Селина Наталья Сергеевна, адъюнкт кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз Тюменского Института повышения квалификации сотрудников МВД России, начальник Экспертно-криминалистического отделения по г.Новоалтайску ОМВДРоссии, [email protected], Россия, Новоалтайск
CAPABILITIES OF THE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS IN CRIMINAL INVESTIGATION, INCLUDE WITHOUT LIMITATION THE HATE CRIME
N.S. Selina
The present article is concerned with the subjects and objects of the integrated social-psychological expertise in criminal investigation, include without limitation the hate crime. There is provided the list of the questions for analyses assignment.
Keywords: socio-psychological expertise, extremism, crime, expert study, special knowledge.
Selina Natalia Sergeevna the adjunkt of criminalistics Department of Tyumen Institute of improvement of staff of the Ministry of Internal Affairs qualification of the Russian Federation, head of the department of Forensic Expertise in the city Novoaltaysku OMVD Russia. Russia, Novoaltaysk city OMVD Russia nat-selina@yandex. ru, Russia, Novoaltaysk
УДК 343
НАРУШЕНИЕ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ
К.С. Семенович
Автор приходит к выводу, о необходимости дифференциации установленного Правительством РФ размера неустойки по договору технологического присоединения. В статье предлагается увеличить размер неустойки Сетевой организации с целью достижения санкций, характер которых будет равнозначен нарушениям сроков технологического присоединения.
Ключевые слова: сетевая организация, договор об осуществлении технологического присоединения, сроки осуществления технологического присоединения, неустойка.
Передача электрической энергии от производителя до потребителя является одной из «основных задач» [1] электроэнергетики. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [2] (далее-Закон об электроэнергетике) услугами по передаче электрической энергии называет «комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами» [3, с. 35-37]. Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются
244
лица, владеющие устройствами и объектами электроэнергетики, технологически присоединенными к электрической сети. Началу оказания услуг по передаче электрической энергии предшествует произведенное в установленном порядке «фактическое (технологическое) действие» [4], направленное на реализацию права на доступ к электросети.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее-энергопринимающие устройства) к электрическим сетям (далее-технологическое присоединение) осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом и носит однократный характер.
«Правила пользования электрической и тепловой энергией» [5], утвержденные Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. № 310, не выделяли в отдельную сделку правоотношения по осуществлению технологического присоединения. Перестройка политической системы России и преобразования в экономике страны затронули в значительной мере и электроэнергетическую сферу. Вновь созданному государству, обладающему значительным технологическим и научным потенциалом в электроэнергетике, требовались глобальные изменения сложившейся системы экономических отношений и проведение структурной реформы электроэнергетики для формирования правоотношений, соответствующих основным началам гражданского законодательства, закрепленным в ГК РФ [6], и процессам либерализации сферы электроэнергетики в России.
В современной экономической деятельности, технологическое присоединение рассматривается как «комплексная услуга, оказываемая юридическим и физическим лицам в целях создания возможности для потребления (выдачи) электрической мощности и предусматривающая фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к объектам сетевого хозяйства» [7].
Нормативно-правовое регулирование технологического присоединения, создающее в целом комфортные условия для осуществления деятельности сетевыми организациями, не лишено ряда значительных практических недостатков, обусловленных, как подчеркивается в литературе [8, с. 16-22], фактическим продолжением реформирования электроэнергетики страны.
Процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям регламентируется ст. 26 Закона об электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» [9] (далее-Правила технологического присоединения). Установленная Правительством РФ процедура
технологического присоединения «в укрупненном виде» [10, с. 37-45] представляет собой императивно определенную очередность взаимосвязанных действий Сетевой организации и лица, намеренного получать электрическую энергию, отправной точкой которой является подача заявки на технологическое присоединение и завершающаяся составлением документов, подтверждающих факт доступа к объектам электросетевого хозяйства.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, отнесенного законодателем, ввиду его ключевого значения в процессе энергоснабжения потребителей, к категории публичных. При заключении договора технологического присоединения, на Сетевую организацию возлагается «не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей» [11]. При этом Сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет, в императивно установленные Правительством РФ сроки.
Нарушение Сетевой организацией установленных сроков технологического присоединения является «единственным специальным основанием для одностороннего расторжения заявителем договора технологического присоединения» [12, с. 140]. Между тем, реализация заявителем данного права, при отсутствии технической возможности выбора другого контрагента, может повлечь за собой отсутствие электроснабжения в принципе.
