Библиографический список
1. АлешинаЮ.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей женщины и мужчины // Вопросы психологии. - 1991. - N°4. - С. 74-82.
2. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСС-ПЭН), 2004. - 336 с.
3. Воронина О.А. Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства: Дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2004. - 309 с.
4. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика. -Ижевск: ERGO, 2010. - 312 с.
5. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - С. 39.
6. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2004. - 460 с.
7. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985. - 530 с.
8. Малова Т.В. Педагогическая сущность и структура гендерного самоопределения личности // Вестник ВятГГУ - 2009. - №>3. - С. 130-134.
9. Малова Т.В. Эстетизация полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. - Киров: ВятГТУ, 2006. - 110 с.
10. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. -344 с.
11. Репина Т.А. Анализ теории полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 1987. - .№2. - С. 158165.
12. Столярчук Л.И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 399 с.
13. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
14. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. - М.: ПЕРСЭ, 2008. - 320 с.
УДК 159.9:61
Вертячих Наталья Николаевна
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СРЕДИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ
В статье представлены результаты 2-х летнего исследования клинико-психологических проявлений и факторов нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Описаны основные индивидуально-психологические особенности респондентов с различными уровнями психического здоровья. Выделены и описаны клинико-психологические формы нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях.
Ключевые слова: нарушения психической адаптации, индивидуально-психологические особенности, клинико-психологический анализ.
Стремительные изменения в окружающем мире и условиях профессиональной деятельности требуют от современного человека значительного напряжения адаптационного потенциала для сохранения эффективного функционирования и привычного качества жизни [7; 9]. Рост распространенности психических заболеваний именно в периоды резких изменений социальной и политической ситуации указывает на то, что человек не всегда бывает в состоянии самостоятельно справиться с возникающими проблемами [2].
Нарушения психической адаптации, обусловленные психотравмирующим воздействием фак-
торов социальной среды, становятся условиями формирования собственно невротических расстройств, а также различных соматических страданий. Донозологические формы нарушений психической адаптации не являются объектом традиционной психиатрической помощи; в общеполиклинической сети здравоохранения эти состояния, как правило, тоже не получают должного внимания. Складывается порочный круг, когда самая активная и трудоспособная часть населения, благополучие которой во многом является целью многих социальных и экономических преобразований в первую очередь и страдает от реализуемых перемен.
В данной статье приводится анализ работы, проводимой в рамках деятельности центра по подбору и адаптации персонала крупного промышленного предприятия.
Целью настоящего этапа исследований было проанализировать распространенность нарушений адаптации в репрезентативной группе трудоспособных мужчин и женщин - жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в современных социально-экономических условиях нарушения преобладают донозологические формы нарушений психической адаптации.
Для оценки валидности такой гипотезы решались следующие задачи:
1. Клинико-психологическое исследование психического статуса трудоспособного населения в крупном промышленном регионе (Санкт-Петербург и Ленинградская область).
2. Клинико-психологический анализ форм нарушений психической адаптации в современных условиях.
3. Классификация форм нарушений психической адаптации.
Объект: безработные или имеющие неопределенное социальное положение трудоспособные мужчины и женщины - жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области - в возрасте от 18 до 45 лет.
В качестве предмета исследования выступали донозологические формы нарушений психической адаптации человека.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: системная концепция адаптации человека [7]; концепция психологических отношений личности [8]; концепция социальнострессовых расстройств [1].
Организация и методы исследования. Работа проводится на базе центра по подбору и адаптации персонала крупного промышленного предприятия. Всего в процессе профотбора сотрудников психологом было обследовано 1198 чело-
век, не имеющих работы совсем или неудовлетворенных имеющимся заработком.
Клинико-психологическое обследование включало структурированное клиническое интервью, направленное на получение и систематизацию сведений по следующим блокам:
- Социально-биографические сведения о кандидатах: пол, возраст, уровень образования, семейное положение, наличие постоянного места работы, период безработицы.
- Анамнестические сведения медицинского характера: наличие профзаболеваний, жалоб на самочувствие, настроение и работоспособность.
- Психологические сведения.
В дополнение к интервью использовались методики психологической диагностики:
- опросник невротических расстройств (ОНР) (300 утверждений, сгруппированных в 30 шкал) [4];
- опросник «Уровень социальной фрустри-рованности» [5];
- тест оценки общего интеллекта - прогрессивные матрицы Равенна [6];
- личностный опросник Айзенка (ЕР1) [3].
Результаты и их обсуждение. Согласно выбранной методологической модели, сигнальным признаком напряжения адаптационного потенциала и появления трудностей адаптации в данном исследовании принято считать интенсивность жалоб на невротическую симптоматику. Жалобы респондентов фиксировались в соответствии со шкалами опросника невротических расстройств, позволяющими структурировать получаемую информацию.
