УДК 331.101
О.С. Харина А.А. Харин А.А. Харин
Olga Kharina Alexander Kharin Alexander Kharin
Основу долгосрочного социально-экономического развития России составляют пять аспектов управления: институты, инвестиции, инфраструктура, инновации и интеллект. Интеллектуальная активность охватывает учебную и научную деятельность образовательных учреждений, в том числе и в области подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [3].
В настоящее время в отечественной промышленности сложилась критическая ситуация для сохранения человеческого капитала отрасли: научно-технологического задела и производственно-технического потенциала, накопленных за последние десятилетия. Основными причинами такого положения дел являются отсутствие преемственности поколений специалистов в научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственно-технологической деятельности и недостаточный приток молодых выпускников на предприятия, а также слабое закреплении их на рабочих местах. Произошел серьезный разрыв теоретической и практической подготовки, образовательной и научной деятельности, информационных и материальных технологий, экстенсивных и инновационных процессов, который существенно снижает эффективность и конкурентоспособность сложных организационно-технических систем.
Экономические и социальные условия, в которых находится Российское государство, интересы национальной безопасности и повышения обороноспособности страны требуют реализации комплекса государственных мер, направленных на опережающее кадровое обеспечение, ускоренное научно-техническое развитие страны, укрепление материально-технической вооруженности.
Анализируя промышленную и образовательную сферы деятельности, можно выявить, что в условиях современной рыночной экономики и в целях интенсивного развития человеческого капитала, предприятия и высшие учебные заведения осуществляют взаимодействие и кооперацию по следующим основным направлениям, представленным на рисунке (см. рис. 1).
Целевой набор - одна из мер повышения доступности высшего образования для молодежи, решения кадровых вопросов на предприятиях с учетом специфики отрасли, района, региона. По существу, целевой набор - это целевое направление на обучение в вузе по определенной профессии от районного министерства образования.
Преимуществами программ обучения по целевому направлению являются бесплатное обучение по выбранной абитуриентом образовательной программе, прохождение практики на предпола-
© Харина О.С., Харин А.А., Харин А.А., 2015
гаемом месте работы и выполнение дипломного проекта по проблемам, связанным с будущей деятельностью выпускника.
Рис. 1. Основные направления развития человеческого капитала на основе взаимодействия вузов и предприятий
Учреждения высшего профессионального образования и предприятия (организации или учреждения) практикуют заключение договоров о долгосрочном сотрудничестве в сфере подготовки специалистов с высшим образованием по ряду направлений. Все обязанности и права, касающиеся подготовки специалистов и их набора, прописываются в заключаемом между организацией и учебным заведением договоре [2]. Некоторые вузы идут на встречу организациям, для которых производится подготовка специалистов, и на основании договора с предприятием и студентом последний может быть переведен на обучение по индивидуальному плану. Таким образом, для студентов появляется возможность совмещать обучение в вузе с выполнением своих непосредственных служебных обязанностей в организации.
Можно с уверенностью сказать, что подготовка специалистов по целевым программам - наи-болеее перспективный способ решения кадровых проблем. Предприятие получает квалифицированного специалиста, целенаправленно подготовленного к решению задач конкретного предприятия, а студент - повышенную стипендию во время обучения и гарантированное, хорошо оплачиваемое рабочее место.
Некоторые высшие учебные заведения РФ имеют опыт создания структур, схожих по своим функциям с предприятиями, организованными при вузах для коммерциализации созданных разработок.
Основным фактором, тормозящим развитие и рост инновационных предприятий при вузах, является отсутствие необходимого финансирования. Большинство предприятий, создаваемых при университетах, своей основной целью ставят проведение НИОКР и разработку новых технологий. Внедрение новых разработок требует достаточно большого первоначального вложения средств, которого высшие учебные заведения не могут предоставить, так как не существует соответствующих механизмов, обеспечивающих такое финансирование: бюджетные средства его не позволяют, а внебюджетных недостаточно. Вложение средств частного бизнеса смогло бы решить данную проблему, но, к сожалению, предпринимательский сектор экономики пока не заинтересован в финансировании инновационных проектов. Это связано еще и с тем, что «право использования результатов интеллек-
туальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям» [3].
