Научная статья на тему 'Качество непрерывного профессионального образования как результат систематизации'

Качество непрерывного профессионального образования как результат систематизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА / THE QUALITY MANAGEMENT / THE QUALITY OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / THE QUALITY CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карачаровский Валерий Александрович

Описывается реализация технологии систематизации непрерывного профессионального образования на базе колледжа. Показана динамика роста всех показателей критериев качества среднего профессионального образования, достигнутого систематизацией. Систематизация непрерывного профессионального образования классифицирована как функция управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of continuing professional education as the result of systematization

This article is devoted to realization systematization method of continuing professional education in college. The growth dynamics of all the higher professional education quality criteria is shown here as the result of systematization. The systematization of continuing professional education is the control function.

Текст научной работы на тему «Качество непрерывного профессионального образования как результат систематизации»

Управление образованием

УДК 378.01

ББК 4484(2)68 + 4481.00

КАЧЕСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

В.А. Карачаровский

Курганский технологический колледж

THE QUALITY OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION AS THE RESULT OF SYSTEMATIZATION

V.A. Karacharovsky Kurgan’s Technological College

Описывается реализация технологии систематизации непрерывного профессионального образования на базе колледжа. Показана динамика роста всех показателей критериев качества среднего профессионального образования, достигнутого систематизацией. Систематизация непрерывного профессионального образования классифицирована как функция управления.

Ключевые слова: система менеджмента качества, качество непрерывного профессионального образования, критерии качества.

This article is devoted to realization systematization method of continuing professional education in college. The growth dynamics of all the higher professional education quality criteria is shown here as the result of systematization. The systematization of continuing professional education is the control function.

Keywords: the quality management, the quality of continuing professional education, the quality criteria.

Состояние среднего профессионального образование в начале XXI века определяется внешними условиями социально-экономической и идеологической сферы и может быть охарактеризовано как реформирование. В результате изучения проблемы укрепление непрерывности и преемственности профессионального образования, выявлены тенденции и проблемы в конкретно-исторических условиях [2]. Среди тенденций, которые определили ход дальнейшего исследования, назовем следующие:

• рост значимости среднего профессионального образования для малых городов и сельскохозяйственных регионов;

• приобретение средним профессиональным образованием черт гибкости, мобильности, доступности, диверсифициро-ванности, региональности, автономности;

• интеграция с социально-культурной сферой.

Выявлены проблемы, которые дали направление для разработки модели управления систематизацией непрерывного профес-

сионального образования. Это проблемы недостаточности бюджетного финансирования; кадровые проблемы; несогласованность управления на разных уровнях; проблемы государственно-общественной поддержки среднего профессионального образования; недостаточные связи с заказчиками и «потребителями».

Обозначенные тенденции и проблемы позволили сформулировать гипотезу о существующих резервах управления непрерывным профессиональном образованием, кроющихся в организации модулей внутриведомственного и межведомственного управленческого взаимодействия. Приоритетная роль учреждения среднего образования и его мобильность позволили выдвинуть гипотезу о том, что именно колледж целесообразно выбирать в качестве организационной формы систематизации непрерывного профессионального образования. Сделанные выводы послужили основанием для разработки положений концепции управления систематизацией неп-

рерывного профессионального образования и соответствующей технологии [1].

Концепция систематизации непрерывного профессионального образования включает в себя: методологические положения, принципы, закономерности, концептуальные положения и ключевые понятия. Концептуальные положения являются результатом логических выводов из разных по уровню предпосылок: методологических, правовых, педагогических, социально-образовательных. С учетом резервов управления в повышении качества образования сформулированы следующие концептуальные положения.

1. Тесное взаимодействие субъектов управления в сфере образования с системой общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования. Каждая ступень непрерывного образования выполняет определенную функцию в систематизации непрерывного профессионального образования. Внутриведомственное взаимодействие субъектов управления создает структуру системы непрерывного профессионального образования. Во взаимосвязях в сфере образования реализуются все виды деятельности по систематизации профессионального образования: определение оснований систематизации; разработка систем и подсистем профессионального образования; апробация разработанных проектов систем; создание условий для сохранения всех связей; контроль и оценка результативности систематизации.

