НАРОДНО-ПЕСЕННОЕ НАЧАЛО В ХОРОВОЙ МУЗЫКЕ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА: СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Хань СиньСин, аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-12-2-60-63
Аннотация. Статья приоткрывает завесу особой грани творчества выдающегося русского композитора - Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908) - широкое привлечение фольклорно-этнографического материала для своих произведений практически всех жанров. Отметим, что основная форма функционирования народных жанров была коллективной; практически весь песенный пласт представляет собой коллективную форму музицирования. Композитор хорошо знал тонкости народной музыки, разбирался в её жанровой природе и, главное, любил её, что отразилось на всём его творчестве. Любовь и интерес к древним народным обрядам, укладу жизни, особому музыкальному языку и причудливым формам его выражения проявились у композитора довольно рано и остались в его сердце до самого конца. В статье предлагается определение специфики народно-певческого материала, лёгшего в основу творчества композитора, и методы работы с ним. Отметим, что композитор особым образом воспринимал аутентичный материал и композиционными средствами западноевропейской школы «причесывал» натуральную основу народной песенной культуры.
Ключевые слова: народно-песенная традиционная культура, русский фольклор, хоровая музыка Римского-Корсакова, русская классическая хоровая музыка.
Всестороннее и обширное творчество Н.А. Римского-Корсакова характеризуется постоянным поиском и воплощением этого поиска образа русского мира с его древними обычаями, миропониманием и национальным колоритом. Композитор создал 15 опер, преимущественно на древнерусские сказания и легенды, создав свой «русский мир», который имел преувеличенно возвышенные краски, целомудренные образы и кристально чистые интонации, воплощающие мотивы древнерусских напевов. Это особенно очевидно в его женском хоре на мотивы русских песен «Вариации и фугетта» ор. 14 и четырёх мужских хорах ор. 16 (1876).
Народно-песенные попевки и мотивы у Римского-Корсакова обрабатываются в канонах западноевропейского полифонического письма, о котором в своё время писал музыкальный и литературный критик Г.А. Ларош (1845-1904) в своей статье «Мысли о музыкальном образовании», где рассуждал о внедрении контрапункта в основу старинных русских мелодий.
Как представитель московской школы и педагогики, Ларош критиковал деятельность
«Могучей кучки» и призывал московских композиторов следовать истинному пути развития русской музыкальной культуры через народную песенность, которую ввёл в своё творчество и высоко воспел Михаил Иванович Глинка. Ларош называл истинными преемниками Глинки П.И. Чайковского и С.И. Танеева (1856-1915, любимого ученика Чайковского), которые осуществили идею Лароша «облагородить» народную музыку профессиональными средствами [2-4]. Кучкисты недолюбливали Лароша, но, вместе с тем, прислушивались к его, в некоторых местах, конструктивной критике. Так, Н.А. Римский-Корсаков, сразу же после статьи Лароша 1874 г. «Мысли о музыкальном образовании», пишет несколько хоров на русские народные темы, иногда прямо цитируя их, и предлагает музыкальной общественности свой возвышенно-прекрасный идеалистический мир русской песенной культуры. «Я не знаю, в каком году появилась статья «Мысли о музыкальном образовании» [Лароша - ред. автора], но почти уверен, что она предшествовала внезапному обращению Н.А. к занятию контрапунктом в 1874 г. и натолкнула его на эти за-
нятия..., последовательно выполняя программу, начертанную Ларошем...» (письмо С.И. Танеева брату П.И. Чайковского - Модесту Ильичу, 1912). Действительно, в этот период 1875-1876 гг. один за другим появляются хоры Римского-Корсакова с красивейшей музыкой в тонкой изящной технике подвижного контрапункта, которая невероятным образом пересекалась с подголосочной полифонией народного мелоса.
Важно отметить, что первым, кто стал активно применять западноевропейскую полифоническую технику в отношении русских народных напевов, был М.И. Глинка (18041857): симфоническая фантазия на две русские темы «Камаринская» (1848), а до этого -Симфония на две русские темы (1834, окончена В. Шебалиным), хоровая интродукция и финал оперы «Иван Сусанин» (1836), хоровые сцены оперы «Руслан и Людмила» (18371842). Творчество Глинки вдохновляло многих композиторов, особенно «кучкистов», к
Таблица 1.
