Научная статья на тему 'Направленность и методические особенности тренировки соматически ослабленных детей в спортивно-оздоровительных группах восточных единоборств'

Направленность и методические особенности тренировки соматически ослабленных детей в спортивно-оздоровительных группах восточных единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫЕ ДЕТИ / ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОДГОТОВКИ / SPORTS AND HEALTH-IMPROVING STAGE / SOMATICALLY WEAKENED CHILDREN / MARTIAL ARTS / MAIN SECTIONS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич, Миньков Павел Евгеньевич

В данной статье проведен анализ программ для спортивных школ, определяющих соотношение основных разделов подготовки на спортивно-оздоровительном этапе в различных видах единоборств. Определено оптимальное соотношение основных разделов подготовки в годичном цикле и в различные периоды годичной тренировки при занятиях с соматически ослабленными детьми в спортивно-оздоровительных группах восточных единоборств. Также в статье изложены методические особенности построения тренировочного процесса, которые необходимо использовать в занятиях с детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич, Миньков Павел Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Direction and methodical features of training somatically weakened children in sports and health-improving groups of eastern martial arts

The article analyzes the programs for sports schools that determine the ratio of the main sections of training at the sports and health-improving stage in various kinds of martial arts. It determines the optimal ratio of the main sections of training in the annual cycle and at different periods of the annual training session in training with somatically weakened children in sports and health-improving groups of martial arts. The article also describes the methodological features of the construction of the training process, which must be used in training with children with a low level of physical development.

Текст научной работы на тему «Направленность и методические особенности тренировки соматически ослабленных детей в спортивно-оздоровительных группах восточных единоборств»

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Sports of Russia dated 03/27/2013 No. 149 "On approval of the Federal Standard ofsports training in the field of sports hockey", available at: https://base.garant.ru/70394528/.

2. Bukatin, A. Yu. (2011), "Building an effective training program for hockey players", A collection of scientific works on winter sports, Moscow, pp. 19-23.

3. Bystrov, V.A. (2000), Fundamentals of training and training for young hockey players, Terra-Sport, Moscow.

4. Evteev, S.A. (1998), The study of the optimization efficiency of the training process of young hockey players at the general preparatory stage of the preparatory period, dissertation, Moscow.

5. Nikitushkin, V.G. (2010), Theory and methodology of youth sports: textbook, Physical Culture, Moscow.

6. Matveev, L.P. (2005), The general theory of sports and its applied aspects, Lan, St. Petersburg.

7. Savin, V.P., Udilov, G.G., Korolev, Yu.V. [et al] (2012), Hockey: sports training program for children and youth schools of the Olympic reserve, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.11.2019

УДК 796.85

НАПРАВЛЕННОСТЬ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, Павел Евгеньевич Миньков, аспирант, Московский городской педагогический университет

Аннотация

В данной статье проведен анализ программ для спортивных школ, определяющих соотношение основных разделов подготовки на спортивно-оздоровительном этапе в различных видах единоборств. Определено оптимальное соотношение основных разделов подготовки в годичном цикле и в различные периоды годичной тренировки при занятиях с соматически ослабленными детьми в спортивно-оздоровительных группах восточных единоборств. Также в статье изложены методические особенности построения тренировочного процесса, которые необходимо использовать в занятиях с детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный этап, соматически ослабленные дети, восточные единоборства, основные разделы подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.220-225

DIRECTION AND METHODICAL FEATURES OF TRAINING SOMATICALLY WEAKENED CHILDREN IN SPORTS AND HEALTH-IMPROVING GROUPS OF

EASTERN MARTIAL ARTS

Viktor Grigoryevich Nikitushkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Evgenyevich Minkov, the post-graduate student, Moscow City University

Abstract

The article analyzes the programs for sports schools that determine the ratio of the main sections of training at the sports and health-improving stage in various kinds of martial arts. It determines the optimal ratio of the main sections of training in the annual cycle and at different periods of the annual training session in training with somatically weakened children in sports and health-improving groups of martial arts. The article also describes the methodological features of the construction of the training process, which must be used in training with children with a low level of physical development.

Keywords: sports and health-improving stage, somatically weakened children, martial arts, main sections of training.