Создание и упрочение управленческих связей между ступенями образования и различными образовательными программами образует структуру системы профессионального образования (внутренние связи) и обеспечивает ее функционирование (внешние связи). Управленческие связи образуют матричную структуру управления профессиональным образованием. Упрочению связей способствует создание интегрированных форм образования и соответствующих типов образовательных учреждений. Сплачивающим элементом управлением системой непрерывного образования является самоуправление.

2. Принадлежность субъектов систематизации профессионального образования к различным сферам жизнедеятельности людей является одним из ведущих аспектов второго положения разработанной концепции. Его содержание состоит в том, что при

систематизации непрерывного профессионального образования следует опираться на межведомственное взаимодействие. Функции межведомственного взаимодействия при систематизации непрерывного профессионального образования состоят во взаимной помощи и взаимокоррекции при разработке нормативных требований к системе профессионального образования; в организации решения комплексных проблем (страны, региона, района); в интеграции средств и человеческих ресурсов для решения комплексных проблем; во взаимопомощи в решении актуальных проблем профессионального образования.

Межведомственное взаимодействие осуществляется в форме социального партнерства. Социальное партнерство учреждений профессионального образования - это межведомственные связи и взаимоотношения субъектов управления учреждениями профессионального образования с представителями других ведомств, основанное на взаимной заинтересованности либо на активной или пассивной поддержке и помощи партнерам. Межведомственное взаимодействие может происходить в формах совместной деятельности, разработки и исполнения целевых социальных программ, а также при совместном проведении разовых (региональных, муниципальных или иных) мероприятий. В межведомственном взаимодействии может преобладать одна сторона (содействие), когда один партнер оказывает активную (добровольно и целенаправленно) или пассивную под держку деятельности другого партнера.

3. Колледж является центром систематизации непрерывного профессионального образования в сельскохозяйственном регионе. Систематизации непрерывного профессионального образования на основе колледжа способствует согласованное взаимодействие интегрированных модулей:

• интегрированный модуль базового колледжного образования;

• интегрированный модуль взаимодействия с начальным профессиональным образованием;

• интегрированный модуль взаимодействия с высшим профессиональным образованием;

• интегрированный модуль взаимодействия с дополнительным образованием;

• интегрированный модуль взаимодействия с производственной сферой;

• интегрированный модуль взаимодействия с социокультурной сферой;

• интегрированный модуль по физической подготовке и здоровьесбережению;

• интегрированный модуль по военноправовой подготовке.

Соответствующая разработанной концепции технология систематизации непрерывного профессионального образования является блочно-модульной, позволяющей организовать процессы образования в колледже в соответствии с принципами индивидуальности, системности и модульности.

Опираясь на трактовку технологии как системной совокупности и порядка функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин), а также учитывая этапы систематизации, мы выделяем в технологии управления следующие этапы: аналитикопроектировочный, реализующей, оценочнокорректировочный. Технология управления систематизацией профессионального образования в сельскохозяйственном регионе охарактеризована в логике поэтапного описания процесса. Этапы охарактеризованы по критериям: управленческие компоненты этапа, проявления признаков технологии на этапе; системные признаки этапа.

На всех этапах технологии присущи признаки концептуальности, эффективности, воспроизводимости. Концептуальность технологии на всех этапах означает соответствие процесса концептуальным положениям. Первое концептуальное положение отражается во взаимодействии всех модулей непрерывного профессионального образования. Второе по-ложение проявляется во вневедомственном взаимодействии при проектировании и реализации соответствующих интегрированных модулей на основе маркетингового исследования (интегрированный модуль взаимодействия с производственной сферой; интегрированный модуль взаимодействия с социокультурной сферой; интегрированный модуль по физической подготовке и здоровьесбережению; интегрированный модуль по военно-правовой подготовке). Третье положение - о том, что проектирование, реализация, контроль и коррекция интегрированных модулей происходит в рамках колледжного образования.