В целом, процесс создания малых предприятий при вузах имеет положительную динамику и способствует внедрению разработок и объектов интеллектуальной собственности в оборонную и гражданскую промышленность.
Отличительной чертой бизнес-инкубаторов, создаваемых при высших учебных заведениях, является вовлечение в этот процесс студентов, обладающих высокой исполнительностью (при заинтересованности) и продуцированием новых идей. Таким образом, студенты привлекаются к научно-исследовательской работе, не отрываясь от образовательного процесса.
Студенты, участвующие в деятельности бизнес-инкубатора приобретают помимо основных навыков, получаемых при непосредственном участии в образовательном процессе еще и дополнительные: умение систематизировать междисциплинарное знание на стыке технических, гуманитарных и естественных НИР и организовывать инновационные хозяйства как управляемые комплексы субъектов предпринимательства, власти и науки, что оказывает положительное влияние на формирование их человеческого капитала.
Одним из видов партнерских отношений между предприятиями промышленности и научными учреждениями является создание структурных подразделений вузов на крупных предприятиях (кафедры) или структурных подразделений предприятий в НИИ (лаборатории или конструкторские бюро). Такие партнерские отношения были широко распространены в СССР, когда при НИИ специально создавались исследовательские лаборатории, проектные и конструкторские бюро, в первую очередь, для предприятий, производящих военную продукцию.
В настоящее время начинает возрождаться практика указанных партнерских отношений на базе отдельных образовательных программ и тематики научных исследований вуза и научной организации. Кроме того, часто стала применяться и обратная практика, когда вуз на базе научной организации или предприятия создает кафедру с целью совершенствования качества образования путем использования результатов научно-исследовательских работ в образовательном процессе, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательного процесса, кадрового обеспечения научных исследований [1].
Создание структурных подразделений на предприятиях или при вузах способствует интеграции образовательного процесса и производственной деятельности, эффективной подготовке высококвалифицированных специалистов, кадровому обеспечению предприятий и развитию человеческого капитала в целом.
Прохождение практики является наиболее широко распространенным видом взаимодействия высших учебных заведений и предприятий. Благодаря практике, студенты получают возможность применить полученные в ходе теоретического обучения навыки и знания на практике, а организация на основании демонстрируемых знаний студентов имеет возможность подобрать для себя квалифицированные кадры. Для вуза практика - это попытка получить обратную связь со стороны компаний и организаций, принимающих студентов на практику, о качестве обучения, а также способ получения дополнительной информации о том, каким образом необходимо изменить учебно-методический комплекс по соответствующему направлению подготовки, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда и подготавливать нужных специалистов.
Взаимодействие высших учебных заведений и предприятий через преподавание отдельных специальных дисциплин непосредственно сотрудниками предприятий позволяет углублять взаимодействие вузов с ведущими компаниями реального сектора экономики, что способствует повышению конкурентоспособности российского образования и аккумулированию практических знаний для профессии через изменение рабочих программ дисциплин и сохранение в них всех передовых практических знаний.
Необходимость прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки кадров для нужд предприятия, как правило, работодатель определяет самостоятельно. Переподготовку кадров, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям предприятие производит собственными силами (на рабочем месте) или в образовательных учреждениях.
Своевременное повышение квалификации сотрудников предприятий позволяет успешно вести бизнес и занимать достойные позиции на экономическом рынке России. Наиболее эффективной формой повышения квалификации и переподготовки кадров является прохождение специализированных курсов, организуемых высшими учебными заведениями. Таким образом, предприятия получают сотрудников, обладающих передовыми знаниями и умениями, а преподавательский состав вузов приобретает дополнительные практические навыки, передаваемые в процессе обучения от сотрудников предприятия. Таким образом, взаимодействие вузов и предприятий через систематическое прохождение курсов повышения квалификации и переподготовку кадров сотрудников предприятий в вузах является актуальным и действенным способом сотрудничества в современных условиях.
