Научная статья на тему 'Становление и развитие образовательного сегмента национальной нанотехнологической сети в современных экономических условиях'

Становление и развитие образовательного сегмента национальной нанотехнологической сети в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЛАБОРАТОРИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СЕТЬ / NANOTECHNOLOGIES / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTERS / LABORATORIES / FEDERAL TARGET PROGRAMS / NATIONAL NANOTECHNOLOGICAL NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поздняев Андрей Сергеевич, Власов Андрей Игоревич

Проведен анализ компонентов нанотехнологической инфраструктуры, создающейся в современных экономических условиях через различные федеральные целевые программы. Приведено описание механизмов эффективной точечной поддержки элементов инфраструктуры с их структурированием и зонами ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие образовательного сегмента национальной нанотехнологической сети в современных экономических условиях»

УДК 334.021

А. С. Поздняев, А. И. Власов

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕГМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Проведен анализ компонентов нанотехнологической инфраструктуры, создающейся в современных экономических условиях через различные федеральные целевые программы. Приведено описание механизмов эффективной точечной поддержки элементов инфраструктуры с их структурированием и зонами ответственности.

E-mail: [email protected]; [email protected]

Ключевые слова: нанотехнологии, научно-образовательные центры, лаборатории, федеральные целевые программы, национальная нанотехно-логическая сеть.

О нанотехнологиях в настоящее время говорится много, но над точным определением, что относить к предмету нанотехнология, а что нет, спорить еще будут долго, поэтому мы постараемся остановиться на одной важной стороне развития этого направления науки и техники, а именно на практических аспектах подготовки кадров для наноиндустрии.

Кто же сегодня является основным потребителем нанотехнологи-ческих кадров? Во-первых, это институты РАН, крупнейшие ГНЦ и государственные корпорации, реализующие федеральные целевые программы. Во-вторых, научные центры и лаборатории университетов и, в-третьих, отдельные средние и малые компании (в основном специализирующиеся пока на биомедицине и измерительных системах). Сама структура распределения рынка нанопродукции между его участниками сегодня еще не сложилась, многие организации берутся за различные исследования, мечутся из стороны в сторону, в результате определенных требований к специалистам практически нет.

Взаимодействуя с исследовательскими институтами и промышленностью, университеты зачастую получают заказы на отдельных специалистов, которые способны обслужить только что закупленное заказчиком зарубежное оборудование, но таких специалистов не готовят в университете. Приходя на практику на конкретные предприятия, студенты (3-4 курсов) с успехом там закрепляются и через несколько месяцев осваивают уникальное единичное оборудование, но на этом их фундаментальное образование и заканчивается, они становятся своего рода рабами этой уникальной установки, на которой, кроме них, никто

работать не может, а заниматься проектированием сложных наноси-стем им не позволяет узкая специализация. При этом необходимо разделять подготовку ученых-исследователей и инженеров-практиков для наноиндустрии. Они призваны решать совершенно разные задачи, но только в их взаимосвязи мы сможем ожидать конкретной практической отдачи. Если с подготовкой ученых-исследователей больших проблем сегодня нет (они с успехом готовятся классическими университетами), то ситуация с подготовкой именно инженерных кадров, тех, кто может реализовать на практике конкретные идеи и довести опытные разработки до рынка, не выглядит так безоблачно. Главной причиной этого является почти полное отсутствие практических (проектных) методов обучения специалистов для наноиндустрии, обучение на доске, в совокупности с подушным финансированием контингента и крайне низкой рыночной мотивацией выпускников не позволяют пока выйти на широкую и системную подготовку кадров необходимой квалификации. Пока лишь единицы студентов, удачно попавшие на практику в ведущие государственные корпорации и институты РАН, имеют возможность с получением диплома считать себя сложившимися специалистами в области нанотехнологий. Целый ряд мероприятий федеральных целевых программ как раз и направлен сегодня на то, чтобы вернуть в университеты проектные методы обучения, чтобы структура и состав лабораторных и практических работ стали определяющими в подготовке специалистов. Так, уже сегодня в России поддержка кадровой и материально-технической инфраструктуры предусмотрена мероприятиями в следующих федеральных целевых программах:

1. ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на

2007-2012 годы".

2. ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы".

3.ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы".

4. ФЦПРО "Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы".

5. Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база на 2007-2011 годы".

