Е.Г. Ямщикова
(Санкт-Петербург)
НАПРАВЛЕННОСТЬ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ
FOCUS AND FACTORS OF DEVELOPING TEACHER'S PROFESSIONAL AND ETHICAL QUALITIES IN POSTGRADUATE EDUCATION
В статье подчеркивается особая роль институтов повышения квалификации в формировании профессионально-этических качеств педагогов, анализируются основные проблемы и факторы, способствующие освоению педагогом в современных условиях этического образования, выделяются факторы, лежащие в основе этической культуры педагога, а также возможности построения и моделирования программ подготовки педагогов в системе ИПК. Ключевые слова: профессионально-этические качества педагога, развитие педагога, методика диагностики, уровни нравственных убеждений педагога.
The article emphasizes the special role of in-service teachers' training institutions in developing teachers' professional and ethical qualities, analyzes the main problems and factors contributing to the teacher's mastering of ethical education in modern conditions, identifies the factors underlying the teacher's ethical culture and the possibility of designing and modeling programs of teachers' training in in-service teachers' training system.
Key words: teacher's professional and ethical qualities, teacher's development, methods of diagnostics, teacher's levels of moral convictions.
Современный педагог имеет возможность строить этику поведения, создавать условия, благоприятные для педагогического общения, развивать доброжелательные отношения с коллегами, родителями, администрацией. Школа является открытой образовательно-воспитательной системой, доступной различным по многим показателям людям (национальности, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню и т.д.). Правила этикета учитывают все эти различия, потому их соблюдение успешно сказывается на воспитательно-образовательном процессе. Педагог определяет, как строить наилучшим образом взаимоотношения в той или иной группе детей и взрослых людей.
Профессионально-этическое развитие педагога происходит в процессе всей его жизнедеятельности. Однако особую роль в формировании профессионально-этических качеств учителя играет специально организованное профессионально-этическое развитие в условиях последипломного образования.
Организуя работу в институте повышения квалификации по развитию профессионально-этических качеств педагога, важно выделить основные проблемы, касающиеся этой деятельности. К этим проблемам относим:
1. Широкое представление о профессионально-этических ценностях, нормах, принципах, идеалах. Анализ и осмысление знаний по педагогической этике, получен-
ных из разных источников, обогащение собственного опыта в области профессиональной этики, организация профессионально-этического самовоспитания.
2. Учет индивидуальных интересов педагогов, который позволяет сформировать правильное представление о нормах поведения учителя, вырабатывать потребность в расширении и углублении своих знаний по профессиональной этике. Это способствует созданию образцов педагогического труда, развитию представлений о содержании профессионально-этической деятельности каждого учителя и его нравственного аспекта, придает профессионально-этическому просвещению практическую направленность. Выдающийся педагог В.А. Сухом-линский писал сыну: «Воспитание начинается с самопознания. Самое тяжелое и самое трудное для молодого человека - увидеть себя как бы со стороны, увидеть в свете идеального, героического. Советую тебе читай побольше о людях, достигших вершин человеческой красоты» [4].
3. Профессионально-этическое развитие педагога должно быть направлено не только на формирование понятия об усваиваемой норме морали, но и, главным образом, на воспитание эмоционального положительного отношения к ней, на восприятие человеком норм общественной морали. Особое внимание уделяется целенаправленному воздействию на эмоциональную сферу личности педагога.
Приоритетное место в работе по профессионально-этическому развитию учителя в институте повышения квалификации (ИПК) занимает организация анкетирования с целью выяснения у педагогов уровня осознания важнейших профессионально-этических категорий, выявления условий, влияющих на процесс их формирования.
Нравственно-этические качества педагога как сложное образование рассматриваются через отдельные факторы, характеризующие уровни нравственных убеждений, гуманистических ориентаций, норм поведения. Охарактеризуем эти факторы.
Фактор 1 - «моральная честь и нравственные убеждения» - отражает уровень
морального сознания, твердости нравственных убеждений, чести и достоинства.
Для педагогов с высокими оценками этого фактора характерно: стремление быть честным и высоконравственным, поступать в соответствии с моральными убеждениями и идеалами, заниматься развитием своей нравственной культуры, оберегать свою репутацию и честное имя, приносить пользу обществу, быть достойным уважения, соблюдать верность обязательствам.
У педагогов с низкими оценками этого фактора преобладают такие качества, как безответственность, неуважение нравственных норм, уклонение от общественного долга.
Фактор 2 - «гуманизм и человечность» -служит для оценки гуманистической морали, человеческих отношений, доброжелательности и уважения к людям.
Для педагогов с высокими оценками фактора 2 свойственны: любовь к человеку, вера в безграничные возможности людей, стремление защищать слабых, потребность создавать подлинно человеческие отношения между людьми, желание сотрудничать и оказывать людям помощь, простота обращения и скромность в личной жизни.
