Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18 (156).
Философия. Социология. Культурология. Вып.12. С. 163-168.
НАРКОТИЗМ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ, МЕДИЦИНСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
В статье анализируется феномен наркотизма в единстве социального, медицинского и правового аспектов злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. На основе теоретико-правового анализа и результатов социологических исследований наркотизма предлагается комплексный подход к организации первичной наркопрофилактики. В статье приводится концептуальный авторский взгляд на первичную наркопрофилактику, определяются её цели и задачи, а также формулируются приоритеты государственной политики по противодействию злоупотреблению психоактивными веществами.
Ключевые слова: наркотизм, психоактивные вещества, аддиктивное поведение, первич-
ная наркопрофилактика, комплексный подход.
В последнее время в научный оборот прочно вошло понятие «наркотизм», под которым понимается социальный феномен, выражающийся в массовом потреблении наркотиков с вытекающими из этого пагубными медицинскими и социально-правовыми последствиями1. Тем самым, обращается внимание на три наиболее характерные черты изучаемого явления - массовый характер злоупотребления наркотиками, вероятность возникновения болезненного пристрастия и причинение значительного, в социальном измерении, вреда интересам общества, личности, государства. В литературе представлен и более широкий взгляд на исследуемое социальное явление. Наряду с указанными сущностными чертами наркотизма названа еще одна - участие (прямое или косвенное) части населения страны в организации и осуществлении нелегального оборота наркотиков, как в национальных рамках, так и в межгосударственных масштабах2.
Выделим еще одну, на наш взгляд, важную характерную черту наркотизма. Как общественный феномен, наркотизм имеет вполне определенные пространственные, временные и социальные координаты. Масштабы его, безусловно, зависят не только от степени развития тех или иных форм девиантного поведения, но и от отношения государства и общества к данному явлению. Поэтому злоупотребление наркотиками и связанные с ним иные варианты отклонений от социальных и правовых норм можно интерпретировать как наркотизм, когда в обществе формируется целенаправленная государственная политика по организации противодействия данному явлению. Составными элементами такой политики выступа-
ют: государственная стратегия, выраженная в антинаркотической идеологии и концепциях; система специальных нормативных правовых актов и целевых программ; ведомственные организационные структуры и механизмы координации и взаимодействия.
Обратим внимание на еще один, существенный с нашей точки зрения, аспект изучаемой проблемы. Традиционно, в литературе феномен наркотизма преимущественно связывают с употреблением наркотических средств и психотропных веществ, то есть тех веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен либо ограничен, и в отношении которых установлены меры специального контроля. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 6813 и расширен постановлением Правительства РФ от 4 июля 2007 года № 4274.
Действительно, Федеральным законом от
8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Запрещены также незаконный оборот наркотических средств, их пропаганда. Однако, это не означает, что феномен наркотизма исчерпывается злоупотреблением только указанными видами психоактивных веществ. Мы полагаем, что феномен наркотизма следует рассматривать системно, в целом как формирование у части населения потребности к регулярному употреблению не только наркотиков, но лю-
бых других психоактивных веществ, злоупотребление которыми ведет к медицинским и социальным потерям для общества, создает дополнительные угрозы его устойчивому развитию. В качестве обоснования своей позиции приведем следующие доводы.