Эффективность технологии доказана на практике.

Воспроизводимость технологии обеспечивается инвариантностью составом технологии и каждого этапа, использованием определенной методики проведения диагностики, наличием характерных особенностей этапов.

Этапы технологии соотнесены с этапами систематизации: определение оснований систематизации; проектирование системы непрерывного профессионального образования; обеспечение функционирования системы непрерывного профессионального образования; диагностика функционирования, контроль и корректирование системы профессионального образования.

Первые два из них соотнесены с аналитико-проектировочным этапом, третий -с реализующим, четвертый - с оценочнокорректировочным. Обеспечение функционирования системы непрерывного профессионального образования осуществляется на реализующем этапе. Диагностика функционирования, контроль и корректирование системы профессионального образования - на оценочно-корректировочном этапе.

На первом этапе технологии управления систематизацией профессионального образования реализуется диагностико-исследова-тельское направление, которое, в свою очередь, имеет два поднаправления. Первое состоит в изучении спроса, а второе -предложения и прогнозируемой его способности удовлетворить спрос. Это и есть, собственно, маркетинговое исследование. Затем, на основании полученной в исследовании информации осуществляется проектирование функционирования колледжа (по модулям). Таким образом, управление на первом этапе выполняет функцию исследования. В его результате добывается информация, необходимая для принятия управленческих решений о каждом модуле в колледже. Когда управление сочетается с исследованием, используются соответствующие методы, при помощи которых эта информация может быть получена. Дадим общую характеристику данного этапа.

Говоря о системных признаках этапа, имеем в виду главное его управленческое назначение: получение информации, необходимой для управления, и проектирование модулей в соответствии с этими данными.

Главные функции этапа - диагностика и организация. Управленческими компонентами этапа являются следующие виды деятельности: изучение спроса и предложения

образовательных услуг; их сравнение, прогнозирование степени удовлетворения

спроса; выявление направлений корректив в том или ином модуле; проектирование

модулей в колледже.

Таким образом, на аналитико-проек-тировочном этапе технологии достигаются следующие результаты, необходимые для систематизации профессионального об-

разования:

• изучение состояния на рынке труда,

• изучение предложения,

• аналитика - сопоставление спроса и предложения,

• прогнозирование потребностей на пять лет,

• формулировка предложений,

• формирование перечня востребованных специальностей,

• развитие руководства по качеству в соответствии с прогнозом,

• разработка структуры внутриведомственных модулей в колледже,

• разработка структуры межведомственных модулей,

• разработка интегрированного модульного проекта функционирования колледжа.

Проектирование управления в колледже на этом этапе представлен как аналитикосинтетический процесс. Проект управления относительно каждого модуля включает:

• цели его функционирования,

• содержание деятельности по его функционированию,

• обеспечение (условия) его функционирования,

• стимулирование его функционирования,

• контроль его функционирования (по критериям качества),

• определение связей с другими модулями,

• определение субъектов управления.

На первом этапе технологии основные

функции выполняются администрацией; отделом развития и мониторинга образовательных услуг; экспертно-методическим советом;

руководителями подразделений. Они выполняют следующие управленческие функции: изучение спроса и предложения образовательных услуг; их сравнение, прогнозирование

степени удовлетворения спроса; выявление направлений корректив в том или ином модуле; проектирование модулей. В Курганском технологическом колледже (КТК), решая задачи управления разноуровневым многопрофильным образовательным учреждением, функционирует Отдел развития и мониторинга образовательных услуг. Целью его деятельности является обеспечение, укрепление и поддержание конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг. Направлениями его деятельности определены: диагностико-исследовательское, а также отбор целевых рынков образовательных услуг колледжа, разработка комплекса маркетинга, диагностико-организаторское направление.

