Зарубежный опыт
УДК 343.976
Игорь Александрович ДОБРОРЕЗ,
доцент кафедры административно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института Национального юридического университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» (г. Симферополь), кандидат юридических наук
НАРКОТИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В УКРАИНЕ (СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, МЕРЫ ПО ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ)
DRUG-RELATED CRIME IN UKRAINE (SITUATION, TENDENCIES, MEASURES FOR ITS PREVENTION)
В статье раскрываются отдельные аспекты состояния наркопреступности в Украине, определяются наиболее существенные для общества и государства последствия данного вида преступности, обозначены векторы, которым необходимо следовать при совершенствовании законодательства, форм и методов противодействия наркотической угрозе.
The article considers some aspects of drug-related crime situation in Ukraine, defines the most essential consequences of this type of crime for state and community, emphasizes the vectors that should be necessarily followed while improving legislation, forms and methods of counteraction to drug threat.
Ключевые слова: наркоситуация в Украине, наркопреступность, меры профилактики наркотизма.
Keywords: drug situation in Ukraine, drug-related crime, preventive measures of drug-addiction.
Ситуация с незаконным оборотом наркотиков в Украине носит масштабный характер, вследствие чего на законодательном уровне наркомания признана явлением, угрожающим национальным интересам и национальной безопасности Украины в социальной сфере, а ее ликвидация является одним из направлений государственной политики (ст.7, 8 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины»).
В связи с этим научные исследования причин и условий наркопреступности, определение мер по ее предупреждению и устранению негативных последствий край-
не важны и актуальны. Данной проблеме посвящены, в частности, работы А.П.Горо-ха, А.А.Музыки, О.В.Наден, В.А.Тимошенко, Е.В.Фесенко и других ученых в области права и иных отраслей знаний (медицины, социологии, педагогики, политологии и т.д.). В научных исследованиях рассматриваются вопросы назначения наказаний за наркопреступления, выработки национальной стратегии борьбы с наркоманией, отдельные направления данного вида преступности (наркопреступность женщин, несовершеннолетних, организованные ее формы и пр.).
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
В Украине ежегодно регистрируются значительное количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: 2006 г. - 64630, 2007 г. - 63838, 2008 г.
- 63666, 2009 г. - 57642, 2010 г. -56878, 2011 г. - 53206, 2012 г. - 45322 (2012 г. - по состоянию на 20 ноября 2012 г.). Их удельный вес превышает 10%, согласно официальной статистике, они занимают второе место после преступлений против собственности, но с учетом их латентности можно утверждать, что они занимают первое место. Лидируют наркопреступления и среди криминологически значимых видов рецидивных преступлений. Свыше 165 тысяч лиц, постоянно употребляющих наркотики не по медицинским показаниям, находятся на учете в МВД Украины. По данным Министерства охраны здоровья Украины, ежегодно около 35 тысяч лиц проходят медицинское лечение от наркотической зависимости, а до 80 тысяч лиц страдают расстройствами психики и поведения вследствие злоупотребления наркотиками, что составляет около 170 человек на 100 тысяч населения. По данным социологического исследования, проведенного институтом Горшенина в 2011 г., 87,6% украинцев считают наркоманию серьезной проблемой для страны.
Наблюдаются негативные тенденции: омоложение потребителей наркотиков и снижение возраста «знакомства» с ними, вовлечение в наркосреду значительного количества женщин, распространение соответствующей субкультуры, что в итоге ведет к деградации и уничтожению наиболее перспективного слоя населения - молодежи.
Как и во всем мире, наркопреступность в Украине тяготеет к организованным формам. По данным МВД Украины, в 2012 г. почти каждое третье преступление, совершенное организованными группами, связано с незаконным оборотом наркотиков (600 преступлений из 2128, тогда как в 2011 г.
- 721 преступление из 2997, то есть каждое четвертое). Современный наркобизнес не знает границ, использует достижения современной науки и техники, легализует
преступные капиталы через финансовый и банковский сектор, крайне коррумпирован и даже финансирует терроризм.
Так, в 2012 г. в 70% случаев предметом контрабанды из Украины являлись наркотики, таможенные ораны выявили 2172 факта незаконного перемещения через границу таких веществ, изъято почти 7 кг героина, около 104 кг кокаина, почти 0,5 кг опия, свыше 30 кг каннабиса, и это лишь официальная статистика, проанализировав которую можно сделать выводы о действительных масштабах контрабанды наркотиков и их транзита через территорию Украины.
На государственном уровне наркотизация также усугубляет криминогенную ситуацию, поскольку наркопреступность связана как с общеуголовной (например, корыстные, корыстно-насильственные преступления на почве наркозависимости), так и с экономической «должностной» преступностью (легализация денег от наркоторговли, коррупция и пр. ).
Прочно войдя в социум, укрепившись в общественном сознании как неизбежное зло, которое невозможно ликвидировать, а значит, с которым нужно учиться сосуществовать, наркотизм претендует на легализацию. Все активнее звучат призывы устранить наказуемость за оборот так называемых «легких» наркотиков, зачастую без учета реалий развития общества на конкретном историческом этапе.
Следует отметить, что в законодательной и правоприменительной деятельности Украина ориентируется на Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Конвенцию о психотропных веществах, международные договоры и стандарты в этой сфере, в соответствии с которыми приняты соответствующие законы и подзаконные нормативные акты. В настоящее время разработана Стратегия государственной политики по наркотикам до 2020 года.
Согласно выработавшимся в последние годы общемировым тенденциям в подходе
Зарубежный опыт
к противодействию наркотизации акцент борьбы смещается в плоскость профилактики наркотизма, снижения потребления таких веществ, социальной адаптации наркозависимых и пр. с одновременным «послаблением» карательных мер в отношении потребителей наркотиков.