Для углубленного анализа клинико-психологических форм нарушений адаптации вся выборка была разделена на группы по уровню невро-тизации. При этом показателем невротизации был выбран суммарный балл по всем шкалам опросника невротических расстройств.
Таким образом, у большинства обследованных отмечается средний и низкий уровень невротизации, в то время как у 13% выборки (151 человек) можно наблюдать трудности адаптации в раз-
Таблица1
Уровень невротизации среди трудоспособного населения
Уровень невротизации Низкий Средний Высокий Очень высокий
Доля выборки 7% 81% 9% 4%
Количество респондентов 78 969 109 42
Таблица2
Клинико-психологические характеристики групп кандидатов с разным уровнем невротизации
Признак Показатели Группа 1 Группа 2 Значение ^критерия Уровень значимости
Социально- демографические характеристики 1 .Средний возраст 27,38 27,74 -0,73 0,467
2. Доля испытуемых мужского пола 0,94 0,95 -0,36 0,718
3. Семейное положение 0,56 0,62 -1,59 0,112
4. Уровень образования 0,51 0,49 0,35 0,723
5. Длительность безработицы 1,64 1,52 0,62 0,533
Интеллект 6.Уровень интеллекта 0,82 0,85 -2,48 0,013
Черты личности 7.Экстраверсия 11,68 12,21 -2,31 0,021
8.Нейротизм 9,04 5,09 14,56 0,000
Социальная фрустрированность 9. Уровень социальной фрустрированности 0,98 0,55 6,09 0,001
личных клинико-психологических формах. Для уточнения особенностей группы с высоким и очень высоким уровнем невротизации (далее -группа 1) по сравнению с контрольной группой (далее - группа 2) был проведен анализ достоверных различий.
Согласно полученным данным, группа 1 -респонденты с высоким и очень высоким уровнем невротизации действительно отличается от группы 2, которую можно считать контрольной. Проанализировав личностные особенности представителей первой группы, можно отметить, что им свойственна направленность на собственные переживания, склонность к рефлексии и ретроспективному анализу, осторожность в принятии решений, настороженное и недоверчивое отношение к изменениям. Данных респондентов отличает некоторая эмоциональная холодность, сдержанность в общении и установлении межличностных взаимоотношений, ориентированность на собственное мнение, что, скорее всего, приводит к сужению спектра возможных источников социальной поддержки. Более высокий, чем в контрольной группе, уровень нейротизма указывает на что, что данный портрет может быть дополнен повышением эмоциональной лабильности и раздражительности. Также можно предположить, что для представителей первой группы также характерен более низкий, чем в контрольной группе, интеллектуальный уровень.
Кроме того, среди представителей группы 1 наблюдается существенно более высокий уровень социальной фрустрированности. При детальном изучении комплекса факторов, наиболее критичных для представителей группы с высоким
и очень высоким уровнем невротизации можно отметить общее угнетение сферы межличностных отношений. Представители данной категории лиц достоверно чаще демонстрируют неудовлетворенность взаимоотношениями с супругами, родственниками, друзьями и коллегами. Также, респонденты это группы чаще недовольны собственным уровнем образования и профессиональной подготовки, хотели бы сменить сферу деятельности в целом и обладать иными возможностями для проведения свободного времени, занимая более высокое положение в обществе. Постоянным источником тревожных переживаний для представителей группы 1 является крайняя обеспокоенность собственным физическим и психоэмоциональным состоянием, а также работоспособностью .
Можно предположить, что в связи с ограничением источников социальной поддержки, скудного поведенческого репертуара, склонностью к самостоятельному переживанию возникающих сложностей и эмоциональной неустойчивостью увеличение тревоги у представителей первой группы приводит к повышению уровня невроти-зации.
Дальнейший анализ полученных данных был направлен на уточнение клинико-психологических форм трудностей психической адаптации в современных условиях. Все наблюдения в группе с высоким и очень высоким уровнем невротизации (всего 151 респондент) были разделены на 3 подгруппы, различающихся по психическому статусу и особенностям актуального состояния.
