(---
5
Отечественная история
Е.В. Макарова
Народные художественные промыслы Подмосковья (Гжель, Жостово, Федоскино): история возникновения и развития
Автор сравнивает основные этапы становления и развития трех наиболее широко известных промыслов Подмосковья: Жостово, Гжель и Федоскино, проводит аналогии с зарубежными производствами. В статье описаны периоды расцвета и упадка производств, рассмотрены причины данных изменений, а также современное положение народных художественных промыслов.
Ключевые слова: народные художественные промыслы, история возникновения народных промыслов, Жостово, Гжель, Федоскино, современный этап развития народных промыслов, народные промыслы Подмосковья.
Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу
XVIII в. В 1795 г. в подмосковном имении Данилково П.И. Коробовым было основано первое небольшое предприятие по производству лаковых изделий. Путешествуя по Европе, П.И. Коробов заинтересовался расписными изделиями лакировальной фабрики И.Г. Штобвассера в Германии. Коробову удалось приобрести у Штобвассера необходимый инвентарь: лаки, краски и пригласить нескольких мастеров этой фабрики в Россию. Наряду с лакированными козырьками к каскам для русской армии здесь изготавливались круглые «коробовские» табакерки. Первые табакерки не расписывались, на них наклеивались гравюры, покрытые лаком [2]. Промысел получает дальнейшее развитие, когда фабрика переходит к зятю Коробова П.В. Лукутину. Фабрика осваивает выпуск не только табакерок, разных по форме и размерам, но и ряда новых изделий: портсигары, папиросницы, коробочки, шкатулки, шахматные столики, спичечницы, пудреницы и многое другое. На изделия стали наносить живописные
Отечественная история
миниатюры, но они существенно отличались от европейских своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приемами письма [7].
Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. В ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий. Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами и др. здесь выделывались также и подносы из папье-маше. В 1836 г. на выставке в Митаве не очень прочные подносы из папье-маше уступили по качеству железным сибирским подносам. Тогда и было принято решение о производстве в Подмосковье железных подносов. При этом удалось устранить существенный недостаток сибирских подносов: они были прочны, но плохо покрывались краской. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости [4].
Первые упоминания о Гжели встречаются еще раньше. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII в. В 1663 г. царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам» [цит. по: 5]. В 1770 г. Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды» [цит. по: 5]. До середины XVIII в. Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. С середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. После 1802 г., когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х гг. XIX в. многие изделия расписывали только синей краской [5].
Таким образом, можно говорить о том, что все вышеперечисленные промыслы возникли (XVIII в.) и сформировались как производства (XIX в.) практически в одно время. Также можно отметить, что данные промыслы не являются уникальными. В процессе развития они приобрели массу отличительных, характерных только для России черт, но производства были построены по принципу аналогичных производств в Европе.
Расцвет народных художественных промыслов приходится на вторую половину XIX в. Вторая четверть XIX в. — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы [3]. В середине и особенно во второй половине XIX в. производство подносов в Жосто-ве и окрестных селениях увеличилось. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы [1]. На вторую половину XIX в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутин-ских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов: «бабушкины сказки», «крестьянское семейство», «русская пляска», знаменитые тройки, чаепития [10].
Расцвет народных художественных промыслов разных направлений приходится на один исторический период. Это связано с тем, что возникает спрос на такого рода продукцию. После Отечественной войны 1812 г. в моду входят предметы обихода, сделанные по европейским образцам. Но при этом изделия русских промыслов имеют свои неповторимые черты. В основе росписи лежат русские, часто народные, мотивы, близкие покупателям.
Спад производства произошел в конце XIX - начале XX вв. Деятельность гжельского промысла по существу не прерывалась. Но в конце
XIX в. крупные фарфоровые заводы теснят продукцию промысла. Применяя механические способы декорирования фарфора (печать, декалькомания), они выпускают на рынок изделия, более дешевые по сравнению с украшенными ручной росписью.
Подобно другим народным промыслам, в 1910-е гг. Жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, производство сокращалось. Мастера уходили в сельское хозяйство, в отхожие промыслы. Та же ситуация была в Федоскино. В последней четверти XIX в., в связи с широким распространением художественной фотографии, жанр миниатюры приходит в упадок. В 1904 г. лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам [11].
