ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ХОРОВОЙ МУЗЫКОЙ РУССКОГО КОМПОЗИТОРА НИКОЛАЯ АНДРЕЕВИЧА РИМСКОГО-КОРСАКОВА
Хань СиньСин, аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-141-144
Аннотация. Начав композиторское творчество с симфоний и оркестровки оперы А.С. Даргомыжского «Каменный гость» (1869) и завершив его написанием оперы «Золотой петушок» (1907), гениальный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков (18441908) стал одним из ключевых фигур русской классической музыки, хронологически соединяющий эпоху М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского с музыкой XX века - А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского и др. Композиторское творчество Римского-Корсакова обширно и представлено множеством самых разнообразных жанров: от симфонии и оперы до вокальных миниатюр, обработок народных песен и хоров (в том числе и a capella на религиозные тексты). Особое место в творчестве композитора занимала народно-песенная культура, которую он переосмысливал и обрабатывал в соответствии со своим видением и восприятием природы древнейших традиционно-обрядовых песен и наигрышей. Народная музыка звучит во многих его произведениях оперы, симфонических произведениях, хорах и др. В связи с этим остро стоит вопрос о правильной интерпретации хоровой музыки русского композитора, который хорошо знал народную песенную и инструментальную культуру, будучи не только исследователем, но и в некоторой степени собирателем песен.
Ключевые слова: хоровая музыка, обработки народных песен, творчество Н.А. Римского-Корсакова, природа интонирования народно-песенной культуры, музыкальный код.
Классик русской композиторской школы, стоявший в основе формирования национальной композиторской школы и творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка» в конце 1850 -начале 1860-х гг., стал достоянием русской музыкальной школы как выдающийся композитор, педагог, музыкальный критик, общественный деятель и т.д. Н.А. Римский-Корсаков не только сочинял и преподавал музыку, но и многое сделал для пропаганды русского музыкального искусства, увековечив произведения своих друзей, скончавшихся раньше него и оставив незавершенными многие свои фундаментальные произведения, а некоторые даже полностью оркестровал («Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Князь Игорь » А.П. Бородина и др.). Профессионалам и любителям музыки хорошо известны 15 опер композитора, преимущественно на сюжеты, почерпнутые из русской мифологии и легенд. Также он
написал симфонические сюиты («Анчар», созданную в период с 1868 по 1891 годы, «Шехерезада» 1888 г., «Испанское каприччио» 1897 г. и др.), сказки, увертюры, камерную инструментальную и вокальную музыку и т.п.
В период наиболее мощного расцвета русской классической музыки многие композиторы пробовали свои силы в хоровом искусстве, как необходимость погружения в глубинные истоки родной музыкальной культуры, насчитывающей несколько веков своего развития. В процессе эволюционного развития русское хоровое пение, «зародившись на самой заре человеческой культуры» [10], оформилось в самостоятельный вид искусства, в основе которого сохранилась верность традиции и мировоззренческие ценности прошлых поколений. Римский-Корсаков также пробовал свои творческие силы в области хоровой музыки и оставил нам наследие в виде нескольких хоров с оркестром и а саре11а, а
также «Всенощную», созданную совместно с коллективом авторов из Придворной капеллы: С.А. Смирновым, Азеевым, Ко-пыловым и Сырбуловым [6].
В хоровой музыке Римского-Корсакова с большой силой проявилась его тяга к народно-певческой организации формы с ладогармоническими особенностями, тяготеющими к архаике - бесполутоновые (ангемитонные) кварто-терцовые трихор-ды и т.д. Хоровой музыке композитора свойственна специфическая черта, обусловленная удивительными песенными свойствами русского фольклора с их поли-ладовостью, особым акцентированием опорных тонов. Эти особенности с еще большей самобытностью перенял от своего учителя выдающийся ученик Римского-Корсакова - И.Ф. Стравинский (18821971).
