УДК 378:376(075. 8)
РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-4-183-188
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ
Е. Г. Ямщикова
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород
Показано, что деятельность педагога в инклюзивной среде превращается в объективно действующий фактор проявления им нравственно-этических качеств. На основе профессионального стандарта педагога рассмотрена структура этической компетенции учителя, позволяющей ему работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, приведена методика выявления потребностей педагогического коллектива в развитии профессионально-этических качеств, позволяющих создать комфортную и толерантную среду в образовательной организации.
Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогическая этика, профессионально-этические качества, толерантность, принципы инклюзивной этики.
Реформы в сфере отечественного образования носят все более гуманистический характер. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с воспитанниками и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В обществе возникает понимание того, что психофизические нарушения не уменьшают человеческой сущности, способности переживать, чувствовать, учиться, приобретать социальный опыт, и для любого ребенка надо создавать комфортные условия для его развития с учетом индивидуальных потребностей и способностей. В образовании все больше проявляется тенденция к устранению барьеров между коррекционными и обычными классами, к расширению доступа некоторых категорий детей-инвалидов в общеобразовательную школу. Этот широкий процесс интеграции, включающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие системы общего образования в направлении приспособления к особенностям всех детей, называется инклюзивным образованием [1].
Исследования процессов нравственно-этического воспитания в современном обществе свидетельствуют о наличии устойчивых противоречий между потребностями государства в развитии этической культуры личности и существующими факторами социальной среды, препятствующими воспитанию такой личности, отсутствием научных исследований, раскрывающих новые механизмы проявления педагогической этики в условиях становления инклюзивной цивилизации [2].
Сегодня востребованы педагоги, подготовленные к восприятию общечеловеческого знания, других мировоззрений и культур, которые могут приобщить подрастающее поколение к диалоговому общению и работе в толерантном обществе.
Прежде всего необходимо понять, из каких составляющих складывается этическая компетенция педагога, позволяющая работать с детьми, имеющими ОВЗ. Следует рассмотреть требования профессионального стандарта педагога. Необходимые для работы с детьми с особыми образовательными потребностями знания, умения и трудовые действия этического характера обозначены в нем опосредствованно [3].
Например, общепедагогическая функция деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях общего образования для должностей «учитель» и «воспитатель» предполагает:
- необходимые знания основ закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития, социализации личности, индикаторов личностных особенностей траекторий жизни, всевозможных девиаций, их психодиагностику;
- необходимые умения использования специальных подходов и технологий с целью включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе как проявивших выдающиеся способности, так и с ограниченными возможностями здоровья [4, 5].
В функции «развивающая деятельность» значится: владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, состояния психического и физического здоровья; осуществлять психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся [6].
Однако перечисленные выше положения не отражают наличия этических качеств педагога, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Для определения уровня развития компетенции, позволяющей педагогам работать с детьми с ОВЗ, руководитель общеобразовательной организации может использовать метод анкетирования. С целью повышения искренности получаемых ответов анкетирование можно проводить анонимно. Вопросы анкеты подбираются так, чтобы выявить мотивацию, знания, умения и наличие у педагогов опыта трудовых действий, связанных с обучением детей с ОВЗ, определить наиболее проблемные зоны, продумать пути их решения.
Ниже приведены примеры таких вопросов, которые помогут выявить потребности педагогического коллектива в развитии профессионально-этических качеств.
1. С каким утверждением Вы согласны:
- детям с ОВЗ лучше обучаться отдельно;
- детей с ОВЗ надо обучать в общеобразовательной школе, создавая специальные образовательные условия.
2. Насколько у Вас сформирована профессиональная готовность работать с ребенком вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния физического и психического здоровья?
- такая готовность не сформирована;
- постепенно формируется, но не в полной мере;
- я готов.
3. Имеете ли Вы опыт освоения и использования специальных технологий и методов, позволяющих обучать детей с ОВЗ?
- да;
- нет.
4. Каковы наибольшие сложности в работе с детьми, имеющими ОВЗ? (Можно выбрать несколько вариантов.)