Отметим, что Правила технологического присоединения не предусматривают специальных мер ответственности для Сетевых организаций при нарушении обязательств по договору технологического присоединения. Следовательно, «к отношениям сторон должны применяться меры ответственности, предусмотренные общими правилами об ответственности, закрепленные в ГК РФ» [13], а именно: убытки и неустойка.
По общему правилу для взыскания убытков нужно доказать факт нарушения прав и законных интересов, наличие причинно-следственной связи между нарушением и убытками, виновность причинителя вреда, размер убытков [14], [15]. При этом, «даже если истец представил довольно весомые, но не абсолютно убедительные доказательства своей правоты, судья может отказать в иске ввиду того, что не достиг "внутреннего убеждения" в правоте истца» [16, с. 34-66].
Так, гражданин (далее - Истец) обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к ОАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - Ответчик, Сетевая организация) о понуждении к исполнению обязательств по договору технологического присоединенияк земельному участку Истца, взыскании неустойки и убытков, возникших вследствие нарушения Ответчиком обязательств, в виде стоимости бензинового
генератора и стоимости использованного топлива.
В установленный договором срок, Ответчик обязательства не исполнил и не представил аргументированного отказа. В результате отсутствия подключения к электросетям на земельном участке и в связи с возведением на нем жилого дома, Истец вынужден был приобрести электрогенератор бензиновый, а также топливо к нему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования понуждении ответчика к исполнению обязательств по договору, отказал во взыскании убытков, поскольку, по мнению Суда, Истец не представил доказательства проживания в доме, подлежащем подключению к электричеству, при наличии отдельной квартиры, а также покупки бензина именно для использования генератора.
Судом апелляционной инстанции [17] решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Истца без удовлетворения.
Учитывая подобные сложности, возникающие в практике возмещения убытков по договору технологического присоединения [18], основной акцент, при определении размера ответственности Сетевой организации, должен быть сделан на договорную неустойку.
Согласно, подп. «в» п. 16 Правил технологического присоединения, договор технологического присоединения должен содержать положение об ответственности сторон за несоблюдение сроков исполнения своих обязательств, в том числе: обязанность Сетевой организации уплатить контрагенту неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.
Специфическими чертами неустойки являются в том числе ее «компенсационная функция - направленность на возмещение затрат потерпевшего и предупредительная функция: должник, опасаясь неблагоприятных последствий, исполняет обязательство надлежащим образом» [19]. Очевидно, что сумма неустойки Сетевой организации, рассчитанная в соответствии с Правилами технологического присоединения, нивелирует предупредительную функцию договорной неустойки.
Для иллюстрации несоразмерности установленного размера неустойки нарушениям сроков технологического присоединения приведем пример из личной практики. Между Заявителем и Сетевой организацией заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя в течение 12 месяцев с даты заключения Договора. Стоимость услуг по технологическому присоединению составила более семи миллионов рублей.
Заявитель в полном объеме выполнил мероприятия, предусмотренные в Технических условиях на технологическое присоединение электроустановок, о чем сторонами составлен Акт выполнения Заявителем технических условий. В
установленные сроки Сетевая организация не исполнила принятых по Договору обязательств.
Размер задолженности Сетевой организации, на момент обращения Заявителя в суд, составил менее десяти тысяч рублей. Очевидно, подобные санкции не стимулируют «ответственного отношения» [20] Сетевых организаций к соблюдению сроков осуществления технологического присоединения.
Фундаментальным принципом организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики выступает соблюдение баланса экономических интересов поставщиков, исполнителей и потребителей электрической энергии. Как отмечает С.В. Матиящук, «важно учитывать, что деятельность по снабжению потребителей электрической энергией является естественно-монопольной, и, следовательно, топливно-энергетический комплекс России не может функционировать без активного и расширяющегося участия государства в организации и осуществлении отношений в сфере снабжения потребителей электроэнергией» [21]. Государственное воздействие на отношения между заявителями и Сетевыми организациями должно вводиться исходя из фактического положения субъектов этих отношений. Лица, между которыми заключен договор технологического присоединения, безусловно, занимают экономически неравное положение и располагают различными возможностями влияния на обеспечение исполнения обязательств. Сетевая организация при исполнении договора, «располагает всеми реальными возможностями и в состоянии навязывать свою волю» [22, с. 189] заявителю. Экономическое неравенство участников электроэнергетики, обусловленное субъектными особенностями, требует введения «адекватных юридических правил» [23], к которым невозможно отнести установленный Правительством РФ размер неустойки, выплачиваемой Сетевой организацией при нарушении сроков технологического присоединения.