В настоящее время наблюдается увеличение числа соматически ослабленных детей, связанное с современными условиями жизни и снижением общего уровня двигательной активности. Организация спортивно-оздоровительных групп с детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности, даст возможность изменить данную тенденцию и позволит воспитать здоровое и физически активное поколение.

При построении тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе необходимо учитывать, что основной направленностью данного этапа является не подготовка обучаемых к спортивной карьере, а укрепление их здоровья, достижение и поддержание нормального уровня физической подготовленности и двигательной активности детей. Основной направленностью данного исследования является определение оптимального соотношения основных разделов подготовки на спортивно-оздоровительном этапе в занятиях с соматически ослабленными детьми, занимающихся в группах восточных единоборств и выявление основных методических направлений тренировки с данным контингентом обучаемых. Для определения оптимального соотношения бюджета времени на освоение основных разделов подготовки, нами был проведен анализ примерных программ для спортивных школ, определяющих порядок организации и проведения занятий на спортивно-оздоровительном этапе в различных видах единоборств, и выделены рекомендуемые соотношения основных разделов подготовки (таблица 1).

Таблица 1 - Рекомендуемое соотношение основных разделов подготовки на спортивно-оздоровительном этапе в различных видах единоборств (по данным различных авторов)

Вид единоборства ОФП СФП ТТП

Греко-римская борьба (Б.А. Подливаев, Г.М. Грузных, 2008) Борьба вольная (Б.А. Подливаев, Д. Г. Миндиашвили, 2009) 52±5 18±1 30±4

Спортивная борьба (Б. А. Подливаев, Е.В. Бирюлина, Л.А. Карамчакова и др., 2017) 58±3 - 42±3

Джиу-джитсу (ВНИФК, РФД, 2008) 60 30 10

Самбо (С.Е. Табаков, С.В. Елисеев и А.В. Конаков, 2008) 42 18 40

Самбо (С.Е. Табаков и Е.В. Ломакина, 2017) 43 32 25

Бокс (А.О. Акопян, 2012); Дзюдо (А.О. Акопян ,2010); Рукопашный бой (А.О. Акопян, 2009) 60 30 10

Тхэквондо (О.Г. Эпов, 2008) 62 10 28

Стилевое каратэ (Д.С. Алхасов, А.Г. Филюшкин, 2012) 75 10 15

Каратэ-до (Н.Г. Москвин, С.В. Кузнецов, 2009) 60 30 10

Кикбоксинг (А. А. Куприянов, К.К. Чернов и др., 2013) 65 25 10

Единоборства: тхэквондо, бокс, каратэ, кёкусинкай, борьба, кикбоксинг (Е.В. Голови-хин, 2010) 77±3 8±3 15

По результатам анализа можно отметить значительные расхождения в соотношениях основных разделов подготовки, рекомендуемых различными авторами для занятий на спортивно-оздоровительном этапе не только в разных единоборствах, но и в пределах одного вида спорта. В большинстве программ нет разделения по годам обучения, также не изменяется соотношение основных разделов подготовки в различные периоды годичной тренировки. Для уточнения результатов исследования нами также было проанализировано более 100 общеразвивающих программ, применяемых спортивными школами для проведения занятий на спортивно-оздоровительном этапе, и определены средние значения соотношений основных разделов подготовки по каждому виду единоборств (таблица 2). По данным общеразвивающих программ спортивных школ в ударных видах единоборств, таких как бокс, каратэ, кикбоксинг, рукопашный бой, на ОФП отводится в среднем от 57% до 61% времени, на СФП от 18% до 27% и на ТТП от 15% до 23%. В тхэквондо, по сравнению с другими видами ударных единоборств, больше времени отводится на ТТП (в среднем 27%) за счет снижения времени на ОФП до 55%, в свою очередь на СФП затрачивается около 18% бюджета времени. В борцовских видах единоборств, таких как спортивная борьба, самбо, джиу-джитсу, затраты времени на ОФП в среднем составляют 52-54%, на СФП - 17-23%, на ТТП - около 25-30%. В дзюдо на спортивно-оздоровительном этапе большое внимание уделяется ОФП, на освоение данного раздела в среднем отводится 72%

времени, а на СФП и ТТП - около 10% и 19%.

