НАРКОМАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
О.В. Радченко,
доцент кафедры уголовного права криминологии
ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, канд. юрид наук
В данной статье представлены основные направления по совершенствованию мер профилактики преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств: устранение факторов, способствующих незаконному потреблению и обороту наркотиков; лечение и реабилитация больных наркоманией; уголовноправовые меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
The article presentsthe main directionsfor improving thepreventionof crime in theillicit trafficin narcotic drugs: Addressing the factors contributing toillicit useand trafficking, treatment andrehabilitationof drug addicts, the criminal lawmeasures to combat illegaldrug trafficking.
В настоящее время злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами становится преобладающей тенденцией в современном обществе, и особую роль вышеуказанный фактор играет в молодежной среде и ее культуре. Ведь связанная с экономическими и социальными факторами в нормальных условиях, наркомания стала наиболее заметной среди молодежи из-за возрастающей доступности и многообразия существующих на современном рынке наркотиков.
Radchenko O. Drug addiction anddrug-related crimeresistancein the Irkutsk region.
Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков, по мнению большинства ученых и практиков, - это международная, межгосударственная, межнациональная проблема, требующая принятия адекватных и эффективных мер с учетом национальных и региональных особенностей1. Профилактика немедицинского потребления наркотиков - это совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурноспортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании. Именно этим обусловлено специальное рассмотрение в 2009 г. вопросов противодействия наркомании и наркопреступности на заседаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации.
Так, во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 г. по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков» разработана Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее -Стратегия).
В Стратегии, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690, определены цель, принципы, основные направления и задачи государственной антинаркотической политики Российской Федерации, в том числе в молодежной среде, а также силы и средства антинаркотической деятельности.
Тем не менее, наркоситуация на территории Иркутской области остается крайне напряженной. Иркутская область входит в двадцатку нарконеблагополучных регионов Российской Федерации. Уровень наркотизации населения Иркутской области последние несколько лет является сравнительно высоким ив 1,5 раза превышает показатель в Сибирском федеральном округе и почти в 2 раза - среднероссийский2.
Правоохранительными органами Иркутской области из незаконного оборота в 2009 году было изъято 1063,63 кг наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в 2008 году - 850, 64 кг. Количество преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков в 2006 году было зарегистрировано 3640 преступлений, в 2007 году - 4002, в 2008 году составило 4607 преступлений, в 2009 году - 4373
3
преступления .
К уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров, в 2009 году было привлечено 1672 человека, в том числе 78 несовершеннолетних, в 2008 году к уголовной ответственности было привлечено 1702 человека, в том числе 106 несовершеннолетних.
Ежегодно из общего количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, около 10% являются иностранными гражданами. Причем среди этой
категории граждан наибольшую криминальную активность проявляют граждане республики Таджикистан, являющейся в настоящее время одним из основных каналов поступления наркотических средств опийной группы из Афганистана, где их производство поставлено практически на промышленный уровень. Именно они переместили на территорию области значительное количество наркотических средств.
Так, крупная партия героина была задержана в Иркутске весной 2006 года. У граждан Таджикистана было обнаружено 42 упаковки героина общим весом 43,5 кг. Примерная оптовая стоимость изъятого героина составляет свыше 50 млн. руб. При дозировании наркотика эта стоимость возросла бы в несколько раз. По оценке специалистов, из доставленного в Иркутск героина можно было бы получить свыше 1 млн доз героина высшего качества. Скорее всего, наркотовар предназначался для распространения в Иркутской области и республике Бурятия4.
Оперативная обстановка в Иркутской области характеризуется наличием развитой сети наркоторговли, контролируемой организованными наркогруппами. Функционируют устойчивые каналы поставки наркотиков на территории области, совершенствуются способы и маскировки.
Развитие такой обстановки во многом обусловлено географическим положением Иркутской области, позволяющим использовать ее как транзит при организации наркотрафиков в Республику Саха Якутия и на Дальний Восток.