С медицинской точки зрения, психоактивные вещества (ПАВ) - это природные, фармакологические, синтетические, промышленные и иные препараты, способные при поступлении в организм изменять психическое состояние человека, а дальнейшее их употребление приводит к тому, что организм потребителя не может обходиться без этих веществ5. Условно ПАВ разделяют на четыре группы: табак, алкоголь, наркотики и токсикоманические вещества. Есть и другие подходы. В частности, по своему воздействию на психику и физическое состояние человека алкоголь и его производные терминологически во многих зарубежных источниках рассматриваются как наркотик. В отечественной наркологии алкоголизм также нередко рассматривается как эквивалент наркомании с одинаковыми стержневыми медицинскими проявлениями и последствиями. Более того, отмечается, что физическая зависимость от алкоголя не менее высокая, чем у наркотических средств6. Не будем приводить иные, представленные в научной литературе, классификации видов ПАВ, поскольку это выходит за рамки обозначенной темы статьи. Более важно отметить то общее, что объединяет указанные выше виды психоактивных веществ. Это - то, что ко всем из них формируется психологическое пристрастие, а затем и патологическая зависимость, при которой системно разрушается весь человеческий организм. Поэтому в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра данные заболевания обозначены как психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
О тесной взаимосвязи употребления различных видов ПАВ свидетельствуют социологические исследования. Эмпирически доказано, что злоупотребление табаком и алкоголем являются фоновыми поведенческими практиками, способствующими экспериментам с наркотиками. Так, исследования, проведенные в Оренбургской области, показывают, что среди некурящих молодых людей экспериментируют с наркотиками 7,8 %, а среди курильщиков 36,2 %. Среди непьющих молодых людей упо-
требляют наркотики 5,8 % опрошенных. Среди пьющих респондентов общий уровень наркотизации составляет - 26,1 %7. Безусловно, степень тяжести зависимости определяется, в первую очередь, типом психоактивного вещества. Его природа влияет также на скорость формирования зависимости и на ее физические и психологические последствия. Вместе с тем, с точки зрения социальной опасности не так важно, какое психоактивное вещество вызвало психическое расстройство и социальную деградацию. «На лестничной площадке две матери могут одинаково проклинать водку и героин, видя, как оба сына одинаково быстро опускаются на дно»8.
Анализируя феномен наркотизма с правовых позиций, заметим, что в Российской Федерации запрет или ограниченный оборот установлен не только в отношении наркотических средств и психотропных веществ. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 9649 определены списки сильнодействующих и ядовитых веществ, некоторые из которых довольно широко употребляются с целью одурманивания и являются предметами незаконного оборота, но, в тоже время, не включены в известные списки наркотиков. Для определенной части населения запрещено употребление не только наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ, но и иных психоактивных средств, вызывающих зависимость, психические и поведенческие расстройства. Мы говорим о несовершеннолетних. Федеральными законами от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ и от
7 марта 2005 года № 162-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами запрещена розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, пива, табачных изделий. Обратим внимание и на норму, содержащуюся в Федеральном законе от 24 июня 1996 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». В нем к антиобщественным действиям несовершеннолетнего отнесено не только систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, но и алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Таким образом, с правовой позиции для несовершеннолетних, а именно они составляют социальную базу наркотизма, запрещены все психоак-
тивные вещества, вызывающие психические и поведенческие расстройства. В связи с этим, знакомство и приобщение к психоактивным веществам, которое в подавляющем большинстве случаев происходит до 18 лет, осуществляется в нарушение установленных государственных запретов. Поэтому трактовать наркотизм как приобщение части населения только к наркотическим средствам и психотропным веществам представляется односторонним и уводит от системной оценки процесса формирования зависимости к психоактивным веществам.
Социальный аспект изучения наркотизма также свидетельствует в пользу интегрированного подхода к интерпретации данного социального феномена. Прежде всего, в пользу комплексного подхода говорит тот факт, что в основе злоупотребления любым видом психоактивных веществ заложена общая модель патологической жизнедеятельности - зависимое развитие личности, ее аддиктивное поведение. В литературе феномен аддиктивного поведения изучен достаточно подробно10. Аддиктивное поведение - разновидность поведения девиантного, то есть поведение, отклоняющееся от общепринятых норм и правил, обусловленное психическим заболеванием или асоциальными установками субъекта, причиняющее вред окружающим и (или) самому субъекту. Специфической особенностью изучаемой разновидности отклоняющегося поведения выступает стремление субъекта к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния. При этом нарконаправленное поведение, как один из видов поведения аддиктивного, проявляется, прежде всего, как одержимость и стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления психоактивных веществ.
С социальных позиций важно отметить, что приобщение к различным видам ПАВ начинается примерно в одном и том же возрасте, что подтверждено данными социологических исследований. Это период перехода от подросткового возраста к юношескому. Так, мониторинговые исследования, проведенные в Оренбургской области, свидетельствуют, что наиболее частый возраст начала курения - 10-14 лет, употребления алкоголя - 15-16 лет. Для подавляющего числа учащейся молодежи (67 %) наркотический дебют приходится на возрастной период с 14 до 18 лет. При этом первые эксперименты с наркотиками начинаются с 11-12 лет и дости-
гают пика в 14-15 лет11. Аналогичные данные получены в результате исследований, проведенных в иных регионах России.
