ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
МАГОМЕДСУЛТАНОВ М.И.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА В СИСТЕМУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
В данной статье рассматриваются предложения по выработке и реализации государственной экономической политики на уровне российских регионов с целью преодоления дотационного характера и депрессивности многих из них, а также пути преодоления депрессивного характера многих российских регионов. Раскрывается проблема вовлечения экономики депрессивного региона в систему мирохозяйственных связей.
МАСОМЕОБиЬТАЫО УМ.1.
DIRECTIONS OF INVOLVING OF ECONOMY OF DEPRESSIVE REGION IN SYSTEM MIROHOZJAJSTVENNYH OF COMMUNICATIONS
In this article suggestions are specified on making and realization of public economic policy at the level of the Russian regions with the purpose of overcoming of grant character and depressed many of them, and also ways of overcoming of the depressed character of many Russian regions.
The problem of involving of economy of the depressed region opens up in the system of mirokhozyaystvennykh connections.
Ключевые слова: экономика депрессивного региона, государственная экономическая политика, мирохозяйственные связи, Южный федеральный округ, внешнеэкономическая деятельность.
Keywords: economy of depressive region, the state economic policy, мирохозяйственные communications, Southern federal district, foreign trade activities.
Актуальность темы исследования определяется значимостью той роли, которую приобретают разработка и реализация эффективных методов хозяйствования на всех уровнях современной экономики. Особенно это касается уровня региона. Процесс перехода к рыночной системе хозяйствования усугубил диспропорции в экономике и значительно ухудшил положение многих российских регионов не только с точки зрения их роли в системе мирохозяйственных связей, но и в национальной экономике РФ. Особо остро эта проблема стоит для регионов, входящих в Южный федеральный округ (ЮФО). Важность исследования возможностей активизации включения в мирохозяйственную деятельность как важнейшего фактора интенсификации экономического роста на уровне региона определяется и тем, что данный фактор действует при условии наличия ряда экономических, политических и конъюнктурных условий. Целью исследования являются предложения по выработке и
реализации государственной экономической политики на уровне российских регионов с целью преодоления дотационного характера и депрессивности многих из них. Осуществление поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
❖ изучения причин состояния дотационности и депрессивности, в котором находится значительная часть российских регионов;
❖ определения направлений возможной трансформации российской экономики, ориентированной на активизацию предприятий и отраслей обрабатывающей (в том числе наукоемкой) промышленности;
❖ исследования инструментов региональной внешнеэкономической политики в контексте обеспечения интенсификации экономического роста.
Последние десятилетия развитие мировой экономики характеризуется углублением процесса интернационализации международной хозяйственной жизни, выражающимся в двух формах: глобализации и экономической интеграции (процесс интеграции представляет собой довольно длительный путь, на своей высшей стадии завершающийся созданием полноценного единого экономического, или общехозяйственного, пространства с очень высокой степенью как экономического взаимодействия на всех уровнях, так и взаимодействия политического), которые предполагают усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности. Они действительно затрагивают практически все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества. Отныне ни одна экономика - будь то крупная или малая - не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся тенденций развития факторов производства, технологий и потребности в капитале. В современных условиях международные экономические связи превращаются из просто выгодного канала реализации производимых товаров и услуг в важнейшую форму самого существования всех составных частей мирового хозяйства - причем как отдельных субъектов хозяйствования на территории национальных экономических комплексов, так и самих этих комплексов и их составных частей - регионов. Иными словами, ни одна национальная экономика, ни одна ее часть уже практически не могут развиваться без самого активного участия в мирохозяйственных процессах.
Объективной тенденцией в развитии большинства современных государств является повышение значения регионального уровня национальных экономик, причем это верно в отношении государств как с унитарной, так и с федеративной формой устройства. При этом в федеративных государствах региональные образования (субъекты) наделяются определенным объемом прав не только в законодательно-правовой и политической, но и социально-экономической, в том числе внешнеэкономической области.
Реализация таких прав, однако, обусловлена наличием реальных экономических возможностей. В современных российских условиях одним из главных факторов, препятствующих такой реализации, является усиление
социально-экономической дифференциации регионов, которое, помимо прочего, усложняет проведение модернизации все более отстающей материально-технической базы народного хозяйства страны, обостряет опасные социальные конфликты, и в конце концов, может стать существенным препятствием на пути повышения взаимодействия российских регионов в рамках национальной экономики.
Разрыв в уровнях социально-экономического развития между субъектами федерации ведет к тому, что большинство регионов России отличает дотационный и депрессивный характер. Дотационность означает такое состояние нижестоящего бюджета, которое характеризует финансовую зависимость от средств вышестоящего бюджета, возникающую вследствие нехватки собственных доходов для выполнения возложенных на них обязательств в рамках существующего законодательства.
