Научная статья на тему 'Наркоситуация в республике Беларусь. Опыт борьбы с новыми видами психоактивных веществ'

Наркоситуация в республике Беларусь. Опыт борьбы с новыми видами психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / COLLECTIVE SECURITY / ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВЫЕ ПРОФИЛАКТОРИИ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF BELARUS / НАРКОПОТРЕБИТЕЛЬ / DRUG USER / НАРКОРЫНОК / DRUG MARKET / ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ACTIVITY THERAPY CENTERS / DRUG TURNOVER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саладовников Андрей Вячеславович

Статья посвящена актуальным проблемам сотрудничества госу-дарств в сфере противодействия наркоугрозе. Автор раскрывает основные направления национальной политики республики по усилению профилактики незаконного оборота наркотиков. Делается вывод о необходимости выработки комплексной сбалансированной политики государств по эффективному предупреждению незаконного наркопотребления и снижения спроса на наркотики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саладовников Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRUG SITUATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS. THE EXPERIENCE OF FIGHTING NEW TYPES OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

The article considers the topical issues of interstate cooperation in the sphere of countering the drug threat. The author determines the main directions of the national policy in strengthening prevention of illicit drug trafficking and draws the conclusion on the necessity of the development of integrated balanced policy of states aimed at effective illegal drug use prevention and drug demand reduction.

Текст научной работы на тему «Наркоситуация в республике Беларусь. Опыт борьбы с новыми видами психоактивных веществ»

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

УДК 351.746.1:351.761

Андрей Вячеславович САЛАДОВНИКОВ,

заместитель начальника Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Республики Беларусь (г. Минск)

dnk [email protected]

НАРКОСИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ОПЫТ БОРЬБЫ С НОВЫМИ ВИДАМИ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

DRUG SITUATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS. THE EXPERIENCE OF FIGHTING NEW TYPES OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

Статья посвящена актуальным проблемам сотрудничества государств в сфере противодействия наркоугрозе. Автор раскрывает основные направления национальной политики республики по усилению профилактики незаконного оборота наркотиков. Делается вывод о необходимости выработки комплексной сбалансированной политики государств по эффективному предупреждению незаконного наркопотребления и снижения спроса на наркотики.

The article considers the topical issues of interstate cooperation in the sphere of countering the drug threat. The author determines the main directions of the national policy in strengthening prevention of illicit drug trafficking and draws the conclusion on the necessity of the development of integrated balanced policy of states aimed at effective illegal drug use prevention and drug demand reduction.

Ключевые слова: коллективная безопасность, лечебно-трудовые профилактории, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, наркопотребитель, наркорынок, оборот наркотиков, сеть Интернет.

Keywords: collective security, activity therapy centers, Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, drug user, drug market, drug turnover, Internet.

Обеспечение достойного качества жизни каждого человека и здоровья населения в целом являются фундаментальными целями деятельности любого государства.

В этой связи в Республике Беларусь эффективная профилактика наркопотребления, противодействие незаконному обороту наркотиков и реабилитация наркоза-

висимых являются одними из основных национальных интересов.

Очевидно, что в целях выработки единых подходов в деле противодействия наркоэкспансии решение этой проблемы требует консолидированного подхода всего общества. Необходимо налаживание тесного взаимодействия компетентных органов различных государств в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах, ликвидировавших барьеры для свободного перемещения на территории значительной части Евразийского материка различных товаров, в том числе и наркотиков, мировая экспансия психотропных веществ нового поколения и дальнейшее развитие возможностей глобальной сети Интернет привели к существенному перестроению внутреннего наркорынка и реорганизации преступной деятельности, связанной с наркотиками.

Появление на наркорынке новых наркотических и психотропных веществ, новые способы их употребления провоцируют все большее распространение социально опасных заболеваний.

Так, в 2013-2014 гг. в стране господствовали синтетические психотропные вещества (так называемые спайсы, курительные смеси), доля которых в общей массе незаконного оборота наркотиков доходила до 80%.

Первоначальная их доступность в совокупности с активным использованием Интернета в качестве торговой площадки спровоцировали увеличение регистрируемых наркопреступлений и рост числа вновь выявленных наркозависимых. Отмечался существенный рост подросткового наркопотребления и почти четырехкратное увеличение совершенных несовершеннолетними наркопреступлений. Одновременно произошел всплеск случаев передозировок психоактивных веществ, в том числе со смертельными исходами.

Неизбежная корректировка национальной политики, активное совершенствование законодательства, новые подходы в организации противодействия наркотичес-

кой угрозе органами внутренних дел привели к структурным изменениям наркорынка.

Ключевым фактором, повлекшим эти изменения, стало принятие профильного Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 "О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков", который аккумулировал в себе широкий перечень мероприятий, призванных законодательно урегулировать инициативы по всем ключевым направлениям противодействия наркомании, в том числе в области медицины, образования, информационной и правоохранительной деятельности.

Советом министров Республики Беларусь утвержден разработанный на основе указанного Декрета Комплексный план мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией (далее -План).