Массовое производство изделий, строительство крупных заводов и фабрик привели к упадку в среде народных художественных промыслов.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
Продукция фабрик была дешевле, в то же время фабричные изделия утратили уникальность и самобытность ручной росписи. Также на ситуацию повлияла изменившаяся обстановка в стране. Период первой мировой войны и революционные годы оказались очень тяжелыми в жизни промыслов. Не было сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. После революции 1917 г. многие предприятия были национализированы.
Новый этап в развитии промыслов наступил в 1920-е гг. В 1923 г. на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом I степени за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках. В 1931 г., после более чем тридцатилетнего перерыва, по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессионально-техническая школа, где обучали мастерству письма и изготовления полуфабриката. В 1960-х гг. появляются новые подходы к декоративным решениям федоскинских изделий. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особое внимание уделяется форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием. В темах преобладают теплые лирические мотивы. Именно в это время складывается целая плеяда талантливых художников: М.С. Чижов, И.И. Страхов, С.П. Рогатов, Н.И. Балашов, В.Д. Липицкий, А.И. Козлов, Г.И. Ларишев, В. Д. Антонов, М.Г. Пашинин и др. [9].
В 1920-е гг. с общим подъемом народного искусства и возрождением артелей возникли они и вокруг Жостова, а в 1928 г. объединились в одну - «Металлоподнос», с 1960 г. переименованную в существующую и поныне Жостовскую фабрику декоративной росписи. 1920-1930-е гг. были нелегкими в истории Жостова. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостова (А.И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов,
Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин, Н.Н. Гончарова, Н.Н. Мажаев, Б.В. Графов и др.) понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, умели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства [6].
Гжель, как и многие промыслы, в 1920-е гг. начинает возрождаться, создаются артели, объединившие мастеров художественной керамики. Но лишь со второй половины 1940-х гг. наступает подлинное возрождение традиций Гжели под руководством ученого А.Б. Салтыкова при участии талантливой художницы Н.И. Бессарабовой. Эта работа была связана с восстановлением народного приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих определенное бытовое назначение. Их оформление синей кобальтовой росписью делало каждый предмет нарядным и привлекательным. Развитие искусства гжельского промысла в последующие десятилетия шло очень целенаправленно. К началу 1980-х гг. фарфор Гжели получил признание у нас в стране и за рубежом [8].
Таким образом, в том числе благодаря государственной поддержке, после революции 1917 г. народные художественные промыслы получили дальнейшее развитие. Были восстановлены производства, сформировались художественные школы. Изделия народных художественных промыслов получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом.
В настоящее время производства изделий народных художественных промыслов переживают не самый лучший период в своей истории. На современном этапе им достаточно сложно конкурировать с изделиями массового производства. В век технического прогресса становится все сложнее сохранять старые традиционные технологии. Но, тем не менее, изделия народных художественных промыслов до сих пор производятся по старинным технологиям и расписываются вручную. Именно поэтому им удается сохранить индивидуальность и самобытность.
Библиографический список
1. Богуславская И., Графов Б. Искусство Жостова. М., 1979.
2. Василенко В. М., Артамонов М. Федоскино. М.; Л., 1935.
3. Дулькина Т.И. Гжель. Тонкий фаянс. М., 2000.
4. Исаев А.А. Промыслы Московской губернии: В 2-х т. М., 1876-1877.
5. История промысла // Сайт «ЗАО “Объединение Гжель”». иЯЬ: http://www.gzhel.ru/dir/95/ (дата обращения: 01.02.2012).
6. Романова И.А. Искусство Жостова. М., 1987.
7. Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино. М., 1987.
8. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. М., 1992.
9. Федоскино // Сайт «Измайловский кремль». ИКЬ: http://www.
kremlin-izmailovo.com/fedoskino (дата обращения: 01.02.2012).
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
10
Отечественная история
10. Чижов М.С. Среди миниатюристов: Записки федоскинского мастера / Под ред. Б.И. Коромыслова; Оформление В.С. Ворониной. Л., 1982.
11. Яловенко Г.В. Федоскино. М., 1959.