Что касается депрессивных регионов (территорий), то к ним относятся такие регионы, в которых, несмотря на достаточно высокий уровень накопленного экономического потенциала, в совокупности зафиксированы глубокий и устойчивый спад производства, более существенный (по сравнению с другими субъектами федерации) уровень безработицы, низкая степень инвестиционной активности и сравнительно низкий среднедушевой уровень бюджетной обеспеченности. Кроме того, по мнению российского экономиста, проф. В.П.Орешина, депрессивными территориями следует считать «пространственно локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, стало быть, нет оснований рассчитывать на саморазрешение кризисных ситуаций» [1].
Следуя предложенной классификации, можно утверждать, что в настоящее время в группу депрессивных регионов входят все республики Северного Кавказа, входящие в состав Южного федерального округа (ЮФО), в том числе Республика Дагестан.
Причинами сложившегося кризисного состояния экономики Республики Дагестан (как и большинства других регионов, входящих в ЮФО) к началу нынешнего столетия стали как последствия проводившихся на территории всей Российской Федерации «радикальных реформ», так и специфическое развитие событий на Северном Кавказе в 90-е годы. Ситуацию характеризовали следующие основные параметры: деиндустриализация хозяйства республики; колониально-сырьевая структура экономики; высокая зависимость жизнедеятельности республики от импорта; масштабное технологическое отставание экономики, превосходившее критически допустимые значения; критическая степень бюджетной зависимости республики от федерального центра.
При этом практика показывает, что большинство депрессивных регионов находится в стороне от эффективной внешнеэкономической деятельности. Так, динамика развития внешнеэкономической деятельности в ЮФО и на его территориях в период 2000-2006 годов показывает, что как округ в це-
лом, так и входящие в его состав регионы значительно отстают от среднероссийского уровня.
Сложилась ситуация, когда товары, составляющие основу российского экспорта (а это, как известно, сырье и полуфабрикаты), производятся главным образом во внутренних (точнее - северных и восточных) регионах страны, удаленных от государственной границы, что, помимо всего прочего, увеличивает транспортную составляющую расходов по экспорту. В то же время большая часть российских приграничных регионов, которые в большинстве стран мира самым активным образом используют благоприятные географические факторы (то есть территориальную близость потенциальных зарубежных партнеров), относится к числу глубоко депрессивных и кризисных, а их население во многом лишено возможности увеличения благосостояния за счет внешних факторов. К числу таких регионов относятся практически все национальные республики, входящие в состав Южного федерального округа.
Выход из депрессивного состояния предполагает продуманную систему общегосударственных мер и методов, причем такая система должна носить комплексный характер и касаться стимулирования развития не только отдельных регионов, но и уровня федеральных округов, в состав которых эти регионы входят, с целью аккумулирования возможностей всех включенных в «окружное пространство» регионов. Отсутствие подобного условия может привести к тому, что даже добротно разработанные планы регионального развития оказываются невыполненными.
В новой Концепции федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 годы)» делается вывод о том, что реализация мероприятий прежней федеральной целевой программы «Юг России» не обеспечила комплексного социально-экономического развития Южного федерального округа, формирования сбалансированной экономики [2]. Это произошло, в частности, вследствие отсутствия полноценного финансирования из бюджетов территорий ЮФО и внебюджетных источников, которые являются основными в этой программе. Однако главной причиной тому является прежде всего нереалистичность данной программы в содержательном плане, т.е. поверхностное изучение структуры источников ее финансирования [3]. Так, ее разработчики не до конца учли:
❖ во-первых, реальные финансовые возможности территорий округа, ведь бюджеты большинства из них дотационные (обеспеченность собственными доходами в среднем по ЮФО составляет около 48 процентов, а в национальных республиках - менее 15 процентов);
❖ во-вторых, уровень развития нормативно-правовой и организационной базы территорий ЮФО;
❖ в-третьих, механизмы для обеспечения безопасности ведения бизнеса на территориях ЮФО и создания положительного инвестиционного имиджа округу, без чего немыслимо реальное привлечение внебюджетных средств для финансирования мероприятий, указанных в данной программе.
Поэтому на современном этапе развития нашей страны именно комплексный набор методов государственного регулирования и стимулирования развития федерального округа (макрорегиона) и его территорий должен включить в себя следующие методы: политико-правовой; нормативно-правовой; институциональный; программно-целевой; инфраструктурный; информационный; фискальный; бюджетный; инвестиционный; антикоррупционный.
Однако и сама поддержка должна содержать в своей основе некие долгосрочные цели, собственно реализация которых и будет способствовать выходу из депрессивного состояния. Одной из таких возможных целей является кардинальное повышение степени и качества участия регионов во внешнеэкономической деятельности. Таким образом, становится понятным, что преодоление депрессивного характера многих российских регионов должно идти параллельно кардинальному изменению характера их участия в мирохозяйственных отношениях посредством совершенствования структуры их экономики и диверсификации экспорта.