При работе с хоровой музыкой Римско-го-Корсакова необходимо руководствоваться важнейшей деталью: основу его хоров составили романсовый и песенный жанры. Как отмечают некоторые исследователи, в этих произведениях с большой силой проявились полифонические навыки композитора, основанные как на западноевропейской контрапунктической технике, так и (в первую очередь) на подголосоч-ной полифонии, свойственной русской протяжной песенной природе. Хоровые сочинения и обработки народных песен Н.А. Римского-Корсакова на сегодняшний день мало изучены и представляют значительный исследовательский интерес, так как органическая основа его хоров в некоторой степени схожа с хоровой музыкой его московских коллег - П.И. Чайковского (1840-1893) и С.И. Танеева (1856-1915), которые обращались к другому источнику русской хоровой музыки - знаменному распеву (др.-рус. «знамя» - знак). Знаменный распев, в отличие от песни, представляет собой монодию, исполнявшуюся в унисон, и, по историческим свидетельствам, имел иную певческую природу, так как был привезен в страну из Византии после крещения Руси. Постепенно, к XVI веку «иностранная» форма монодийного распева обрастает полифоническими подголосками, свойственными природе рус-
ской народной практике многоголосного пения. Знаменный распев привлекает своей особенной ладовой организацией многих русских композиторов, которые гармонизуют их, адаптируя к западноевропейскому виду. Одним из первых знаменный распев гармонизовал А.Д. Кастальский, далее интерес к нему проявили М.А. Балакирев, П.И. Чайковский,
Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Смоленский, С.И. Танеев, M.M. Ипполитов-Иванов, А.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов
П.Г.Чесноков, А.В. Никольский, Н.Я. Мясковский и другие композиторы [9].
У Римского-Корсакова хоры принимают несколько иной музыкальный образ, основанный на песенной природе. Сразу после первых профессиональных фольк-лорно-этнографических экспедиций своих коллег, в частности М. Балакирева, композитор гармонизует множество народных песен, которые легли в основу его сборников обработок русских народных песен [11]. Поэтому доминирующее место в музыкальном мелосе хоровой музыки композитора занимают напевы его обработок народных тем 70-80-х годов XIX века, являющиеся естественным продолжением его работы над песенными собраниями. «В отличие от инструментальной музыки, здесь полифоническая техника почти сразу «входит в плоть и кровь» и очень скоро происходит встреча и слияние двух основных стилистических потоков, питавших эволюцию творчества Римского-Корсакова в десятилетие 70-х: контрапунктической школы западноевропейских мастеров и народной песенности» [2].
Таким образом, формирование стиля хоров Римского-Корсакова развивалось параллельно с его увлечением русской народной песней. Одним из его ранних хоровых сочинений 70-х годов стали «Вариации и фугетта для женского хора на тему песни «Надоели ночи», ор. 14, представляющие собой осмысленную работу под-голосочной полифонии, свойственной народному типу многоголосия. Далее, в трех тетрадях народных песен для разных хоровых составов, ор. 15, и двух хорах с оркестром: «Стих об Алексее Божием человеке» и подблюдной «Слава», музы-
кальный стиль композитора предвосхитил авангардную музыку XX века. На основе этих хоров были созданы «Подблюдные песни» И. Стравинского, кантата «Александр Невский» С.Прокофьева и другие произведения.
Особенностью работы с хоровой музыкой Римского-Корсакова является обязательное знание жанров русской народной песенной культуры, со свойственной ей манерой исполнения:
- криково-заклинательной, характерной для календарно-обрядовых песен (например, хор «Прощай, Масленица» из оперы «Снегурочка»);
- лирического высказывания в форме жалей - для протяжных песен;
- эпически-повествовательных скази-тельских жанров - высших достижений композиторской интерпретации народно-песенного творчества.
Также важным является анализ принципа формообразования в хоровых произведениях композитора, который, следуя народной песне, опирался на взаимодействие периодичности и вариантности. В природе знаменного распева наблюдается сходство в логической цепочке построения музыкально-поэтической строфы, тяготеющей к интонационной периодичности и близости мелодических оборотов по краям, тогда как средние разделы строки сосредоточивают вариантные структуры. Та-
ким образом, возникает сопоставление фаз мелодического движения в строке и мелодической повторности, каждая из которых образует сквозную интонационную линию в сопряжении строк.
