Раздел V. Философия и методология психологии
ческим субстратом жизненных принципов являются развернутые речевые высказывания (ценностные суждения, содержащие в себе идеи), что позволяет исследовать их методами экспериментальной психосемантики. Для исследования жизненных принципов применяются авторские методики: ретроспективная анкета установок и психосемантическая методика атрибуции мотивов жизненным принципам личности (Низовских Н.А., 2000; 2004; 2005).
Практическая значимость проблемы личностного саморазвития определяется тем, что полнота жизни, социальные достижения, психологическое благополучие современного человека во многом обеспечиваются эффективностью функционирования его личности, его компетентностью в отношении себя самого и способностью к саморазвитию. Успешность личностного саморазвития в значительной степени определяется «психотехнической оснащенностью» человека. Человеку, стремящемуся к личностному саморазвитию, необходимо не только поверить в то, что это возможно, но нужно еще знать, как это делать.
Психотехнический потенциал современной психологии позволяет глубокого внедряться в психику человека, преобразовывать ее, управлять ее развитием (Олешкевич В.И., 2002). И здесь для человека кроется опасность «потерять себя». Выдвижение в разряд приоритетных направлений освоения психотехник личностного саморазвития оправдано при подготовке специалистов самых разных сфер, прежде всего, психологов и учителей. Для психологов освоение психотехники личностного саморазвития представляется важным и в плане мотивации к глубокому и осмысленному освоению теоретических дисциплин. Личностный опыт, нарабатываемый в ходе специально организованной «практики себя» (термин М. Фуко), превращает множество «сухих теорий» в жизненно значимые.
На факультете психологии Вятского государственного гуманитарного университета в рамках одной из учебных дисциплин специализации организован практикум личностного саморазвития. Данный практикум выстроен как демонстрация возможностей тренинга личностного саморазвития учителя, разработанного и апробированного автором.
Психология, по мысли Л.С. Выготского, должна стать в центре жизни, поскольку неизбежен вопрос об овладении человеком собственным существом, о подчинении его себе; а одна из главных целей психологии - это «психотехника - в одном слове, то есть научная теория, которая привела бы к подчинению и овладению психикой, к искусственному управлению поведением». Достижение этих задач и преодоление «схизиса» современной психологии, о котором писал Ф.Е. Василюк, может осуществляться через парадигму психосемантического конструктивизма, и, в частности, через психотехнику личностного саморазвития психологов, «вызванных жизнью» содействовать личностному развитию, душевному и духовному благополучию своих современников.
Пивоваров Р. (Москва)
НАРРАТИВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИИ
Как следует из заглавного тезиса раздела интернет-сайта Австралийского университета в Мельбурне, посвященного нарративной психологии и которым руководит один из наиболее известных нарративных психологов, Кевин Мюррей, «нарративная психология - это бурно развивающаяся область исследований того, как истории и рассказы формируют жизнь» (Murray, 2002). Нарративная психология - это, скорее, некое поле исследований, совокупность дискурсивных практик (говоря по-
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
современному) о том, как «мы конструируем, реконструируем и, в некотором смысле, вновь изобретаем наше вчера и завтра» (Bruner, 2002). В последнее время становится доступным все большее количество публикаций по нарративной проблематике в психологии, однако, к сожалению, почти во всех случаях нельзя сказать, что эти исследования носят систематический или хотя бы последовательный характер. Большинство текстов представляют из себя либо обзорные статьи (как бы рекламирующие российскому читателю модное западное течение), либо прикладные, иллюстрирующие апробацию нарративного подхода с той или иной стороны собственной исследовательской или практической деятельности. Серьезны, вдумчивы и теоретически обоснованных работ мало и это положение дел относится не только к работам на русском языке.
Нарративная психология, в самом общем виде, может быть понята как корпус психологических теорий и знаний, имеющих в своей основе в качестве единицы анализа речевые высказывания (нарративы), понимаемые как различного рода языковые сообщения, построенные по принципам художественных повествований, и созданные людьми как описания опыта и способа их жизни.
Нарративная психология открывает исследователю-теоретику и практику -широкие горизонты работы над осмыслением роли языка, историй и рассказов в формировании уникальной человеческой природы. Нарративный подход впервые за историю научного знания взглянул на науку как на совокупность социально сконструированных рассказов - кем-то рассказываемых кому-то. Этот взгляд лишен негативной оценки, не обсуждается истинность или ложность тех или иных положений физики, медицины или психологии, скорее, констатируется природа и источники этих положений.
Примеров нарративного не счесть - это подмена понятий, речи, языка и человеческих биографий в антиутопии «1984»; это фрейдовский мальчик Ганс, итог нарративных конструкций психоаналитически мыслящих родителей; это борьба школ в марксистской литературе, где сами используемые слова во взаимной теоретической критике коннотативно изображали кровавое побоище; это, наконец, известное радиоисполнение «Войны миров» Герберта Уэллса, повергшее в ужас в 1938 году сотни тысяч поверивших в происходящее англичан.
Нарративный взгляд на психологические процессы создает новую призму рассмотрения действительности. В ней, к примеру, психотерапевт уже не врач, а читатель, редактор, корректор, который работает вместе с главным действующим лицом, автором, над самым трепетным, что может у последнего быть - рукописью жизни. И здесь, возможно, нужны уже не только руководства по психофармакологии и поведенческой терапии, но и руководства по чтению, например, известные статьи «Литературная критика как акт чтения» (Мамардашвили, 2003) и «Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники» (Пузырей, 1997). Ведь чересчур многое в романе зависит от внимательности читающего.
Психологическое осмысление нарративов и нарративное осмысление психологии - это два направленных навстречу друг другу процесса. В известном смысле, психология не может не быть нарративной, изначально обреченная на «рассказовую природу», она ведет свой постоянный рассказ - рассказ о человеке. Нарративная психология повествует, в таком случае, о рассказывающем человеке. Это и определяет перспективы нарративной психологии как гуманитарной психологической практики в современном информационном мире - мире рассказов, историй и интерпретаций, которые зачастую заменяют события исторической действительности.