Но из всех вышеперечисленных программ только программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на

2008-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства РФ от 2 августа 2007 № 498, ставит своей целью создание в государстве современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети (ННС) для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии с определением ответственного за формирование образовательного сегмента ННС — Федерального агентства по образованию.

При этом программой назначены головные организации отраслей по направлениям развития науки в следующих областях:

наноэлектроника (в части прикладных и ориентированных научно-исследовательских опытно-конструкторских работ) — ФГУП "НИИ физических проблем им. Ф.В. Лукина";

наноинженерия — Московский государственный институт электронной техники (технический университет);

функциональные наноматериалы для энергетики — ФГУП "Всероссийский НИИ неорганических материалов имени академика А.А. Боч-вара";

функциональные наноматериалы для космической техники — ФГУП "Исследовательский центр имени М.В. Келдыша";

нанобиотехнологии — ФГУП Российский научный центр "Курчатовский институт";

конструкционные наноматериалы — ФГУП "ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" и ФГУП "Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов";

композиционные наноматериалы — ФГУП "Всероссийский НИИ авиационных материалов";

нанотехнологии для систем безопасности — ФГУП "Центральный НИИ химии и механики".

В области развития образовательного сегмента ННС головными организациями стали:

Московский государственный институт электронной техники (технический университет) — наноэлектроника;

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" имени В.И. Ульянова (Ленина) — нанотехнологии для систем безопасности;

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана — наноинженерия;

Белгородский государственный университет — нанобиотехно-логии;

Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" — конструкционные наноматериалы;

Санкт-Петербургский государственный университет — композитные наноматериалы;

Московский авиационный институт (государственный технический университет) — функциональные наноматериалы для космической техники;

Московский физико-технический институт (государственный университет) — обеспечения единства измерений, стандартизации и оценки соответствия;

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" — функциональные наноматериалы для энергетики;

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева — функциональные наноматериалы и высокочистые вещества.

В настоящий момент базовыми компонентами кадровой инфраструктуры наноиндустрии являются: центры коллективного пользования, научно-образовательные центры и инфраструктура лабораторных кафедральных центров. Каждый из элементов инфраструктуры призван решать конкретные задачи на своем уровне экспертизы и компетенции.

Центры коллективного пользования, как правило, организованы при ведущих научных центрах, институтах РАН и ряде университетов при тесной кооперации региональных, межрегиональных и международных участников ННС; оснащены единичным, уникальным оборудованием и ориентированы на выполнение фундаментальных прорывных исследований, подготовку и переподготовку кадров высшей квалификации.

Научно-образовательные центры создаются в основном на базе университета с привлечением партнеров — организаций ННС, оснащены серийным нанотехнологическим опытно-экспериментальным оборудованием, имеют возможность проводить заказные НИОКР, подготовку и переподготовку кадров для нужд кооперации (отдельные группы по заказу партнеров кооперации), а также бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации.

Основным же элементом широкой подготовки кадров были и остаются кафедры, и именно на них ложится вся тяжесть базовой нано-технологической подготовки, они должны быть оснащены простым и надежным в обслуживании нанотехнологическим оборудованием.

Развитие материально-технической лабораторной базы кафедр, ведущих подготовку по направлениям и специализациям наноинду-стрии, одна из важнейших ближайших задач, без которой не решить в широком и системном плане вопросы подготовки специалистов для наноиндустрии. В ближайшее время необходимо создать все условия для комплектации лабораторий кафедр учебным и опытно-исследовательским оборудованием, обеспечивающим подготовку и переподготовку по программам инженерного образования, выполнение НИОКР, разработку учебно-методического контента и реализацию проектных методов обучения специалистов наноиндустрии.

Дадим краткую характеристику каждому из элементов инфраструктуры кадрового обеспечения наноиндустрии.

Центры коллективного пользования. Системное и широкое развитие центров коллективного пользования (ЦКП) наноиндустрии началось с 2000 г. Уже тогда стало ясно, что добиться эффективной загрузки уникального и часто единичного оборудования можно лишь с реализацией межрегионального, а зачастую и международного доступа к нему потенциальных потребителей — творческих научных коллективов. Первопроходцем в этом направлении стал ФГУП Российский научный центр "Курчатовский институт", и на сегодня его ЦКП является крупнейшим в стране, с отлично проработанной методикой доступа пользователей к ресурсам центра, оказания консалтинговых и проектных услуг (http://www.kcsr.kiae.ru/).

