СПОРТ
УДК 796.8:796.015
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ
ЕДИНОБОРСТВАХ
Д.С. Алхасов
Представлены количественные характеристики тренировочных нагрузок в традиционных видах единоборств на основании программ подготовки с целью выявления базы для разработки соотношений тренировочных средств. Осуществлён ретроспективный анализ многолетней динамики тренировочных нагрузок сильнейших отечественных спортсменов с целью изучения количественных характеристик тренировочных нагрузок.
Ключевые слова: многолетняя спортивная подготовка, спортивные и восточные единоборства, тренировочные нагрузки.
В системе многолетней подготовки спортивного резерва, средства подготовки заключены в разделы или стороны подготовки спортсмена, реализуемые в спортивной тренировке: общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП), технико-тактическая подготовка (ТТП). Действующие программы многолетней подготовки по видам спорта содержат указанные разделы, соотношения которых на различных этапах изменяются в зависимости от возрастных особенностей спортсменов и задач подготовки [7]. Нами осуществлён анализ основных характеристик спортсменов-единоборцев в традиционных видах спортивных единоборств по данным учебных программ.
Дзюдо. На этапе начальной подготовки устанавливается следующее соотношение средств физической и технико-тактической подготовки: до года обучения на физическую подготовку отводится 80 % учебного времени (из них на общую - 60 %, на специальную - 20 %), на технико-тактическую - 20 %; свыше года обучения на физическую подготовку - 75 % учебного времени (из них на общую физическую 55 %, на специальную - 20 %), а на технико-тактическую - 25 %. Данная установка исходит из необходимости повышения удельного веса тренировочного на технико-тактическую
подготовку в связи с началом активной соревновательной деятельности. На учебно-тренировочном этапе рекомендуется следующее соотношение разделов подготовки на учебно-тренировочном этапе: в первые два года обучения 70 % учебно-тренировочного времени выделяется на физическую подготовку (45 % - на общую и 25 % - на специальную) и 30 % на технико-тактическую. Свыше двух лет обучения 60% учебно-тренировочного времени выделяется на физическую подготовку (по 30 % на общую и специальную) и 40 % - на технико-тактическую [6].
Самбо. Этап начальной подготовки. Процентное соотношение удельного веса на различные виды подготовки: до года обучения - 60 % на физическую (из них 70 % на общую, 30 % на специальную) и 40 % на технико-тактическую; свыше года обучения - 55 % на физическую (из них 60 % на общую, 40 % - на специальную) и 45 % - на технико-тактическую. Данное соотношение позволяет наиболее оптимально осуществлять качественную подготовку юных спортсменов, так как в самбо, в отличие от других видов борьбы и единоборств, предусмотрена прикладная подготовка, что по существу означает дополнительную обучающую и соревновательную программу. На учебно-тренировочном этапе в борьбе самбо придерживаются следующих соотношений основных разделов подготовки: до двух лет обучения - 50 % учебного времени на общую и специальную физическую подготовку, 50 % - на технико-тактическую; свыше двух лет обучения 45 % - на физическую и 55 % - на технико-тактическую. На этапе совершенствования спортивного мастерства до 35 % тренировочного времени отводится на ОФП и СФП, 65 % - на ТТП [9].
Греко-римская борьба. На этапе начальной подготовки для овладения техническими элементами предлагается тратить до 25 % тренировочного времени, на общую физическую подготовку - 40-50%, а на специальную - 15 % тренировочного времени. Удельный вес основных разделов подготовки на протяжении учебно-тренировочного этапа составляет: 20-35 % - ОФП, 18-22 % - СФП. Оставшееся время предлагается тратить на техническую и соревновательную подготовки. На этапе совершенствования спортивного мастерства устанавливаются следующее соотношение разделов подготовки: 20-12% на ОФП, 22-25 % на СФП и 30-36 % - на ТТП [5].
Вольная борьба. На этапе начальной подготовки удельный вес ОФП - 40-50 %, СФП - 15 %, ТТП - 20-30 %. Распределение удельного веса тренировочного времени на учебно-тренировочном этапе составляет: 20-35 % на общую физическую подготовку, 18-22 % - на специальную и оставшееся тренировочное время используется на техническую и соревновательную подготовки. Требования к тренировке на этапе спортивного совершенствования в вольной борьбе полностью соответствуют таковым в греко-римской борьбе [3].
