психология
УДК 376.4
Н.В. Чаркина*
НАПРАВЛЕННОСТЬ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена сравнению исследования направленности и выявлению уровня внутренней мотивации учебной деятельности на уроках чтения нормально развивающихся младших школьников и их сверстников с задержкой психического развития. Показано преобладание внешней мотивации и низкого уровня внутренней мотивации учебной деятельности на уроках чтения младших школьников с задержкой психического развития в течение первых трех лет обучения в школе. Дана характеристика каждого уровня внутренней мотивации учебной деятельности младших школьников.
Ключевые слова: мотивация, внутренние мотивы, внешние мотивы, учебная деятельность, читательская деятельность.
Проблема мотивации учебной деятельности в настоящее время считается одной из самых актуальных. Важным показателем успешности обучения детей являются не только стопроцентная успеваемость школьников, но и их интерес к тому или иному предмету. В связи с этим особое значение приобретает разделение рядом ученых мотивов учебной деятельности на внешние и внутренние.
Так, В.Э. Мильман выделяет наиболее выраженные типы внутренних мотивов учения: творческое развитие в предмете учения; действие с другими и для других; познание нового неизвестного. Также к внутренним формам учебной мотивации автор относит понимание необходимости учения для жизни, процесс учения и возможность общения, мотив похвалы от значимых лиц. Однако автор указывает, что эти мотивы уже нельзя в полной мере отнести к внутренним мотивам, хотя они являются «естественными и полезными в учебной деятельности».
К внешним мотивам, по мнению В.Э. Мильмана, прежде всего, относятся следующие мотивы: учеба как долг; процесс учебы как привычка функционирования; учеба ради лидерства и престижных моментов; демонстративность, стремление оказываться
* © Чаркина Н.В., 2010
Чаркина Наталья Валерьевна ([email protected]), кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Орловского государственного университета, 302026, Россия, г. Орел, ул. Комсомольская, 95.
в центре внимания. Наиболее выраженными внешними мотивами являются учеба ради материального вознаграждения и избегание неудачи как мотив учения [1, с. 132].
Интересной является характеристика внешней и внутренней мотивации, предложенная Т.Д. Дубовицкой, Говоря о внутренних мотивах, она пишет, что они «...носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом, и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение» [2, с. 74].
Внешние мотивы Т.Д. Дубовицкая характеризует следующим образом: «...овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки, подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым» [2, с. 74].
В настоящее время, используя имеющийся диагностический инструментарий, некоторые исследователи (Н.И. Гуткина, Л.А. Кислицкая, В.В. Назаренко, В.В. Печен-ков) выявили особенности мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Они пришли к выводу, что для многих первоклассников, посещавших дошкольные учреждения, характерна слабовыраженная внутренняя позиция школьника. Это связано с тем, что сегодня старшие дошкольники фактически уже учатся в детском саду.
Особенности мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) изучались Н.Л. Белопольской, Л.В. Кузнецовой, У.В. Ульенковой.
Особое внимание заслуживает исследование в этой области Е.А. Макеевой, которая рассматривала качественные особенности мотивации учения младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми, имеющими нарушения интеллекта. В частности, она выявляла отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию. Для нас важно, что по результатам исследования Е.А. Макеевой чтение как наиболее интересный предмет выбрали 60 % детей. Это является достаточно высоким показателем, хотя и не занимает первого места в выборе детей. Значимым мотивом детей с ЗПР является мотивация избегания неудачи или наказания, которая создает отрицательный эмоциональный фон для всей учебной деятельности [4].
В рамках нашего исследования была предпринята попытка выявить направленность мотивов учебной деятельности младших школьников с ЗПР. За основу был взят тест-опросник направленности учебной мотивации (ОНУМ) Т.Д. Дубовицкой. Мы провели модификацию тест-опросника по линии упрощения содержания суждений и балльной шкалы уровневой оценки мотивации учебной деятельности при изучении конкретного предмета.
Целъ методики — исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся младших классов с ЗПР при изучении конкретного учебного предмета (урока чтения).
Общая характеристика. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Для повышения достоверности результатов все вопросы сбалансированы по количеству положительных («да») и отрицательных («нет») ответов: по каждой
шкале им соответствует равное количество пунктов опросника, в содержании которого отсутствуют пункты, касающиеся личности учителя. Учащиеся выражают свое отношение к происходящему на уроке и описывают испытываемое ими при этом состояние. Исследование проводилось индивидуально.
