Научная статья на тему 'Изменения в структуре ценностно-смысловых ориентаций представителей профессий деонтологического статуса на разных этапах профессиональной идентичности'

Изменения в структуре ценностно-смысловых ориентаций представителей профессий деонтологического статуса на разных этапах профессиональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / СМЫСЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ / СТРУКТУРА / ОСМЫСЛЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / SYSTEM OF VALUABLE ORIENTATIONS / SENSE / PROFESSIONAL IDENTITY / ETHICAL-DEONTOLOGICAL NORMS / STRUCTURE / INTELLIGENCE / PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лытко Александр Александрович, Конаш Ольга Васильевна

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развития ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности. В образовательном процессе высшей школы важно учитывать изменение личностных смыслов и смысловых установок, опосредованное изменением в обществе, а также условия, способствующие формированию ценностей и ценностных ориентаций личности, определяющих ее профессиональный и личностный рост. Делается вывод о том, что ценности и ценностные ориентации являются осознанным и принятым смыслом жизни. Определяется влияние иерархии личностных ценностей на профессиональную идентичность и успешность деятельности представителей профессий деонтологического статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лытко Александр Александрович, Конаш Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE CHANGING OF VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF REPRESENTATIVES OF DEONTOLOGICAL STATUS TRADES AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL IDENTITY

The system of valuable orientations is the major characteristic of the person and its indicator forming. Degree of development valuable orientations, features of their formation allow to judge a level of development of the person. In educational process of the higher school it is important to consider change of personal senses and the semantic installations, mediated by change in a society, and also the conditions promoting formation of values and valuable orientations of the person, defining its professional and personal growth. The conclusion that values and valuable orientations are the realised and accepted meaning of the life becomes. Influence of hierarchy of personal values on professional identity and success of activity of representatives of trades deontological the status is defined.

Текст научной работы на тему «Изменения в структуре ценностно-смысловых ориентаций представителей профессий деонтологического статуса на разных этапах профессиональной идентичности»

Лытко А. А., Конаш О. В. Изменение структуры ценностно-смысловых ориентаций представителей профессий деонтологического статуса на разных этапах профессиональной идентичности // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 109-113.

Lytko A. A., Konash O. V. Structure changing of value-semantic orientations of representatives of deontological status trades at different stages of professional identity. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). Pp. 109-113. (In Russ.)

УДК 164.7

А. А. Лытко, О. В. Конаш

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Гомель, Республика Беларусь

ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Лытко Александр Александрович - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии.

Е-mail: alexlytko@mail. ru

Конаш Ольга Васильевна - магистрант кафедры психологии; психолог филиала № 4 Гомельской центральной городской поликлиники.

Е-mail: psihologrucovoditel2016@mail. ru

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развития ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности. В образовательном процессе высшей школы важно учитывать изменение личностных смыслов и смысловых установок, опосредованное изменением в обществе, а также условия, способствующие формированию ценностей и ценностных ориентаций личности, определяющих ее профессиональный и личностный рост. Делается вывод о том, что ценности и ценностные ориентации являются осознанным и принятым смыслом жизни. Определяется влияние иерархии личностных ценностей на профессиональную идентичность и успешность деятельности представителей профессий деонтологиче-ского статуса.

Ключевые слова: система ценностных ориентаций, смысл, профессиональная идентичность, этико-деонтологические нормы, структура, осмысленность, личность.

A. A. Lytko, O. V. Konash

Gomel State University named after Francisk Scorina, Gomel, the Republic of Belarus

STRUCTURE CHANGING OF VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF REPRESENTATIVES OF DEONTOLOGICAL STATUS TRADES AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL IDENTITY

© Лытко А. А., Конаш О. В., 2017

Lytko Alexander Aleksandrovich - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology.

Konash Olga Vasilevna - Postgraduate of Department of Psychology; psychologist of the Gomel central city polyclinic (Branch № 4).

The system of valuable orientations is the major characteristic of the person and its indicator forming. Degree of development valuable orientations, features of their formation allow to judge a level of development of the person. In educational process of the higher school it is important to consider change of personal senses and the semantic installations, mediated by change in a society, and also the conditions promoting formation of values and valuable orientations of the person, defining its professional and personal growth. The conclusion that values and valuable orientations are the realised and accepted meaning of the life becomes. Influence of hierarchy of personal values on professional identity and success of activity of representatives of trades deontological the status is defined.

