Б. Б. Батуева
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В КУЛЬТУРЕ ДОСУГА СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
В статье анализируется народный праздник как важнейший элемент культуры досуга, включающий в себя игры, ритуалы, обряды, функции творчества и созерцания. Народные праздники играют большую роль в повышении уровня досуговой квалификации современной сельской молодежи.
Ключевые слова: сельская молодежь, культура досуга, праздник, народный праздник.
The article analyzes folk festival as the most important element of leisure culture including games, rituals, rites, creative activity and contemplation functions. Folk festivals play a very big role in increasing leisure qualification level of modern village youth.
Key words: village youth, leisure culture, festival, folk festival.
На современном этапе развития Российской Федерации, молодежи отведена ключевая роль в развитии регионов как наиболее мобильной, инновационно мыслящей возрастной категории.
В Республике Бурятия 29,3 % (284,4 тыс.) от общего числа населения - молодежь в возрасте от 14 до 30 лет [6, с. 12]. При этом более 44 % проживает в сельской местности, от уровня ее развития во многом зависит будущее региона. Поэтому воспитание и обучение молодого поколения - важнейшая задача современного общества, решить ее можно, обратившись к сфере досуга, в рамках которой происходит процесс социализации молодежи.
Проанализировав и обобщив исследования, посвященные изучению сферы свободного времени современной молодежи, мы можем сделать следующие выводы. Сегодня существует большой разрыв между тем, как молодые люди хотели бы проводить свое свободное время и тем, как они его проводят: 78 % респондентов хотели бы чаще посещать различные досуговые заведения, реально же (с периодичностью 2 раза в неделю) их посещают лишь 4,5 % [7, с. 82]. У большинства (около 60 %) преобладают так называемые пассивные и простые виды отдыха [4, с. 118], но основным показателем квалификации личности в данной сфере является культура досуга. В связи с этим изучение роли народного праздника, как одного из важнейших элементов культуры досуга в жизнедеятельности сельской молодежи Республики Бурятия, мы считаем наиболее актуальным.
Для теоретического осмысления народного праздника как феномена культуры досуга было уделено особое внимание трудам М. М. Бахтина, К. Жи-гульского, Э. В. Соколова [2; 5; 9]. В рамках изучения современного состояния досуговой деятельности молодежи, видов и типов времяпрепровождения мы изучили работы В. П. Букина, О. В. Понукали-
ной [4; 7]. Народные праздники и их роли в социализации сельской молодежи Республики Бурятия были проанализированы на основе исследований Т. Н. Бояк, В. Д. Бабуевой, Ц. Е. Ренчиновой [1; 3; 8].
Как отмечает Э. В. Соколов, культура досуга состоит из следующих универсальных элементов: игра, отдых, просвещение, творчество, праздник. Организационные формы этих элементов могут обладать высоким совершенством, в то же время, феномен праздника выступает как завершающий и объединяющий компонент культуры досуга [9, с. 15]. В связи с чем мы более подробно остановимся на анализе места, содержания и функций народного праздника в досуговой деятельности сельской молодежи.
На наш взгляд, народный праздник играет существенную роль в становлении ценностных ориентаций сельской молодежи, что в итоге формирует культуру досуга личности. Подтверждением сказанному могут служить строки из книги К. Жигульско-го «Праздник и культура»: «Трудно переоценить значение праздников для культуры деревни; именно с ними связна огромная часть ее традиционного наследия, обычаев, обрядов, художественных ремесел, танцев, песен, зрелищ. Эти религиозно-народные, и веками практикуемые формы - богатый источник народного творчества, литературы, поэзии, театра и музыки» [5, с. 243].
Анализируя народные праздники, мы приходим к выводу, что они приурочены к завершению или началу тех или иных земледельческих, природновременных циклов, т. е. привязаны к датам народного календаря. Например, конец зимы - начало весны -Масленица; конец весны - начало лета - Троица; конец жатвы - Ильин день; начало зимы - конец сбора урожая - Покров день [3, с. 317]. В бурятском народном календаре, в основе которого лежит лунный цикл, выделяются весеннее-летние праздники (Сурхарбаан, тайлганы) и осеннее-зимние праздни-
61
ки, имеющие отношение к началу нового природного цикла (Сагаалган) [1, с. 20-21].
В последние десятилетия видна тенденция к возрождению и развитию национальных культур. Т. Н. Бояк в монографии «Русская сельская молодежь. Трансформация духовно'-нравственных ценностей» подчеркивает, что несмотря на проблемы сопричастности сельского населения к традиционной культуре проявления «амнезии» в межпоколенческой памяти, обусловленные объективными причинами, народные праздники, возникшие в глубокой древности, в неизбежно измененном и трансформированном виде сохраняются в жизнедеятельности села. Сегодня подавляющее большинство сельской молодежи придерживается мнения о необходимости возрождения национальных обычаев, обрядов, традиций, праздников. Так, в рамках исследования этнонациональных ценностей на вопрос анкеты: «Какие этнонациональ-ные ценности на Ваш взгляд необходимо поддерживать и возрождать?» - 40,2 % выделили традиционные народные праздники [3, с. 87].
К народным праздникам региона, в которых активное участие принимает почти все население республики, относятся: Масленица, Сагаалган, Сур-харбан, но учитывая рамки нашей статьи, мы более подробно остановимся на анализе бурятского народного праздника - Сагаалган.
Его структура, так же как и у большинства народных праздников, состоит из двух частей: торжественная часть - дацанский праздник (включающий в себя преимущественно элементы религиозных традиций - обряд, трапеза, шествие) и народное гуляние - бытовой праздник (содержащий элементы исконно народных традиций - игры, состязания, развлечения, фольклор).