В отсутствие технологического присоединения под угрозу ставится реализация принципа надежного и бесперебойного удовлетворения потребностей потребителей в электроэнергии. Ведь исполнение обязательств по договору энергоснабжения, купли-продажи электрической энергии со сбытовой организацией, находится в зависимости от начала оказания услуг по передаче электроэнергии, которое неосуществимо до момента фактического присоединения электроустановок к электрическим сетям.
Для снижения частоты допускаемых Сетевой организацией нарушений сроков технологического присоединения, полагаем необходимым дифференцировать величину неустойки, выплачиваемой контрагентами при нарушении обязательств по договору, увеличить размер неустойки Сетевой организации с целью достижения санкций, характер которых будет равнозначен происходящим нарушениям.
Список литературы
1. Большая Советская Энциклопедия т 1-30 / под ред.А.М. Прохорова. М. 1972. Т 7.
2. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, N 13, ст. 1177.
3. Договор оказания услуг по передаче энергии в российском гражданском законодательстве /О.Н. Демченко // Гражданское право. 2010. № 4.
4. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии: монография./ С.А. Свирков М.: Статут, 2013.
5. Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией: приказ Минэнерго СССР от 6 декабря 1981 г. № 310 // СПС «КонсультантПлюс» (01.12.2014);
6. Гражданский Кодекс РФ (в ред. от 05.05.2014) (часть первая) // Собрание законодательства РФ, 1994. № 32 ст. 3301.
7. Клиентам. Общая информация [ Электронный портал ] / ОАО «Россети» [ сайт ] 2014 URL: http ://портал-тп.рф/home;
8. Анализ ключевых проблем государственного регулирования электроэнергетики по результатам завершения переходного периода реформы / И.В. Редькин/ Энергетическое право. 2013 № 1.
9. Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям: постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 // Российская газета № 7.
10. Договор об осуществлении технологического присоединения как самостоятельная сделка в электроэнергетике: актуальные проблемы // Энергетика и право. 2013. № 2.
11. Решение ВАС РФ от 12 августа 2011 г. по делу № ВАС-9742/11 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861» [ Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (02.12.2014);
12. Постановление Президиума ВАС РФ от 10 июля 2012 г. № 2551/12. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (02.12.2014);
13. Договоры в сфере электроэнергетики: научн.практ.пособие / О.А. Городов. М.: ВолтерсКлувер, 2007.
14. Определение ВАС РФ от 13 августа 2014 г. по делу № 310-ЭС14-35 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (02.12.2014);
15.Постановление Президиума ВАС РФ от 8 октября 2013 г. № 6118/13 по делу № А40-51284/12-133-469 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (02.12.2014);
16. Внутреннее убеждение или баланс вероятностей? Стандарты доказывания в России и за рубежом / С.Л. Будылин / Вестник ВАС РФ. 2014. № 4.
17. Определение Ленинградского областного суда от 19 декабря.2013 г. по делу № 33-5795/2013 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (03.12.2014);
18. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 марта 2011 г. по делу № А21-12918/2009 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (04.12.2014);
19. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 декабря 2013 г. по делу № А56-72990/2012 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс» (04.12.2014);
20. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 февраля 2014 г. по делу № А56-28756/2013 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (04.12.2014);
21. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / В.В. Андропов, К.П. Беляев, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. 1326 с.;
22. Энциклопедия права: учебн.пособие. / Ю. И. Гревцов, И.Ю. Козлихин / СПб. 2008.
23. Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35 -ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный). / С.В. Матиящук / М.: Юстицинформ, 2012.
Семенович Кристина Сергеевна, аспирант юридического факультета, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет.
VIOLATION OF NETWORK ORGANIZATION TIMING OF EXECUTION OF OBLIGATIONS UNDER THE CONTRACT FOR TECHOLOGICAL CONNECTION TO ELECTRIC NETWORKS
K. S. Semenovich
The author draws the conclusion about the necessity of the penalty under contract of technological adhesion which was determined by Government of Russian Federation. The article proposes ways of increasing the Network organization penalty rate for the purpose of the sanctions, the nature of it is equal to violation of the terms of technological adhesion.
Keywords: contract of technological adhesion, terms of technological adhesion, penalty under contract.
Semenovich Kristina Sergeevna, postgraduate student of the Faculty of Law, kristinakt@yandex. ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University.