Если в 1991-1994 гг. в регионе имели хождение наркотики местного, кустарного изготовления, привезенные в основном из Республики Бурятия, и значительное количество гашиша из Узбекистана, Азербайджана, то начиная с 1995 года широкое распространение получили опий, героин, синтетические наркотики. Значительно возрос объем поставок гашиша, марихуаны, а также героина5.
На сегодняшний день на наркорынке Иркутской области доминирующее положение занимают наркотики каннабисной и опийной группы (прежде всего, героин). Наличие достаточной собственной сырьеворй базы для кустарного изготовления наркотиков каннабисной группы из дикорастущей конопли способствует, как повышению уровня наркотизации населения, так и его вовлечению в противоправную деятельность из-за нестабильного социально-экономического положения ряда районов области.
Анализ деятельности правоохранительных органов по пресечению поставок наркотиков на территорию Иркутской области показывает, что основные каналы поступления наркотических средств на рассматриваемую территорию выглядят следующим образом:
- наркотические средства опийной группы поступают из республики Таджикистан авиарейсом (как правило, через города Новосибирск и Красноярск), автомобильным и железнодорожным транспортом (через республики Казахстан, Киргизии, далее в регионы Урала и Сибири: Алтайский, Красноярский край, Омская, Свердловская, Новосибирская область в Иркутскую область, а затем в Улан-Удэ и Дальний Восток);
- наркотические средства канабисной группы в основном местного происхождения, из дикорастущей конопли, произрастающей на неиспользуемых сельскохозяйственных угодьях поступают из Республики Бурятия железнодорожным транспортом через курьеров, а автомобильным транспортом - в тайниках;
-наркотические средства кокаин и МДМА поступают из западных регионов России, как правило, из г. Санкт-Петербурга.
По оценкам экспертов, наркоман ежегодно вовлекает в наркопотребление до 3 человек из своего окружения. Только с 1993 по 2009 год количество лиц, потребляющих наркотики, увеличилось в 9 раз6.
Так, по данным органов здравоохранения, количество зарегистрированных в Иркутской области лиц с диагнозом «наркомания» за последние пять лет постоянно изменялось. Однако, наибольшие значения зарегистрированных «наркоманов» отмечались в 2005, 2006 и 2008 годах -12980, 13220 и 12745. Таким образом, уровень заболеваемости наркоманией в Иркутской области в 2006 году - 523,2 на 100 тыс. населения, в 2007 году -517,7 на 100 тыс. населения, в 2008 году составил 508,2 на 100 тысяч (РФ -252,2), в 2009 году - 475,7 на 100 тыс. населения.
На 1 января 2010 года количество больных, состоящих на диспансерном учете с зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ, составляло 11929 человек .
Со снижением заболеваемости наркоманией снижается и преступность, связанная с наркотиками. Если уровень преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, в Иркутской области ранее превышал общероссийский, то впервые за последние годы стал на 2% ниже, чем в РФ, а по рейтингу область переместилась в 4-ю десятку с 20 места в 2009 г. на 33 место в 2010 г. 8
Наиболее высок уровень распространенности наркомании в г.г. Ангарске (1548,0), Братске (1105,9), Иркутске (762,2), Черемхово (429,0), Тайшете (478,6), Иркутске (762,2), Железногорске (464,4). Самые низкие уровни распространенности в Жигаловском (79,6), Качугском (29,4), Киренском (18,1), Ольхонском (72,3) районах, районах Усть-Ордынского Бурятского округа.
В Иркутской области снизился уровень преступности, совершенной лицами в наркотическом опьянении, при этом рейтинг также несколько улучшился - 18 место в 2010 г.