Отдел выполняет следующие функции: исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка образовательных услуг; выявление перспективных образовательных услуг; обеспечение собственного воспроизводства и развития (проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании); определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий; накопление, обработка, анализ и продажа (предоставление) информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг, консультирование других субъектов; формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по образовательным услугам; оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству); производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста; оказание информационнопосреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг и др. Отдел развития и мониторинга образовательных услуг успешно работает в течение 3 лет, дважды в год проводится анкетирование выпускников школ города Кургана, ежегодно собирается и корректируется информация о трудоустройстве выпускников, изучается рыночный спрос на профессиональное образование и предла-

гается открытие новых, востребованных на рынке труда профессий и специальностей. Так анализ анкетирования выпускников школ г. Кургана в 2007 году показал, что среди образовательных учреждений среднего профессионального образования Курганской области при выборе образовательных

учреждений КТК занимает первое место.

По результатам маркетинговой и аналитической деятельности разрабатываются интегрированные модули. Исходя из анализа социального заказа, на основе систематически проводимых маркетинговых исследований (интегрированный модуль с производственной сферой), в КТК проектируются

образовательные программы среднего профессионального образования базового и

повышенного уровня на базе среднего (полного) общего, основного общего и начального профессионального образования по специальностям очной и заочной форм обучения.

Им соответствует интегрированный модуль непрерывного профессионального образования. Дело в том, что результатом аналитико-проектировочной деятельности стало решение о непрерывном образовании на базе КТК. В частности, было принято решение о сотрудничестве КТК с образовательными учреждениями начального профессионального образования, вузами Курганской области и других областей. Преемственные учебные планы прошли экспертную оценку и одобрены Управлением образовательных учреждений Федерального Агентства по образованию. Колледж является одним из звеньев в системе непрерывной подготовки специалистов в регионе, формирование которой началось в 1997 году. В настоящее время колледж сотрудничает с образовательными учреждениями начального профессионального образования, вузами Курганской области и других областей. На основе сотрудничества с рядом профессиональных училищ реализуются сокращенные образовательные программы среднего профессионального образования по ряду специальностей. Принято решение о взаимодействии с образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Разработан четырехшаговый алгоритм деятельности по организации разработки учебно-программной документации по сокращенным срокам обучения [1].

Разработаны проекты межведомственного взаимодействия, меры осуществления социального партнерства.

Задача управления на первом этапе технологии состоит также в систематизации модулей, в разработке проекта координировании их деятельности и взаимодействия (рис. 1).

Интегриро- Интегриро-

ванный мо- ванный мо-

дуль взаи- дуль взаи-

модеиствия / > модействия

с производ- V] р/ с социо-

ственной \> культурной

сферой сферой

Модуль

непрерывного профессионального образования на основе колледжа

Интегриро- Интегриро-

ванный мо- ванный мо-

дуль по во- о дуль по фи-

енно- Л_] [_К зическои

правовой N 1/ подготовке и

подготовке здоровьесбе-

режению

Рис. 1. Интегрированный модульный проект функционирования колледжа

Проектирование модулей отличается от проектирования мероприятий и условий. В проекте можно описать каждый модуль по отдельности. При проектировании мероприятий происходит практическое соединение процессов реализации разных модулей. Одно мероприятие может стать основой для осуществления функционирования нескольких модулей. Это же справедливо и для создаваемых в колледже условий, которые, естественно, не соотносятся однозначно с реализацией какого-то одного интегрированного модуля.

Реализующий этап технологии состоит в осуществлении в практике работы колледжа в единстве всех интегрированный модулей, а также в обосновании и обеспечении условий, которые необходимы для практической осуществимости их функционирования. Это

является главным системным признаком реализующего этапа технологии управления систематизацией непрерывного профессионального образования. Основания функция этапа - организация. Соответственно назначению этапа его управленческими компонентами являются обеспечение соответствия образовательного процесса проекту и создание необходимых для этого управленческих условий. Данный этап технологии соответствует, таким образом, этапу систематизации, который был назван «обеспечение функционирования системы профессионального образования». В центре функционирования находятся интегрированные модули: базового колледжного образования, модуль взаимодействия с начальным профессиональным образованием; модуль взаимодействия с высшим образованием; модуль взаимодействия с дополнительным образованием, т.е. модули непрерывного профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этапе реализации управление непрерывным образованием состоит, в частности, в том, чтобы организовывать среду в колледже для осуществления непрерывного образования и для функционирования всех модулей. Организация предполагает создание и систематизацию управленческих нормативно-регламентирующих, перспек-тивно-ориентирующих, деятельностно-сти-мулирующих и коммуникативно-инфор-мационных условий [2, 3].