В первую подгруппу - 98 человек (далее - подгруппа 1), вошли кандидаты, демонстрирующие
Таблица3
Социально-демографические характеристики и индивидуально-психологические особенности в подгруппах 1 и 2
Признак Показатели Подгруппа 1 Подгруппа 2 Значение ^ критерия Уровень значимости
Социально- демографические характеристики 1.Средний возраст 26,50 28,96 -2,45 0,015
2.Доля испытуемых мужского пола 0,93 0,96 -0,78 0,437
Э.Семейное положение 0,55 0,57 -0,20 0,839
4.Уровень образования 0,51 0,51 0,00 0,996
5. Длительность безработицы 1,69 1,59 0,31 0,759
Интеллект 6. Уровень интеллекта 0,85 0,79 1,47 0,153
Черты личности 7 .Экстраверсия 11,91 11,27 1,16 0,246
8.Нейротизм 8,65 9,59 -1,30 0,196
Социальная фрустрированность 9.Уровень социальной фрустрированности 1,11 1,06 0,62 0,537
выраженные признаки тревоги и предъявляющие большое количество различных жалоб на самочувствие и настроение, отмечая затяжной характер и достаточную продолжительность недомоганий.
Вторую подгруппу - 51 человек (далее - подгруппа 2), составили кандидаты, с крайней степенью обеспокоенности своим физическим самочувствием и психоэмоциональным состоянием, жалобами на трудности в ежедневном функционировании и невозможность сохранения привычного образа жизни.
Особую подгруппу составили 2 респондента с очевидными особенностями в поведении и крайне высокими значениями по шкалам опросника невротических расстройств.
Можно отметить, что средний возраст испытуемых в первой подгруппе значимо ниже, чем в первой, что может свидетельствовать об изменениях в структуре испытываемых индивидом трудностей адаптации, связанных с возрастом.
Испытуемые первой подгруппы демонстрируют более низкие показатели практически по всем группам жалоб, зафиксированным в шкалах опросника невротических расстройств. Однако их отличает тенденция к невротическому «сверхконтролю» поведения в большей степени, чем испытуемых из второй подгруппы 0=4,88; р<0,001).
Кроме того, испытуемые из первой подгруппы демонстрируют достоверно более высокий уровень развития структурно-динамического визуального мышления 0=2,23; р<0,05); визуальнокомбинаторного мышления 0=3; р<0,01); абстрактного визуального мышления 0=2,62; р<0,01).
Отдельный интерес представляет сочетание выявленных признаков психического неблагополучия в структуре общего психического состояния. В целом, психический статус в подгруппе 1 представляет собой феноменологически труднодифференцируемое состояние, в котором возможно выделить несколько основных симптомо-комплексов. Наиболее значимой группой стали вегетативные симптомы, отражающие жалобы на различные аспекты физического состояния и функциональные расстройства основных систем организма в сочетании с поведенческими девиациями. Условно, трудности адаптации, свойственные представителям данной подгруппы, можно назвать нарушениями по типу соматиза-ции. Стоит особо отметить тот факт, что психологические жалобы в данной подгруппе представляют собой размытые группы симптомов, не складывающиеся в оформленные комплексы.
Во второй подгруппе ведущую роль играет симптомокомплекс, объединивший в себе разнообразные соматические жалобы с рядом психологических симптомов и проявлений нервно-психического истощения. Среди жалоб обследованных, значительное место занимают признаки неустойчивости психического состояния, а также ряд психопатологических проявлений. Значительную роль также играют тревожные компоненты состояния.
Выводы. Согласно полученным данным, 13% от всей выборки трудоспособных мужчин и женщин Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляют лица с выраженными нарушениями
психической адаптации. При этом в психогенезе нарушений адаптации основную роль играют сложные взаимодействия индивидуально-психологических особенностей личности и условий социальной среды.
Описанная феноменология позволяет сформировать перечень индивидуально-психологических факторов риска возможных нарушений адаптации: интровертированность, высокий уровень нейротизма, социальная фрустрированность.
Анализ полученных данных позволяет предположить существование двух ведущих форм доно-зологических нарушений психической адаптации. Первая характеризуется повышенной утомляемостью и соматизацией, вторая - отражает тенденцию «психологизации» и рационализации. Оба выделенных типа могут рассматриваться как способ компенсации напряжения адаптационного потенциала в социально-стрессовых условиях.
Полученные результаты имеют большую практическую значимость для обоснования методики скрининговых обследований при диспансеризации населения, профессионального психологического отбора, а также для выявления групп динамического наблюдения и организации психопрофилактических мероприятий в рамках крупных промышленных предприятий.
Библиографический список
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Практическое руковод-
ство. - М.: Медицина, 2000. - 400 с.
2. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. - СПб., 1992. -№2. - С. 3-12.
3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
4. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2004. - 734 с.
5. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Беребин М.А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение: Методические рекомендации. - СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2004. - 26 с.
6. Использование матриц Дж. Равена в экспериментальных и диагностических целях (методические рекомендации) / Сост.: Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров, М.В. Воропаев, А.Ю. Тутрин. - Абакан: АГПИ, 1990. - 41 с.
7. МедведевВ.И. Адаптация человека. - СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. - 584 с.
8. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 1995. - 354 с.
9. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 240 с.