Значительно сократились случаи отравления и смертности от передозировки наркотическими средствами. По данным социальногигиенического мониторинга в 2010 г. было зарегистрировано 354 случаев острых отравлений наркотическими средствами, показатель составил 14,6 на 100 тыс. чел. Тенденция к снижению уровня острых отравлений наркотиками продолжилась: по сравнению с 2009 годом показатель снизился на 27,0%.9
В 2010 году в Иркутской области от отравлений наркотиками умерло 88 человек, то есть меньше на 16 человек по сравнению с предыдущим годом (104 случая). Показатель смертности от отравлений наркотиками составил 3,6 на 100 тыс., что на 14,0% ниже уровня 2009 г.
Как подчеркнул А.И. Ролик, "сегодня важно выстраивать антинаркотическую работу с учетом особенностей региона, его транспортных путей и экономических взаимосвязей. Именно тогда поставленная перед органами наркоконтроля задача пресечения международных каналов наркотрафика, противодействия организованным преступным группам и преступным сообществам будет эффективна. Это можно сделать только на основе детального изучения особенностей оперативной обстановки, постоянного обмена информацией и накопленным опытом с нашими соседями из стран АТР, поиска путей совершенствования совместной работы против международных организованных преступных наркогруппировок10. Крайне важным является также взаимное исследование комплексных мер противодействия наркоугрозе, применяемых в странах региона, как на уровне законодательства, так и в других сферах общественной деятельности.
Правительством Иркутской области уделяется особое внимание вопросам организации профилактических антинаркотических мероприятий на территории области. Так Правительством Иркутской области утверждена долгосрочная целевая программа Иркутской области "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами" на 2011 - 2013 годы.
При государственном учреждении здравоохранения «Иркутский областной психоневрологический диспансер» создан банк данных больных наркоманией, состоящих на диспансерном учете в Иркутской области.
Создание развернутой системы мер по сокращению спроса на наркотики, предусматривает профилактику, лечение и реабилитацию. В то же время социальная реабилитация наркопотребителей проводится в основном в негосударственных центрах, деятельность которых, как и фактическая направленность, остается вне нормативно-правового регулирования, вне какого-либо контроля.
Во всех субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по оздоровлению наркоситуации посредством проведения различных профилактических акций, направленных на формирование у населения, и прежде всего у молодежи, активной позиции неприятия наркотиков. Развитие данных направлений деятельности находит отражение в антинаркотических программах, разработанных и реализуемых при непосредственном участии антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, и является инструментом совершенствования государственной антинаркотической политики.
Так, администрацией Иркутской области в марте 2011 г. принят нормативный правовой акт, определяющий обязательность насыщения медиапространства видеоматериалами антинаркотического содержания (демонстрация антинаркотических роликов в кинотеатрах перед показом фильма и на местном телевидении).
Законом Иркутской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» регулируются общественные
отношения, связанные с осуществлением профилактики наркомании и токсикомании на территории области, в том числе связанные с организационным, информационно-аналитическим и научным ее обеспечением, а также с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании в сферах здравоохранения.
В феврале 2011 года в Иркутской области среди учащихся школ проводилось анонимное анкетирование для выявления степени осведомленности о наркотиках. В результате опроса 300 человек в возрасте до 17 лет стало известно, что 68 учащимся (22,7%) предлагали попробовать наркотики. Между тем, более половины респондентов (161 школьник) высказались положительно об обязательном тестировании школьников на наркотики, а 144 подростка поддержали ужесточение законодательства в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Широкое распространение в практике антинаркотического воспитания молодежи получили Интернет-уроки, в рамках которых происходит ознакомление и обучение школьников работе с Интернет-ресурсами антинаркотической направленности. Также дается информация об опасных последствиях потребления наркотических средств и психотропных веществ, и степени ответственности граждан, предусмотренной нормативными правовыми актами, аналитические материалы и тематическая публицистика.
В решении проблемы распространения наркомании следует идти по пути ужесточения уголовной ответственности за сбыт наркотических средств в местах отбывания наказания, учебных заведениях и местах проведения досуга, а также с использованием несовершеннолетних в качестве посредников при сбыте. Однако возможно ли это воплотить, если одновременно в стране провозглашается политика гуманизации и либерализации уголовного наказания, о чем свидетельствуют изменения, внесенные ФЗ № 420 от 7.12.2011 г. «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности вышеуказанным законом в уголовном законодательстве РФ появился такой вид освобождения от уголовной ответственности как отсрочка отбывания наказания больным наркоманией (ст. 82.1 УК РФ).