Нормативно-регламентирующие управленческие условия-, установление прав и обязанностей участников профессионального образования в колледже, компетенций социальных партнеров; установление нормативных требований к уровню профессиональной образованности (основной и повышенный уровни) и квалификации педагогов; определение нормативов учебной и педагогической нагрузки в колледже; разработка внутриучрежденческой составляющей ГОСа; установление нормативных требований к используемым методам и формам профессионального образования в колледже; «неформальная составляющая» - недокументированные морально-этические нормы взаимоотношений в колледже.

Перспективно-ориентирующие управленческие условия в коллеже: диагнос-

тирование начального состояния условий профессионального образования в колледже; изучение уровня квалификации педагогов и уровня образованности студентов и тен-

денций их развития; выявление личных целей и намерений в профессиональном образовании; выявление тенденций развития в колледже; разработка программы развития, перспективных планов и целевых программ для профессионального образования в колледже в условиях социального партнерства.

Деятелъностно-стимулирующие управленческие условия в коллеже-, обеспечение процесса профессионального образования; обеспечение процессов сопровождения образования; создание психологически комфортного климата в колледже, обеспечение условий отдыха субъектов профессионального образования; стимулирование профессиональной деятельности педагогов, их самореализации в социально приемлемых проявлениях; стимулирование образовательной деятельности студентов, их самореализации в социально приемлемых проявлениях; обеспечение возможностей социального партнерства.

Информационно-коммуникативные управленческие условия в колледже-, информационное обеспечение образовательного процесса (научно-информационного, методического) в колледже; информационное обеспечение повышения квалификации кадров; информационное обеспечение процессов обслуживания образования в колледже (управления, инновационных процессов, процессов, составляющих инфраструктуру и проч.); обеспечение информационного обмена в профессиональной деятельности педагогов колледжа и с социальными партнерами; создание единого информационного пространства колледжа; создание разветвленной сети внешних коммуникаций колледжа; внутриучрежденческая и межведомственная координация всех видов деятельности в колледже.

Оценочно-корректировочный этап. В соответствии с разработанными модулями можно выделить ряд содержательных направлений осуществления контроля: базового колледжного образования; начального профессионального образования; взаимодействия с системой высшего профессионального образования; дополнительного образования; взаимодействия с производственной сферой; взаимодействия с социокультурной сферой; физической подготовки и здоровьесбереже-ния; военно-правовой подго-товки. Оцениваются не только результаты, но и процесс достижения соответствующих результатов. Таким образом, какое бы направление ни

оценивалось, следует учитывать группы критериев:

• качества результатов;

• качества условий для достижения результатов.

Для осуществления интегративной оценки разработана модель мониторинга качества образовательного процесса. По каждому направлению и с учетом необходимых для его осуществления условий выявлены следующие группы критериев для проведения мониторинга:

• общие показатели и материально-техническая база;

• результативность образовательного процесса;

• информационное и методическое обеспечение образовательного процесса;

• квалификация инженерно-педагоги-ческих кадров;

• инновационная деятельность;

• системность и коррелированность результатов.

По каждой группе критериев разработаны конкретные виды критериев оценки по направлениям и подобраны соответствующие им методики измерения.

Таким образом, управленческими компонентами этапа являются: диагностика, измерения, возможно исследование, оценка, контроль, коррекция (в проектировании или реализации).