Таблица 2 - Среднее соотношение основных разделов подготовки на спортивно-оздоровительном этапе в различных видах единоборств (по данным общеразвивающих программ ДЮСШ)____

Вид единоборства Разделы подготовки

ОФП СФП ТТП

Спортивная борьба 52±10 18±9 30±14

Дзюдо 72±9 9±9 19±8

Самбо 52±12 23±6 25±14

Джиу-джитсу 54±5 17±3 29±6

Бокс 58±3 27±4 15±5

Каратэ 59±4 18±5 23±7

Тхэквондо 55±8 18±7 27±8

Кикбоксинг, тайский бокс 61±6 21±9 18±7

Рукопашный бой 57±5 24±8 19±8

Можно отметить, что из-за отсутствия достаточного научно-методического материала многие спортивные организации и тренеры при составлении программ для спортивно-оздоровительных групп ориентируются на федеральные стандарты по видам спорта, определяющие соотношение объемов тренировочного процесса для обучения на этапе начальной подготовки. Также отмечается перенос значений, определенных для борцовских видов спорта в программы для ударных видов единоборств. В занятиях с соматически ослабленными детьми на спортивно-оздоровительном этапе возникает необходимость выделения первого года обучения, в течение которого проводится «подтягивание» отстающих в физическом развитии обучаемых до относительно нормального уровня, соответствующего их возрасту и последующего периода тренировки, на котором выполняется поддержание и последующее повышение их физической и функциональной подготовленности [1].

В первый год обучения уровня физической подготовленности должен улучшаться за счет использования преимущественно общеподготовительных упражнений с плавным повышением объема и интенсивности физических нагрузок. В этот период средства специальной подготовки вводятся в большей мере как фактор повышающий интерес к физическим упражнениям. В последующие годы обучения на спортивно-оздоровительном этапе преимущество также должно отдаваться средствам ОФП с постепенным увеличением доли специально-подготовительных средств тренировки. Учитывая положения теории и методики детско-юношеского спорта, оздоровительной физической культуры, практику организации и проведения занятий с физически слабыми детьми, нами было определено оптимальное соотношение основных разделов подготовки на спортивно-оздоровительном этапе в занятиях с соматически ослабленными детьми 11-13 лет занимающихся в группах ударных видов восточных единоборств (таблица 3).

Таблица 3 - Оптимальное соотношение основных разделов тренировки на спортивно-оздо-

ровительном этапе в группах восточных единоборств

Раздел подготовки Год обучения

1 год 2 год

Общая физическая подготовка 74±4 65±6

Специальная физическая подготовка 11±2 16±3

Технико-тактическая подготовка 15±3 19±4

В соответствии с решаемыми задачами в занятиях с соматически ослабленными детьми соотношение основных разделов подготовки в первый год обучения должен составляет примерно 74*11x15, во второй год обучения - 65*16x19.

Значительный объем средств ОФП способствует повышению уровня физической подготовленности и улучшению здоровья детей. В свою очередь средства специальной подготовки должны быть направлены на создание специальной основы для воспитания способностей, необходимых в восточных единоборствах.

Необходимо отметить, что соотношение основных разделов подготовки не должно быть постоянным, а должно изменяться в зависимости от периода годичной тренировки, что зачастую не принимается во внимание при составлении годовых учебных планов на начальных этапах подготовки. Периодизация учебного процесса на спортивно-оздоровительном этапе носит условный характер, но ее необходимо учитывать при планировании и проведении занятий для систематизации процесса обучения [2]. В ходе исследования было определено оптимальное соотношение основных разделов подготовки в различные периоды годичной тренировки на спортивно-оздоровительном этапе (таблица 4 и 5).

Таблица 4 - Соотношение основных разделов подготовки в мезоциклах различной направленности (первый год обучения) ________

Месяцы IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII

Недели 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35|эб| 37|э8139 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Периоды Подготовительный Соревн. Переходный

Мезоц. Вт.1 Вт. 2 Баз.1 Баз. 2 Баз.З Баз. 4 Баз. 5 Баз.6 КП ВП1 ВП2

Микроц. 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Самостоят, работа

ОФП(%) 94 85 75 75 68 68 68 60 55 95 100

СФП(%) 0 5 10 10 14 14 14 17 20 5 0

ТТП (%) 6 10 15 15 18 18 18 23 25 0 0

Вт. 1, 2 - втягивающие мезоциклы; Баз.1-6 - базовые мезоциклы; КП - контрольно-подготовительный мезоцикл; ВП1, 2 - восстановительно-поддерживающие мезоциклы