Планом предусмотрены более 80 мероприятий, которые носят организационный, профилактический, аналитический и практический характер и направлены на стабилизацию обстановки в сфере противодействия наркопреступности, недопущение дальнейшего распространения наркомании и подрыв финансовых основ наркобизнеса, в них участвуют правоохранительные и иные государственные органы, общественные и религиозные организации. При этом абсолютными полномочиями по координации борьбы с наркотиками наделено Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

Существенная корректировка уголовного законодательства, коснувшаяся усиления ответственности за наркопреступления, стала не только дополнительной мерой противодействия незаконному наркообороту, но и средством профилактики.

В частности, ужесточена уголовная ответственность за широкий спектр противоправных деяний, связанных со сбытом нар-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

котических средств и психотропных веществ заведомо несовершеннолетнему, незаконный оборот наркотиков, совершенный организованной группой, незаконное изготовление наркотических средств и психотропных веществ в нарколаборатории, сбыт наркотиков, повлекший по неосторожности смерть потребителя.

Более того, с целью усиления профилактического уголовно-правового эффекта и минимизации мотивации распространения наркотиков среди молодежи снижен возраст наступления уголовной ответственности за их сбыт с 16 до 14 лет.

Одновременно введена уголовная ответственность за предоставление помещений для изготовления, переработки или потребления наркотиков, незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов в рамках Евразийского экономического союза.

Предусмотрена административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. При совершении аналогичного противоправного деяния повторно в течение года лицо подлежит уголовной ответственности.

Введен упрощенный механизм установления государственного контроля над вновь появляющимися наркотиками, что позволило автоматически запретить более 95% возможных новых видов психоактивных веществ.

Нормативно урегулирован порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам или их составным частям, содержащим пронаркотический контент.

Утвержден порядок формирования и ведения единой системы учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги. Налажено систематическое поступление этих сведений в органы внутренних дел при наличии определенных оснований, что способствует своевременной профилактике совершения наркопотребителями правонарушений.

Организовано функционирование отдельных исправительных учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, осужденными за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Одновременно в других исправительных учреждениях созданы условия для раздельного содержания таких лиц. Приняты меры по обеспечению их полной трудовой занятости.

Определены специализированные лечебно-трудовые профилактории для лиц, больных наркоманией или токсикоманией, в которых по принципу трудотерапии осуществляется исправительное и лечебное воздействие на данную категорию осужденных. В целях повышения эффективности оказания медицинской помощи в медицинских частях исправительных колоний дополнительно введены должности врача-психиатра-нарколога.

Принятые в оперативном порядке во исполнение Декрета изменения законодательства в совокупности с практическими мерами позволили существенно замедлить рост наркопреступности.

До 50% снизилась доля синтетических психотропных веществ (курительных смесей) на наркорынке страны, заставив потребителей возвращаться к "традиционным" опиоидам и марихуане, которые в меньшей степени оказывают разрушающее воздействие на организм.

На 20% снизилось количество доставлений за год в учреждения здравоохранения в связи с передозировкой психоактивных веществ, в том числе более чем на треть - с летальным исходом и среди несовершеннолетних лиц.

Произошла корректировка законодательства, регламентирующего деятельность в интернет-среде, создание в подразделениях наркоконтроля специализированных подразделений интернет-разведки, что позволило максимально быстро блокировать основные ресурсы, посредством которых осуществлялось распространение психоактивных веществ.

Перечисленные меры, а также привлечение к уголовной ответственности подав-

ляющего большинства участников преступных групп, осуществлявших сбыт психотропных веществ посредством сети Интернет, позволило существенно снизить оборот денег в указанной сфере, что привело к резкому сокращению количества интернет-магазинов на 78% и в целом детерминировало уменьшение числа интернет-площадок по продаже наркотиков, работающих на территории государства.

Всего в результате предпринятых органами внутренних дел практических мер в 2015 г. в республике выявлены более 7 тысяч наркопреступлений. Установлены более 4 тысяч лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, связанные с наркотиками.

Полагаем, что эффективное противодействие наркотизации требует дальнейшей консолидации заинтересованных органов государств в выработке рекомендаций как по борьбе с новыми вызовами, в организации и проведении совместных полицейских операций, так и выработке комплексной сбалансированной политики, включающей эффективную профилактику наркопотребления и снижение спроса на

наркотики. Правоохранительные органы Республики Беларусь открыты и готовы к такому сотрудничеству.

Быстро меняющийся глобальный мир постоянно ставит перед правоохранительными органами и иными заинтересованными в минимизации наркоугрозы субъектами новые вызовы, тем самым постоянно усложняя задачу в "понимании" проблемы незаконного оборота наркотиков. Растущие масштабы распространения наркотиков, являясь острейшей проблемой современности, представляют собой серьезную угрозу национальной безопасности многих стран, в том числе государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности. В связи с этим очень важно осуществлять консолидацию усилий международного сообщества в борьбе с наркоманией и наркопреступностью, проводить мониторинговые исследования наркоситуации, [2] совместные учения правоохранительных структур и научные форумы, позволяющие придать дополнительный импульс взаимодействию компетентных органов и всех заинтересованных субъектов в этой сфере.

Библиографический список

1. О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков : Декрет Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 №6. - URL: http://president.gov.by/ ru/official_documents_ru/view/dekret-10535.

2. Невирко, Д.Д. Теоретико-методологические и правовые основы мониторинговых исследований социальных явлений: зарубежный и отечественный подходы к изучению наркоситуации / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич, Т.В. Куприянчик // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России 2013. - №2 (13). - С.124-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.