Одной из основных проблем дальнейшего скоординированного развития и использования ресурсов ЦКП является отсутствие сегодня единого информационного ресурсного центра, в котором была бы обобщена и представлена в открытом доступе вся информация по деятельности ЦКП, их оснащенности, видам выполняемых работ. На сайте http://pribor.extech.ru можно получить информацию как о созданных в рамках различных программ ЦКП, так и о уникальных стендах и установках, но часто эта информация практически не структурирована, предоставлена в виде doc или pdf файлов без возможности их нормального индексирования поисковыми системами. Главный недостаток заключается в том, что практически более чем для половины указанных на сайте ЦКП отсутствуют ссылки на их интернет-ресурсы. Не понятно, если ЦКП ориентирован на выполнение заказных работ на имеющемся в парке оборудовании, то как, не имея сайта, он информирует потенциальных пользователей о своей загрузке и возможностях.

Кроме недостаточной информационной открытости и публичности проблемой развития ЦКП является то, что многие из них ориентированы не на рынок исследовательских услуг для региональных и других заказчиков, а для удовлетворения собственных внутренних потребностей конкретной организации или даже отдельных творческих коллективов. Даже если уровень финансирования работ такого коллектива достаточно высок, все равно это формирует высокий риск неэффективности использования ресурсов ЦКП, если вдруг по каким-то причинам такое финансирование будет прекращено, а организационная структура ЦКП не будет готова к активной работе на рынке исследовательских услуг.

В дальнейшем необходимо обеспечить информационную прозрачность деятельности ЦКП, т.е. должны быть приняты нормативные документы, которые обязали бы ЦКП (или организации, при которых они созданы) предоставлять поквартальную отчетность о своей деятельности (по аналогии с отчетностью ОАО для своих акционеров) и

публиковать эту отчетность на своих интернет-порталах. Многие ЦКП не имеют своего представительства в Интернет, получить сведения об их возможностях и видах работ стороннему потребителю крайне проблематично. В итоге складывается впечатление, что ряд ЦКП создан в интересах отдельных групп исследователей для решения конкретных внутренних задач, а не ориентирован на предоставление ресурсов ЦКП сторонним пользователям и ведение хозяйственной деятельности.

Также совершенно понятно, что, используя базу уникального единичного оборудования ЦКП, ни о какой широкой подготовке специалистов для наноиндустрии не может идти и речи. ЦКП изначально ориентированы на прорывные исследования, выполняемые конкретными сложившимися творческими коллективами, и в образовательном процессе могут быть использованы только для проведения экскурсий (если это позволяют требования по "чистоте помещений"), для демонстрации полученных высоких научно-технических результатов и как база для стажировки и подготовки специалистов высшей квалификации (кандидатов, докторов наук).

В целях повышения уровня академической мобильности, возможности организации стажировок и практик для кадров высшей квалификации и, в первую очередь, для обеспечения эффективности работы ЦКП и их публичности в ближайшее время целесообразно создать единый федеральный портал, на котором будет собрана вся информация о деятельности ЦКП. Провести государственную аккредитацию ЦКП (чтобы статус ЦКП присваивался аккредитационной комиссией, а не самими учредителями). Одним из основных требований к аккредитованным ЦКП должно стать требование по предоставлению квартальной отчетности о деятельности ЦКП с обязательным ее размещением на портале ЦКП, иначе многие из них так и останутся дорогими игрушками в руках отдельных ученых.

Научно-образовательные центры. Развитие научно-образовательных и научно-технологических центров (НОЦ и НТЦ), в том числе и для кадровой инфраструктуры наноиндустрии, предусмотрено федеральной целевой программой "Развитие инфраструктуры наноин-дустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы". За развитием приборно-инструментальной составляющей инфраструктуры наноин-дустрии в программе закреплено направление 1, в рамках которого предусматриваются приобретение оборудования для оснащения государственных организаций национальной нанотехнологической сети, его монтаж, а также подготовка квалифицированного персонала для его эксплуатации. Указанное направление включает в себя мероприятия по формированию материально-технической базы национальной

нанотехнологической сети, включая закупку, поставку, осуществление строительно-монтажных работ, шефмонтажа и пусконаладочных работ по введению в эксплуатацию оборудования для организаций национальной нанотехнологической сети (http://nano.extech.ru/).

