников полиции и окружающих граждан, которые могут стать жертвами противоправных действий задерживаемого лица» [5, с. 114]. Для устранения указанных противоречий в нормативных правовых актах МВД России автор предлагает в Уставе ППСП закрепить понятие наружного досмотра как административно-предупредительной меры принуждения, применяемой для обеспечения личной безопасности сотрудников полиции и окружающих граждан, при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений и административных правонарушений. Кроме того, А.К. Дубровин предлагает включить положения о возможности применения наружного досмотра в ст. 13 ФЗ «О полиции», а в Наставлении по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел слова «личный досмотр» заменить на слова «наружный досмотр» [5, с. 114].

Отсутствие нормативного закрепления наружного досмотра, на наш взгляд, является весьма существенным пробелом в законодательстве. Необходимо сформулировать четкое и однозначное определение понятия наружного досмотра, цели и порядок его применения. Представляется целесообразным понятие наружного досмотра закрепить в ФЗ «О полиции», а порядок его осуществления - в Уставе ППСП.

Учитывая изложенное, предлагаем скорректировать название ст. 24 ФЗ «О полиции»: «Статья 24. Гарантии личной без-

опасности сотрудника полиции», а также дополнить указанную статью, изложив ее в следующей редакции:

«1. В целях личной безопасности и безопасности окружающих сотрудник полиции имеет право осуществить наружный досмотр задерживаемого им лица. Наружный досмотр - мера принуждения, связанная с обеспечением безопасности окружающих лиц и сотрудника полиции, уполномоченного на осуществление доставления, административного задержания, личного досмотра, а также задержания лица, совершившего преступление, проводимых соответственно в порядке, установленном кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, выражающаяся в наружном обследовании одежды и вещей без нарушения их конструктивной целостности, а в случае необходимости - с применением специальных технических средств».

По нашему мнению, именно в ст. 24, а не в ст. 13 или 14 ФЗ «О полиции» следует закрепить право применения наружного досмотра, признав его гарантией личной безопасности сотрудника полиции.

Принимая во внимание то, что в п. 266 Устава ППС не указаны цели и порядок осуществления наружного досмотра, считаем необходимым дополнить его, изложив в следующей редакции:

«Патрульный (постовой) при пресечении административного правонарушения и преступления и доставлении задержанного обязан предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны задержанного оказать сопротивление и (или) совершить нападение путем проведения наружного досмотра. Наружный досмотр осуществляется на основании части 1 статьи 24 Федерального закона "О полиции"».

Наружный досмотр проводится путем обследования одежды досматриваемого. Вынимая найденное оружие и (или) предметы, которые могут использоваться в качестве оружия, необходимо помнить, что этот момент наиболее удобен задерживаемому для захвата руки, а также для удара или броска. При проведении досмотровых мероприятий особое внимание следует обращать на наиболее вероятные места ношения и сокрытия оружия. к ним

относятся подмышки, запястья рук, поясничная область, область голени, карманы одежды. оружие может быть спрятано в складках одежды, привязано у основания шеи, в области промежности, вложено в носки ботинок и т.д. кроме того, следует

согласиться с приведенным выше мнением А.к. Дубровина о том, что в Наставлении по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел слова «личный досмотр» необходимо заменить на слова «наружный досмотр».

Список литературы

1. Формирование у сотрудников полиции специальных навыков, необходимых для несения службы в экстремальных ситуациях: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Д.В. Литвина. М., 2016. 80 с.

2. Фалалеев М. Полицию обезопасят // Рос. газ.: интернет-портал. 2017. 8 авг. URL: https://rg.ru/ amp/2017/08/08/mvd-za-polgoda-okolo-tysiachi-sotrudnikov-pozhalovalis-na-ugrozy-v-ih-adres.html (дата обращения: 12 авг. 2017 г.).

3. Пивоваров Д.В. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции // Совершенствование законодательства о полиции и полицейской деятельности: материалы всерос. науч.-практ. конф., 12 ноября 2015 г. Омск: Омская акад. Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. С. 89-92.

4. Лавров В.Н., Лавров В.В. Задержание и наружный досмотр в оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы семнадцатой всерос. науч.-метод. конф., 1 марта 2012 г. Иркутск: ВосточноСибирский ин-т Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2012. С. 259-263.

5. Дубровин А.К. Наружный досмотр как норма материального права // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: c6. материалов 20-й междунар. науч.-практ. конф., 28-29 мая 2015 г. Иркутск: Восточно-Сибирский ин-т Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. С. 112-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.