Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ О ГОРНЫХ ЛАНДШАФТАХ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КИРГИЗОВ'

НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ О ГОРНЫХ ЛАНДШАФТАХ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КИРГИЗОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОРЫ / MOUNTAINS / ЛАНДШАФТ / LANDSCAPE / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЕ / EMPIRICALLY KNOWLEDGE / КОЧЕВНИКИ / NOMADS / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ПАСТБИЩА / PASTURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карабукаев Кадыркул Шаршеевич, Жапаров Амантур Забирдинович

В статье рассматриваются проблемы, связанные с освоением горных пространств, народные знания кочевников-киргизов. В поле зрения авторов находятся также проблемы, связанные с экологическим сознанием. Затрагиваются вопросы рационального использования природных ресурсов, преимущественно на примере отношение скотоводов к пастбищам. В статьесодержится обзор основных терминов, обозначающих особенности рельефа местности Киргизии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK KNOWLEDGE ABOUT THE MOUNTAIN LANDSCAPE AND ECOLOGICAL CONSCIENCENESS OF KYRGYZ PEOPLE

In the article viewed the issues connected with the development of mountain areas and folk knowledge of Kyrgyz nomads. Scholars also considers problems connected to the ecological consciousness. The issues of rational use of natural resources are mainly covered based on an example of pastoralists' attitude towards pastures. The article provides special terms designating peculiarities of the landscape.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ О ГОРНЫХ ЛАНДШАФТАХ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КИРГИЗОВ»

УДК 39. 316.6 (575.2) (04)

КАРАБУКАЕВ К.Ш., ЖАПАРОВ А.З. НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ О ГОРНЫХ ЛАНДШАФТАХ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КИРГИЗОВ

Ключевые слова: горы, ландшафт, эмпирические знание, кочевники, экологическое сознание, пастбища

В статье рассматриваются проблемы, связанные с освоением горных пространств, народные знания кочевников-киргизов. В поле зрения авторов находятся также проблемы, связанные с экологическим сознанием. Затрагиваются вопросы рационального использования природных ресурсов, преимущественно на примере отношение скотоводов к пастбищам. В статье содержится обзор основных терминов, обозначающих особенности рельефа местности Киргизии.

KARABUKAEV, K.Sh, JAPAROV, A.Z.

FOLK KNOWLEDGE ABOUT THE MOUNTAIN LANDSCAPE AND ECOLOGICAL CONSCIENCENESS OF KYRGYZ PEOPLE

Keywords: mountains, landscape, empirically knowledge, nomads, ecological consciousness, pastures.

In the article viewed the issues connected with the development of mountain areas and folk knowledge of Kyrgyz nomads. Scholars also considers problems connected to the ecological consciousness. The issues of rational use of natural resources are mainly covered based on an example of pastoralists' attitude towards pastures. The article provides special terms designating peculiarities of the landscape.

Сложно представить экологическую среду обитания киргизов без горнопересеченного ландшафта. С незапамятных времен предки этого кочевого народа, осваивая пространства вертикальной зональности, жили, трудились и пользовались природными ресурсами горных массивов, которые были также надежной защитой от частых внешних угроз и способствовали выживанию и сохранению народа.

Кочующие скотоводы всегда отличались прекрасным знанием пространства и ориентированием на местности. Знания ландшафта и топонима местности продолжают оказывать заметное влияние на конструирование их локальной идентичности и сегодня. Подавляющее большинство людей, занятых в скотоводстве, обладают хорошей топонимической памятью. В ходе полевых экспедиций 2008-2010 годов мы обнаружили, даже дети школьного возраста из горных сел Кадыраалы, Толок, Кара-Суу Нарынской области увлеченно и с полным знанием вопроса, описывали нам географические особенности окружающего пространства.