Таблица 5 - Соотношение основных разделов подготовки в мезоциклах различной направленности (второй год обучения) ________

Месяцы IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII

Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Периоды Подготовительный Соревн. Переходный

Мезоц. Вт. Баз.1 Баз. 2 Баз.З Баз. 4 Баз.5 Баз.6 Баз. 7 КП ВП1 ВП2

Микроц. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 ЗХ 39 40 41 42 43 Самостоят, работа

ОФП(%) 82 70 70 65 65 59 59 48 45 90 100

СФП(%) 8 13 13 15 15 18 18 24 25 10 0

ТТП (%) 10 17 17 20 20 23 23 28 30 0 0

Основное место в годичном цикле тренировки на спортивно-оздоровительном этапе занимает подготовительный период, продолжительностью до восьми месяцев. Основной направленностью данного периода является: повышение общего уровня физической и функциональной подготовленности обучаемых, приобретение разнообразных двигательных умений и навыков. Также в данном периоде осваивается базовая техника избранного и смежных видов восточных единоборств. В подготовительном периоде среднее соотношение ОФП, СФП и ТТП в первый год обучения составляет примерно 74*11x15, во второй год - 65*16*19.

По завершении подготовительного периода начинается соревновательный период. В этот период начинающие спортсмены могут сдавать экзамены на традиционные разряды (на пояса), принимать участие в показательных выступлениях, участвовать в соревнованиях по ОФП и в соревнованиях начального уровня по восточным единоборствам. Однако нужно отметить, что режим тренировки в этот период значительно не меняется, а участие в соревнованиях, в сдаче экзаменов и в других мероприятиях само по себе является средством контроля за уровнем подготовленности начинающих спортсменов. Учитывая особенности задач, решаемых в данном периоде на спортивно-оздоровительном этапе его также можно назвать контрольным периодом тренировки. В этот период осуществляется комплексное воспитание физических качеств, в том числе и специальных, закрепляется техника упражнений, проводится ознакомление с основами тактики ведения соревновательной борьбы. Данный период на спортивно-оздоровительном этапе имеет малую

продолжительность - около 4-5 недель. Соотношение основных разделов подготовки в этом периоде составляет: в первый год обучения - примерно 55*20*25, во второй год -примерно 45*25*30.

По завершении соревновательного (контрольного) периода наступает период летних школьных каникул, который можно условно обозначить как начало переходного или поддерживающего периода, так как в этот период основной направленностью занятий является поддержание уровня физической подготовленности обучаемых, достигнутого в предыдущей тренировке. В июне еще проводятся групповые занятия, основное содержание которых составляют общеподготовительные упражнения (до 90-95%).

В июле и августе групповые занятия обычно не проводятся. В этот период дети, в основном, самостоятельно выбирают направленность своей двигательной активности.

В ходе научно-исследовательской работы также были определены методические особенности построения тренировочного процесса, которые необходимо использовать в занятиях с соматически ослабленными детьми, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах восточных единоборств. Так, в начале годичного цикла необходим более продолжительный период втягивания в основной тренировочный процесс. На начальной стадии обучения из тренировочного процесса исключаются упражнения, которые могут оказать негативное влияние на ослабленный организм. К их числу относятся такие упражнения, как: резкие и высокоамплитудные движения различными частями тела, глубокие прогибы туловища, отдельные акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с длительным натуживанием, задержкой дыхания, продолжительными статическими напряжениями, упражнения высокой интенсивности и т.п. Данные упражнения вводятся постепенно после предварительной подготовки к ним. Планирование физических нагрузок в течение года следует выполнять с учетом их влияния на сердечно-сосудистую систему организма занимающихся. Так, в начале годичного цикла тренировки следует применять упражнения не вызывающие повышения ЧСС выше 75% от максимальной. По мере улучшения подготовленности детей интенсивность упражнений постепенно увеличивается. Наиболее интенсивные упражнения применяются во второй половине годичного цикла, однако при их выполнении ЧСС не должна быть выше 87-90% от максимальной.