Дацанский праздник начинается в ночь накануне Нового года по лунному календарю и сопровождается соответствующими молениями и ритуальными действиями. Для благополучия в наступающем году сжигается особый костер «сор», символизирующий людские грехи за истекший год, служится молебен, посвященный хранительнице веры - богине Лхамо, которая якобы в эту ночь пересматривает мир. После наступления Нового года устраивается богослужение в честь победы основателя буддизма над шестью противниками буддийского учения.
Народно-бытовая часть длится в течение 30 дней. Перед началом в домах вывешиваются изображения божеств-бурханов (обряд бурхан дэлгээлтэ). Перед божницей ставятся яства, зажигаются лампады (зула) и спрессованные палочки ароматических трав-
благовоний (хужэ). Каждая семья тщательно готовится к торжеству: справляет обновы, запасается продуктами, наводит порядок и чистоту в доме, готовиться к приему родных и близких, соседей и друзей. Уже в самом праздничном приветствии заложена идея преемственности поколений - обряд «Золгохо». Общение в праздничные дни сопровождается пожеланиями и восхвалениями (уреэлами, магталами) - своеобразными устно-поэти-ческими произведениями. В новогодние дни чаще всего устраиваются конные скачки, борьба, традиционные бурятские игры, связанные с символикой Сагаалгана [8, с. 53-77].
Сегодня используются всевозможные механизмы внедрения данного праздника в досуговую сферу сельской молодежи в целях духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Например, конкурсы, которые проходят в дни праздника: национальный конкурс «Дангина и Гэсэр», фестиваль «Звезды белого месяца», «Наранай туяа» (детский конкурс вокалистов) и т. д. Также в целях сохранения и развития данного праздника во многих районах республики проходят местные торжества.
В доме культуры проводятся различные выставки - декоративно-прикладного творчества, традиционной бурятской кухни; проходят конкурсы на театрализованные представления встречи Сагаалга-на, лучшую народную песню, лучшее благопожела-ние, театрализованные представления-обряды встречи Нового года. Ежегодно культработники и участники праздников отыскивают фольклорные материалы, восстанавливают забытые традиции.
На наш взгляд, массовость и успешность Сага-алгана вызвана рядом факторов, в числе которых родственные и земляческие связи как особенность бурятского менталитета, радость от возрождения родоплеменных и родственных отношений. Все это обуславливает специфику функционирования и развития бурятской культуры. И это еще раз подтверждает ценность народных праздников в развитии и социализации сельской молодежи.
Учитывая вышеизложенное, мы считаем важным выявить основные критерии мониторинга адаптации праздничной традиции в среде сельской молодежи: знание обычаев и обрядов, участие в самом празднике, ценность праздника для личности. На основе анкетного опроса, проводившегося в рамках собственного исследования, мы сделали следующие выводы:
1. 47,2 % молодых людей принимают участие в организации и проведении данного праздника, но только потому, что так принято у них в семье.
62
2. Только 30 % респондентов оценивают свои знания как полные в сфере знания традиций и обычаев данного праздника.
3. Лишь 20 % респондентов отметили значимость участия в народном празднике, потому что он рождает чувство сопричастности и единства всех участвующих в нем.
Несмотря на то что молодежь видит необходимость возрождения народных праздников, традиций, обычаев, не все принимают активное участие в их организации и проведении, например, не все знают традиции и обычаи собственного народа. Из результатов исследования можно сделать вывод, что преемственность духовно-нравственных традиций воспроизводится прежде всего в семье. Семья является
главным инструментом социализации, в котором складывается стереотип поведения личности. Все это доказывает необходимость поощрения участия молодежи в организации и проведении праздников -не только в рамках семейного воспитания, но и в других социальных институтах (например, в сельских домах культуры). Народный праздник - это важнейший элемент культуры досуга, механизм, оказывающий благоприятное воздействие на духовно-нравственное становление подрастающего поколения. Новаторское использование народных праздников в организации досуговой деятельности сельской молодежи в сельских домах культуры повысит уровень культуры досуга сельской молодежи.
1. Бабуева, В. Д. Традиционная народная культура бурят: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / В. Д. Бабуева; ФГОУ ВПО ВСГАКИ. - Улан-Удэ, 2006. - 22 с.
2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М.: Изд-во Худож. лит., 1965. - 543 с.
3. Бояк, Т. Н. Русская сельская молодежь. Трансформация духовно-нравственных ценностей / Т. Н. Бояк. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - 478 с.
4. Букин, В. П. Предпочтения и возможности молодежи российской провинции в сфере досуга / В. П. Букин // Соци-ально-гуманитар. знания. - 2010. - № 1. - С. 111-120.
5. Жигульский, К. Праздник и культура: пер. с польского / К. Жигульский. - М.: Прогресс, 1985. - 336 с.
6. Молодежь Бурятии: стат. сб. / отв. ред. П. И. Бабочкин. - Улан-Удэ: Бурстат, 2009. - 147 с.
7. Понукалина, О. В. Современные тенденции в сфере досуга: региональный аспект / О. В. Понукалина // Уровень жизни населения регионов России. - 2009. - № 6. - С. 81-84.
8. Ренчинова, Ц. Е. «Сагаалган» в духовно-нравственной культуре бурят: традиция и современность / Ц. Е. Реничи-нова, Г. И. Балханов. - ИПК ВСГАКИ. - Улан-Удэ, 2007. - 171 с.
9. Соколов, Э. В. Свободное время и культура досуга (философско-социологическое исследование): автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01 / Э. В.Соколов; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л., 1981. - 40 с.
63