В опроснике мы предлагаем два варианта ответа («да», «нет»), т. к., во-первых, при анализе результатов выделено только две шкалы: положительная и отрицательная, а во-вторых, для упрощения ориентации в возможных вариантах ответов младших школьников с ЗПР.
Ответы в виде плюсов и минусов записываются экспериментатором на специальном бланке. Обработка производится в соответствии с ключом.
Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0—12 баллов — внешняя мотивация;
11—20 баллов — внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы внутренней мотивации:
11—13 баллов — низкий уровень;
14—16 баллов — средний уровень;
17—20 баллов — высокий уровень.
В эксперименте приняло участие 164 учащихся 1—3 классов школ № 6 и 35 г. Орла. Из них 72 учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) (20 детей — первых классов, 33 ребенка — вторых классов, 19 детей — третьих классов) и 92 ребенка — обычных классов (30 детей — первых классов, 47 детей — вторых классов, 15 детей — третьих классов). Исследование проводилось в течение второй — третьей четверти учебного года, когда у детей, на наш взгляд, должно уже сформироваться то или иное отношение к учебным предметам.
Количественные результаты, полученные в ходе проведения теста, представлены в таблице.
Таблица
Направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности младших школьников обычных классов и классов коррекционно-развивающего
обучения на уроках чтения
Класс Учащиеся Внешняя мотивация Уровни внутренней мотивации
Низкий Средний Высокий
I Дети с ЗПР 7 человек (35 %) 9 человек (45 %) 4 человека (20 %) —
I Нормально развивающиеся дети 5 человек (16,7 %) 9 человек (18 %) 4 человека (13,3 %) 8 человек (26,7 %)
II Дети с ЗПР 7 человек (21,2 %) 13 человек (39,4 %) 9 человек (27,3 %) 4 человека (12,1 %)
II Нормально развивающиеся дети 3 человека (6,4 %) 11 человек (23,4 %) 22 человека (46,8%) 11 человек (23,4 %)
III Дети с ЗПР 4 человека (21 %) 6 человек (31,6 %) 2 человека (10,5 %) 7 человек (36,8 %)
III Нормально развивающиеся дети — 3 человека (20 %) 6 человек (40 %) 6 человек (40 %)
Качественный анализ позволяет прийти к следующим выводам. У детей младшего школьного возраста с ЗПР внешние мотивы учения присутствуют на всех трех годах
обучения. Количественные показатели по внешним мотивам во всех классах КРО доминируют над аналогичными показателями нормально развивающихся детей.
У детей обычных классов внешние мотивы достигают своего пика во втором классе и окончательно уходят в третьем классе. У детей с ЗПР также высок низкий уровень внутренней мотивации учения, он преобладает над аналогичными показателями нормально развивающихся детей. У младших школьников обычных классов низкий уровень внутренней мотивации также присутствует во всех классах, но он заметно снижается к третьему классу.
Средний уровень внутренней мотивации примерно одинаков во всех классах на протяжении трех лет обучения, во втором классе у нормально развивающихся детей он достигает своего пика.
Высокий уровень внутренней мотивации в обычных классах присутствует на всех трех годах обучения. У младших школьников с ЗПР его нет в первом классе, а достаточно высоких показателей он достигает к третьему классу, что является оправданным, так как у детей с ЗПР к этому времени появляются стойкие интересы, уроки приобретают для них личную значимость, появляется положительный эмоциональный настрой. Тем не менее анализ полученных количественных данных показывает, что у младших школьников с ЗПР в течение трех лет преобладают или внешняя мотивация, или близкий к ней низкий уровень внутренней мотивации. Для ребят с низким уровнем внутренней мотивации характерно следующее:
— им достаточно тех знаний, которые получены на уроках чтения в школе;
— выполнение заданий по чтению связано только лишь с контролем взрослых (учителя и родителей) и не имеет отношения к интересам детей, более того, младшие школьники нуждаются в помощи старших или более успешных одноклассников;
— книги, предлагаемые для работы на уроках чтения, как правило, не интересны детям и их «можно было бы и не читать»;
— главным для детей является положительная оценка, и это отмечается даже у первоклассников, хотя оценки как таковые в течение всего года им не ставят, но они нуждаются в оценке в виде похвалы, одобрения, материальной ценности, и это заставляет их работать над предложенным материалом;
— дети не испытывают отрицательных эмоций или волнения из-за неготовности по каким-либо причинам к уроку чтения;
— школьники признаются, что часто заставляют себя работать на уроке чтения.
