Научная статья на тему 'Направления взаимодействия вузов ипредприятий, способствующие развитию человеческого капитала'

Направления взаимодействия вузов ипредприятий, способствующие развитию человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВУЗ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харина Ольга Сергеевна, Харин Александр Александрович

В статье рассмотрены проблемы, основные направления взаимодействия вузов и предприятий, влияющих на накопление и формирование человеческого капитала и способствующих развитию инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харина Ольга Сергеевна, Харин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article problems, the main directions of interaction of the higher education institutions and enterprises influencing accumulation and formation of the human capital and promoting development of innovative economy are considered

Текст научной работы на тему «Направления взаимодействия вузов ипредприятий, способствующие развитию человеческого капитала»

УДК 331.101

О.С. Харина А.А. Харин А.А. Харин

Olga Kharina Alexander Kharin Alexander Kharin

Основу долгосрочного социально-экономического развития России составляют пять аспектов управления: институты, инвестиции, инфраструктура, инновации и интеллект. Интеллектуальная активность охватывает учебную и научную деятельность образовательных учреждений, в том числе и в области подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [3].

В настоящее время в отечественной промышленности сложилась критическая ситуация для сохранения человеческого капитала отрасли: научно-технологического задела и производственно-технического потенциала, накопленных за последние десятилетия. Основными причинами такого положения дел являются отсутствие преемственности поколений специалистов в научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственно-технологической деятельности и недостаточный приток молодых выпускников на предприятия, а также слабое закреплении их на рабочих местах. Произошел серьезный разрыв теоретической и практической подготовки, образовательной и научной деятельности, информационных и материальных технологий, экстенсивных и инновационных процессов, который существенно снижает эффективность и конкурентоспособность сложных организационно-технических систем.

Экономические и социальные условия, в которых находится Российское государство, интересы национальной безопасности и повышения обороноспособности страны требуют реализации комплекса государственных мер, направленных на опережающее кадровое обеспечение, ускоренное научно-техническое развитие страны, укрепление материально-технической вооруженности.

Анализируя промышленную и образовательную сферы деятельности, можно выявить, что в условиях современной рыночной экономики и в целях интенсивного развития человеческого капитала, предприятия и высшие учебные заведения осуществляют взаимодействие и кооперацию по следующим основным направлениям, представленным на рисунке (см. рис. 1).

Целевой набор - одна из мер повышения доступности высшего образования для молодежи, решения кадровых вопросов на предприятиях с учетом специфики отрасли, района, региона. По существу, целевой набор - это целевое направление на обучение в вузе по определенной профессии от районного министерства образования.

Преимуществами программ обучения по целевому направлению являются бесплатное обучение по выбранной абитуриентом образовательной программе, прохождение практики на предпола-

© Харина О.С., Харин А.А., Харин А.А., 2015

гаемом месте работы и выполнение дипломного проекта по проблемам, связанным с будущей деятельностью выпускника.

Рис. 1. Основные направления развития человеческого капитала на основе взаимодействия вузов и предприятий

Учреждения высшего профессионального образования и предприятия (организации или учреждения) практикуют заключение договоров о долгосрочном сотрудничестве в сфере подготовки специалистов с высшим образованием по ряду направлений. Все обязанности и права, касающиеся подготовки специалистов и их набора, прописываются в заключаемом между организацией и учебным заведением договоре [2]. Некоторые вузы идут на встречу организациям, для которых производится подготовка специалистов, и на основании договора с предприятием и студентом последний может быть переведен на обучение по индивидуальному плану. Таким образом, для студентов появляется возможность совмещать обучение в вузе с выполнением своих непосредственных служебных обязанностей в организации.

Можно с уверенностью сказать, что подготовка специалистов по целевым программам - наи-болеее перспективный способ решения кадровых проблем. Предприятие получает квалифицированного специалиста, целенаправленно подготовленного к решению задач конкретного предприятия, а студент - повышенную стипендию во время обучения и гарантированное, хорошо оплачиваемое рабочее место.

Некоторые высшие учебные заведения РФ имеют опыт создания структур, схожих по своим функциям с предприятиями, организованными при вузах для коммерциализации созданных разработок.