а) недостаток в общеобразовательных школах педагогов-специалистов (психологов, де-фектологов, логопедов), совместно с которыми необходимо осуществлять обучение ребенка с ОВЗ;
б) отсутствие в общеобразовательных школах специальных средств обучения для детей с ОВЗ (учебных пособий, в том числе специальных компьютерных программ, технических средств и приспособлений);
в) недостаточный уровень теоретической и практической подготовки педагогов общеобразовательных школ для обучения детей с ОВЗ;
г) слабый ресурс участия родителей в совместных усилиях обучения ребенка с ОВЗ (в силу разных причин: непризнание родителями проблем ребенка, низкий образовательный и социокультурный статус, высокая занятость на работе и т. д.);
д) невозможность организации специальных образовательных условий в силу отсутствия у ребенка официально признанного статуса ОВЗ;
е) добавьте свои варианты ответов.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы о наиболее проблемных зонах в подготовке педагогов к работе с детьми с ОВЗ:
- культура инклюзивного образования пока не сформирована, так как на уровне отношения 70 % педагогов считают, что детям с ОВЗ лучше получать образование в школах коррекционных видов;
- профессионально-этические качества педагога в области инклюзии находятся в стадии формирования, так как только около пятой части педагогов считают себя мотивацион-но готовыми к работе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности.
Формируемая педагогическая среда инклюзивного образования нацелена на выполнение множества функций, наиболее актуальной среди которых является осуществление дистанционного взаимодействия обучающихся и их родителей, педагогических работников, общественности, органов управления и контроля в сфере образования [7]. В этом аспекте необходимо в повышении квалификации педагогов предусмотреть обсуждение следующих проблем «Целенаправленное формирование корпоративной культуры инклюзивного образования» и «Налаживание сетевого взаимодействия с образовательными организациями, имеющими успешный опыт инклюзивной практики, с центрами психолого-медико-социального сопровождения, коррекционными школами».
Это говорит об активном проникновении в образовательную среду наряду с традиционными формами и приемами взаимодействия учителей, обучающихся и родителей новых средств коммуникации с привлечением разнообразных современных сетевых и мобильных технологий, приоритетным среди которых является Интернет, его механизмы и ресурсы [8].
И. А. Зимняя, характеризуя здоровьесберегающую, гражданскую, информационно-технологическую ключевые компетентности как наиболее востребованные, особо выделяет компетенцию общения, т. е. «способность адекватного ситуациям взаимодействия, нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии на родном и неродном языках», а также компетентность социального взаимодействия, понимаемую как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия» [9].
Необходимость сформированности вышеуказанной компетентности обусловлена той социокультурной этически комфортной для каждого ребенка инклюзивной средой, где будут востребованы и реализованы его субъективные качества.
Для педагога при подготовке к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо выработать собственную или принять существующую систему профессионально-этических качеств, включающую признание ценности личности вне зависимости от его ограничений здоровья; мотивация на развитие личности ребенка с ОВЗ в целом; понимание своей личной ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др. [10].
Сформированный инклюзивный этикет предполагает определенную ответственность каждого члена общества, включенного в образовательную среду, готовность к проявлению помощи как интегральное личностное качество.
Правило 1. Милосердие - одно из существенных выражений профессионально-этических качеств педагога. В понятии милосердия объединяются эмоционально-духовная (переживание чужой боли как своей) и конкретно-деятельностная (порыв к реальной помощи) составляющие профессионально-этических качеств человека, направленных на конкретную помощь людям, нуждающимся в помощи.
Правило 2. Эмпатия - важное профессионально-этическое качество учителя, занимающегося с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эмпатия предполагает понимание ребенка, выражение сочувствия, умение взглянуть на ситуацию с его точки зрения. Данное качество тесно связано с феноменом принятия, который подразумевает теплое эмоциональное и комфортное отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья со стороны окружающих его одноклассников, педагогов.