Следует отметить, что младшие школьники как с ЗПР, так и нормально развивающиеся, имеющие внешнюю мотивацию учения на уроках чтения, в дополнение к вышесказанному отмечают, что «им иногда совсем не хочется учиться» на уроке чтения, и они исключили бы данный урок из расписания.
Средний уровень внутренней мотивации имеет достаточно высокие показатели на всех трех годах обучения, но особенно много детей (и с ЗПР, и нормально развивающихся) находится на этом уровне во втором классе. Детей данного уровня можно охарактеризовать следующим:
— урок чтения для них интересен, и они хотят знать по нему как можно больше, но в то же время им трудно, и они нуждаются в помощи взрослых или одноклассников;
— этим школьникам интересны и другие книги, но одновременно с этим не все произведения, предлагаемые на уроке, они хотели бы читать;
— происходящее на уроке чтения для детей не является значимым (дети не обсуждают происходящее на уроке вместе с одноклассниками и родителями);
— для этих детей также важна оценка.
Таким образом, детей среднего уровня внутренней мотивации как с ЗПР, так и нормально развивающихся характеризует противоречивость в отношении к чтению
как к предмету. Как нам кажется, выполнение заданий больше связано для этих детей с внешними мотивами (в частности оценки, похвалы, долга, необходимости хорошо учиться), но в то же время они имеют свои читательские интересы, которые зачастую расходятся со школьной программой, что и вызывает имеющиеся противоречия в отношении к данному предмету.
Интересно отметить, что и у нормально развивающихся детей, и у детей с ЗПР присутствует высокий уровень внутренней мотивации. Дети этого уровня характеризуются следующим:
— урок чтения помогает им узнать много нового и интересного;
— трудные задания вызывают еще больший интерес к уроку и желание заниматься;
— при возникновении трудностей дети стараются разобраться и понять, что нужно сделать;
— происходящее на уроке и вокруг него школьники обсуждают с друзьями и в семье;
— дети переживают, если по каким-то причинам не готовы к уроку или пропускают его;
— свободное время детей этого уровня также связано с читательской деятельностью.
Можно отметить и тот факт, что к третьему классу увеличивается количество детей с ЗПР, находящихся на высоком уровне внутренней мотивации, а у их нормально развивающихся сверстников происходит снижение количества детей этого уровня, хотя и незначительное. Также следует указать, что ни один ребенок не набрал 20 баллов, т. е. максимального количества баллов для получения высокого уровня внутренней мотивации. Даже находясь на этом уровне, дети нуждаются в помощи взрослого в освоении данного предмета, и для них важна оценка, получаемая за знания и правильность выполнения заданий.
Таким образом, хочется отметить, что дети с ЗПР неоднородны в мотивации к учебной деятельности на уроках чтения. Они имеют достаточно высокие показатели внешней мотивации и низкого уровня внутренней мотивации, что связано, прежде всего, с особенностями познавательной сферы, спецификой проявления эмоций, с социальным окружением, а также с достаточно репродуктивной системой методики обучения читательской деятельности младших школьников с ЗПР, где основное внимание уделяется формированию правильной техники чтения. Нами отмечена положительная динамика увеличения числа детей с ЗПР, находящихся на высоком уровне внутренней мотивации. Это дает возможность говорить о необходимости работы по формированию стойких внутренних мотивов к читательской деятельности в целом и на уроках чтения в частности.
Библиографический список
1. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация // Вопросы психологии. 1987. № 5. С.129-138.
2. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 71-78.
3. Назаренко В.В. Экспериментальное исследование особенностей мотивационно-го развития современных дошкольников 5, 6 и 7 лет // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С.26-34.
4. Макеева Е.А. Сравнительное изучение мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития и с умственной отсталостью // Специальная психология. 2005. № 2(4). С. 12-22.
N.V.Charkina*
DIRECTION OF LEARNING ACTIVITY MOTIVATION OF JUNIOR PUPILS WITH THE PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT DELAY AT THE LESSONS OF READING
This article is devoted to the comparison of investigation of direction and revealing of inner motivation level of learning activity of normally developed junior pupils and their age-males with the psychological development delay at the lessons of reading. Special emphasis is paid to the outer motivation predominance and low lever of inner motivation of learning activity of junior pupils with the psychological development delay at the lessons of reading during the first three years of learning at school. It is worth pointing out that the article gives characteristic of each inner motivation lever of junior pupils' learning activity.
Key words: motivation, inner motives, outer motives, learning activity, reading activity.
* Charkina Natalya Valeryevna ([email protected]), the Dept. of Remedial Pedagogy and Special Psychology, Orel State University, Orel, 302026, Russia.