Такие меры можно разделить на три уровня: общесоциальный, специально-криминологический, индивидуальный.
Общесоциальные меры направлены на недопущение формирования каких-либо криминогенных процессов в обществе и заключаются в осуществлении на государственном уровне масштабных политических, правовых, социально-экономических, культурно-просветительских, организационно-управленческих и иных мероприятий по развитию основных социальных институтов общества, повышению уровня жизни граждан, сохранению их здоровья, развитию духовности и т.д.
Специально-криминологическое предупреждение преступности, в зависимости от определенных этапов совершения преступлений, состоит из мер профилактики, предотвращения преступлений, совершение которых планируется или готовится, а также пресечения начатых преступлений.
Криминологическая профилактика наркопреступлений как система мер по выявлению, устранению (нейтрализации) причин и условий преступления состоит из следующих направлений.
1. Меры опережения - наиболее эффективны на микроуровне (конкретные личности или их группы) и направлены на то, чтобы заблаговременно выявлять склонных или имеющих тенденции к наркотизации лиц и их группы и нейтрализовать такую возможность. На практике это могут быть сбор, анализ и использование информации о лицах, пребывавших в состоянии наркотического опьянения либо вынужденных длительное время употреблять препараты с наркотическим воздействием; это также информация о несовершеннолетних из неблагополучных семей, склонных к бродяжничеству, участниках неформальных молодежных сообществ и т.п. Привле-
чение к работе с такими лицами не только правоохранителей, но и работников социальных служб, представителей общественных организаций позволит не допустить формирование у них намерений совершения незаконных действий с наркотическими веществами, не дать такой возможности. Среди мер опережения профилактического характера можно также выделить правовые, контрольно-разрешительные, культурно-воспитательные, информационно-пропагандистские.
Меры ограничения направлены на ограждение криминогенного воздействия определенной микросреды в тех случаях, когда таковая успела сформироваться. К таким мерам следует отнести среди прочих медико-реабилитационные, морально-воспитательные, организационно-управленческие.
Меры устранения заключаются в ликвидации негативных явлений и процессов, приводящих к возникновению криминогенных явлений. Среди них можно выделить процессуальные, оперативные, информационные и прочие.
Предотвращение наркопреступлений возможно на этапе возникновения преступной мотивации, формирования представления о конечном результате деяния, при выборе способов и средств совершения преступления, разработке преступного плана. Эта мера, собственно, и имеет целью предотвращение претворения преступного плана в жизнь.
Пресечение уже начатых преступлений направлено на недопущение доведения начатых преступных действий до конца (например, перехват контрабандной партии наркотиков до того, как она попала в оборот).
На индивидуальном уровне меры по предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, должны осуществляться с учетом уже имеющихся и разрабатываемых криминологических и криминалистических методик выявления и воздействия на индивида с целью не допустить совершение им преступления. При этом необходимо учитывать такие особен-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
ности наркопреступности, как высокий рецидив, наличие информационных баз и учетов (состоящие на учете наркозависимые, лица, которым приговором суда назначен курс лечения, привлеченные к административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотиков и пр.), анализировать иную информацию (например, жалобы на притоны, с места жительства, работы, учебы, оперативные данные и пр.).
На индивидуальном уровне предупреждение преступлений возможно при помощи мер (в том числе убеждения, понуждения, активного вмешательства), направленных на отказ лица от преступной деятельности. Особенностью является то, что зачастую
такие лица имеют психофизиологическую зависимость от наркотических веществ. Таким образом, к этой работе должны привлекаться не только сотрудники правоохранительных органов, но и работники социальных служб, наркологи, психологи, представители волонтерских и общественных организаций.
Переосмысление подходов к противодействию наркотической преступности должно происходить комплексно, в русле гуманизации, с использованием мирового и международного опыта. В Украине этому должна способствовать в том числе и разработанная Стратегия государственной политики по наркотикам.
Библиографический список
1. Голша, В.В. Попередження злочинносп правоохоронними органами : навч. noci6. / В.В. Голша. - К.: УМК ВО, 1991.
2. Дремин, В.Н. Преступность как социальная практика: институциональная теория криминализации общества : монография / В.Н.Дремин. - О.: Юридическая литература, 2009.
3. Музика, А.А. Незаконний об^ наркотичних засобiв в Укра!ш (кримшально-правове та кримшолопчне дослщження) : автореф. дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.08 / А.А, Музика ; НАН Укра!ни, iн-т держави i права iм. В.М. Корецького. - Ки!в, 1998.
4. Музика, А.А. Покарання за незаконний об ir наркотичних засоб iв : монограф iя / А.А. Музика, О.П. Горох. - Хмельницький: Вид-во Хмельницького ушверситету управлiння та права, 2010.
5. Наден, О.В. Спешальш види звiльнення вiд кримшально! вiдповiдальностi за злочи-ни в сферi о6iгу наркотичних засо6iв, психотропних речовин, !х аналогiв або прекурсорiв : автореф. дис. ... канд.. юрид. наук : 12.00.08 / О.В. Наден ; Нац. юрид. акад.. Укра !-ни iм. Я.Мудрого. - Х., 2003.
6. Тимошенко, В.А. Наркобiзнес: нацiональна та мiжнародна протидiя новим викликам : монографiя / В.А. Тимошенко. - К., 2006.
7. Фесенко, €.В. Злочини проти здоровя населення та системи заходiв з його охорони : монографiя / С.В.Фесенко. - К.: Атжа, 2004.