Основным фактором, тормозящим развитие и рост инновационных предприятий при вузах, является отсутствие необходимого финансирования. Большинство предприятий, создаваемых при университетах, своей основной целью ставят проведение НИОКР и разработку новых технологий. Внедрение новых разработок требует достаточно большого первоначального вложения средств, которого высшие учебные заведения не могут предоставить, так как не существует соответствующих механизмов, обеспечивающих такое финансирование: бюджетные средства его не позволяют, а внебюджетных недостаточно. Вложение средств частного бизнеса смогло бы решить данную проблему, но, к сожалению, предпринимательский сектор экономики пока не заинтересован в финансировании инновационных проектов. Это связано еще и с тем, что «право использования результатов интеллек-

туальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям» [3].

В целом, процесс создания малых предприятий при вузах имеет положительную динамику и способствует внедрению разработок и объектов интеллектуальной собственности в оборонную и гражданскую промышленность.

Отличительной чертой бизнес-инкубаторов, создаваемых при высших учебных заведениях, является вовлечение в этот процесс студентов, обладающих высокой исполнительностью (при заинтересованности) и продуцированием новых идей. Таким образом, студенты привлекаются к научно-исследовательской работе, не отрываясь от образовательного процесса.

Студенты, участвующие в деятельности бизнес-инкубатора приобретают помимо основных навыков, получаемых при непосредственном участии в образовательном процессе еще и дополнительные: умение систематизировать междисциплинарное знание на стыке технических, гуманитарных и естественных НИР и организовывать инновационные хозяйства как управляемые комплексы субъектов предпринимательства, власти и науки, что оказывает положительное влияние на формирование их человеческого капитала.

Одним из видов партнерских отношений между предприятиями промышленности и научными учреждениями является создание структурных подразделений вузов на крупных предприятиях (кафедры) или структурных подразделений предприятий в НИИ (лаборатории или конструкторские бюро). Такие партнерские отношения были широко распространены в СССР, когда при НИИ специально создавались исследовательские лаборатории, проектные и конструкторские бюро, в первую очередь, для предприятий, производящих военную продукцию.

В настоящее время начинает возрождаться практика указанных партнерских отношений на базе отдельных образовательных программ и тематики научных исследований вуза и научной организации. Кроме того, часто стала применяться и обратная практика, когда вуз на базе научной организации или предприятия создает кафедру с целью совершенствования качества образования путем использования результатов научно-исследовательских работ в образовательном процессе, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательного процесса, кадрового обеспечения научных исследований [1].

Создание структурных подразделений на предприятиях или при вузах способствует интеграции образовательного процесса и производственной деятельности, эффективной подготовке высококвалифицированных специалистов, кадровому обеспечению предприятий и развитию человеческого капитала в целом.

Прохождение практики является наиболее широко распространенным видом взаимодействия высших учебных заведений и предприятий. Благодаря практике, студенты получают возможность применить полученные в ходе теоретического обучения навыки и знания на практике, а организация на основании демонстрируемых знаний студентов имеет возможность подобрать для себя квалифицированные кадры. Для вуза практика - это попытка получить обратную связь со стороны компаний и организаций, принимающих студентов на практику, о качестве обучения, а также способ получения дополнительной информации о том, каким образом необходимо изменить учебно-методический комплекс по соответствующему направлению подготовки, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда и подготавливать нужных специалистов.

Взаимодействие высших учебных заведений и предприятий через преподавание отдельных специальных дисциплин непосредственно сотрудниками предприятий позволяет углублять взаимодействие вузов с ведущими компаниями реального сектора экономики, что способствует повышению конкурентоспособности российского образования и аккумулированию практических знаний для профессии через изменение рабочих программ дисциплин и сохранение в них всех передовых практических знаний.

Необходимость прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки кадров для нужд предприятия, как правило, работодатель определяет самостоятельно. Переподготовку кадров, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям предприятие производит собственными силами (на рабочем месте) или в образовательных учреждениях.