Сельчане хорошо знают не только местность вокруг своего жилища, квартала и всего села, но и отдаленные пастбища, урочища, горные речки, родники и их названия. Они прекрасно разбираются в географическом и экокультурном ландшафтах, могут рассказывать не только о названиях отдельных гор, предгорий, урочищ, рек, сезонных пастбищ, но и об их отличительных признаках, структуре растительности отдельных мест и животного мира. Глубокое изучение географической среды происходит у скотоводов естественным образом, когда они из года в год перегоняют скот по кочевым маршрутам, выпасают его на разных сезонных пастбищах, а также поднимаются иногда в горы для охоты. Топонимические знания обогащаются также путем получения соответствующей информации от старшего поколения. Связь кочующих пастухов с той природно-ландшафтной средой, где они живут и занимаются выпасом скота, имеет важное значение не только в плане сохранения топонимической памяти, но и формирования и развития экологической культуры. Осознание ценности осваиваемого пространства, как важного ресурса природы, обеспечивающего материальное благополучие скотоводов, положительно отражается на рациональном использовании пастбищ.

Скотовод объективно близок к природе и внимателен к ней. Находясь на высокогорных пастбищах, опытные пастухи и в настоящее время пользуются

эмпирическими народными знаниями в прогнозе погоды, в определении фазы вегетации растений. Они обладают конкретными знаниями не только об особенностях рельефа местности, погодных условий, но и о местах расположения памятников культуры, включая древние погребения и мазары. О некоторых из них существуют легенды, мифы, которые переходят из поколения в поколения посредством устных рассказов.

В пасторальном обществе всегда имелись люди, наиболее хорошо знающие отличительные черты каждого участка, их названия. Вместе с тем, сам язык народа отразил богатство восприятия окружающей природы. Для характеристики разных природных и географических черт, явлений, примет и т.д. - в нем удивительно много оттенков.

Холмистую местность, взгорье, где пасут скот в холодные периоды года, называют адыр, подножие горы - этек. Небольшой каменистый или песчаный крутой склон горы без растительности получил название чап. Наблюдая за характером рельефа горных пространств, киргизы пришли к мнению, что указанные склоны обычно располагаются на нижних поясах гор и соприкасаются с долинными пространствами. В фольклоре встречаются такие слова: Аскар, аскар, аскар тоо, аягы келип чап болот (высокая, высокая, высокая гора - в конце превращается в небольшой голый склон). Сочетание Кара тоо означает у киргизов «бесснежная гора», где лучше выпасать скот в холодные периоды года, в условиях экстенсивного ведения хозяйства.

Пастухи прекрасно знают, что ледники mo^y являются одним из важных источников водных ресурсов в стране. Степень таяния снега и визуальный его объем, оставшийся на вершинах высоких гор к концу теплого периода года, для обладающих хорошими народными знаниями людей, служат своеобразными индикаторами в определении климатических изменений. Кочующие пастухи убедились, что, в зависимости от приливов и отливов, течение (русло) реки несколько меняется. Скотоводы рассказывают, как она может изменить ландшафт местности, представляя порой угрозу для объектов расположенных вдоль реки.

Кочевой маршрут в летние пастбища всегда проходил через высокие перевалы ашуу. Поскольку это был самый сложный участок в пути, пастухи внимательно изучали особенность его рельефа, почву, время, когда можно относительно легче можно пройти. Рассказывают о случаях, когда кочевники стелили под копыта лошадей матрацы, чтобы последние не упали на скользких участках. На горных скалах зоо, недоступных для всего остального населения, за дичью гнались охотники, лучше всех знающие рельеф этих пространств.

Горные ложбины подразделяется кыргызами на кокту (горная ложбина), колот (продолговатая впадина между двумя возвышенностями), капчыгай (длинное горное ущелье). Долину в горах, посередине которой протекает речка, называют озон. Скотоводы неплохо представляют ценность таких территорий, где далекие предки жили в своих юртах, защищаясь от ветров, обеспечивали себя и разводимый скот водой. Опытные пастухи считали, что ориентирование склонов гор по сторонам света может оказать влияние на распределение осадков. Так, они утверждали, что количество осадков больше выпадает на западных и юго-западных склонах. Попутно следует отметить что, несмотря на наличие обширных пространств с минимальным количеством атмосферных осадков и бесснежной зимой, ландшафты Кыргызстана «характеризуются хорошей увлажненностью основного периода вегетации растений» [1].