Чрезмерно высокие показатели по данному фактору говорят о стремлении жертвовать собой и своими интересами ради других, даже когда в этом нет реальной необходимости, чрезмерная активность в стремлении помочь другим.
Педагоги с низкими оценками этого фактора обладают такими качествами, как индивидуализм и пренебрежение социальными нормами, нежелание сотрудничать с людьми и оказывать им помощь, пассивность в общественной жизни, неумение защищать честь и достоинство человека.
Фактор 3 - «партнерство (товарищество)» - направлен на оценку склонности к построению партнерских отношений, разделению групповых норм морали, верности товарищескому долгу.
Педагоги с высокими оценками этого фактора отличаются стремлением быстро входить в контакт с различными людьми, ставить коллективные интересы выше лич-
ных, мотивировать себя не только личными, но и общественными интересами, дорожить авторитетом и не конфликтовать с людьми, быть отзывчивым и дружелюбным.
Чрезмерно высокие показатели говорят об отрицании и даже отсутствии личных интересов и игнорировании собственных потребностей, подмене их общественной жизнью, некритичном принятии мнения большинства, стремлении во что бы то ни стало соответствовать ожиданиям окружающих.
Для педагогов с низкими оценками данного фактора характерны такие качества, как замкнутость, подозрительность, несовместимость, нежелание считаться с груп -повыми мнениями.
Фактор 4 - «авторитеты» - предназначен для оценки отношений к руководству, старшим по возрасту и положению.
Педагоги с высокими оценками этого фактора имеют такие качества, как доверие к руководству, уважение старшего, готовность добросовестно выполнить распоряжение и оказать помощь старшему, умение встать на его сторону.
Чрезмерно высокие оценки по данному фактору говорят о готовности подчиняться, а доброжелательность, уважение и расположение к человеку определяется прежде всего его статусом.
Для педагогов с низкими оценками этого фактора характерны: неудовлетворенность действиями руководителя, недоверие руководству, неисполнительность и недоброжелательность, нежелание оказывать помощь старшим и уважать их.
Фактор 5 - «доброжелательность и близость к подчиненным» - служит для оценки отношения к подчиненным и зависимым людям.
Педагоги с высокими оценками такого фактора отличаются внимательностью к просьбам подчиненных, верностью слову и обещаниям, стремлением следовать демократическому стилю руководства или взаимодействия.
Для педагогов с низкими оценками этого фактора характерны пренебрежительное отношение к подчиненным, невниматель-
ность к запросам людей, холодность и неприступность.
Фактор 6 - «уважение к человеку, субъ-ектность» - отражает позицию педагога к окружающим людям.
Педагоги с высокими оценками данного фактора обладают выраженной субъектной, партнерской позицией к окружающим, уважительным отношением к другому человеку, великодушием и деликатностью, чуткостью и терпимостью.
Чрезмерно высокие показатели говорят о склонности к идеализации партнера, восприятии его сквозь «розовые очки».
В условиях ИПК для анализа профессионально-этических качеств педагога в процессе повышения квалификации нами использована анкета «Многомерное исследование нравственности».
Опишем результаты исследования.
Высокие показатели получены по факторам «Гуманизм и человечность», «Добросовестность и трудолюбие», что говорит о добросовестном отношении педагогов к своим служебным обязанностям, высоком трудолюбии, увлеченности интеллектуальным трудом.
Испытуемые отличаются стремлением быстро входить в контакт с различными людьми, ставить коллективные интересы выше личных, подчинять себя общественным требованиям, дорожить авторитетом и не конфликтовать с людьми, быть отзывчивым и дружелюбным.
Высокие показатели получены по фактору «авторитеты». Для учителей, повышающих квалификацию, характерно чрезмерное доверие к мнению старшего по статусу, готовность добросовестно выполнить распоряжение администрации, готовность и умение встать на её сторону, добросовестно выполнять задания преподавателей в условиях повышения квалификации.
Для учителей, проходящих повышение квалификации, характерны высокий самоконтроль и самодисциплина, ориентация на общепринятые традиции, ценность коллектива, высокая ценность и уважение авторитетов и при этом дистанцированность от тех, кто находится в подчиненной позиции,
что можно рассматривать как четкие ориентиры и постановку рамок себе и другим.
На основании теоретического анализа и полученных в ходе констатирующего эксперимента эмпирических данных было определено содержание образовательных модулей повышения квалификации учителей по развитию их профессионально-этических качеств с учетом современных проблем развития профессионально-педагогической этики.
Приведем содержание комплекта модулей авторской учебной программы «Педагогическая этика: теория и практика современности».
Модуль 1. Современные концепции и тенденции профессиональной этики педагога.
Модуль 2. Информационная этика как новое профессионально-этическое качество педагога.
Модуль 3. Этика и культура межличностного общения педагога (родители, социум).
Модуль 4. Толерантность: инклюзивный и многонациональный и религиозный аспекты.
Модуль 5. Этика отношений в системе «педагог - учащийся» в учебно-воспитательной системе.