Таблица 6 - Предельная ЧСС при планировании нагрузок в годичном цикле тренировки соматически ослабленных детей 11-13 лет (уд/мин; % от макс.)_

Год обучения Месяц

IX X XI XII I II III IV V VI VII | VIII

1 150 156 156 160 166 171 171 177 181 177 Самостоятельная работа

72% 75% 75% 77% 80% 82% 82% 85% 87% 85%

2 156 160 166 171 177 177 181 186 186 181

75% 77% 80% 82% 85% 85% 87% 90% 90% 87%

Подбор упражнений с учетом их влияния на ЧСС обучаемых позволяет постепенно повышать тренирующее воздействие и предотвращает от перегрузки организм соматически ослабленных детей.

На спортивно-оздоровительном этапе необходимо применять оздоровительно-профилактические упражнения на формирование правильной осанки, на профилактику плоскостопия, дыхательные упражнения и т.п. Значительное внимание в тренировочном процессе необходимо уделять средствам воспитания общей выносливости, поскольку именно она обеспечивает укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а в сочетании с разумно регламентированными силовыми нагрузками помогают оздоровить организм в целом. Важным компонентом тренировки с данным контингентом обучаемых должны быть упражнения на растягивание, улучшающие эластичность мышц и развитие подвижности в суставах. Это позволяет не только обеспечить профилактику заболеваний суставов, но, прежде всего, эффективно осуществлять двигательную деятельность, а также

избегать скованности движений, которая может приводить к травмам опорно-двигательного аппарата.

Правильно подобранные упражнения на ловкость и координационные способности также имеют положительное влияние на организм соматически ослабленных детей, но только если не приводят к значительному утомлению. Правильно подобранные упражнения данной направленности можно использовать практически на каждой тренировке.

Упражнения скоростной и скоростно-силовой направленности оказывают значительное влияние на организм и в занятиях с соматически ослабленными детьми их необходимо применять с особой осторожностью и обязательно после периода предварительной подготовки к ним. Перед активным воздействием на скоростные и скоростно-силовые способности обязательно необходимо планировать так называемый период «физиологической адаптации» мышечно-связочного аппарата и функциональных систем организма посредством применения разнообразных упражнений умеренной интенсивности, вовлекающих в работу большое количество мышечных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитание физических качеств должно иметь циклически-волнообразный характер, при котором постепенное увеличение объема и интенсивности упражнений на воспитание определенных физических качеств в одном мезоцикле сменяется их стабилизацией и даже некоторым снижением в последующем мезоцикле. Это позволяет избежать перегрузки организма соматически ослабленных детей и улучшает адаптацию к физическим нагрузкам. Однако необходимо отметить, что в занятиях с соматически ослабленными детьми не применяются нагрузки максимальной интенсивности.

В тренировочном процессе должны использоваться занятия комплексной направленности с разнообразными средствами тренировки и большим количеством подвижных игр и игровых заданий. Это повышает интерес детей к физическим упражнениям, а, следовательно, и эффективность тренировки.

Специально-подготовительные упражнения должны иметь многоборную направленность и применяться не столько для совершенствования специальных двигательных способностей, сколько для повышения интереса детей и создания предпосылок для их развития в дальнейшей тренировке.

В заключении следует отметить, что организация спортивно-оздоровительных групп в спортивных и общеобразовательных школах является важным средством оздоровления молодого поколения и повышения их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миньков, П.Е. Организация и построение тренировочных занятий детей 11-13 лет на спортивно-оздоровительном этапе в группах восточных единоборств / П.Е. Миньков // Вестник МГПУ. Педагогика и психология. - 2018. - № 1 (43). - С. 120-127.

2. Никитушкин, В.Г. Структура и содержание тренировки на спортивно-оздоровительном этапе в группах восточных единоборств / В.Г. Никитушкин, П.Е. Миньков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 237-242.

REFERENCES

1. Minkov, P.E. (2018), "Organization and construction of training sessions for children of 11-13 years old at the sports and health-improving stage in groups of martial arts", VestnikMoscow City University, No. 1 (43), pp. 120-127.

2. Nikitushkin, V.G. and Minkov, P.E. (2019), "Structure and contents of training at the sports and health-improving stage in groups of martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), рр. 237-242.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.