Key words: system of valuable orientations, sense, professional identity, ethical-deontological norms, structure, intelligence, person.

В условиях социальных изменений, когда у людей формируются новые стандарты жизни, обретаются новые смыслы и ценности, изучение ценностных ориентации приобретает особую значимость. Неизбежная переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, поскольку в них аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ходе ее индивидуального развития. Кроме того, ценностные значения становятся объектом передачи во времени и пространстве благодаря общению и коммуникации, которые вносят момент ценностной регуляции в системы различного уровня от личности до общества. Функции ценностных ориентаций заключаются в том, что, с одной стороны, обеспечивают целостность личности, связывая когнитивную и мотивационную сферы, с другой стороны, осуществляют психическую регуляцию социальной деятельности и поведения субъекта в социальной среде.

Так, рассматривая ценностные ориентации личности, советский психолог А. Н. Леонтьев отмечал: «...ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом. <...> .Такие жизненные мотивы <...> способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни» [3, с. 223]. Ценности определяются как жизненные цели, смыслы и идеалы, несводимые к однозначным предписаниям и задающие только общую направленность деятельности, но не ее конкретные параметры [2, с. 21]. Такая характеристика наиболее близка к психологическому подходу, т. к. с этой точки зрения основной интерес представляет роль ценностей в мотивации и регуляции деятельности и поведения личности. Таким образом, психологическое изучение ценностей исходит из понимания их как индивидуальных ценностей, мотивационных структур личности, что позволяет расположить понятие «индивидуальные ценности» в ряду близких ему понятий, таких как «идеалы», «убеждения», «установки», «мотивы» и «потребности». Личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [2, с. 112].

Смысл - это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества. Стремление к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Она определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего,

как наличие цели в жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности. В. Франкл делает акцент на связи, существующей между осмысленностью человеческой жизни и душевным благополучием индивида. Отсутствие смысла, т. е. фрустрация потребности в смысле - экзистенциальная фрустрация, порождает у человека состояние экзистенциального вакуума. Возникновение такого вакуума служит причиной появления ноогенного невроза. «Ноогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и сознанием, скорее из-за конфликта между различными ценностями, другими словами, из нравственных конфликтов или, говоря вообще, из-за духовных проблем. Среди этих проблем экзистенциальная фрустрация играет большую роль» [7, с. 243].

З. И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности, сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опо-средованность всех зависимостей в этой сфере» [6, с. 85].

Ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, других людей, себя саму, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Однако ценностные ориентации не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием, в силу того, что общественные нормы, требования, ценности осознаются и присваиваются личностью избирательно. Они отражаются в нравственных идеалах личности и ее деятельности [5, с. 87]. Исследование ценностей остается значимым, т. к., во-первых, нет единого подхода к трактовке этого понятия, во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках индивида.

Период обучения в образовательном учреждении характеризуется закладыванием основ будущего вида деятельности - реализации себя в профессиональном плане, а также стремлением к осмыслению своего будущего - жизнедеятельности в целом, т. е. одновременным протеканием процессов профессионального и личностного самоопределения. Ведущую роль в развитии этих взаимообусловленных процессов личностного роста играют формирование и развитие ценностных ориентаций. Ценностные ориентации как устойчивые свойства личности формируются и развиваются в процессе трудовой деятельности. Центральной проблемой развития личности специалиста, созревания его адекватной профессиональной идентичности являются развитие ценностно-профессиональной сферы, формирование готовности человека дать себе ответы на вопросы: «Ради чего я живу и работаю, зачем я вообще являюсь таким-то и таким-то профессионалом?»

Один из компонентов структуры профессиональной идентичности связан с оценкой отношения человека к системе ценностей и норм, традициям и ритуалам, характерным для каждой профессиональной общности. Суть развития профессиональной идентичности при таком понимании заключается в проецировании собственной системы профессиональных ценностей и позиций на представление о ценностях и позициях, которые, по мнению субъекта, характерны для конкретной профессиональной общности. На основе сопоставления ценностей принимается решение об уровне профессиональной идентичности. А на основе

принятия ценностей профессиональной общности, их сопоставления с индивидуальными ценностями корректируются и развиваются последние. Принятие этико-деонтологических норм социально ориентированной деятельности способствует достижению социальной идентичности, «вплетается» в ее структуру и опосредует процесс идентификации «Я-обра-за» с другими представителями профессиональной среды. Профессиональная идентичность представляет собой интегративный феномен, является результатом образования личностной и социальной идентичности, формирующейся через процесс идентификации и обнаруживающей себя во внешних и внутренних источниках формирования.