Существенного изменения внешнеэкономических возможностей находящихся в депрессивном состоянии регионов возможно добиться, прежде всего благодаря исправлению ситуации с перекосами в структуре экспорта и импорта в целом по стране, в частности, посредством усиления технологической составляющей как в экспортных прежде всего, так и импортных поставках. Это, в свою очередь, может быть обеспечено прежде всего на путях выработки общенациональной промышленной политики, отказа от экспортно-сырьевой модели внутреннего и внешнеэкономического развития и стимулирования развития предпринимательских сил в отраслях реального сектора российской экономики.
Рассматривая возможности повышения внешнеэкономического (прежде всего экспортного) потенциала регионов, необходимо исходить из следующих основных характеристик современного состояния и развития внешнеторгового комплекса России в целом. Развитие это приобрело устойчивый экспортно-сырьевой курс. С одной стороны, в докризисный период Российская Федерация ежегодно получала солидное стоимостное положительное сальдо по внешнеторговым операциям. Так, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, если по итогам 2000 года положительное сальдо торгового баланса РФ превышало 60 миллиардов долларов, то данные за 2004 год свидетельствуют о том, что данный показатель вырос до 85,8 миллиарда долларов [4]. По итогам 2005 года положительное сальдо торгового баланса возросло до 118,3 миллиарда долларов, а по итогам 2006 года - до 140,7 миллиарда долларов [5]. Сам же стоимостной объем российского экспорта в отмеченные годы составил 105,0 миллиарда долларов, 183,2 миллиарда, 243,6 миллиарда и 304,5 миллиарда долларов соответственно.
Однако товарная структура экспорта показывает, что к настоящему времени Россия оказалась в роли устойчивого нетто-экспортера природно-сырьевых ресурсов и, прежде всего, углеводородного сырья: сырой нефти,
нефтепродуктов, природного газа, притом, что с каждым годом объем вывозимых из нашей страны природных ресурсов постоянно растет.
В целом поступления от указанных выше статей экспорта вплоть до настоящего времени формировали почти половину доходной части федерального бюджета Российской Федерации; неудивительно, что в условиях разрастания кризисных явлений и резкого падения цен на нефть планируемые доходы федерального бюджета на 2009 год снижены почти на 40 процентов.
Поскольку в условиях федеративного характера Российского государства любые серьезные перекосы в экономическом развитии регионов, связанные со структурным отставанием некоторой их части от остальных, чреваты социально-экономическими издержками и угрозами целостному экономическому пространству, дальнейшее нахождение многих регионов в депрессивном состоянии чревато территориальной и экономической дезинтеграцией России.
Депрессивный характер региона в большинстве случаев сопровождается слабой вовлеченностью его экономики в мирохозяйственные связи либо неэффективной структурой системы его внешнеэкономических связей. Преодоление депрессивного характера многих российских регионов должно идти параллельно кардинальному изменению характера их участия в мирохозяйственных отношениях посредством совершенствования структуры их экономики и диверсификации экспорта.
Совершенствование внешнеэкономической деятельности на региональном уровне охватывает в том числе сферу привлечения и использования иностранных инвестиций для обеспечения устойчивого роста экономики региона.
Для интенсификации притока иностранных инвестиций в экономику российских регионов необходимы изменение структуры инвестиционных потоков на основе ресурсно-инновационной модели развития с активным участием государства (развитие высоких технологий внутри добывающих отраслей; модернизация производства; диверсификация уже имеющихся технологий), а также оптимизация сферы традиционных для данного региона производств и видов деятельности. Для экономического роста в российских регионах необходимы изменение структуры внешнеторговых связей и смена модели усиления интеграции в систему мирохозяйственных связей. Конструктивным решением этих задач является совершенствование внешнеторговой сферы: интенсификация экспортно-импортных операций на внешнем рынке инноваций (экспорт продуктовых технологий и технологий двойного назначе -ния, импорт готовых стандартизированных технологий для отстающих отраслей), геоэкономическая реорганизация внешнеторговых связей (увеличение объемов приграничного сотрудничества, развитие отношений внутри СНГ, переориентация экспортных потоков, поддержка региональных внешнеторговых инициатив).
_Литература_
1. Орешин В.П. Регулирование региональной экономики: специфика и альтернативы. Лекции по спецкурсу. - М., МАКС-Пресс, 2001г.
2. Распоряжение Правительства РФ от 09 июня 2007г. №754-р.
3. Паспорт федеральной целевой программы «Юг России».
4. Россия в цифрах. 2006. - М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Краткий стат. сборник, - 2006г.
5. Россия в цифрах. 2007. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Краткий стат. сборник. 2007г.