Системные признаки этапа характеризуются, главным образом, ведущими функциями: информационной, аксиологической, коррегирующей. Ведущей управленческой функцией этапа является контрольнооценочная. Наряду с ней реализуется и организационная функция (при этом речь идет об организации исполнения вышеперечисленных функций).

Организационными формами реализации оценочно-коррекционного этапа управления являются: самообследование; внутренний

аудит; само- и взаимоконтроль; само- и взаимооценка.

Этапы - аналитико-проектировочный, реализующий, оценочно-корректировочный -осуществляются циклично. Происходит определенное совмещение окончания оценочнокорректировочного и начала аналитикопроектировочного этапов технологии управления систематизацией непрерывного профессионального образования в колледже. На

аналитико-проектировочном этапе подбирается информация и на ее основе разрабатываются проекты моделей (т.е. проектируется функционирование колледжа). Реализация управления происходит в соответствии с проектом, на основе системносинергетического взаимодействия. Поскольку модули разрабатывались системно, то и ожидаемая реализация также происходит системно. Соответствие управления и функционирования колледжа проектам и достижение ожидаемых результатов определяется на оценочно-корректирующем этапе. Измерение и оценивание сопровождается аналитической деятельностью, а вносимые коррективы - проектированием модулей или их частей. Это означает и последовательность, и частичное совпадение оценочнокорректировочного и аналитико-проек-тирующего этапов.

Технология реализуется в управленческом взаимодействии субъектов внешнего и внутреннего управления и самоуправления. Соответствующие субъекты отражены на следующих рисунках (рис. 2 и 3). С 2000 года в колледже введено самоуправление студентов в форме Студенческой республики. Во главе студенчества стоит Президент совместно с правительством, в которое входят различные министерства, отвечающие за определенную деятельность: Министерство культуры, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство труда и финансов, Министерство науки и образования, Министерство внутренних дел. Рис. 3 иллюстрирует взаимодействие основных органов самоуправления, таких как студенческая республика, студенческий профком, студенческий совет общежития, культурно-образовательный и культурно-оздоровительный центры.

Все субъекты управления, каждый в соответствии со своими компетенциями, участвуют в реализации технологии управления. Компетенции между субъектами управления распределяются следующим образом.

Администрация колледжа: ставит задачи этапа: изучение спроса и предложения

образовательных услуг; их сравнение, прогнозирование степени удовлетворения спроса; выявление направлений корректив в том или ином модуле; проектирование модулей в колледже; создает рабочие группы

и подразделения для разработки проектов их решения; стимулирует, контролирует, оценивает и корректирует исполнение их решений.

Руководители подразделений: организуют деятельность групп для решения поставленных перед подразделением задач; стимулируют, контролируют, оценивают и коректируют их деятельность.

Педагоги: являются исполнителями при проектировании интегрированных модулей; осуществляют самоуправление (групповое и индивидуальное).

Учащиеся: участвуют в исполнении

контрольных и оценивающих функций

управления; осуществляют самоуправление.

Систематизация управления выразилась в разработке и реализации интегрированных модулей колледжного образования, модулей взаимодействия с производственной сферой, модулей взаимодействия с социокультурной сферой, модулей по физической подготовке и здоровьесбережению, модулей по военноправовой подготовке.

Согласованность и скоординированность реализации технологии также обеспечены системой менеджмента качества в колледже

[1,4].

Рис. 2. Схема управления в колледже

Органы самоуправления

Рис. 3. Схема студенческого самоуправления в колледже

Для измерения качества непрерывного образования разработаны и использованы следующие критерии измерения и оценки: критерии качества результатов; критерии качества условий для достижения результатов; систематизированность проектов

и процедур; коррелированность функционирования всех модулей. Рост качества непрерывного образования в колледже оценивался по результатам сравнения с контрольной группой (см. таблицу).