Правило 3. Проявление толерантности включает терпимое отношение к необычному и нестандартному проявлению в чем-либо, устойчивость к неопределенности, поведенческим отклонениям, стрессу, конфликтам, нарушению норм и границ, агрессивному поведению. В педагогической деятельности часто требуется такое проявление толерантного, спокойно-доброжелательного отношения к необычному внешнему виду школьников, к их нечеткой речи, неадекватному или откровенно грубому поведению. В современных условиях эффективность профессиональной деятельности педагога обеспечивается высоким уровнем проявления толерантности.
Правило 4. Педагогический оптимизм как проявление этики в выстраивании комфортной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в уверенности перспективного движения в развитии такого ребенка, развитии его потенциала. Однако следует обратить внимание на то, чтобы требования, предъявляемые к ребенку, были адекватны его возможностям, не завышались. Для педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, характерны более высокий уровень этической культуры, четкий самоконтроль в стрессовых ситуациях, умение быстро и уверенно реагировать на нестандартные ситуации и принимать решения. В педагогическом багаже педагога должны быть знания и навыки управления негативными эмоциями, умение релаксации и владения собой, способность адаптироваться в неожиданных или конфликтных ситуациях.
Правило 5. Самообладание педагога как условие проявления профессионально-этических качеств. Уравновешенность, эмоциональная устойчивость педагога позволяют предусмотреть и недопустить конфликтные ситуации в отношениях между субъектами образовательного процесса, что способствует созданию здоровьесберегающего режима, сохраняющего нервную систему обучающегося с ограниченными возможностями здоровья от утомления и перевозбуждения.
Данные положения не являются исчерпывающими.
Таким образом, формирование профессионально-этических качеств педагога и его готовность к их проявлению в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Решение проблемы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение в стране; повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Список литературы
1. Зиновьева В . И . , Берсенев М . В . , Ким М . Ю . , Радченко О . Е . Развитие идей инклюзии в высшем образовании (российский и мировой опыт) // Вестн . Томского гос . ун-та . История . 2010 . № 4 (12) . C . 153-157.
2 . Клименко О . А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса //
Теория и практика образования в современном мире: материалы МНПК (г Санкт-Петербург, 02 .2012) . СПб. : Реноме, 2012 . URL: http://www. moluch . ru/conf/ped/archive/21/1799 .
3 . Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном
общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» . Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н .
4 . Ямбург Е . А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М . : Просвещение, 2014 .
5 . Резинкина Л . В . Становление и продвижение учителя в профессии: аспект непрерывного образования // Человек и
образование . 2015 . № 2 (43) . С . 78-82.
6 . Садовая Л . В . Формирование профессиональной этики будущего специалиста в обучении // Современные технологии
обучения . Международный опыт и российские традиции: «СТ0-2005» МНПК . СПб . , 2005. Т . 1.
7 . Пронина Н . А. Подготовка будущих учителей к работе в инклюзивной среде на примере дисциплин психологического
цикла // Молодой ученый . 2014 . № 7 . С . 287-289 .
8 . Зимняя И . А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня .
2003 № 5 С 34-42
9 . Портнова С . М . Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования . URL: https://
portalpedagoga . ru/servisy/publik/publ?id=9080 .
Екатерина Геннадьевна Ямщикова, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия). E-mail: lastik65@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 05.09.2017
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-183-188
ACTUAL PROBLEMS OF MANIFESTATION OF TEACHERS' PROFESSIONAL AND ETHICAL QUALITIES IN INCLUSIVE ENVIRONMENT
E. G. Yamshchikova
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russian Federation
In the conditions of modernization of the education system the introduction of new FSES of general education and teacher's professional standard developing teacher's professional and ethical readiness to fulfill the tasks assigned to him is extremely important. The purpose of the presented research is the development of teacher's professional and ethical qualities when working with trainees with disabilities. The research is based on the theory of professional pedagogical education, theoretical and practical research of problems and aspects of professional ethics and professional and ethical qualities of the teacher (V. N. Averkin, V. A. Bolotov, G. A. Bordo-vsky, S. G. Vershlovsky, A. L. Gavrikov, V. V. Gorshkova, I. A. Zimnya, Yu. N. Kulyutkin, V. M. Mitina, V. G. Onushkin, S. A. Pisareva, N. F. Radionova, G. S. Sukhobskaya, A. P. Tryapit-sina, and others). The authors determine the structure of the teacher's ethical competence, which allows him to work with disabled children, provide the methodology for identifying the needs of the teaching staff in the development of professional and ethical qualities that makes it possible to create comfortable and tolerant environment in the educational organization. Inclusive etiquette is proposed, which implies certain responsibility of each person, included in the educational environment, readiness for the manifestation of assistance as an integral personal quality. Developing professional and ethical qualities of the teacher and his readiness for their manifestation in work with children with disabilities presupposes formation of a whole range of
qualities that are based on personal resources, such as charity, empathy, tolerance, pedagogical optimism, self-control. Solving the problem of training teachers to work with children with disabilities will realize intensive introduction of inclusive education in the country, increase the level of teachers' professional competence.
