Научная статья на тему 'Напряженное состояние мелкомодульных храповых зубьев эксцентриковых механизмов свободного хода'

Напряженное состояние мелкомодульных храповых зубьев эксцентриковых механизмов свободного хода Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
69
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА / НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / ONE-WAY CLUTCH / MODE OF DEFORMATION / FINITE ELEMENT METHOD

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шарков Олег Васильевич

Представлены результаты исследования напряженно-деформированного состояния мелкомодульных храповых зубьев методом конечных элементов для эксцентриковых механизмов свободного хода нефрикционного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шарков Олег Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stressed state of small module hook teeth of eccentric one-way clutches

The results of investigation of the mode of deformation of small module hook teeth by the finite element method for eccentric one-way clutches of non-friction type have been presented.

Текст научной работы на тему «Напряженное состояние мелкомодульных храповых зубьев эксцентриковых механизмов свободного хода»

Известия высших учебных заведений

ШАРКОВ Олег Васильевич

кандидат технических наук, доцент кафедры «Теория механизмов и машин и детали машин» (Калининградский государственный технический университет)

УДК 621.837.2: 539.3

Напряженное состояние мелкомодульных храповых зубьев эксцентриковых механизмов свободного хода

О.В. Шарков

Представлены результаты исследования напряженно-деформированного состояния мелкомодульных храповых зубьев методом конечных элементов для эксцентриковых механизмов свободного хода нефрикционного типа.

Ключевые слова: механизм свободного хода, напряженно-деформированное состояние, метод конечных элементов.

The results of investigation of the mode of deformation of small module hook teeth by the finite element method for eccentric one-way clutches of non-friction type have been presented.

Keywords: one-way clutch, mode of deformation, finite element method.

НГапряженно-деформированное состояние (НДС) мелкомодульных храповых зубьев — один из основных параметров, определяющих работоспособность эксцентриковых механизмов свободного хода (МСХ) нефрикционного типа.

В заклиненном состоянии в зацеплении храповых зубьев действуют нормальная FN и окружная Ft силы, которые определяют по формулам

F = 27cosX (1)

N z к dsin( X + а)

и

2T

F " ТТ~ • (2)

z к dW

где T — вращающий момент, передаваемый механизмом; X — угол давления; zк — число эксцентриковых колец; d — диаметр эксцентрика; а — угол заклинивания; dW — начальный диаметр зубчатого зацепления.

Под действием сил FN и Ft храповые зубья находятся в сложном напряженном состоянии, которое характеризуется напряжениями, возникающими от изгиба, сжатия, сдвига и смятия их рабочих поверхностей.

Из формул (1) и (2) следует, что силы FN и Ft связаны между собой соотношением

МАШИНОСТРОЕНИ

dW cos^ FN = F, , „.ч = F, X F,

dsin(^ + a)

(3)

где х р — коэффициент, зависящий от характе-

соък

ристик механизма, х р —-. Отсюда

+ а)

равнодействующую силу, действующую в зацеплении можно определить по формуле

Fr =V FN + Ft 2 = FtJxF+1 •

(4)

Для анализа НДС храповых зубьев проведен вычислительный эксперимент методом конечных элементов (МКЭ), который реализовыва-ли с использованием отечественного программного комплекса T-FLEX Анализ, функционирующего в среде T-FLEX CAD.

При проведении вычислительного эксперимента в качестве исследуемых факторов принимали эквивалентные напряжения a S и радиальные деформации S R, а в качестве независимых факторов — нормальное pN и касательное pt давления, действующие на рабочих поверхностях зубьев, и их геометрические параметры [1], которые рассчитывали в зависимости от модуля mt.

На первом этапе исследования создавали трехмерную твердотельную модель храповых зубьев. На втором этапе на ее основе генерировали их конечно-элементную модель.

При составлении расчетной схемы приняты следующие допущения: нагрузка распределяется равномерно между зубьями и по поверхности их контакта; действие сил трения пренебрежимо мало.

Исследования проводили для зубьев с модулем mt = 0,4; 0,5; 0,6; 0,7 и 0,8 мм. Материал расчетной модели сталь ШХ15 (модуль упругости E = 2,11105 МПа, коэффициент Пуассона v = 0,3).

Поскольку схема нагружения всех зубьев одинакова, для снижения материально-временных затрат при одновременном исключении влияния краевых эффектов, в расчетной схеме принято три мелкомодульных храповых зуба.

Граничные условия на рабочих поверхностях храповых зубьев задавали в силах, так как они легко определимы на начальной стадии расче-

та. Принцип приложения силовых факторов на примере центрального храпового зуба показан на рис. 1.