Эмпирические ботанические знания, связанные со структурой растительности на разных вертикальных зонах и фазами их вегетации, позволяли кочевникам рационально использовать сезонные пастбища, лучше организовать круглогодичный производственный цикл. Здесь уместно привести мнение Б.В. Андрианова, отмечавшего, что «кочевой образ жизни по своей структуре экологичен, основан на сезонных передвижениях стад, что способствует сохранению степей и причиняет меньше всего ущерба природным средам» [2]. Скотоводы-кыргызы, ведущие экстенсивное хозяйство, прекрасно понимали свою зависимость от естественных кормовых ресурсов и необходимость бережно относиться к

пастбищам. Такое отношение обуславливалось к тому же диспропорцией между пастбищами разных сезонов, их кормовой емкостью. Так, летние пастбища занимали 43%, осенние - 25, весенние - 19, зимние - лишь 13% (по емкости они составляют всего 9%) общей площади пастбищ [3].

Появление травы весной в народе называли чвп чыкты, траву достигшего пастбищного пользования - чвп жетилди, фазу плодоношения и созревания - чвп бышты, высыхания - чвп саргайды, чвп куурады. Знание кыргызов о растительном мире, в числе других аспектов, исследовано в работе А. Байбосунова [4]. Считается, травы в местах глубокого залегания снега в горах отличается питательностью. В летнее время опытные пастухи стараются выпасать скот на самых высокорасположенных участках твр, стремясь обеспечить хороший нагул, что положительно отражается на состоянии животных в суровые зимние месяцы.

В течение многовекового наблюдения определяли полезность или вредность растений, с учетом чего их использовали для своих нужд. Бережное отношение к растительности была естественной для скотовода. В народе говорили: вCYмдYгY жок жер влYм менен барабар (участок земли, где отсутствуют растения, подобен безжизненному пространству). Хорошее знание свойств растительности позволяли кочевникам использовать отдельные из них как добавку к пище, в качестве красителя, как лечебное средство, для изготовления предметов материальной культуры. Кочевники убедились, что наиболее питательными видами трав для скота являются бетеге (типчак), шыбак (полынь однолетняя), тулац (вид ковыля). Из растений с мелкой корневой системой, используемых в пищу, можно назвать квбургвн (лук горный), ышкын (ревень), жвргвмYШ (вид злакового растения) и др.

Кочевники изучили, какое значение могут иметь кустарники и лесные массивы гор для микроклимата и сохранения биокультурного разнообразия. Этнографические, фольклорные материалы показывают использование предками кыргызов для разных целей отдельных видов кустарников. Шилбиден ширге кыйдырган, челекте кымыз кылдырган -говорится в фольклоре (он приказывал делать намордники (для жеребят) из жимолости, он велел готовить кумыс в бочке). Ирга, считающаяся очень крепкой древесиной (ыргай), вошла в народную песню скотоводов «Беш ыргай». Люди, регулярно кочующие по сезонным пастбищам, в результате многолетних наблюдений хорошо различают такие виды кустарников и деревьев как ит мурун (шиповник), чыны карагат (смородина), алтыгана (желтая акация), карагай (ель), арча (можжевельник) и др.

Горную экосистему Кыргызстана невозможно представить без животного мира. К числу диких животных, обитающих на разных его локальных нишах относятся: коен (заяц), суур (сурок), тулку (лиса), CYлввCYн (рысь), кашкулак (барсук), элик (косуля), кийик (все раздельнокопытные животные), карышкыр (волк), илбирс (снежный барс) и др. Разнообразием также отличается и мир пернатых, которые представлены такими видами как: чымчык (мелкая птица), торгой (жаворонок), таранчы (воробей), бвдвнв (перепелка), кекилик, чил (куропатка), жору (гриф), ителги (балабан), буркут (беркут) и др. О повадках диких животных, периодах их случки и спаривания, ареалах обитания и т.д. с увлечением могут рассказывать знатоки фауны из числа скотоводов и охотников. Настоящие охотники, продолжающие положительные традиции своих предшественников, бережливо относятся к своим жертвам. Здесь они соблюдают народные правила, связанные с определенными запретами на охоту. В частности, принимается во внимания возраст животных, не охотятся на дичь во время, когда она должна размножатся. Опытные люди, близкие к природе, относительно точно оценивают тенденции, связанные с популяциями фауны.