Бокс. Для спортсменов начальной подготовки устанавливается
следующее соотношение тренировочных средств: ОФП - 55-60 %; СФП -20 %; ТТП - 20-25 %. Распределение средств подготовки на учебно-тренировочном этапе составляет: общая физическая подготовка - 45-30 %, специальная физическая - 25-30 %, технико-тактическая - 30-40 %, а на этапе совершенствования спортивного мастерства соотношение разделов подготовки составляет: 35-40 % на ОФП, 25-30 % - СФП и 35 % на технико-тактическую подготовку (А.О. Акопян, Е.В. Калмыков, Г.В. Кургузов, В.А. Панков, А.В. Родионов, А.С. Черкасов, 2005).
Рукопашный бой. Тренировочного времени в рукопашном бое распределяется следующим образом. На этапе начальной подготовки на первом году обучения 80 % времени отводится на физическую подготовку (из них 60 % - на общую и 20 % - на специальную) и 20 % на техническую подготовку; на втором году обучения 75 % учебного времени отводится на физическую подготовку (из них 55 % - на общую и 20 % - на специальную) и 25 % на техническую. На учебно-тренировочном этапе предусматривается следующее соотношение основных разделов подготовки: 45-55 % на ОФП, 20-25 % - на СФП и 25-30 % - ТТП [8].
Кикбоксинг. На этапе начальной подготовки объём ОФП составляет 75-80 % учебного времени, СФП - 5-10 % и ТТП - 15 %. В учебно-тренировочных группах на общую физическую подготовку отводится 55-70 % общего тренировочного времени, на специальную физическую -15-30 % и на технико-тактическую - 15 %. В группах совершенствования спортивного мастерства на ОФП отводится 35-50 % учебного времени, СФП - 30-40 % и на ТТП - 20- 35 % [4].
Как видно, соотношения тренировочной нагрузки в таких видах единоборств, как дзюдо, бокс, вольная и греко-римская борьба не имеют существенных отличий. Исключение составляет борьба самбо, где уже с этапа начальной подготовки предлагаются более высокие объёмы тренировочной нагрузки на технико-тактическую подготовку. Это связано с тем, что в самбо, по сравнению с другими видами единоборств, спортсменам необходимо осваивать не только технику приёмов борьбы, но и так называемую «ударную технику», состоящую из приёмов нападения и защиты.
Для изучения норм тренировочных нагрузок в восточных единоборствах необходимо знать возрастные границы спортивных результатов в выполнении разрядных нормативов. Изучение динамики спортивных результатов сильнейших спортсменов страны показал, какое количество лет необходимо затратить для достижения нормативов МСМК. В результате проведённого анализа спортивных результатов 25 отечественных спортсменов в период 2000-2015 гг. выявлено, что средний возраст выполнения разрядов III, II, I, КМС и званий МС и МСМК составил 13,4; 14,6; 16,1; 17,8; 19,4; и 22,5 года соответственно, то есть, путь от
Ш-го разряда до мастера спорта занимает 6 лет, до мастера спорта международного класса - 9,1 года.
С целью изучения количественных характеристик тренировочных нагрузок был осуществлён ретроспективный анализ многолетней динамики тренировочных нагрузок сильнейших отечественных спортсменов. Всего было обработано 14 тренировочных планов, в которых были изучены 203 годичных цикла спортсменов в возрасте от 12 до 21 года. Изучение тренировочных нагрузок осуществлялось по следующим параметрам: 1) количество тренировочных дней; 2) количество тренировочных занятий; 3) объём технико-тактической подготовки; 4) объём специальной физической подготовки; 5) объём общей физической подготовки; 6) объём работы, выполненный в 1-2-х зонах интенсивности (преимущественно аэробное энергообеспечение); 7) объём работы, выполненный в 3-4-х зонах интенсивности (смешанный режим энергообеспечения); 8) объём работы, выполненный в 5-й зоне интенсивности (преимущественно анаэробное энергообеспечение) (таблица).