Таблица

Сравнение управления в экспериментальном и контрольном колледже

№ пп Аспекты и функции управления Показатели управления

В экспериментальной группе В контрольной группе

1 Г осударственно-общественный характер управления Присутствует Присутствует

2 Уровни внутриучрежден-ческого управления Разработаны управленческие компетенции на четырех уровнях управления Разработаны управленческие компетенции для высших уровней управления

3 Самоуправление Присутствует Присутствует

4 Преобладание субъект-субъектных взаимоотношений Да Не всегда

5 Создание подразделений в колледже для обеспечения всех видов социального партнерства (для межведомственного взаимодействия) Многомерно, полно Единичны

Окончание таблицы

№ пп Аспекты и функции управления Показатели управления

В экспериментальной группе В контрольной группе

6 Создание подразделений для обеспечения гуманных подходов в образовании Созданы Не созданы

7 Организационные формы реализации управленческих решений Многомерны, разнообразны, много-вариантны, систематизированы Не вариативны, не систематизированы

8 Модульный подход к управлению колледжем Имеет место Используется в отдельных аспектах, особенно в образовательном процессе

9 Наличие системы менеджмента качества Имеется Находится в стадии становления

10 Наличие технологии управления Разработана и соответствует концепции Отсутствует

11 Наличие аналитикопроектировочного этапа управления Присутствует и реализуется полно Реализуется фрагментарно, бессистемно, нет подразделений, осуществляющих маркетинговое исследование

12 Наличие реализующего этапа управления Осуществляется Осуществляется

13 Наличие оценочно-корректирующего этапа управления Осуществляется Осуществляется, нет программы реализации

14 Функция организации Осуществляется в полной мере; компетенции определены Осуществляется не по всем направлениям; компетенции не определены

15 Функция побуждения Осуществляется в полной мере; компетенции определены; имеются подразделения для осуществления; разработана программа реализации Осуществляется, но не систематизирована; программа отсутствует

16 Функция контроля Осуществляется в полной мере; компетенции определены; имеются подразделения для осуществления; разработана программа реализации Осуществляется, но не систематизирована; программа отсутствует

17 Нормативно-регламентирующие условия Разработаны, соответствуют направлениям деятельности Разработаны, но не всегда соответствуют направлениям деятельности

18 Перспективно-ориентирующие условия Разработаны, имеется программа развития Разработаны, имеется программа развития

19 Деятельностно-стимулирующие условия Разработаны, имеется программа, положения Разработаны, программа, положения отсутствуют

20 Информационнокоммуникативные условия Всестороннее обеспечение образовательного процесса, внутриведомственных, межведомственных связей и управления Обеспечение, в основном, образовательного процесса

Апробация авторской технологии осущестлялась методами экспертных оценок и в экспериментальной работе. Опытно-экспе-иментальная работа проводилась в течение 11 лет, на четырех последовательных этапах (опытно-поисковом, констатирующем, моде-иующем, экспериментальном), на каждом из которых решались свои исследовательские задачи. В условиях созданной в коллеже системе менеджмента качества проведены самообследование, внутренний и внешний аудит. По критериям «материально-техничес-ая база», «результативность образовательного процесса», «информационное и методическое обеспечение образовательного процесса», «квалификация инженерно-педагогических кадов», «инновационная деятельность», «сис-емость и коррелированность результатов» показано достижение значимых приращений результатов.

На основании теоретического обосноваия концепции и технологии, а также их прак-ической апробации были сделаны выводы о

повышении качества непрерывного профес-ионального образования в результате систематизации управления в колледже.

Литература

1. Карачаровский, В.А. Управление систематизацией профессионального образования в сельскохозяйственном регионе / В.А. Карачаровский. — М.: Мнемозина, 2008. - 213 с.

2. Куган, Б.А. Управление процессом модернизации образования / Б.А. Куган. - М.: Просвещение, 2002. -216 с.

3. Куган, Б.А. Управление образователь-

ной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: Гума-

нит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - 632 с.

4. Мячина, ИВ. Формирование системы управления качеством в ГОУ СПО «Омский государственный промыгшенно-экономиеский колледж» / ИВ. Мячина // Материалы V межрегиональной научно-практической конференции 18-19 мая 2006 г. - Курган, 2006. - 336 с.

Поступила в редакцию 6 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.