УДК 330.123.7:338.5 Я.Н. Лозовская
НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ УРОВНЕЙ ЦЕН НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ
Анализируя фактическую
структуру топливного баланса страны, автор приходит к следующему выводу: доля добычи и потребления угля является стабильно низкой. Позитивных радикальных сдвигов способных изменить структуру топливного баланса страны в сторону угля автор не обнаружил.
Доля нефти, в значительной степени ориентированной на экспорт, несмотря на рост добычи, во внутри-российском потреблении энергоресурсов снижается.
Доля газа во внутрироссийском потреблении энергоресурсов остается решающей и достигает 55%.
Несмотря на призывы руководства страны по оптимизации структуры топливного баланса, на высказываемое мнение об опасности и риске газовой ориентации России, не взирая на требования Президента повысить долю угля в структуре топливного баланса страны, положение не изменяется, спрос на уголь падает и его добыча не уменьшается лишь в связи с ростом поставок на экспорт.
По исследованиям автора подобное положение является следствием наличия недостатков в ценообразовании различных видов топливных ресурсов.
Автором разработана методика комплексного и системного определения цен на различные топливные
ресурсы, соответствующая российским условиям государственного участия в их ценообразовании.
Методика базируется на минимальном уровне цены на энергетический уголь, обеспечивающем рентабельную работу угледобывающего предприятия и на объективном соотношении цен на нефть, газ и уголь.
Предложенная методика включает механизм регулирования доли потребления угля в зависимости от установленной цены на газ. Рост цены газа приводит к сокращению объемов его внутрироссийского потребления и замещению его углем.
Высвободившиеся при этом объемы газа, могут быть реализованы на мировых рынках и дать дополнительную прибыль для народного хозяйства России.
С помощью разработанной автором методики ценообразования на конкурентные виды топливных ресурсов рассчитана система уровней внутрироссийских цен на нефть, газ и уголь для условий 2005 года.
В соответствии с этими разработками внутрироссийские цены на нефть должны быть повышены на 45 %, на газ - в 2,1 раза и на уголь - на 73 %.
Предложенная оптимизация уровней цен на анализируемые энергоносители, обеспечит им равную конкурентоспособность на внутрироссий-
Таблица 1
Уровень цен на газ
Существующая внутрироссий-ская цена газа (2005 год) Рекомендованная в данной работе ми-ним.-необх. цена газа Рост це- ны газа на 20% Рост це- ны газа на 40% Рост це- ны газа на 60% Рост це- ны газа на 80% Рост це- ны газа на 100 % Рост цены газа на 120% Экс- порт. цена (2005 год)
руб./1000
1122 2368 284 2 331 5 378 8 426 2 473 6 5209 3752
$/1000 М1
41,8 88 106 123 141 159 176 194 140
Доля угля в структуре топливного баланса России при соответствующей цене на газ
15% 21% 22% 24% 26% 28% 30% 31%
Таблица 2
Расчет общих затрат при выработке тепла н электроэнергии
Себестои- мость Объем выработки Затраты на производство Общие затраты при выработке тепла и электроэнергии
Электроэнергия 52,2 коп./кВт-ч 616722 млн кВт 320,7 млрд руб. в год 534,3 млрд руб. в год
Теплоэнергия 331,3 руб./Гкал 644809 тыс.Гкал 213,6 млрд руб. в год
ских топливных рынках. В этом случае можно ожидать снижения доли потребления газа в структуре топливного баланса страны с 42 до 36 процентов и увеличения доли потребления угля с 15 до 21, что, к сожалению, не обеспечивает даже мирового уровня: для газа - 33 % и угля - 27%.
Дальнейшее увеличение потребления угля и доведение его доли в структуре топливного баланса России до мировой, зависит от возможностей дальнейшего повышения цен на газ. Следует заметить, что весь предложенный диапазон варьирования уровней цен на газ находится в пределах реальной его стоимости и значительно ниже уровней мировых цен на газ.
Диапазон варьирования уровней внутрироссийских цен на газ в соот-
ветствии с расчетом автора, представлен в табл. 1.
Как следует из приведенных данных, достижение среднемировой доли угля в структуре топливного баланса может быть реализовано при росте цены газа на 70 % по сравнению с минимальным ее уровнем, т.е. при цене 150 долларов за 1000 мь
Количественная оценка изменения объемов спроса на конкурирующие топливные ресурсы представлена на рис. 1.
Как видно из представленного рис. 1, рекомендованное изменение уровней цен на газ провоцирует активную мотивацию потребителей газа к снижению объемов его потребления с соответствующим увеличением потребления угля.
Расчетная цена на газ, долл. за 1000 куб.м
□ Увеличение потребления угля в энергетическом секторе 0 Прогнозное сокращение потребления газа в народном хозяйстве России
Рис. 1. Прогнозируемое сокращение потребления газа в народном хозяйстве России и соответственное увеличение потребления угля в энергетическом секторе в результате установления рекомендуемых цен на газ
210 -т
180 -
150 -
м.