Социологический подход к изучению данного явления предполагает также выяснение вопроса: общий ли мотив у лиц, злоупотребляющих различными видами ПАВ, или он имеет специфику в каждом конкретном случае. В современной отечественной социологии в качестве источника девиантного поведения, в первую очередь, называется социальное неравенство, следствием которого выступают отношения конкурентной борьбы, конфронтация, социальная напряженность, которую не все выдерживают. В этой ситуации носителями девиантного поведения становятся, прежде всего, социальные аутсайдеры. Исследователи процессов наркотизации обращают внимание, что ее жертвами чаще всего становятся подростки и молодые люди из среды социально «исключенных», лишенные социальных перспектив. Близкие по смыслу выводы содержатся в Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы». При характеристике наркоситуации в стране, в Программе обращается внимание на то, что поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, что, в свою очередь, является одной из причин роста масштаба незаконного оборота наркотиков.
На наш взгляд, подобные рассуждения излишне категоричны. Как отмечено выше, наиболее критическим, представляющим особый риск вовлечения человека в периодическое или регулярное потребление наркотиков, является период перехода от подросткового возраста к юношескому. Полагаем, во-первых, что в возрасте 14-16 лет вряд ли остро ощущаются отношения конкурентной борьбы. Рано еще говорить и о социальном «поражении», «жизненном проигрыше», отсутствии достаточно весомых социальных достижений. Скорее, отношения социального неравенства воспринимаются через призму статуса родителей, близких родственников, от социальных возможностей которых во многом в современном российском обществе зависит социальное продвижение детей. Во-вторых, быть или не быть социальным аутсайдером, лицом, лишенным социальной перспективы - категория оценочная. Как раз аутсайдерство, «социальная исключенность»
гораздо острее воспринимаются лицами более зрелого возраста, а также лицами, относящимися к группам, располагающимся на более высоких ступенях социальной лестницы. Авторы более склонны считать, что одним из основных факторов, обусловливающих мотив приобщения к всевозможным психоактивным веществам, является преобладание в личности инфантильно-гедонистических потребностей. При этом, начальные мотивы употребления наркотиков те же, что и при алкоголизме: любопытство, подражание, воздействие окружающих лиц, стремление чем-то выделиться12.
Нет необходимости приводить данные иных, проводимых в различных регионах России, социологических и эпидемиологических исследований. Результаты их будут сопоставимы. Поэтому попытаемся сформулировать ряд выводов, которые вытекают из представленных теоретических взглядов и результатов проведенных социологических исследований, и которые целесообразно реализовать в практике управления общественными отношениями.
В соответствии с основными направлениями государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, одним из ее принципов провозглашена приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 170-ФЗ профилактика наркомании определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании. Наиболее важным направлением профилактики наркотизма выступает первичная наркопрофилактика, целью которой является предупреждение появления склонности к употреблению психоактивных веществ.
Обратим внимание на следующий немаловажный момент. В исследованиях по проблемам наркопрофилактики присутствует термин «группа риска», под которой чаще всего понимают группу лиц, которые вследствие медикобиологических, психологических и социальных причин находятся в ситуации, предрасполагающей к потреблению психоактивных
веществ, формированию зависимости к ПАВ. Такая группа несовершеннолетних, безусловно, есть. Но она нуждается в специальном подходе и выступает приоритетным объектом управленческого воздействия, прежде всего, в рамках медицинской модели наркопрофилактики. Главное в рамках медицинской модели первичной наркопрофилактики - это работа психиатров-наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов и специально подготовленных педагогов и социальных работников по выявлению лиц с повышенной предрасположенностью к зависимости от психоактивных веществ, с высокой вероятностью приобщения к ним, а также лиц, которые уже начали приобщаться к ним (начальные стадии употребления и заболевания). Такая работа требует специальной наркологической подготовленности и осуществляется с использованием специальных методов психодиагностики, поведенческой коррекции и т. д.13
В рамках социальной модели профилактики объектом управленческого, профилактического воздействия выступает вся группа несовершеннолетних, прежде всего, та ее часть, которая не испытала на себе воздействия психоактивных веществ. В этом случае первичная профилактическая работа, в том числе, в образовательных учреждениях, должна быть построена комплексно, как профилактика злоупотребления психоактивными веществами в целом, без разделения ее на различные виды веществ и направления. Сегодня же, в организации профилактической работы в определенной степени виден «крен» в сторону профилактики наркомании и заражения ВИЧ-инфекцией. Признавая значительную опасность данных заболеваний, отметим, что злоупотребление табаком и алкоголем, особенно, среди подростков и молодежи представляет собой не менее серьезную угрозу безопасности для российского общества и конкретных его членов, становясь во многих случаях причиной трагических последствий и преждевременной смертности. Данный вывод подтверждается представленными выше результатами исследований, раскрывающих связь алкоголизации и табакокурения с наркотизацией подростково-молодежной среды.