Здесь налицо преемственность традиции русской духовной хоровой культуры: «Значение и достоинство [хорового - ред. автора] искусства - расширение кругозора людей, увеличение духовного богатства, капитала людей... Эта духовная деятельность должна приносить людям благо... Содержанием искусства должно являться начало, важное для людей, нужное всегда всем людям (доброе или нравственное), то, что соединяет людей не насилием, а любовью, что служит указанием на радость единения людей между собой или на страдание, происходящее от разъединения» [5].
Хоровые произведения Римского-Корсакова, основанные на народно-песенном
которым относился и Римский-Корсаков [1], которого поразило особое слышание и колорит русской музыки в обработке технологий западноевропейской композиторской школы. Вслед за Глинкой Римский-Корсаков применяет полифоническую технику к русской песне, используя старинные полифонические формы - фугетту и строгие вариации, как подобие профессиональной формы, отражающей куплетно-строфическую песенную композицию. Интересно, что в своей знаменитой кантате «Иоанн Дамаскин» соч. 1 на слова А.К. Толстого (1884) С.И. Танеев обращается к таким же формам, что и Римский-Корсаков, так как в русской хоровой музыке, основанной на древних напевах, есть предрасположенность к полифонической разработке. Н.А. Римский-Корсаков был одним из первых русских композиторов, который широко использовал хоры a cappella с полифонической техникой (табл. 1).
источнике, отличаются насыщенной имитационной полифонией, которая при этом звучит «по-русски». «Этому способствует точный выбор (или сочинение) тем в смысле их способности к органическому, ненасильственному контрапунктическому развитию и в смысле образности - либо сурово-эпической, либо, как в Вариациях, лирической, но сосредоточенной, «бесконечно длящейся», а также столь свободное, раскрепощённое владение контрапунктом, при котором становится возможным сочетание всего разнообразия его приёмов с приёмами народной русской полифонии, отбирая в обеих категориях не противоречащие друг другу элементы» [6].
для хора a cappella для хора с оркестром
2 двухголосных женских хора на сл. М.Ю. Лермонтова ор. 13, 1875 «Стих об Алексее, божием человеке» ор. 20, 1878
4 вариации и фугетта на тему русской песни «Надоели ночи» для четырехголосного женского хора ор. 14 1875 Подблюдная песня «Слава» ор. 21, 1880
6 хоров: тетради 1, 2 ор. 16, 1875-1876, с фортепиано ad libitum Хоры из опер
2 хора op. 18, 1876
Русские народные песни, переложенные на народный лад для женского, мужского и смешанного хора без сопровождения: тетради 1-3 ор. 19, 1879
4 трехголосных хора для мужских голосов ор. 23, 1876
Разбойничья песня «Ты взойди, взойди, солнце красное», слова народные, для мужского хора, 1884
2 хора для детских голосов, 1884
Для хоровых произведений композитора на народные темы характерны глинкинские композиционные приёмы и общие идеи кучкистов:
- широкое использование унисонов в проведении тематического материала;
- особая форма каденций на унисоне и предыктом на секундовом ходе;
- использование бурдонов: длительные органные пункты составных интервалов (например, в «Татарском полоне»);
- применение переменно-натурального лада с использованием параллелей, народных диатонических ладов и полиладовости из-за канонического развития и бурдонов;
- сочетание народной подголосочной фактуры и контрапунктической техники с редким включением хроматизмов и доминантовых каденций, а также включение варьированной формы развития, схожей с куплетной организацией музыкально-поэтической строфы народной песни («Татарский полон»);
- приоритетный статус квартовых оборотов, подчёркивающих древнеобрядовое звучание напевов (например, в «Старой песне»).