.б у к 120
ч а ч 2 90 -60 -
30 -
0
88
106
123
141
159 176 194
Цена на газ, $/1000 куб.м
Рис. 2. Объемы высвобождаемого газа, млрд м1
ю
л
&
н и
<Ц
ев
СО (н
58
8
И
о
(и
(Г
8
§
О
В
о
И
о
ев ^
ь Э ^ 2 о и с
о
И
со
«
8
В
<ц
(г
8
Ч
<ц
И
И
400
300
200
100
0
51
67
113
84 101
Млрд куб.м
Рис. 3. Экономический эффект при поставках газа на экспорт
135
151
х
ч
Л
ч
о
и
сз
X
о
о
ч _ о
Л 1-1
к ю
«
2
X
л
5
Ё
X
ч
о
с
о
X
к
о
н
300
250
200
150
100
50 --
88
106
123 141 159 176 194
Цена на газ, $/1000 куб.м
Рис. 4. Дополнительно необходимые объемы угля при установлении рекомендуемых цен на газ
0
Таблица 3
Дополнительные затраты потребителей угля вследствие замены газового топлива угольным, млрд рублей в год
Дополнительный объем угля, млн тонн
87 115 145 173 201 231 260
Дополнительные затраты потребителей угля 22,3 29,5 37,2 44,3 51,5 59,2 66,6
Поскольку внутренний спрос потребителей на газ будет снижаться, соответственно, повысятся возможности России по поставкам газа на экспорт.
Количественная оценка объемов высвобождаемого газа в результате установления рекомендованного уровня внутрироссийских цен на газ представлена на рис. 2.
Экономический эффект при поставках высвободившихся объемов газа на экспорт представлен на рис. 3.
Примечание: Расчет: (140-45 (издержки добычи и тр.газа)) х51х26,8 = = 129846 млн руб. в год.
Как видно из представленных данных, величина дополнительного эффекта, в результате увеличения экспорта газа на 51 - 151 млрд м1 составит 129,8 - 384,4 млрд руб. в год.
В свою очередь, снижение потребления объемов газа приведет к замещению газового топлива угольным.
Величины ожидаемых дополнительных объемов угледобычи при установлении рекомендуемых цен на конкурирующие виды топлива представлена на рис. 4.
Замена газа угольным топливом приводит к росту затрат у производителей электроэнергии и тепла.
Так, увеличение потребления угольного топлива на 87 млн тонн взамен высвободившегося объема газа в 51 млрд м1, увеличит затраты потребителей угля на 22,3 млрд рублей в год.
Расчет представлен ниже:
Дополнительный объем потребления угля в 87 млн т или 58 млн т у.т., составит в общем объеме потребления энергоресурсов 5,5% (58 : 1061). Как следует из приведенных расчетов, затраты производителей электроэнергии и тепла возрастут согласно установленной величине удорожающего коэффициента в 1,76 раза, следовательно, общее удорожание затрат составит 5,5 % х 0,76= 4,18 % или 22,3 млрд рублей в год (534,3 х 4,18 %).
При росте объемов потребления угля величины, дополнительных затрат потребителей представлены в табл. 3.
Итоговый результат от предложенных в работе преобразований для народного хозяйства России представлен на рис. 5.
Подводя итог, отмечаем, что в результате предложенной методики ценообразования на конкурентные виды топливных ресурсов, с учетом связанных с этим соответствующих положительных и отрицательных моментов, ожидаемым результатом для народного хозяйства России может быть получение дополнительных поступлений в размере от 107,5 до 317,8 млрд рублей в год, в зависимости от изменения объемов спроса на газ и на уголь.
Увеличение цен на энергоносители, соответственно увеличивающие затраты потребителей, не является фискальной мерой, это «плата» за переход к рыночным условиям работы. Выравнивание уровней цен с их не-
500
450
§ 400 « 350
ю
л
«
л
ч
н
и
и
о
300
250
200
150
100
50
87
115
145
173
201 231 260
0
Дополнительный объем угля, млн тонн
Рис. 5 Ожидаемый эффект в случае замены газового топлива угольным для на‘ родного хозяйства России
оправданно заниженного до нормального уровня является необходимой мерой по приведению внутри-российских уровней цен на энергоносители в их естественный вид, соот-
ветствующий требованиям свободных рыночных взаимоотношений поставщиков и потребителей топливных ресурсов и приближающих уровень цен к их мировым значениям.
— Коротко об авторах
Лозовская Я.Н. - доцент, кандидат экономических наук, Московский государственный горный университет.
Статья представлена кафедрой «Экономика и планирование горного производства», Московского государственного горного университета.
Рецензент - Петров Иван Васильевич, доктор экономических наук, профессор, кафедра «Экономика природопользования» Московского государственного горного университета.