Своевременное повышение квалификации сотрудников предприятий позволяет успешно вести бизнес и занимать достойные позиции на экономическом рынке России. Наиболее эффективной формой повышения квалификации и переподготовки кадров является прохождение специализированных курсов, организуемых высшими учебными заведениями. Таким образом, предприятия получают сотрудников, обладающих передовыми знаниями и умениями, а преподавательский состав вузов приобретает дополнительные практические навыки, передаваемые в процессе обучения от сотрудников предприятия. Таким образом, взаимодействие вузов и предприятий через систематическое прохождение курсов повышения квалификации и переподготовку кадров сотрудников предприятий в вузах является актуальным и действенным способом сотрудничества в современных условиях.

Проблема кадрового обеспечения в настоящее время стоит очень остро для многих отраслей промышленности. Решить вопросы кадрового обеспечения исключительно целевой подготовкой кадров или переподготовкой специалистов невозможно. С этой целью некоторые вузы внутри себя стали создавать структуры, называемые научно-образовательными центрами (НОЦ).

Как правило, научно-образовательный центр - это только ядро, вокруг которого строится учебно-научно-инновационный комплекс, состоящий не только из кафедр или факультетов вуза, но и из НИИ и предприятий-партнеров. Именно в таких комплексах наблюдается взаимосвязь двух из трех необходимых для инновационного развития компонентов: науки (вузы и НИИ) и бизнеса (предприятий).

Основным видом деятельности НОЦ являются научно-образовательные проекты, которые определяются не только базовыми направлениями подготовки, но и увязываются с тематикой исследовательских работ. Таким образом, обучение непосредственно связывается с практической деятельностью и в большей степени способствует формированию необходимых студенту компетенций.

Помимо научно-исследовательских лабораторий в структуру НОЦ часто входят центры коллективного пользования (ЦКП), являющиеся часто и автономными образованиями. ЦКП представляют собой площадки, обеспеченные необходимой инфраструктурой и оборудованием для проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники. Целью создания ЦКП является организация и осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности на основе использования современного оборудования. Центры коллективного пользования решают важную задачу - обеспечивают возможность проведения исследований широкому кругу ученых и научных коллективов, создают возможность повышения эффективности использования оборудования.

Юридически оформленные отношения между предприятиями, НИИ и вузами дают всем участникам таких отношений больше возможностей для осуществления совместной деятельности и преследования общих целей. По существу, объединение в альянсы, консорциумы и партнерства позволяет постоянно координировать совместную деятельность включенных в их состав предприятий, эффективно менять заданный курс и политику поведения при изменении внешних условий. Альянсы, консорциумы и некоммерческие партнерства часто в себя включают и бизнес-инкубаторы, и центры коллективного пользования, и научно-образовательные центры, аккумулируя в себе одновременно несколько возможных направлений взаимодействия. Именно такой вид отношений можно однозначно назвать кооперацией и интеграцией совместной деятельности, направленной на достижение заданных целей. К сожалению, далеко не все предприятия имеют возможность и желание оформлять свои отношения с юридической точки зрения и объединяться в организации, останавливаясь лишь на краткосрочном участии в том или ином проекте.

Несмотря на существующие направления взаимодействия вузов и предприятий, в стране не построена общая, универсальная схема, позволяющая управлять человеческим капиталом и сократить время прихода молодых специалистов с высшим образованием к непосредственному выполнению своих рабочих обязанностей. Это связано, в первую очередь, с необходимостью определения уровня квалификации работника непосредственно на предприятии и, во вторую очередь, с необходимостью адаптации его к работе на конкретном предприятии.

Библиографический список

1. Рождественский, А. В. Инновационные интегрированные структуры образования, науки и бизнеса : монография / А. В. Рождественский, В. В. Балашов, О. С. Харина [и др.]. - М. : Альфа-М, 2014. - 160 с. -ISBN 978-5-98281-395-4.

2. Балашов, В. В. Развитие системы взаимосвязей высшего образования с производственными структурами / В. В. Балашов, О. С. Харина, А. А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2013. - № 4-2 (183). - С. 217-222.

3. Харина, О. С. Совершенствование управления развитием человеческого капитала в инновационной деятельности : монография / О. С. Харина, А. А. Харин. - М. : РГУИТП, 2012. - 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.