Хоровое наследие Н.А. Римского-Корсакова представляет собой внушительное собрание сочинений - 45 хоров с оркестром и а саре11а (23 из них опубликованы посмертно), в которых автор использовал приемы, сложившиеся у него при обработке народных песен в духе работы кучкистов. «Верная оценка сделанного Римским-Корсаковым для русской духовной музыки была дана уже после смерти композитора, в годы возрождения отечественного творчества в этой области, расцвета «нового направления», «московской школы Синодального училища». Деятели из этой среды именно Римского-Корсакова считали своим предтечей (вместе с Чайковским), а его сочинения - ранними вестниками обновления. Им было близко смелое обращение композитора к «народному стилю» в обработках древних распевов, но также - его пристальное внимание к законам этих роспевов, их структурным и ладовым особенностям, их словесному тексту, месту в обряде, широкое применение им приемов клиросной практики (пение с «запевами», с канонархом, антифонное и т.д.), дающее неисчерпаемые возможности для «хоровой инструментовки»» [2].
Библиографический список
1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: сборник статей / Сост., комм. А. Павлова-Арбенина. - Л.: «Музыка», 1980. - 216 с.
2. Рахманова М.П. Николай Андреевич Римский-Корсаков. / Российская академия музыки им. Гнесиных; Государственный институт искусствознания. - М., 1995. - 240 с.
3. Рахманова М.П. Музыка // Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. - М.: «Наука», 1991. - С. 45-92.
4. Римский-Корсаков Н.А. 40 народных песен» (собранных Т. Филипповым). - СПб., 1882.
5. Римский-Корсаков Н.А. 100 русских народных песен» (1877) / Ред. М. Иорданского.
- М.: «Музыка», 1951. - 184 с.
6. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни (1844-1906): с иллюстрациями в тексте и на отдельных листах / Прим. Н.А. Римского-Корсакова. - М.: Гос. Изд-во «Музыкальный сектор», 1926. - 480 с. Глава XIX.
7. Римский-Корсаков Н.А. Романсы / Ред. М.О. Штейнберг, А.Н. Римского-Корсаков. -М.: «Музгис», 1946. - 503 с. (Н.А. Римский-Корсаков. Полное собрание сочинений, т. 45).
8. Соловцов А.А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. - М.: «Музыка», 1964.
- 688 с.
9. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. - М.: «Музыка», 1965. - 216 с.
10. Шарипова А.Р. Сущность русского хорового пения как феномена культуры // Вестник ВятГУ (Культурология). - 2010. - № 4. - С. 112-115.
11. 45 русских народных песен (из сборника Н.А. Римского-Корсакова), положенных на 3 однородных голоса и приспособленных для учебных заведений В.А. Бирюковым. -СПб.: «Бессель», 1882. - 49 с.
SPECIFICS OF WORKING WITH CHOIR MUSIC BY RUSSIAN COMPOSER NIKOLAI ANDREEVICH RIMSKY-KORSAKOV
Xinxing Han, Postgraduate Student
Herzen State Pedagogical University of Russia
(Russia, Saint-Petersburg)
Abstract. Brilliant Russian composer N.A. Rimsky-Korsakov (1844-1908) began his creative work with orchestration of A.S. Dargomyzhsky's opera The Stone Guest (1869), and his last work was his own opera The Golden Cockerel (1907). Rimsky-Korsakov is the backbone of Russian classical music, and his creativity chronologically bridges the era of M.I. Glinka and A.S. Dargomyzhsky with music of the twentieth century, i.e., A.N. Scriabin, S.V. Rachmaninoff, I.F. Stravinsky, and others. Rimsky-Korsakov composed an extensive volume of works in a wide variety of genres, from symphony and opera to vocal miniatures, folk song arrangements and choirs (including a capella with religious texts). Folk song culture played a special role in the composer's work, and he interpreted and transformed it in accordance with his understanding and hearing of the nature of the oldest traditional ritual songs and tunes. Folk music is heard in many of his operas, symphonic works, choirs, etc. In this regard, it is extremely important to achieve appropriate interpretation of choir music created by the Russian composer, who knew folk songs and instrumental culture well, not only as a researcher, but also, to some extent, as a collector of songs.
Keywords: choir music, folk songs arrangements, creative heritage of N.A. Rimsky-Korsakov, the nature of intonation in folk song culture, musical code.