Возможность применения данной статьи предусмотрена в отношении лиц, больных наркоманией и совершивших преступление, предусмотренное ч.1 ст. 228, ч.1 ст. 231 и ст. 231 УК РФ, и изъявившим желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию. Обозначенные составы преступлений относятся к категории небольшой и средней тяжести.
Данное нововведение представляет собой использование международного опыта создания так называемых наркосудов. В частности, широко известен среди специалистов американский подход к замене уголовного преследования страдающих наркоманией преступников на их обязательное лечение от наркомании в качестве альтернативы наказанию11.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития, на конец 2010 г. в России насчитывалось только 12 наркобольниц; всего 4 наркологических реабилитационных центра (для сравнения: в Китае - 600 таких центров); 118 наркологических диспансеров, имеющих стационары. И самое главное, средняя длительность пребывания на койке - 14,4 дня. По мнению большинства наркологов, за этот период можно провести только детоксикацию, но излечить никак нельзя. Имеющийся в государственных наркологических учреждениях коечный фонд позволяет пролечить в стационаре не более 2% состоящих на учетах наркобольных12.
По нашему мнению, наиболее удачным способом противодействия приему наркотических средств может быть введение уголовной ответственности за совершение любых преступлений лицом, принимающим наркотики, либо в состоянии наркотического опьянения. При осуждении лица за совершение преступления, связанного с наркотиками, следует отказаться от условного осуждения, амнистии.
Также следует обратить внимание на необходимость восстановления института принудительных мер медицинского характера для наркоманов. Отсутствие системы принудительного лечения наркоманов предполагает, что существует добровольная система лечения.
Серьезным профилактическим потенциалом в борьбе с этим социальным злом является разумное сочетание мер репрессии и лечебного эффекта в отношении наркозависимых преступников, совершивших общеопасные деяния.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ролик А.И. Профилактика наркопреступности и незаконного оборота наркотиков
в Приморском крае: проблемы и пути решения// Наркоконтроль. 2010. N 1. С. 12.
2
Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами" на 2011 - 2013 годы (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 22 сентября 2010 г. N 227-1111)
3
Данные ИЦ ГУВД по Иркутской области
4
Из заявления на пресс-конференции 17 апреля 2006 г. Начальника ВС УВДТ генерал-майора милиции О.А. Андреева
Чернов А.В. Характеристика региональной перступности // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. №2. С. 197.
6 Хрисюк А.А. Противодействие организованной преступности на региональном уровне: учеб. Пособие. - М.: Юрлитинформ, 2011. С.42
7
http://narkotiki.ru/jrussia 6857.html
8
Жданова-Заплесвичко И.Г., Пережогин А.Н., ЗЗайкова З.А. Потребление алкоголя, наркотиков и табака в Иркутской области: медицинские и социальноэкономические аспекты//Материалы областной ежегодной научно-практической конференции 16 ноября 2011 года. Иркутск, 2011. С.9.
10
http://narkotiki.ru/irussia 6857.html
Федулова Н.И. Наркомания и противодействие наркопреступности в АзиатскоТихоокеанском регионе: обзор по итогам международной научно-практической
конференции //Наркоконтроль.2008, N 3. С.11.
Судакова Т.М. О некоторых критериях эффективности стратегии профилактических мероприятий наркотизма в аспекте создания наркосудов //16-я Международная научно-практическая конференция «Деятельность правоохранительных
органов в современных условиях», Иркутск, ВСИ МВД России. 2011. С.219-223.
12
Овчинский В.С.О развитии наркоситуации в России: как обезвредить мины на российском наркополе// Наркоконтроль. 2011, N 1. С.23.