ББК Т52(25)-514 УДК 91з(заб)
Д.Б. Бурменская
г. Чита
Празднично-обрядовые традиции сельской молодежи Забайкалья
Статья посвящена праздничным обрядам и традициям жителей Забайкалья. Автор статьи анализирует и сравнивает особенности праздников, отмечаемых русскими и бурятами, проживающими в сельской местности. Также автор утверждает, что ценность народного праздника для сельского населения намного выше, чем для городского.
D.B. Burmenskaya
Chita
Festive Rituals and Traditions of the Rural Youth of Zabaikalye
The article is devoted to the festive rituals and traditions of the settlers of Zabaikalye. The author of the article analyzes and compares the festive peculiarities of Russians and Buryats living in the country-side. Also the author manifests that a holiday is more important for rural population than for the urban one.
Праздник является объектом исследования многих наук. Праздничный день — в прямом понимании этого слова — день, свободный от работы. И в обыденном сознании он ассоциируется со свободным временем. Однако понятия «свободное время» и «праздничное время» не синонимичны. Свободное время присутствует в жизни индивида практически каждый день и строится им согласно его предпочтениям. Праздничное время — явление не повседневное и определяется нормами, регламентирующими человеческую деятельность, подчиняя ее своим правилам.
В научной литературе присутствует достаточно много определений содержания понятия «праздник». Например, «праздник — день, посвященный какому-либо важному событию в жизни общества, государства, класса, социальной группы, семьи» [1, с. 29]. Или же «праздник — день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположное — будень, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю, относящемуся до местности, до лица» [2, с. 380].
Можно также предложить следующее определение, учитывающее наиболее важные
функции праздника: праздник — сложное комплексное полифункциональное явление, представляющее собой противопоставление обыденности и способствующее объединению и дальнейшему сохранению данной группы.
Праздник занимает весьма значимое место в структуре традиционных ценностей. Он концентрирует в себе ценности этнической культуры в целом, и в то же время выражается в присущих только ему традициях. По мнению Т.Н. Бояк, «праздник можно назвать традицией. Как традиция праздник может пониматься способом соблюдать давно установленные нормы жизни в определенной общности, трансляции ценностей от поколения к поколению. Праздник — это также и обряд. При таком подходе праздник понимается как обряд, который может подмениться традицией, то есть грань между обрядом и традицией в этом случае не проводится» [1, с. 46].
Однако эти два понятия не тождественны и при сопоставлении понятий «традиция» и «обряд» в них раскрываются следующие различия: обряд — символическое традиционное действие, сопровождающее важные моменты жизни индивида и общности. Традиция же — понятие более широкое и объемное. Она может включать в свою структуру и обряды, и многие другие элементы, поэтому трактовка праздничной традиции лишь как обряда существенно обедняет его содержание. Однако, поскольку в структуру праздничной традиции включаются обряды, то вполне оправданным становится понимание праздника как «празднично-обрядовой традиции» [1, с. 47]. Причиной для утверждения празднично-обрядовых традиций служат события, важные для группы, поэтому классификация, типология праздников, а также виды празднования разнообразны.
Д.М. Генкин предлагает классификацию, основанную на принципах общественной значимости и масштабности события и выделяет три основные группы праздников:
1. Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям. Это, прежде всего, великие праздничные даты страны, имеющие всемирно-историческое значение; эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу, безгранична.
2. Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Это профессиональные праздники, праздники отдельных коллективов, учреждений, городов и т.д., в каждом случае масштаб события определяет масштаб празднующей общности.
3. Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей [2, с. 56 — 58].
Классификация праздника с точки зрения социологического анализа была предложена Г.П. Карповой. Здесь существенное значение имеет определение места того или иного праздника в социальном пространстве. Карпова предлагает три основания классификации:
1. По сферам деятельности человека (политические, экономические, религиозные, культурные, бытовые).
2. По диапазону праздника, по охвату территории и по объему включений в праздник массы людей (личностные, семейные, праздники села и трудового коллектива, праздники местные, региональные, праздники этноса, нации, праздники общегосударственные, общенародные, всемирные).
3. По демографическим признакам, прежде всего, половозрастным (женские, мужские, юношеские, детские, ветеранские и т.д.) [4, с. 54-55].
В поликультурном многонациональном обществе особое значение имеет классификация праздников по этническому признаку. Каждый этнос имеет свои особые праздники, которые отражают своеобразие его культуры, быта. Например, бурятский Сагаалган (Новый год) и русская Масленица.
По мнению Т.Н. Бояк, своеобразие структуры русского праздника состоит в том, что она включает в себя как элементы народных традиций, так и религиозных. В этом смысле русский праздник соотносится с традициями празднования православной церкви, поэтому структура традиционного народного праздника состоит из двух частей — торжественной (включающей элементы религиозных традиций — обряд, трапеза, шествие) и народного гуляния (включающего в себя элементы народных карнавальных традиций — игры, развлечении, состязания). Две части праздника взаимодействуют и функционируют совместно. Подобное двуединс-тво во многом определяет поведение индивида и коллектива. Устанавливаются нормы поведения, обязанности празднования семьи, домочадцев, случайных и приглашенных гостей, всей сельской общности. Таким образом, русский праздник наглядно отражает систему и специфику входящих в него ценностей и является одновременно специфическим механизмом ценностно-нормативного урегулирования в обществе [1, с. 46].