Наряду с государственным противодействием наркотизму, важным фактором, непосредственно влияющим на тенденции развития наркоситуации, выступает участие институтов гражданского общества и граждан в профилак-
тике злоупотребления ПАВ. Социологический подход к изучению данного феномена предполагает анализ показателей, характеризующих уровень формирования общественного сопротивления наркотизму. Мы далеки от мысли, чтобы под общественным сопротивлением понимать те отдельные, осуществляемые на грани с законом и сопровождаемые действиями популистского или насильственного характера акции, которые имели место в отдельных городах России. Как представляется, общественное сопротивление - это такой уровень участия институтов гражданского общества и граждан в деятельности по противодействию злоупотреблению ПАВ и их незаконному обороту, который характеризуется: развитой системой общественных организаций, уставной целью которых выступает участие в организации работы по формированию здорового образа жизни и противодействию злоупотреблению психоактивными веществами; участием общественных организаций и граждан в деятельности на всех основных направлениях противодействия наркотизму, к которым можно отнести профилактику злоупотребления психоактивными веществами, оказание содействия правоохранительным органам в профилактике правонарушений, взаимодействие с лечебными учреждениями в организации реабилитации наркозависимых лиц; наличием действенных форм взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти.
Прежде всего, общественное антинаркоти-ческое сопротивление - это степень отношения общества (отдельных социальных групп и институтов) к данному виду нарушений социальных норм. В этом плане, несомненную научную и практическую важность имеет использование для оценки наркоситуации такого социального показателя отношения к наркотизму, как «индекс толерантности», используемый в социологических исследова-ниях14. Ценностно-нормативное отношение к наркотизму может быть оценено разными терминами, например, безразличие, терпимость, непримиримость и т. д. Вместе с тем, только формирование устойчивого непримиримого отношения к любой форме злоупотребления психоактивными веществами, свидетельствует
о таком уровне развития гражданского общества, который был бы оценен как становление общественного сопротивления злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Одним из важных социологических показателей формирования общественного со-
противления наркотизму выступает также общественный рейтинг мер, от степени эффективности которых зависит, по мнению населения, последовательное решение проблемы распространения наркомании. Данный показатель отражает уровень не потенциальной, а реальной готовности социальных групп и институтов гражданского общества к активному противодействию наркотизму. В связи с этим, отметим, что такая готовность пока оставляет желать лучшего. Социологические исследования фиксируют, что общественность в большей степени ориентирована на дальнейшее ужесточение мер уголовной ответственности в комплексе с повышением эффективности работы правоохранительных органов. Так, социологические опросы, проведенные в Оренбургской области, свидетельствуют, что от 75 до 80 % респондентов наиболее эффективной мерой борьбы с распространением наркомании считают ужесточение уголовной ответственности за торговлю наркотиками15. Аналогичная картина общественного мнения получена в результате социологического исследования, проведенного в Самарской области16. В связи с этим, отметим, что повышению уровня наркоустойчивости, безусловно, будет способствовать изменение в сознании и культуре, как государственных служащих, так и населения, отношения к участию институтов гражданского общества в организации и практической реализации антинаркотической работы.
