Теория и практика управления образованием
УДК 378-057.175 ББК 4484(2)68
НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПОДГОТОВКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНЫХ КАДРОВ
А.В. Карачаровский, В.А. Карачаровский Курганский технологический колледж
THE ORIENTATION OF MANAGEMENT INTERACTION TO THE PROFESSIONAL MOBILE STAFF TRAINING
A.V. Karacharovsky, V.A. Karacharovsky Kurgan Engineering College
Охарактеризованы положения концепции управления непрерывным профессиональным образованием, направленным на подготовку профессионально мобильных кадров для сельскохозяйственного региона. Охарактеризованы виды и направления реализации ведомственного и межведомственного управленческого взаимодействия на базе колледжа.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, профессиональная мобильность кадров, управленческое взаимодействие, ведомственное взаимодействие; межведомственное взаимодействие.
Aspects of the continuous professional education management conception oriented to the professional mobile staff training for an agricultural region are revealed. The kinds and directions of realization of the departmental and interdepartmental management interaction of the college base are characterized.
Keywords: continuous professional education, staff professional mobility, management interaction, departmental and interdepartmental interaction.
В условиях развития капиталистической экономики в России требования к кадрам со стороны заказчиков (производственных предприятий) становятся более высокими. Для их удовлетворения целесообразно выстраивать индивидуальные траектории непрерывного профессионального образования, с одной стороны, максимально используя его существующие ступени и формы, а с другой стороны, - разрабатывая и реализовывая в соответствии с требованиями времени. Одно из современных требований к кадрам, которые трудятся в открытом мире, - их профессиональная мобильность, способность достаточно быстро и эффективно овладеть новыми компетенциями. Это требование особенно актуализируется в условиях кризиса, когда возрастает доля людей, которые для сохранения работы нуждаются в повышении квалификации, переподготовке или в получении образования более высокой квалификации.
Чтобы обеспечить профессиональную мобильность кадров, та система непрерывного образования, которая сложилась в России, должна стать более гибкой и мобильной, с одной стороны, и более открытой, с другой стороны. Эти требования приобретают свою окраску в условиях сельскохозяйственного региона, где имеют место свои требования к кадрам и где открытость образования может иметь самобытный смысл, совсем иной, чем в индустриальных или центральных регионах.
Нами разработана концепция управления непрерывным профессиональным образованием в современных условиях сельскохозяйственного региона, направленного на обеспечение профессиональной мобильности выпускников образовательных учреждений [1]. При этом под их профессиональной мобильностью понимается готовность кадров к повышению своего образовательного ценза, уровня квалификации или к изменению на-
правления (профиля) своей профессиональной деятельности, в том числе и через систему профессионального образования, способность к изменению и расширению профессиональных компетенций в соответствии с требованиями региона или своими личными профессиональными амбициями.
Концепция основывается на трех положениях: концентрация управления в технологическом колледже, охватывающем наиболее востребованные в регионе специальности и направления; осуществление взаимодействия субъектов управления в колледже с другими образовательными системами и опора на межведомственное взаимодействие.
Для этого мы считаем необходимым локализовать систему в едином центре (в его качестве взят колледж), на базе которого можно было бы организовать реализацию внутриведомственных и межведомственных связей, которые формируют и укрепляют систему непрерывного профессионального образования. В настоящее время политика государства в области профессионального образования, новации в сфере профессионального образования и научные достижения профессиональной педагогики создали предпосылки для систематизации профессионального образования на базе колледжа.
Колледж - это специальное образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Традиционно основными задачами колледжа в общей схеме профессионального образования являются: допрофессиональная подготовка учащихся, предоставление возможности получения непрерывного профессионального образования, получение среднего профессионального образования, предоставление возможности продолжения образования по сокращенным программам высшего образования.
В научных исследованиях по педагогике и в практике профессионального образования наиболее соответствующими задачам осуществления непрерывного профессионального образования являются интегрированные формы образования. Поэтому, исходя из известных в педагогике форм и на основе изучения практики образования, можно сделать вывод о том, что создание интегрированных форм профессионального образования - это необходимость в сельскохозяйственном регионе, с его разобщенным образовательным простран-
ством, недостаточной материальной базой отдельных образовательных и культурных учреждений.