Рассматривая бурятские праздники, можно утверждать, что они также состоят из двух частей: торжественной религиозной и народного
гуляния, в котором обязательно присутствуют спортивные, музыкальные, танцевальные состязания, игры и т.д.
Ценность народного праздника обусловлена потребностью индивида и коллектива в продолжении жизни, благополучии, общении, эмоциональной разгрузке, сохранении памяти о прошлом, передаче опыта старшего поколения молодому и т.д. Средством удовлетворения этих потребностей стал институт праздника, в принцип функционирования которого вкладываются все необходимые для этого структурные элементы.
Если члены группы принимают участие в празднике, то они, как правило, подчиняются его нормам. По мнению Т.Н. Бояк, «праздник представляет особую ценность для празднующих и занимает определенное место в ценностных ориентациях его членов» [1, с. 49].
Однако Бояк упускает из виду то, что некоторые индивиды участвуют в празднике скорее не по своему желанию, а из-за страха быть отвергнутыми коллективом. Участие индивида в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с группой, отмечающей праздник, показателем ее культурных ценностей. Присутствуя на празднике, человек демонстрирует, таким образом, свое стремление к участию в коллективной жизни и свое реальное или мнимое отношение к ее ценностям. Празднование нельзя назвать сугубо добровольным делом индивида. Оно не было абсолютно добровольным ранее, и отклонение от участия в праздновании не поощряется и сейчас, хотя человек на современном этапе развития истории является более свободным. Если он разделяет представления своей группы о тех или иных ценностях, то принимает участие в празднике по форме добровольно, но по сути в результате воздействия на него коллективной суггестии, т.е. праздник, является одним из способов регуляции индивидуального поведения.
В конце XX и в начале XXI вв. наблюдается тенденция, заключающаяся в том, что праздник используется как повод не работать. Праздник становится возможностью выпить, погулять, развлечься и т.д. Поэтому некоторые люди отмечают все подряд: религиозные и нерелигиозные, революционные и другие праздники — Рождество католическое и Рождество православное и т.д. В таких случаях сохраняется лишь форма праздника, а содержание исчезает.
Однако, на наш взгляд, такая тенденция проявляется наиболее ярко в городах. В сельской же местности праздничные традиции более консервативны, а различные реформы и изменения происходят достаточно медленно.
В ценностных ориентациях сельских жителей народные праздничные традиции занимают более важное место, чем городских. Ограниченность социально-культурных контактов села с внешним миром, относительная территориальная замкнутость, изолированность села, малая плотность населения также влияют на устойчивость традиции. Например, «по данным ВЦИОМ 1995 года, 82% русских жителей Западного Забайкалья в год проведения опроса праздновали Христово воскресенье (Пасху), в то время как 1 мая отметила лишь половина опрошенных. Действительно, празднование Пасхи занимает в ряду "семейных традиций” третье место после обычая отмечать даты рождения членов семьи и наступление Нового года» [1, с. 87].
Некоторые праздники, навязанные государством, так и не стали по своей сути народными. Люди отмечали их коллективно, соблюдая формальную, внешнюю сторону праздников. Однако не было в этих праздниках искренности. Как, например, в многочисленных профессиональных праздниках, праздниках Труда, Конституции и т.д. Хотя нельзя утверждать, что это происходило повсеместно. В настоящее время немалое количество людей, отмечая праздничные даты религиозного календаря, не забывают и о советских праздниках. К примеру, не признавая праздником День Примирения и Согласия (4 ноября), они продолжают отмечать День Великой Октябрьской Социалистической революции (7 ноября.) и т.д.
Носителем народных праздничных традиций в сельской местности является все сельское население. Наибольшими знаниями этих традиций обладают представители старшего поколения. Они передают молодежи знание этих праздников, их смысл, способы проведения. Праздник играет определенную роль в процессе социализации личности, осознания своего места и отношения к социальным группам. Во все времена праздник привлекает детей и молодежь своим эмоциональным климатом, зрелищностью, весельем, пиршеством, отличием от повседневности, подарками, развлечениями и т.д. Он глубоко западает им в память и является поводом к самоотождествлению — в дни праздника молодежь более четко осознает себя, свое единство с общественной группой. Праздник служит и для ориентации молодежи во времени, в котором жила и живет группа, в том числе и каждый представитель молодого поколения, относящий себя к данной группе.