Key words: inclusive education, pedagogical ethics, professional and ethical qualities, tolerance, principles of inclusive ethics.
References
1. Zinov'eva V. I . , Bersenev M . V. , Kim M . Yu . , Radchenko O . E . Razvitiye idey inklyuzii v vysshem obrazovanii (rossiyskiy i mirovoy opyt) [Development of inclusive ideas in higher education (Russian and world experience)] . Vestnik Tom. gos. un-ta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History, 2010, no . 4 (12), pp . 153-157 (in Russian) .
2 . Klimenko O . A. Sotsial'nye seti kak sredstvo obucheniya i vzaimodeystviya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Social
networks as a means of teaching and interaction of the participants in the educational process] . Teoriya i praktika obra-zovaniya v sovremennom mire: materialy MNPK (g. Sankt-Peterburg, 02.2012 g.) [Theory and practice of education in the modern world: Materials of the International scientific and practical conference (St. Petersburg, 02 . 2012)] . Saint Petersburg, Renome Publ . , 2012 . URL: http://www. moluch . ru/conf/ped/archive/21/1799 (in Russian) .
3 . Professional'nyy standart "pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom
obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')". Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n 1 [Professional standard "Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" . Approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from October 18, 2013 No . 544n] (in Russian) .
4 . Yamburg E . A . Chto prineset uchitelyu novyy professional'nyy standart pedagoga? [What will a new teacher's professional
standard give to the teacher?] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 2014 (in Russian) .
5 . Rezinkina L . V. Stanovleniye i prodvizheniye uchitelya v professii: aspekt nepreryvnogo obrazovaniya [Developmant of
Specialist in the profession: the aspect of continuous pedagogic education] . Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2015, no . 2 (43), pp . 78-82 (in Russian) .
6 . Sadovaya L . V. Formirovaniye professional'noy etiki budushchego spetsialista v obuchenii [Formation of professional ethics
of the future specialist in teaching] . Sovremennye tekhnologii obucheniya. Mezhdunarodnyy opyt i rossiyskiye traditsii: «STO-2005» MNPK [Modern technologies of teaching . International experience and Russian traditions: International Scientific and Practical Conference "SRT-2005"] . Saint Petersburg, 2005. Vol . 1 (in Russian) .
7 . Pronina N . A . Podgotovka budushchikh uchiteley k rabote v inklyuzivnoy srede na primere distsiplin psikhologicheskogo
tsikla [Training of future teachers for work in an inclusive environment on the example of disciplines of the psychological cycle] . Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2014, no . 7, pp . 287-289 (in Russian) .
8 . Zimnyaya I. A . Klyuchevyye kompetenctsi - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies - the new para-
digm of the result of education] Vyssheye obrazovaniye segodnya - Higher Education Today, 2003, no 5, pp 34-42 (in Russian)
9 . Portnova S . M . Professional'no-lichnostnyye kachestva pedagoga v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Professional
and personal qualities of the teacher in conditions of inclusive education] . URL: https://portalpedagoga . ru/servisy/publik/ publ?id=9080 (in Russian) .
Yamshchikova E. G., Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (ul. Bolshaya Sankt-Peterburgskaya, 41, Veliky Novgorod, Russian Federation, 173003). E-mail: lastik65@yandex.ru