Непрерывность и преемственность в рамках одного ведомства обеспечивают «вертикальные» и «горизонтальные» управленческие связи между органами управления образовательных учреждений. Функции управления разных уровней образования в колледже проявляются:
• в постановке общих целей профессионального образования в соответствии с территориальными требованиями рынка труда и их конкретизации на разных уровнях профессионального образования;
• согласованности и преемственности образовательных программ по специальностям и по уровням профессионального образования;
• создании единого образовательного пространства профессионального образования с единой нормативно-законодательной базой; преемственными программами развития;
• интегрированном обеспечении образовательного процесса на основе информационного обмена и скоординированности функционирования всех учреждений.
Между учреждениями укреплению системы профессионального образования способствуют такие связи: преемственность общего и специального образования в начальной (профессиональной) - средней (профессиональной) - высшей школе; подготовка для поступления в учреждения среднего профессионального образования; интеграция всех видов обеспечения для среднего профессионального образования; участие в осуществлении образовательного процесса среднего профессионального образования.
В сельскохозяйственном регионе сложились соответствующие условиям интегративные формы. В практике получили большое распространение комплексы «школа-вуз». В Курганской области они приняли форму университетско-институтских комплексов. В них осуществляют профессиональное образование наиболее способные учащиеся, которые в образовании проходят стадии: территори-ально-школьный округ (ТШО) - профильные классы - высшая школа.
В перечисленных интегрированных формах учащиеся получают образование разных уровней. Преемственность уровней в одном образовательном учреждения осуществляется проще, чем при переходе из одного учреждения в другое. Поэтому в целях непрерывности
Теория и практика управления образованием
профессионального образования они имеют преимущества перед другими формами. В сельскохозяйственной области преобладает кадровая потребность в начальной и средней специальной профессиональной подготовке. Из этого следует, что среди названных форм предпочтение должно отдаваться учебно-технологическим объединениям (УТО) и колледжам, которые в большей мере обладают требованиям к подготовке таких кадров.
Имеет место матричная структура управления интегрированными формами профессионального образования. «Вертикальная структура» управленческих взаимосвязей реализуется между уровнями образовательного учреждения. Наряду с этим действуют «горизонтальные» связи внутри колледжа, УТО, в которых коллективные субъекты (культурно-образовательные центры и ТШО) равноправны. По содержанию можно выделить образовательные, культурные, социальные связи. По сущности взаимодействия - связи по взаимному обмену фондами (материально-техническим, методическим обеспечением); совместная деятельность при проведении мероприятий; связи взаимного обмена кадрами, придающие целостность системе повышения квалификации кадров; совместное пользование общими фондами.
Управленческому взаимодействию принадлежит существенная роль в обеспечении целостности непрерывного образования на фоне его индивидуальной вариативности.
Во-первых, в управленческом взаимодействии в сфере образования реализуются все виды деятельности по систематизации профессионального образования: разработка систем и подсистем профессионального образования; апробация разработанных проектов систем; создание условий для сохранения всех связей; контроль и оценка результативности систематизации.
Во-вторых, создание и упрочение управленческих связей между ступенями образования и различными образовательными программами образуют структуру системы профессионального образования (внутренние связи) и обеспечивает ее функционирование (внешние связи).
В-третьих, управленческое взаимодействие создает управленческие связи: вертикальные связи (иерархической соподчиненности, обратные связи, взаимовыгодного сотрудничества, совместного решения общих задач) и горизонтальные связи (прямые и обратные, взаимовыгодного решения общих задач, со-трудничества, взаимопомощи).
В-четвертых, внутреннему сплочению способствует самоуправление. А сплоченный коллектив - это группа, которая способна организованно взаимодействовать и с другими подобными или индивидуальными субъектами управления.