Рис. 1. Конечно-элементная модель и расчетная схема мелкомодульных храповых зубьев (вид с торца)

Значения нормального рм и касательного р, давлений, действующих на один храповый зуб, рассчитывали по формулам

F

и

Pn =

P, =

N

z Jl 2sinY 2

F

z 1ll1 cos y1 '

(5)

(6)

где г! — число храповых зубьев на эксцентриковом кольце; l — толщина рабочей части эксцентрикового кольца; lx и 12 — длины прямолинейных участков передней и задней кромок храповых зубьев; у(и у2 — углы наклона передней и задней кромок храповых зубьев.

При расчетах на прочность по формулам (5) и (6) можно принять lj ~0,88mt /cosуt и 12 « 0,88mt / cos y2.

Граничные условия на участке АВ задавали в перемещениях — неподвижная распределенная опора.

НДС храповых зубьев удобно рассматривать в зависимости от одного силового фактора — равнодействующего давления, которое с учетом выражений (5)—(8) можно найти по формуле

1,13Ft I-2-

PR =Т^Г V(X F ctgY 2) +1, Z 1l1mt

(7)

При задании величины передаваемой нагрузки в качестве ее предельного значения

Известия высших учебных заведений

принимали рк = 10...20 МПа по аналогии со шлицевыми прямобочными подвижными соединениями [2].

Как показали результаты исследований, при параметрах т, = 0,5 мм и рк = 10 МПа, максимальные напряжения (а 5 = 16 МПа) возникают в области основания (галтели) передней кромки храповых зубьев. Это соответствует зоне действия максимальных напряжений в зубьях шлицевых соединений [2]. Напряжения, образующиеся в других областях храповых зубьев, меньше и составляют а 5 = 7.12 МПа.

Наибольшие деформации (8к = 0,045 мкм) возникают на задней кромке зуба, деформации его других областей находятся в пределах 8к = = 0,022.0,036 мкм. Величиной деформаций можно пренебречь, так как они сопоставимы с контактными деформациями и на несколько порядков меньше объемных деформаций других рабочих элементов механизма [3].

Анализ изменения максимальных напряжений храповых зубьев а 5 в зависимости от равнодействующего давления и модуля (рис. 2) показывает, что увеличение модуля приводит к нелинейному уменьшению возникающих напряжений, а равнодействующего давления — к их линейному увеличению. Характер этой взаимосвязи можно описать эмпирической зависимостью [4]:

а ^ — Ркт

-0,75 I .

(8)

Относительная погрешность экспериментальных и теоретических результатов, получен-ныхпо зависимости (8), составляет 1,3.6,9 %.

После подстановки выражения (7) в формулу (8) получим зависимость для расчета максимальных эквивалентных напряжений:

КР

г ^т/

тЫ (Х р 2 ) +1,

(9)

где Ка — вспомогательный эмпирический коэффициент, Ка = 1,130 75 мм.

Рис. 2. Зависимость эквивалентного напряжения от равнодействующего давления при модуле:

т, = 0,4 мм (□); т, = 0,5 мм (А); т, = 0,6 мм (+); т, = 0,7 мм (О) и т, = 0,8 мм (О)

Опыт эксплуатации зубчатых соединений показал, что их работоспособность лимитируется напряжениями смятия, особенно при циклической нагрузке. Поэтому расчетное максимальное напряжение а 5 целесообразно сравнивать с допускаемым напряжением смятия.

После подстановки формулы (2) в выражение (0) получим зависимость для расчета нагрузочной способности эксцентрикового МСХ нефрикционного типа:

Т — К„

1к11/1^жт|75[а ^ ] л/(Х р с1ву 2 )2 +1 '

(10)

где Кт — вспомогательный эмпирический коэффициент, Кт = 0,442

—0,75

мм.

Литература

1. Шарков О.В. Синтез мелкомодульных храповых зубьев эксцентриковых механизмов свободного хода нефрикционного типа // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2011. № 3. С 30—32.

2. Глухарев Е.Г., Зубарев Н.И. Зубчатые соединения: справочник. Л.: Машиностроение, 1983. 270 с.

3. Шарков О.В., Золотое И.А. Анализ упругой податливости внешней обоймы эксцентриковых механизмов свободного хода нефрикционного типа методом конечных элементов // Машиностроитель. 2010. № 10. С. 26—29.

4. Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул. М.: Высш. шк., 1988. 224 с.

Статья поступила в редакцию 24.03.2011 г.

а 5 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.