Проблема кадрового обеспечения в настоящее время стоит очень остро для многих отраслей промышленности. Решить вопросы кадрового обеспечения исключительно целевой подготовкой кадров или переподготовкой специалистов невозможно. С этой целью некоторые вузы внутри себя стали создавать структуры, называемые научно-образовательными центрами (НОЦ).
Как правило, научно-образовательный центр - это только ядро, вокруг которого строится учебно-научно-инновационный комплекс, состоящий не только из кафедр или факультетов вуза, но и из НИИ и предприятий-партнеров. Именно в таких комплексах наблюдается взаимосвязь двух из трех необходимых для инновационного развития компонентов: науки (вузы и НИИ) и бизнеса (предприятий).
Основным видом деятельности НОЦ являются научно-образовательные проекты, которые определяются не только базовыми направлениями подготовки, но и увязываются с тематикой исследовательских работ. Таким образом, обучение непосредственно связывается с практической деятельностью и в большей степени способствует формированию необходимых студенту компетенций.
Помимо научно-исследовательских лабораторий в структуру НОЦ часто входят центры коллективного пользования (ЦКП), являющиеся часто и автономными образованиями. ЦКП представляют собой площадки, обеспеченные необходимой инфраструктурой и оборудованием для проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники. Целью создания ЦКП является организация и осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности на основе использования современного оборудования. Центры коллективного пользования решают важную задачу - обеспечивают возможность проведения исследований широкому кругу ученых и научных коллективов, создают возможность повышения эффективности использования оборудования.
Юридически оформленные отношения между предприятиями, НИИ и вузами дают всем участникам таких отношений больше возможностей для осуществления совместной деятельности и преследования общих целей. По существу, объединение в альянсы, консорциумы и партнерства позволяет постоянно координировать совместную деятельность включенных в их состав предприятий, эффективно менять заданный курс и политику поведения при изменении внешних условий. Альянсы, консорциумы и некоммерческие партнерства часто в себя включают и бизнес-инкубаторы, и центры коллективного пользования, и научно-образовательные центры, аккумулируя в себе одновременно несколько возможных направлений взаимодействия. Именно такой вид отношений можно однозначно назвать кооперацией и интеграцией совместной деятельности, направленной на достижение заданных целей. К сожалению, далеко не все предприятия имеют возможность и желание оформлять свои отношения с юридической точки зрения и объединяться в организации, останавливаясь лишь на краткосрочном участии в том или ином проекте.
Несмотря на существующие направления взаимодействия вузов и предприятий, в стране не построена общая, универсальная схема, позволяющая управлять человеческим капиталом и сократить время прихода молодых специалистов с высшим образованием к непосредственному выполнению своих рабочих обязанностей. Это связано, в первую очередь, с необходимостью определения уровня квалификации работника непосредственно на предприятии и, во вторую очередь, с необходимостью адаптации его к работе на конкретном предприятии.
Библиографический список
1. Рождественский, А. В. Инновационные интегрированные структуры образования, науки и бизнеса : монография / А. В. Рождественский, В. В. Балашов, О. С. Харина [и др.]. - М. : Альфа-М, 2014. - 160 с. -ISBN 978-5-98281-395-4.
2. Балашов, В. В. Развитие системы взаимосвязей высшего образования с производственными структурами / В. В. Балашов, О. С. Харина, А. А. Харин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2013. - № 4-2 (183). - С. 217-222.
3. Харина, О. С. Совершенствование управления развитием человеческого капитала в инновационной деятельности : монография / О. С. Харина, А. А. Харин. - М. : РГУИТП, 2012. - 210 с.