Характер функционирования, степень устойчивости праздничных традиций зависит не только от национальных, но и территориальнопоселенческих особенностей, специфики раз-
личных общностей, групп. Если рассматривать этнический состав Забайкальского региона, то преобладающее большинство составляют русские и буряты. Празднично-обрядовые традиции этих этносов, несмотря на сходные черты в структуре, все же имеют различия. Русский праздник — крестьянский по своему содержанию. Он близок к сельскому образу жизни, неразрывно связанному с землей. Бурятский праздник также по своей природе относится к сельским праздникам. Однако он в большей степени скотоводческий по своему содержанию. Житель как русского, так и бурятского села считает, что он должен уважать и беречь традиции своего народа, так как они обогащают его духовную культуру. А оторванность от традиционных ценностей (незнание обычаев, традиций, обрядов и т.д.) делает духовную жизнь человека беднее.
Народный праздник в современных условиях занимает важное место в духовных ценностях сельской молодежи Забайкалья. Осознание этого является одним из факторов, которые формируют устойчивую потребность у представителей данной социально-демографической группы приобщения к ценностям праздничной культуры. И следует отметить следующую закономерность: чем старше возраст человека, тем сильнее его убежденность в необходимости приобщения к тем или иным традициям, тем усерднее он исполняет необходимые обряды и тем глубже осознает свою принадлежность к той или иной этнической, культурной группе.
В Забайкальском регионе, как и в любом другом, жизнь сельских жителей состоит из двух взаимосвязанных фаз: будничной и праздничной. Первая фаза состояла и состоит преимущественно из тяжелой монотонной работы. У бурят праздников гораздо меньше, чем у русских. Наверное, это можно объяснить разными видами деятельности их предков. Кочевой уклад жизни не располагал к частым празднованиям, а буряты жили вдалеке друг от друга, так как скоту требовалось много места для выпаса. Собирались они редко, по большому счету два раза в год: летом и зимой. Тем большое значение и ценность имели для них немногочисленные праздники.
В бурятских селах преимущественно отмечают Сагаалган, или праздник Белого Месяца (Новый Год по восточному лунному календарю); Зунай Наадан, или Сурхарбан (летние игры); обо тахилган (религиозный обряд поклонения духам горных вершин); Алтаргану (Всебурятс-кий фестиваль) и свадьбы. К праздникам также с некоторой долей условности можно отнести торжества, устраиваемые в честь открытия да-
цанов (буддийских храмов), субарганов и других мест культового поклонения верующих.
Количественное преобладание русских праздников над бурятскими объясняется тем, что русские вели оседлый образ жизни. Преобладающим видом деятельности было земледелие. В отличие от бурят они жили в небольших и больших поселениях, городах, где было больше возможностей и поводов для празднования. Также большую роль играл религиозный фактор. Многие праздники, отмечаемые русскими, являются церковными. А в христианской религии, как мы знаем, существует огромное количество праздников. Самые отмечаемые праздники у жителей русского села — Христианская Пасха (апрель — май), Православное Рождество (7 января), Троица, Масленица (февраль-март), Крещение Господне, Вербное воскресенье, свадьбы и т.д.
В современных условиях как русские, так и буряты празднуют Новый год (31 декабря — 1 января), Старый Новый год (13 января), Международный женский день (8 марта), День защитника Отечества (23 февраля), День Победы (9 мая).
Во время праздников наблюдается резкое повышение интереса к национальной культуре:
песням, танцам, играм, костюмам, блюдам и т.д. Эта тенденция заметна и у бурят и у русских.
Следует отметить, что современный сельский праздник существенно изменился по содержанию. Некоторые традиции празднования стерлись в памяти народа и поэтому не соблюдаются или модернизировались в новые. Это касается, в первую очередь, участия молодежи в религиозных обрядах. Молодежь все больше предпочитает пропустить эту часть празднования. Молодого человека праздник сейчас привлекает возможностями удовлетворения потребностей индивидуально-лично-стного характера. Это обусловлено рядом причин: значительная девальвация религиозных традиционных ценностей в пользу западных, прагматических; многолетнее разрушение этнокультурных традиций в обществе; вытеснение игрового элемента, творческого начала, креативности в пользу рационализма, практицизма.
И, тем не менее, праздничные традиции играют немалую роль в процессе социализации личности, а значимость этнокультурных ценностей для сельской молодежи Забайкалья не подвергается сомнению. Представители данной группы не утратили веры в необходимость высоких нравственных принципов.
Библиографический список
1. Бояк, Т.Н. Русская сельская молодежь: празднично-обрядовые традиции в ее ценностных ориентациях (на материалах Бурятии) [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / Т.Н. Бояк. — Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сиб. АКИ, 2000.
2. Генкин,Д.М.Массовыепраздники [Текст] / Д.М. Генкин. — М.: Просвещение, 1975.
3. Даль, В.Н. Толковый словарь живого ве-
ликорусского языка [Текст] / В.Н. Даль. — М., 1975.
4. Карпова, Г.П. Праздник в контексте социальных изменений [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / Г.П. Карпова. — Саратов, 2001.
5. Угринович, Д.М. Обряды: за и против [Текст] / Д.М. Угринович. — М.: Просвещение, 1975.