Количественные характеристики тренировочных нагрузок спортсменов в восточных видах единоборств (ретроспективный анализ)
Параметры Этапы подготовки и годы обучения
нагрузок Учебно-тренировочные Группы совершенствования
группы спортивного мастерства
1 2 3 4 1 2 3
Возраст (лет)
13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 18-19 19-20
М±т М±т М±т М±т М±т М±т М±т
Количество трени- 220 230 276 288 312 320 328
ровочных дней ±1,42 ±2,1 ±2,73 ±2,4 ±2,61 ±3,2 ±4,1
Количество трени- 220 230 300 312 338 346 354
ровочных занятий ±1,42 ±2,1 ±2,72 ±3,6 ±2,92 ±2,79 ±3,44
Объём ТТП, ч 126,3 129 288 300 357,5 399,6 443,3
±4,2 ±3,9 ±3,6 ±3,8 ±3,1 ±2,5 ±3,2
Объём СФП, ч 96,6 98,9 138,2 144 156 159,8 204,6
±4,1 ±3,7 ±3,3 ±3,1 ±2,5 ±2,9 ±2,7
Объём ОФП, ч 197,4 202,1 149 156 136,5 106,5 34,1
±6,4 ±6,2 ±5,1 ±4,8 ±3,3 ±2,2 ±1,4
Объём работы в 1-2-х зонах интенсивности, ч 373,8 375,8 499 519 510,2 514,1 527,8
±0,34 ±0,62 ±0,72 ±0,93 ±1,1 ±1,4 ±1,6
Объём работы в 3-4-х зонах интенсивности, ч 33,6 38,2 54,1 57,6 106,6 115,8 117,3
±0,21 ±0,24 ±0,32 ±0,71 ±0,84 ±1,12 ±0,9
Объём работы в 5-й зоне интенсивности, ч 12,6 15,9 21,8 23,4 33,1 35,9 36,8
±0,12 ±0,14 ±0,19 ±0,22 ±0,58 ±0,87 ±0,4
Как видно из таблицы, на учебно-тренировочном этапе количество тренировочных дней к концу этапа увеличивается на 56 дней по сравнению с первым годом обучения, а количество тренировочных занятий увеличивается на 80. Объём технико-тактической подготовки увеличивается со 126 часов на первом году обучения до 300 часов к концу этапа, что составляет 42 %; специальной физической подготовки - от 96 до 144 часа, что составляет 67%. В то же время, объём ОФП уменьшается со 197 до 156 часов (на 4,1 %). При этом прибавка ТТП и СФП наблюдается на середине этапа, что связано с общим значительным увеличением тренировочной нагрузки для спортсменов этого возраста.
По этой же причине продолжается увеличение тренировочной работы в 3-4-х и 5-й зонах мощности, которые отражают специфические нагрузки восточных единоборств, приближенные к выполнению соревновательного упражнения. При этом объём ТТП 1-2-х годах обучения на учебно-тренировочном этапе увеличивается на 3 часа, а на 3-4-х годах - на 12 часов. Специальная физическая подготовка увеличивается на 1-2-х году обучения на 2,3 часа, а на 3-4-х годах на 6,1 часа. Это объясняется изменением направления спортивной подготовки в сторону её специализации, обеспечения адаптации организма к выполнению соревновательного упражнения. Кроме того, возраст 15-16 лет связан с выбором занимающихся в пользу продолжения занятий спортом: во многом это совпадает с уходом занимающихся из школы и продолжением учёбы в средних профессиональных учебных заведениях, в том числе и профильных.
На этапе совершенствования спортивного мастерства (ССМ) наблюдается постепенное и неуклонное увеличение как количества тренировочных занятий, так и тренировочных дней, приближаясь вероятно к максимальным значениям. Объём ТТП увеличивается на протяжении этапа на 105 часов, что является значительной прибавкой и составляет 23,7 %. Это связано не только с необходимостью выполнения соревновательных программ, но и значительным увеличением количества соревнований и, следовательно, расширенного по сравнению с учебно-тренировочным этапом и соревновательным периодом. В тренировке тренеры используют двух- или трёхцикловую структуру годичного тренировочного плана. Также необходимо знать, что в единоборствах, как правило, в тренировочных планах не указывается отдельно соревновательная подготовка, она включается в технико-тактическую. В этом случае удобнее планировать занятия и подбирать упражнения, поскольку технико-тактические задания бывает довольно сложно отделить от соревновательных, и такое деление является условным. Кроме того, в соревновательном периоде происходит работа по коррекции технико-тактической подготовки, особенно если между основными соревнованиями небольшой период времени.