Знание людьми места своего обитания и бережное отношение к ресурсам природы имеют большое значение в трансмиссии экологической культуры и повышении сознания подрастающего поколения. В условиях сегодняшнего развития цивилизации и глобального изменения климата актуальность исследования проблем, связанных с освоением горных пространств, становится еще более актуальной.

Экологическое сознание и пастбища. Пастбища издревле были для сельского населения Кыргызстана важнейшим экономическим ресурсом, гарантирующим баланс жизнеобеспечения. Под этим подразумевается соотношение между потребностями в пище, топливе, сырье для производства. Сюда же следует отнести обмен и фактическое получение необходимой продукции [5]. Экономическая целесообразность освоения пастбищных пространств расположенных на разных вертикальных поясах с горно-пересеченными ландшафтами, в зависимости от годичного природного ритма, тянут за собой и другие стороны жизнедеятельности кочующих, связанные с их культурой и социальной организацией.

Бережное отношение к природе зависит не только от хорошего экологического знания, но и от высокого уровня внутренней культуры и сознательности индивидов. В ходе освоения окружающего географического пространства, кочевники кыргызы стремились не допускать нанесения ему вреда. Это было обусловлено особенностями природно-географических условий, позволяющими содержать скот в течение всего календарного года на подножном корму, а также историческими и культурными традициями. При этом кочевники руководствовались наработанным опытом и накопленными знаниями предшествующих поколений, что позволяло им более или менее успешно взаимодействовать со средой обитания.

Мудрые представители старшего поколения ориентировали молодежь быть рациональными в использовании пастбищных ресурсов, в отстреле и улове дичи, прививая ей необходимые элементы экологического сознания. При этом они могли рассказывать, как природа может мстить человеку за его потребительское отношение используя реальные истории, эпические произведения, другие жанры устного творчества [6]. Такое воспитание имело большое значение для бережного обращения к фауне и флоре, и расширения традиционных народных знаний о природе в целом. Люди, имеющие хорошее представление о климатических колебаниях, повадках отдельных видов диких зверей и птиц, тонко чувствовали биологические ритмы.

Хорошее знание природно-климатических условий, особенностей годичного календарного цикла позволял предкам кыргызов по возможности максимально использовать отдаленные высокорасположенные участки. На такие участки они пригоняли свои стада с учетом времени таяния снега, вегетации кормовых трав. Кочевники периодически меняли место стоянок, чтобы не нанести большого ущерба растительности на тех местах, где располагались переносные жилища, загоны.

Неплохой уровень народных знаний о растительности позволял населению использовать в разных целях дикие растения. Так ышкын туп, кара такыя служат в качестве натуральных красителей кожи, ак кодол, аркар оту, мамыры, квкв мерен и др. - как лекарственные травы, квбургвн - для добавления в пищу. Ышкын, жвргвмYШ, кемирчек являются полезными съедобными растениями.

Старшее поколение скотоводов все еще применяют традиционные знания в правильном использовании техники выпаса, в прогнозе погоды, как на ближайшие дни, так и намного вперед. Для этого они обращают внимания на звезды, расположения луны, направления ветра, а также на поведение отдельных видов диких животных, которые могут быть своеобразными индикаторами изменения погодных условий. Кстати и одомашненные животные могут дать сигналы о приближающихся климатических изменениях.

Современные молодые скотоводы унаследовали от предков некоторые навыки по разумному использованию пастбищ. Большинство из них отчетливо представляет, что оптимальная организация выпаса скота с учетом вегетации растений в разных зонах может положительно отразиться на вегетации качественного травяного покрова сезонных пастбищ. Учитывая накопленное знание в этой области, они, в частности, применяют методы чередования склонов и равнинных пространств, смены места загонов для скота, соблюдения кочевых маршрутов для перегона с одного сезонного пастбища к другой. При этом они стараются избегать отрицательных воздействий на пастбищные ресурсы, так как отчетливо

понимают, что их благополучие в немалой степени связано с состоянием этого вида ресурса природы. В местных сообществах одним из часто обсуждаемых вопросов является проблемы недопущения деградации пастбищ, соблюдения неписаных правил по равномерному использованию участков с подножными кормами. В частности, жителей села Кек Жар волновал вопрос своевременной откочевки на летние пастбища и возвращения оттуда осенью. Это могло способствовать недопущению порчи присельных участков, которые должны использоваться в холодное время года.