Профессиональное образование готовит кадры для других сфер жизнедеятельности людей. Соответствующие организации и предприятия так же заинтересованы в образовательном процессе и качестве выпускников, как и система профессионального образования. Выдвинуть социальный заказ образовательным учреждениям и помочь им в достижении результатов помогают межведомственное управленческое взаимодействие. Учитывая виды деятельности на разных этапах управления, можно выделить ряд функций межведомственного взаимодействия: взаимная помощь и взаимокоррекция в разработке нормативных требований к системе профессионального образования; организация решения комплексных проблем (страны, региона, района); интеграция средств и человеческих ресурсов для решения комплексных проблем; взаимопомощь в решении актуальных проблем профессионального образования.
Межведомственное управленческое взаимодействие осуществляется в форме социального партнерства. Социальное партнерство учреждений профессионального образования -это межведомственные связи и взаимоотношения субъектов управления учреждениями профессионального образования с представителями других ведомств, основанное на взаимной заинтересованности либо на активной или пассивной поддержке и помощи партнерам. Межведомственное взаимодействие может происходить в формах совместной деятельности, разработки и исполнения целевых социальных программ, а также при совместном проведении разовых (региональных, муниципальных или иных) мероприятий. В межведомственном взаимодействии может преобладать одна сторона (содействие), когда один партнер оказывает активную (добровольно и целенаправленно) или пассивную (партнер пользуется его достижениями) помощь другому партнеру.
В Курганской области межведомственное взаимодействие регулируется и нормируется в соответствии с законом «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области».
Современный этап социального партнерства предполагает прогноз рынка труда; фор-мирование объектов и структуры подготовки
кадров в образовательных учреждения СПО на федеральном, региональном, международном уровнях; взаимодействие образовательных учреждений с промышленными предприятиями в целях введения новых технологий в производство и повышения квалификации производственного персонала; создание научно-инновационных комплексов, осуществляющих интеграцию образования, науки и производства, совместную разработку содержания специальной и практической подготовки специалистов, создание условий для прохождения практики.
Следует охарактеризовать межведомственные связи по основным направлениям, которые так или иначе способствуют подготовке современных, мобильных кадров для сельскохозяйственного региона.
Управленческое взаимодействие с производственной сферой осуществляется в следующих направлениях:
• изучение спроса на квалифицированных рабочих и на специалистов среднего и высшего звена;
• изучение востребованных на рынке труда направлений и специальностей;
• заключение договоров о целевой подготовке специалистов;
• заключение договоров о распределении;
• осуществление образовательного процесса и прохождение практик на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях;
• изучение качества подготовленных специалистов, удовлетворенности заказчика подготовленными кадрами;
• изучение востребованности выпускников конкретных образовательных учреждений профессионального образования;
• открытие новых специальностей по социальному заказу населения и предприятий;
• развитие содержания образования в соответствии с потребностями заказчика;
• стажировка преподавателей на предприятиях.
Взаимосвязи образовательного учреждения с учреждениями культуры и со средствами массовой информации подразделяются на взаимовыгодное сотрудничество; сотрудничество для решения воспитательных задач и организацию представителями образовательных учреждений направленных, избирательных контактов. Обобщение педагогического опыта и анализ теорий образования в социуме позволили выявить следующие направления и формы управленческого взаимодействия об-
разовательных учреждений профессионального образования с организациями и учреждениями культуры:
• культурные программы и мероприятия на базе профессиональных образовательных учреждений;
• участие образовательных учреждений в муниципальных и городских смотрах, конкурсах, концертах и пр.;
• экскурсии в учреждения культуры, посещение культурных мероприятий, выставок и пр.;
• привлечение специалистов из сферы культуры к образовательному процессу основного и дополнительного образования.
Используя и обобщая опыт работы учреждений профессионального образования, мы пришли к выводу о характерных типах управленческого взаимодействия с правоохранительными органами и военкоматом. Сотрудничество, целевое использование ресурсов и совместная воспитательная деятельность - характерные связи с названными ведомствами. Определены направления совместной деятельности:
• «организация деятельности ОУ и подразделений РОСТО по военно-патриотическому воспитанию молодежи;
• организация работы объединений спортивно-технической и военно-прикладной направленности;
• подготовка и финансирование кадров для организации работы с детьми по вопросам подготовки к воинской службе;
• реализация системы массовых мероприятий с учащимися по спортивно-техниче-скому и военно-прикладному направлениям» [2, с. 427].