Модуль 6. Этика отношений в системе «педагог - педагог» в системе методической и практической деятельности.
В эксперименте выстроена система ценностно-смысловой ориентации в процессе реализации указанных модулей программы. Для того чтобы происходило формирование ПЭК, необходимо:
- осознание ценности выполняемой работы и смысла профессиональной деятельности (ЧТО дает обществу и конкретному человеку выполняемая МНОЙ работа, понимание, «ЗАЧЕМ» и «КОМУ» необходимо то, что я делаю);
- развитие концептуального видения и получение знания конкретных технологий решения наиболее актуальных вопросов. Это создает ощущение собственной компетентности и позволяет переживать опыт успеха;
- идентификация с профессиональным сообществом, то есть понимание того, что ты не один решаешь возникающие вопросы, а это делают многие и имеют схожие с тобой трудности и радости;
- возможность получить поддержку, обменяться опытом, а также подтвердить чувство собственной значимости в глазах профессионалов - коллег по цеху.
В ходе эксперимента успешно реализованы следующие педагогические практикумы:
Практикум 1. Анализ педагогических проблемных ситуаций (как заранее заготовленных преподавателем кейсов, так и актуальных ситуаций обучающихся педагогов, повышающих квалификацию) с точки зрения разбора и осознания ПЭК, помогающих и препятствующих эффективному разрешению проблемы.
В рамках лекционного курса невозможно полноценное осознание и интериориза-ция этических норм и ПЭК, так как это возможно только в условиях самостоятельной деятельности. Наиболее продуктивной в данном аспекте является проблемно ориентированный подход, основанный на разных формах погружения педагогов в ситуации.
Практикум 2. Составление этического кодекса педагога - списка необходимых профессионально-этические качества педагога. Анализ и классификации основных последствий в случае их отсутствия.
Кодекс педагогической этики определяет совокупность требований, опирающихся на принципы педагогической морали. Эти требования в идеале должны стать нравственной нормой для каждого конкретного педагога, в его основе лежит целый ряд принципов, среди которых можно отметить, в частности, следующие: ненасилия; паритетности взаимоотношений; безусловной любви воспитателя к воспитаннику; оптимальной требовательности и уважения; опоры на положительные стороны в обучаемом; создание условий для личностной самореализации участников образовательного процесса; компромиссности спорных решений.
Практикум 3. Анализ собственного профессионального портрета. Самоанализ пе-
дагогами, повышающими квалификацию, выраженности ПЭК у себя как у специалиста. Самомониторинг собственных сильных сторон и точек роста. Один из значимых компонентов в профессиональной компетентности педагога - рефлексивный - проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; в сформированности таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.
Практикум 4. Знакомство с основными путями и стратегиями развития собственных ПЭК и практическая отработка основных способов развития ПЭК посредством деловых и ролевых игр, упражнений, творческих мастерских.
Осознание собственных точек роста и развития без возможности увидеть пути преодоления имеющихся трудностей, пути дальнейшего развития ведёт к возникновению стагнации, негативных переживаний в адрес других и себя, профессиональному выгоранию и формированию выученной беспомощности. Человек должен знать как можно больше о возможных выходах из проблемных ситуаций, что способствует
его успешной адаптации развитию. Только в этом случае возможно говорить о личностном и профессиональном росте. Причем важно не просто знать пути, а практически отработать различные варианты для формирования не только знаний, но и умений и навыков для их повседневного применения.
Практикум 5. Информационная этика -развитие этической информационной деятельности личности, её позиции в информационном обществе и в современных информационных условиях, восприятие различной информации, понимание ее, осознание последствий ее воздействия на психику, овладение способами критичного отношения к предлагаемой информации.
Таким образом, у всех специалистов педагогической сферы существует высокий уровень добросовестности и трудолюбия, увлеченности интеллектуальным трудом, что можно рассматривать как значимый сформированный компонент профессионально-этических качеств.
На углубление, закрепление и развитие важных профессионально-этических качеств педагога должна быть направлена вся система непрерывного образования и, в первую очередь, работа институтов повышения квалификации.
Литература
1. Ворончихина Т. В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2006.- 22 с.
2. Марон А. Е., Резинкина Л. В. Этапы личностно-профессионального становления педагога: от адаптации в профессии к метадеятельности // Человек и образование. - 2015. -№3 (44). - С.74-79.
3. Новиков А. М. Основания педагогики. - М. : «ЭГВЕС», 2010. - 208 с.
4. Профессиональная этика : учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. В. М. Артемов . - М.: Проспект, 2013. Редько Л. Л., Джигутанова Н. И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя (интегративный подход). Ставрополь: изд-во СГПИ, 2010. - 170 с.
5. Ямщикова Е.Г. Поэтапный алгоритм развития профессионально-этических качеств педагога в процессе непрерывного образования // «Человек и образование». - 2015. - № 4 (45). - С.148-153.