Хоровые произведения Римского-Корсакова, основанные на народно-песенной природе, являются органичным продолжением глинкинской традиции, демонстрируя лучшие формы преемственности русской композиторской школы и требуя особого прочтения нотного текста, исходя из природы народного мелоса. Для наиболее глубокого прочтения музыкального текста хоров Рим-ского-Корсакова необходимы навыки:
- в вокально-ритмических упражнениях, приближённых к фольклорным, на скорость и протяжённость слоговых распевов;
- работа над артикуляцией, дыханием, фразировкой, точное воспроизведение темпа мелодии и особенностей звукоизвлечения в народном стиле;
Библиографический список
1. Большая российская энциклопедия // Могучая кучка. Т. 20. - М., 2012. - С. 571-572.
Гозенпуд А. Герман Августович Ларош // Ларош Г. Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 1. - 1974. - С. 5-32.
Кремлёв Ю. Г.А. Ларош: [гл. третья] // Русская мысль о музыке: очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т. 3: 1881-1894. - Л., 1966. - С. 129-188.
Ливанова Т.Н. Г.А. Ларош // Оперная критика в России. Т. 2. Вып. 4. - М., 1973. - С. 139-146.
Ольхов К.А. Хоры a cappella С. Танеева // Хоровое искусство. Вып. 2. - Л., 1971. - С. 35.
Рахманова М.П. Николай Андреевич Римский-Корсаков. / Российская академия музыки им. Гнесиных; Государственный институт искусствознания. - М., 1995. - 240 с.
- определение понятия «диалект», его значимость в текстах народных песен;
- учёт особенностей звукообразования, приближённого к народному пению: «динамика», «тембр», «снятый тембр» с выполнением определённых голосовых упражнений.
Очень поможет изучение и рассмотрение различных жанров музыкально-традиционной культуры в трудовой, празднично-обрядовой, семейно-бытовой сферах народной жизни; анализ образного строя и системы средств выразительности народной песни; общая характеристика законов исторической жизни народной песни:
- календарно-обрядовые песни в системе земледельческих обрядов и праздников;
- семейно-обрядовые жанры русского фольклора;
- народная хореография, хороводные, игровые, плясовые песни;
- сказительские традиции и жанры русского эпоса;
- лирические, протяжные песни и т.д.
Для успешного исполнения хоров Римско-го-Корсакова необходимо понимать закономерности народно-песенных композиций:
- структура музыкально-поэтической формы: интонационно-ладовая, метроритмическая, композиционное строение народной песни и соотношение напева и текста;
- историко-стилевые и диалектно-стилевые особенности народной песни;
- образно-поэтическая система и связанные с ней мифологические представления, основные сюжеты, персонажи и т.д.
Погружение в этнографию народной песни обогатит певческую интерпретацию хоров Римского-Корсакова, который хорошо знал все эти особенности и ориентировался на них в своём хоровом творчестве.
- HcKyccmeoeedenue -
THE FOLKSONG ELEMENT IN THE CHORAL MUSIC BY N.A. RIMSKY-KORSAKOV: SPECIFICS OF MUSICAL MATERIAL ANDMETHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS
Xinxing Han, Postgraduate Student
Herzen State Pedagogical University of Russia
(Russia, Saint-Petersburg)
Abstract. The article opens the veil of a special aspect of the creative work of the outstanding Russian composer Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov (1844-1908): the wide use of folklore and ethnographic material for his works of almost all genres. It should be noted that the main form offunctioning of folk genres was collective; practically the entire song structure represents a collective form of music-making. The composer was well aware of the nuances of folk music, understood its genre nature and, most importantly, loved it, which was reflected in his entire creative work. The love and interest in ancient folk rituals, way of life, special musical language and bizarre forms of its expression manifested themselves in the composer quite early and remained in his heart to the very end. The article offers a definition of the specifics of the folksong material that formed the basis of the composer's work and methods of working with it. It is worth noting that the composer perceived authentic material in a special way and "combed" the natural basis of folk song culture using compositional means of the Western European school.
Keywords: folksong traditional culture, Russian folklore, choral music by Rimsky-Korsakov, Russian classical choral music.