Фонд развития села в рамках проекта «Возрождение и распространение кыргызских традиционных пасторальных знаний и практик» в ходе работы среди современных пастухов собрал интересные материалы, что может иметь важное практическое значение. Так, в частности, кроме классификации пастбищ по сезонам года, люди различали их по такому параметру как состояние качества. Они выглядят следующим образом: очень хорошее пастбища (абдан жакшы жайыт), хорошее пастбища (жакшы жайыт), удовлетворительное пастбище (канааттандырарлык жайыт), плохое пастбище (начар жайыт), испорченное пастбище (бузулган жайыт) [7].

Наряду с положительными примерами проявления высокого экологического сознания и чувства ответственности встречаются и некоторые явления, негативно воздействующие на природу. Так, например, стремление развивать экологический туризм привело к концентрацию юрт в сравнительно больших количествах в некоторых местах вдоль побережья высокогорного озера Сон-Куль, где антропогенный фактор отрицательного влияния на среду обитания сравнительно высок. Побережье озера облюбовали также рыбаки, которые часто занимаются браконьерством. Ими нанесен ощутимый ущерб рыбному богатству горного озера и биологическому разнообразию региона в целом.

Аналогичную картину нередко можно было наблюдать за последние годы вдоль автомобильных дорог, где скотоводы устанавливали не только свои переносные жилища, но и привязи желе для того, чтобы реализовать молочные продукты проезжающим. Пребывание на равнине косяков кобыл, которых не пускают пастись на более высоких вертикальных поясах, несмотря на наступление теплого летнего сезона, отрицательно влияет не только на самих животных, но и на пастбищные участки, которые можно было бы использовать в холодные периоды годичного цикла. На наш взгляд, вокруг таких стойбищ нагрузка на окружающую среду увеличивается под воздействием концентрации людей, автомобилей, скота, хотя некоторые и утверждают, что пастбища способны восстанавливаться.

В приведенных примерах видим, как экономические интересы действуют в ущерб экологии. В этой связи возникает целесообразность проведения комплекса работ по повышению экологического сознания пользователей природных ресурсов. В.Н. Васильева и М.А. Торгунакова в качестве необходимых условий для достижения гармонии с природой рассматривают: 1) адекватность отражения экологической обстановки и осознание ее значимости для жизнедеятельности общества; 2) наличие предпосылок для реализации идеи социоприродной гармонизации; 3) развитость субъективного фактора, предполагающая наличие экологически ориентированной инициативы и активности [8].

Люди, удовлетворяя свои материальные интересы, должны отдавать себе отчет в том, что среда обитания должна передаваться потомкам в хорошем состоянии. Это важно как в экономическом, так и в социально-культурном и экологическом планах. Очень важно, чтобы человек реально оценил экологическую ситуацию в местах своего проживания и заботливо относился к богатствам природы. В семьях, местных сообществах необходимо вести постоянную работу по повышению экологической культуры людей, путем использования любых доступных методов и средств, обеспечивающих положительный результат.

Литература и источники

1. Ракитников А.Н. Некоторые особенности исторической географии земледелия и животноводства в Средней Азии // Вопросы географии. М., 1960. Сб. 50. С. 75.

2. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М.: Наука, 1985. С.164.

3. Рязанцев С.Н. Киргизия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Географиз, 1951; Назаревский О.Р. Современные формы пастбищного животноводства в пустынных и горных районах Казахстана и республик Средней Азии // Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая сер. Т. 98. С. 252.

4. Байбосунов А. Донаучные представления киргизов о природе. Фрунзе: Мектеп, 1990.