Объём специальной физической подготовки увеличивается значительно и составляет 48 часов или 23,5 % при значительном уменьшении
ОФП на 102 часа или 75 %. Это связано с необходимостью значительного увеличения объёмов специальной работы, которые могут быть компенсированы только за счёт снижения ОФП. Кроме того, средствами ОФП в тренировочном процессе являются в основном циклические упражнения на выносливость, силовые упражнения, элементы спортивных игр и т. п. Ясно, что такие упражнения не могут вызвать никакого положительного эффекта и выполняются в основном в переходные периоды подготовки, которые также снижаются в связи с достаточно напряжённым соревновательным календарём. Особенно это становится важным на последнем году этапа ССМ, когда важнейшей задачей подготовки является задача вхождения в состав сборных команд страны и выполнения нормативов спортивного звания МСМК. Кроме того, спортсмены такого уровня, как правило, имеют травмы различного характера и в первую очередь опорно-двигательного аппарата, вследствие чего тренеры стараются исключить из подготовки длительные упражнения, особенно связанные с поддержанием оперативной позы, не связанной непосредственно с особенностями вида спорта. Вероятно, эта проблема может быть решена путём разработки таких упражнений общей физической подготовки, которые могли бы стимулировать дальнейший рост специальной готовности и расширить адаптационные возможности организма. Значительно увеличивается объём работы в смешанных режимах энергообеспечения в течение этапа ССМ - на 11 часов или 9,4 % что также объясняется необходимостью выполнения больших объёмов технико-тактической подготовки [1].
Полученные в результате анализа данные могут стать основой для разработки соотношений тренировочных средств на основные разделы подготовки в восточных единоборствах. Однако наиболее полное решение задачи требует осуществления научной обоснованности этого вопроса, в том числе и применения математических исследовательских методов.
Список литературы
1. Алхасов Д.С. Соотношения основных разделов подготовки в многолетней спортивной подготовке в восточных единоборствах: матер. XVII Всерос. науч.-практ. конф. М.: ВНИИФК, 2011. С. 8-12.
2. Бокс. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под ред. А.О. Акопяна. М.: Совет. спорт, 2005. 71 с.
3. Борьба вольная. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под ред. Б.А. Подливаева. М.: Совет. спорт, 2003. 216 с.
4. Головихин Е.А. Кикбоксинг (сейм контакт, лайт контакт, фулл
контакт, фулл контакт с лоу кик, киктайбоксинг К-1). Примерная программа спортивной подготовки для образовательных учреждений (детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, федерации, спортивные клубы и другие юридические организации, занимающиеся дополнительным образованием). Ульяновск, 2009. 176 с.
5. Греко-римская борьба. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под ред. Б.А. Подливаева. М.: Совет. спорт, 2004. 272 с.
6. Дзюдо. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под ред. А.О.Акопяна. М.: Совет. спорт, 2003. 96 с.
7. Никитушкин В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов: дис. ...д-ра пед. наук. М., 1995. 88 с.
8. Рукопашный бой. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / под ред. А.О. Акопяна. М.: Совет. спорт, 2004. 116 с.
9. Самбо. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под ред. С.Е. Табакова. М.: Совет. спорт, 2005. 240 с.
Алхасов Дмитрий Сергеевич, канд. пед. наук, руководитель физического воспитания, [email protected], Россия, Московская область, Ногинск, Ногинский филиал Московского государственного областного университета
A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE QUANTITATIVE LOADS IN THE YEARS OF TRAINING IN COMBAT SPORTS
D.S. Alkhasov
The quantitative characteristics of training loads in traditional types of martial arts are presented on the basis of training programs in order to identify the basis for developing the correlation of training aids. The retrospective analysis of long-term dynamics of training loads of the strongest domestic sportsmen with the purpose of studying of quantitative characteristics of training loads is carried out.
Key words: long-term sport training, sports and martial arts, the training load.
Alkhasov Dmitry Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, head of physical education, [email protected], Russia, Moscow region, Noginsk, Noginsk Branch of the Moscow State Regional University