Управленческое взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения может происходить на основе следующих связей: сотрудничество для достижения общих целей здоровьесбережения детей и молодежи; помощь образовательным учреждениям (кадровая, консультационная, материальная и др.) со стороны медицинских учреждений; направленное пользование ресурсами медицинских учреждений администрацией образовательных учреждений. На основании вышеизложенного можно сформулировать перспективные направления взаимодействия образовательных учреждений с организациями здравоохранения:
• паритетная постановка целей образования и здоровьесбережения;
• внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
Теория и практика управления образованием
• медицинское обслуживание субъектов образования, профилактика и своевременное выявление заболеваний путем проведения профилактических медосмотров;
• повышение медицинской квалификации работников образовательных учреждений;
• просвещение учащихся и их родителей.
Управленческое взаимодействие с учреждениями физической культуры и спорта следует осуществлять в следующих направлениях: участие педагогов образовательного учреждения в выборе дополнительных услуг для учащихся в соответствии с индивидуальными физическими и психическими данными, совместное решение вопросов о занятиях учащегося физической культурой и спортом педагогами, им самим и представителями спортивных учреждений; проведение совместных спортивных мероприятий и праздников; реализация совместных программ. Таким образом, перспективными направлениями взаимодействия учреждений профессионального образования с организациями и учреждениями по физкультуре и спорту являются:
• участие в муниципальных и городских спортивных мероприятиях;
• привлечение специалистов в области физкультуры и спорта к образовательному процессу;
• привлечение специалистов в области физкультуры и спорта к организации дополнительного образования, кружков и секций в учреждениях профессионального образования;
• привлечение специалистов в области физкультуры и спорта к проведению спортивных мероприятий в учреждениях профессионального образования;
• разработка и реализация совместных межведомственных программ.
Средства массовой информации в сегодняшнем мире - наиболее доступное средство воздействия на человека, наполняющее всю его жизнь. В современном обществе средства массовой информации выполняют функции: информационную, формирования общественного мнения, манипулирования поведением масс людей, культурно-развлекательную, воспитательную, развивающую. Значимое для подготовки мобильных кадров управленческое взаимодействие можно осуществлять через укрепление следующих связей со средствами массовой информации: заказ средствам массовой информа-
ции на определенные подходы к освещению определенной информации; отбор и использование материалов, поступающих через средства информации, в образовательных целях; участие сотрудников сферы образования в работе средств массовой информации, использование ее в качестве «рупора» интересов профессионального образования. Таким образом, перспективными направлениями взаимодействия учреждений профессионального образования со средствами массовой информации являются:
• сотрудничество со средствами массовой информации для пропаганды деятельности учреждений профессионального образования; интересов учреждений профессионального образования; ценностей воспитания молодежи;
• совместная реализация воспитательных программ (решение задач воспитания, поставленных образовательными учреждениями, совместными усилиями образовательного учреждения и средств массовой информации);
• использование ресурсов, предоставляемых средствами массовой информации.
В результате исследования возможностей межведомственного взаимодействия был определен полный комплекс связей субъектов управления учреждений профессионального образования с представителями других сфер жизнедеятельности людей: взаимовыгодное сотрудничество при решении задач образования молодежи; целенаправленная поддержка системы профессионального образования со стороны других партнеров; использование учреждениями профессионального образования ресурсов и продуктов деятельности других организаций и учреждений; целенаправленная помощь партнеров системе профессионального образования; согласование деятельности учреждений иных ведомств с программами профессионального образования.
Литература
1. Карачаровский, В.А. Управление процессом систематизации непрерывного профессионального образования / В.А. Карачаровский // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2009. - Вып. 1. — № 1(134).- С. 43-49.
2.Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 632 с.
Поступила в редакцию 26 января 2009 г.