Важно отметить, что структурными компонентами профессиональной идентичности являются смыслы осуществляемой деятельности и индивидуальные и профессиональные ценности человека. В структуре профессиональной идентичности личности работника личностные ценности и ценности профессии взаимообусловлены [1, с. 84]. Изучаемый феномен структуры профессиональной идентичности (принятие себя как профессионала, принятие профессии, принятие ценностей профессионального сообщества) обнаруживает связь не только с профессиональным самосознанием личности, процессом ее профессионализации, но и с нравственными профессиональными ориентирами человека. Они выражаются в ощущении собственной ответственности, в переживании своей профессиональной эффективности, сопровождаются убежденностью профессионала в возможности реализовать свой потенциал и интеллектуальные ресурсы в своей профессиональной деятельности. На этом основании можно предположить, что профессиональная идентичность личности должна включать в себя гуманистически ориентированную систему ценностей с осмысленным, интернализованным отношением к себе как к субъекту профессиональной деятельности, т. е. деонтологически личностный комплекс.

Деонтология непосредственно связана с профессиональной этикой или этико-деонто-логической компетентностью как совокупностью моральных требований, принципов и норм деятельности специалиста. Следовательно, деонтология непосредственно связана с профессиональным самосознанием, профессиональной идентичностью специалиста. В психологии представления о профессиональной идентичности традиционно развивались в рамках исследования самосознания и самоотношения. Кроме того, профессиональная идентичность рассматривается как один из аспектов проблемы «Я». Профессиональная идентичность - это сложное многомерное образование в структуре личности, имеющее характерные особенности профессионального становления специалиста. Обретение профессиональной идентичности является чрезвычайно важной частью становления профессионала. Сформированная профессиональная идентичность служит надежной системой координат для осмысления как профессионального, так и личностного роста, является одним из основных факторов, влияющих на эмоциональное благополучие личности. Негативное влияние на эмоциональное благополучие специалистов оказывает несформирован-ная профессиональная идентичность, приводящая к дестабилизации профессиональной и личностной составляющих структуры личности. Поэтому обретение профессиональной идентичности является крайне важным фактором профессионального становления специалиста деонтологического профиля, поскольку в условиях стремительного развития современной науки деятельность такого специалиста не может осуществляться согласно навсегда усвоенным знаниям, выработанным умениям и навыкам. Профессиональная деятельность представителей профессий деонтологического статуса направлена на личность другого человека, его жизненную ситуацию как на цель и отражает взаимообусловленность общечеловеческих ценностей, личностных особенностей человека и профессионально значимых качеств специалиста. Из этого следует, что в деятельности специалиста профессиональные знания, умения и навыки должны опосредоваться деонтологическими нормами

профессиональной деятельности и быть генерализованы на личностном уровне индивидуальной смысловой системы самим субъектом деятельности. При этом профессионально значимые качества специалиста, раскрывающиеся через его осмысленное отношение к объекту труда, будут проявляться на личностном уровне в форме этически обусловленных интенций, т. е. иметь ценностно-смысловую направленность [4].

Профессиональная идентификация определяется в соответствии с концепцией становления личности профессионала как критерий профессионального развития и свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия человеком себя как профессионала и конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей, а также системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности. Осмысленное отношение человека к различным сферам жизнедеятельности является показателем характера его эмоционального отношения к себе, другим, миру, собственной деятельности. Именно этот параметр может выступать одним из критериев сформированности профессиональной идентичности специалиста деонтоло-гического статуса.

Библиографический список

1. Бодалев А. А. О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взрослости // Мир психологии. 2004. № 2. С. 93-98.

2. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М.: Институт психологии РАН, 2008. 127 с.

3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 318 с.

4. Магомедова У. М. Ценностно-смысловая сфера личности на разных этапах профессионального становления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Махачкала, 2013.

5. Миронова С. П. Профессиональная идентификация личности: постановка проблемы и определение понятия // Образование и наука. 2008. № 4. С. 81-90.

6. Файнбург З. И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации: информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. 1969. № 25/40. Вып. 2. С. 59-99.

7. Франкл В. Основные понятия логотерапии // Доктор и душа / пер. А. Бореева, ред. В. Данченко. СПб.: Ювента, 1997. С. 242-279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.