5. Крупник И.И. Арктическая этноэкология: модели традиционного природопользования морских охотников и оленоводов Северной Евразии. М., 1989.

6. Усенбаев А. Сказание об охотнике Кожожаше: Кыргизский эпос. Фрунзе: Киргосиздат, 1958. 182 с.

7. Пастбища кочевников. Бишкек, 2011. С.9-10.

8. Васильева В.Н., Торгунакова М.А. Современное экологическое сознание: пути и средства формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. ^X. №3. С.134.

References and Sources

1. Rakitnikov A.N. Nekotorye osobennosti istoricheskoj geografii zemledeliya i zhivotnovodstva v Srednej Azii // Voprosy geografii. M., 1960. Sb. 50. S. 75.

2. Andrianov B.V. Neosedloe naselenie mira. M.: Nauka, 1985. S.164.

3. Ryazancev S.N. Kirgiziya. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Geografiz, 1951; Nazarevskij O.R. Sovremennye formy pastbishchnogo zhivotnovodstva v pustynnyh i gornyh rajonah Kazahstana i respublik Srednej Azii // Trudy Instituta ehtnografii im. N.N. Mikluho-Maklaya. Novaya ser. T. 98. S. 252.

4. Bajbosunov A. Donauchnye predstavleniya kirgizov o prirode. Frunze: Mektep, 1990.

5. Krupnik I.I. Arkticheskaya ehtnoehkologiya: modeli tradicionnogo prirodopol'zovaniya morskih ohotnikov i olenovodov Severnoj Evrazii. M., 1989.

6. Usenbaev A. Skazanie ob ohotnike Kozhozhashe: Kyrgizskij ehpos. Frunze: Kirgosizdat, 1958. 182 s.

7. Pastbishcha kochevnikov. Bishkek, 2011. S.9-10.

8. Vasil'eva V.N., Torgunakova M.A. Sovremennoe ehkologicheskoe soznanie: puti i sredstva formirovaniya // ZHurnal sociologii i social'noj antropologii. 2007. T.X. №3. S.134.

КАРАБУКАЕВ КАДЫРКУЛ ШАРШЕЕВИЧ - кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики ([email protected]).

ЖАПАРОВ АМАНТУР ЗАБИРДИНОВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий Отделом этнологии Института истории и культурного наследия Национальной академии наук Кыргызской Республики ([email protected])

KARABUKAEV, KADYRKUL Sh. - Ph.D. in Chemistry, leading scientific fellow of Institute of philosophy and politico- legal studies under the National Academy of Sciences ([email protected]).

JAPAROV, AMANTUR Z. - Ph.D. in History, head of ethnology department under the Institute of History and Cultural Heritage of National Academy of Sciences of Kyrgyz Republic ([email protected])

УДК 009

ПАРАНИНА А.Н., ПАРАНИН Р.В. КОСМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЕОГРАФИИ И ЭКОФИЛОСОФИИ

Ключевые слова: экологическое мышление, космизм, антропогенез, информация, инструменты навигации, традиционна народная культура.

Сформулирована проблема исследования геокультурного пространства и его детерминации, решение которой предполагает междисциплинарное взаимодействие экофилософии, географии культуры, антропологии, археологии, этнографии. Рассмотрено влияние навигации на процессы биологической и надбиологической адаптации. Показаны возможности использования технологий инструментального ориентирования в пространстве-времени в качестве фактора сапиентации и антропогенеза. Приведены примеры отражения технологий астрономической навигации в традиционной народной культуре.

PARANINA, A.N., PARANIN, R.V. SPACE DIMENSION OF HUMANITY - THE BASIS OF INTERACTION OF GEOGRAPHY AND ECOFILOSOPHY

Keywords: ecological thinking, cosmism, anthropogenesis, information, navigation tools, traditional folk culture.

The authors reveal the problem of studying the geocultural space and its determination, the solution of which presupposes interdisciplinary interaction of ecophilosophy, geography of culture, anthropology, archeology and ethnography. They also consider the influence of navigation on the processes of biological and biochemical adaptation, as well as the possibilities of using technologies of instrumental orientation in space-time as a factor of sapientation and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.