Комплексный подход к первичной наркопрофилактике как к профилактике употребления любых психоактивных веществ в целом, должен найти свое законодательное закрепление, как в региональных программах, так и в иных нормативно-правовых актах. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации полномочны принимать нормативные правовые акты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также осуществлять собственное правовое регулирование вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Поскольку на федеральном уровне дано только определение профилактики наркомании без раскрытия многих существенных ее сторон (формы и методы профилактической деятельности, субъекты наркопрофилактики и объекты воздействия и т. д.), постольку многими субъектами РФ были разработаны собственные меры по правовому регулированию отношений в сфере про-
филактики наркомании. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации (город Москва, Московская область, Саратовская область, Томская область, Пермский край, Нижегородская область, Оренбургская область и в ряде других) приняты региональные законы, предметом регулирования которых выступает профилактика наркомании и токсикомании, а в отдельных случаях, дополнительно, и профилактика алкоголизма.
Безусловно, принятие нормативных актов, предметом регулирования которых выступает профилактика наркомании и токсикомании, способствует повышению уровня координации действий субъектов наркопрофилактики, росту эффективности проводимой работы. Тем не менее, полагаем, что в вопросах нормативно-правового регулирования первичной профилактики должен преобладать интегрированный подход, направленный на формирование индивидуального иммунитета к употреблению психоактивных веществ в целом, а также на обеспечение защищенности личности и социальных групп от факторов вредного влияния, обусловленных, в первую очередь, нарушениями ограничений, установленных законодательством в отношении продажи табака, пива и алкогольной продукции, не говоря уже о незаконном обороте запрещенных или находящихся под специальным контролем наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Именно такая позиция сегодня разделяется многими ведущими российскими учеными, специалистами в области наркологии, психиатрии, социальной психологии и социологии.
Выше мы отмечали, что масштабы распространения наркотизма и формы его проявления во многом зависят от отношения общества и государства к данной проблеме, формулирования, формирования и эффективности реализации государственной политики. И здесь необходимо отметить, что продолжительное время акцент в государственной политике противодействия наркотизму делался на профилактику и предупреждение наркомании, борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Нисколько не умаляя важности данного направления государственной политики, обратим внимание также и на важность организации государственного противодействия и общественного сопротивления иным формам злоупотребления ПАВ. В ряде документов, принятых органами государственной власти Российской Федерации за истекший период, начинает преобладать комплексный
подход. Об этом свидетельствуют Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, выступления руководства страны.
Примечания
1 См.: Комлев, Ю. Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. Казань, 2005. С. 3.
2 См.: Профилактика наркотизма: теория и практика / под ред. С. В. Березина, К. С. Ли-сецкого. Самара, 2005. С. 11.
3 См.: СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198.
4См.: СЗ РФ. 2007. № 28. Ст. 3439.
5См.: Дереча, В. А. Человек в поисках острых ощущений. Об алкогольной, наркотической, игровой и других видах зависимости личности и их профилактике. Оренбург, 2007. С. 50.
6 См: Наркотизм. Наркомании. Наркополитика: сб. ст. /под ред. А. Н. Софронова. СПб, 2006. С. 10,108-109.
7См.: Итоговый отчет о выполнении в 2007 году «Программы профилактики алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, противодействия незаконному обороту наркотиков на 2005-2009 годы в городе Оренбурге». Оренбург, 2008. С.57-58.
8 Наркотизм. Наркомании. Наркополитика... С. 5.
9 См.: СЗ РФ. 2008. № 2. Ст. 89.
10 См.: Дереча, В. А. Психология и психопатология личности : учеб. пособие для вузов. Оренбург, 2006. С. 150-191.
11Город и горожане: социологические очерки : дайджест-информация по итогам шести опросов населения города Оренбурга в 2007 году. Оренбург, 2007. С. 151.
12См.: Дереча, В. А. О профилактике алкоголизма и наркоманий : практ. и учеб. пособие / В. А. Дереча, Г. И. Дереча. Оренбург, 2007. С.20-21.
13 См.: Дереча, В. А. Основы первичной позитивной наркопрофилактики : пособие для врачей, педагогов, родителей, работников правоохранительных органов, журналистов / В. А. Дереча, В. В. Карпец. Оренбург, 2000. 43 с.
14 См.: Наркотизм. Наркомании. Наркополитика... С.55-66.
15См.: Итоговый отчет о выполнении в 2007 году... С. 54.
16 См.: Мониторинг наркотической ситуации в Самарской области в 2007 году. Самара, 2008. С.39, 140-141.