В первую очередь научно-образовательные центры ориентированы на создание инфраструктуры опытно-экспериментальных производств, позволяющих университету, при котором создаются НОЦ, выполнять заказные НИОКР на новом качественном уровне, доводить разработки своих лабораторий до опытных образцов.

В части реализации образовательных программ возможности НОЦ пока еще не совсем понятны, скорее всего, они сосредоточатся на программах переподготовки кадров для нужд предприятий ННС региона. Их возможности по переподготовке во многом будут определяться структурой и составом материально-технической базы и ее соответствием нуждам предприятий-партнеров. В части программ высшего и среднего специального образования они так же, как и ЦКП, ограничатся, вероятно, возможностью проведения экскурсий и демонстрацией получаемых результатов для широкого круга студентов (требования к чистоте рабочей зоны и т.п. ограничат их образовательные возможности для широкого спектра контингента). Конечно, возможности по организации стажировок и практик в НОЦ более широкие, чем в ЦКП, т.е. это уже не единичные аспиранты, а, возможно, отдельные группы студентов-магистров из 5-10 человек, но, скорее всего, приоритеты будут отданы хоздоговорным работам, а не образовательным задачам, что рано или поздно приведет к тому, что они будут заинтересованы только в подготовке кадров для своих собственных нужд (что явно видно на примере многих университетских НИИ). Четкого инструмента, стимулирующего НОЦ активно заниматься образовательными задачами, пока нет. Однако с развитием НОЦ появится возможность привлекать творческие группы студентов к реализации конкретных заказных проектов, увеличатся возможности проведения магистрами прикладных исследований и разработок. Однако системно вопрос подготовки кадров для наноиндустрии НОЦ так же, как и ЦКП не решит, но при этом развитие НОЦ является крайне необходимым, чтобы обеспечить тесную связь предприятий ННС и университетов, обеспечить возможность университетам предлагать на рынке готовые, опытные образцы, а не просто идеи.

Кафедры и лаборатории. Главным цехом по производству кадров была, есть и будет кафедра. Развитие материально-технической базы кафедральных лабораторий и центров является основным залогом успешной реализации программ широкой подготовки кадров в области наноиндустрии. Не получая базовых знаний и практических

навыков, не пройдя начальных практических этапов в части отработки экспериментально-исследовательских, технологических и конструкторских навыков, студенты не способны эффективно и в кратчайшие сроки приступить к выполнению конкретных реальных производственных проектов. Особенность подготовки специалистов для наноиндустрии заключается: в глубоком естественно-научном обучении; междисциплинарности — специальном наборе физических, химических, материаловедческих и биомедицинских дисциплин; тесной взаимосвязи учебного процесса с научными исследованиями (наличие в университете современного экспериментального и технологического оборудования); широком использовании современных вычислительных методов и информационных технологий.

Подготовка специалистов по направлениям наноиндустрии не возможна без сочетания современного уровня материально-технической и методической баз. Приказами Министерства образования и социального развития Российской Федерации № 2398 от 04.06.2003 и № 1922 от 23.04.2004 в России в качестве эксперимента открыты новые направления "Нанотехнология" подготовки дипломированных специалистов (658300) и бакалавров и магистров (554500) (Учебно-методическое объединение по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации при Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете "ЛЭТИ") со специальностями: 202000 "Нанотехнология в электронике" (базовый вуз — МИЭТ) и 073800 "Наноматериалы" (базовый вуз — МИСиС). Логичным продолжением развития учебно-методической базы подготовки специалистов наноиндустрии является создание в рамках ФЦП кафедральных учебных инновационных комплексов (лабораторных учебно-исследовательских комплексов), укомплектованных учебным лабораторным оборудованием, позволяющим обеспечить все стадии проектной подготовки специалистов наноиндустрии.

Основной и специфической для России проблемой для эффективной и высококачественной организации учебного процесса является проблема закрепления преподавательского и инженерного учебно-вспомогательного персонала, а для нанолабораторий эта проблема приобретает первостепенное значение, так как спрос на специалистов, умеющих эксплуатировать современное нанооборудование, значительно превышает предложения на рынке. Обеспечить достойные финансовые условия для специалиста за счет внутренних средств университета в данном случае практически невозможно, поэтому единственным практическим выходом из сложившейся ситуации является реализация дуальной системы функционирования учебно-исследовательских лабораторий (центров), которая предусматривает концепцию "каждой лаборатории — малое инновационное предприятие" (такой подход

оправдал себя в зарубежных университетах, да и в последнее время в России уже есть положительные примеры такой организации). При этом на государственном уровне надо установить правила льготного размещения малых (аккредитованных при университете) предприятий на площадях кафедр при условии, если их штатный состав на 60% состоит из сотрудников данной госорганизации. Во многом все это существует и функционирует уже сейчас (де-факто), так как это объективные условия выживания, рынок все расставляет на свои места, но это работает без должной законодательной базы.

В общих чертах дуальная система такова: в структуре кафедры имеются учебно-исследовательские лаборатории (центры компетенции, отделы), их сотрудники в основном — преподаватели кафедры (как правило, большинство преподавателей работает на 1,5 ставки, да еще и в разных местах, а такая организационная структура позволит преподавателю работать на 0,5 ставки научным сотрудником на кафедре). На первый взгляд, это могут реализовать университетские НИИ, однако это совсем не так, НИИ оторваны от образовательных задач кафедры и, следовательно, их сотрудники оторваны от главной задачи — подготовки кадров. Получается, что учебная нагрузка преподавателя кафедры — сотрудника НИИ, только мешает ему работать над проектами НИИ, он находится между двух огней: с одной стороны — интересы кафедры, с другой — интересы НИИ — в результате приходится чем-то жертвовать. Чтобы изначально создать условия, когда работа над научными проектами будет помогать образовательному процессу, необходимо обеспечить централизованное управление кафедральной наукой и учебным процессом, интегрировав в структуру кафедр как учебные, так и научные лаборатории. Необходимо обеспечить сотрудника и студента возможностью заниматься оплачиваемой научной деятельностью в научных лабораториях кафедры, а не на стороне. Реализация дуальной системы ведет к развитию и укреплению потенциала кафедры, а через это к укреплению потенциала факультета, университета в целом. Если будет создана необходимая законодательная база, способствующая развитию дуальной системы при университетах, то это позволит не так сильно зависеть от субъективных факторов, практически решить проблему притока и закрепления молодых сотрудников и их эффективной научно-технической деятельности.

Эффективной формой реализации дуальной системы развития инновационного процесса является форма, когда один и тот же творческий коллектив выступает в двух лицах — на потребительском рынке в виде малого научного предприятия и на рынке госзаказов в виде лаборатории университета или научного центра. Дуальная система работы творческих коллективов успешно развивается практически во всех ведущих научно-технических кластерах, где находится большое число

малых и средних научно-технических предприятий с высоким инновационным потенциалом. Эффективность данной схемы подтверждается и зарубежным опытом.

Вывод. Результаты деятельности ЦКП, НОЦ, кафедр и лабораторий, в принципе, поддаются четкому количественному анализу как посредством совокупности финансовых показателей, так и интегральных, качественных показателей научной и хозяйственной деятельности. В настоящее время практически никто не сможет ответить на вопрос: "На сколько успешны результаты деятельности того или иного компонента инфраструктуры?", да и просто получить информацию об их возможностях крайне сложно. Как функционируют созданные элементы инфраструктуры, тоже неизвестно, так как большинство из них не имеет публичных информационных ресурсов. Для обеспечения необходимого уровня управляемости процессом развития инфраструктуры наноиндустрии целесообразно:

1) создать единый федеральный портал с полной информацией по деятельности ЦКП, НОЦ и иных элементов инфраструктуры наноин-дустрии с открытым доступом;

2) разработать и периодически осуществлять процедуру государственной аккредитации ЦКП и НОЦ, причем результатом аккредитации должно быть решение о государственном финансировании аккредитованного элемента инфраструктуры на период аккредитации в объемах, паритетных с объемом средств, заработанных ЦКП, НОЦ (например, как это реализуется по поддержке ведущих научных школ);

3) обязательным условием аккредитации компонентов инфраструктуры является наличие публичного информационно-методического ресурса, на котором периодически размещается отчетность по утвержденным формам.

Эти простые организационные меры позволят обеспечить необходимый уровень управляемости компонентов инфраструктуры, эффективность точечной поддержки на основе конкурсных процедур и информационную открытость в части демонстрации достижений и передачи знаний.

Статья поступила в редакцию 6.05.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.