АПК
Насрутдинов У. И.
Направления восстановления материально-технической базы агропромышленного комплекса Республики Дагестан
Развитие АПК, интенсификация сельского хозяйства, повышение урожайности полей и продуктивности скота в решающей степени зависит от состояния материально-технической базы. Без современной техники и комплексной механизации невозможно применение передовой технологии, своевременное и качественное проведение работ в оптимальные агротехнические сроки, сохранение и переработку продукции сельского хозяйства.
Материально-техническая база АПК Дагестана во всех его звеньях в настоящее время находится в критическом состоянии. Проводимые реформы и экономический кризис для материально-технической базы АПК имели катастрофические последствия. С 1991 г. практически прекратилось обновление машинно-тракторного парка, выбытие по всем видам техники составляло в среднем более 6% в год. В результате с 1991 г. по состоянию на начало 2003 г. общее количество тракторов в сельском хозяйстве республики уменьшилось в 2,2 раза, зерноуборочных комбайнов - более чем в 2 раза, плугов - на 50%, сеялок, культиваторов, косилок - в 2 раза и т.д. Оставшаяся техника практически полностью выработала амортизационный срок службы. По состоянию на начало 2003 г. по данным Минсельхозпрода РД выработали срок службы 92% тракторов, 89% рисоуборочных, 84% зерноуборочных и 100% кормоуборочных комбайнов, 93% плугов, 91% сеялок, 96% опрыскивателей и т.д. Естественно, что большинство этой техники находится в неисправном состоянии. Обеспеченность сельскохозяйственных работ даже с учетом имеющейся устаревшей техники составляет тракторами лишь 45%, плугами - 66%, зерноуборочными комбайнами - 83%, рисоуборочными комбайнами - 53%, кормоуборочными комбайнами - 78%, опрыскивателями - 48%, а без учета техники с истекшими сроками амортизации эта обеспеченность равна соответственно 4%, 5%, 14%, 5%, 0% и 2%.
Концепция развития АПК РД на период 2003-2010 гг. и Программа на 2003 г. предусматривают комплекс мер по восстановлению материально-технической базы, техническому перевооружению сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, оснащению всех звеньев АПК современной качественной и высокопроизводительной техникой.
Осуществление намеченной программы является приоритетной, но чрезвычайно сложной задачей. Прежде всего, для этого требуются значительные капитальные вложения. Однако инвестиции в АПК республики постоянно сокращаются как в абсолютной сумме, так и относительно других отраслей экономики. Тревогу вызывает не только общий упадок инвестиционной деятельности в Дагестане, но и то, что при этом доля средств, направляемых в АПК, в общем объеме инвестиций снизилась с 20,0% в 1995 г. до 4,7% в 2001 г. или в 4,3 раза. Только за один 2001 г. капитальные вложения в АПК уменьшились в 1,9 раза по сравнению с 2000 г. Доля сельского хо-
214
АПК
зяйства в общем объеме инвестиций в основной капитал в целом по республике за последние 9 лет снизилась в 2,8 раза. По различным программам в 2001 г. предусматривался ввод в действие 7 строек АПК, но из-за недофинансирования ни один объект не был введен. Такая государственная инвестиционная политика совершенно не учитывает экономическую роль и социальное значение агропромышленного комплекса и, по нашему мнению, должна быть полностью пересмотрена.
Разумеется, преодоление инвестиционного кризиса и общего отставания Дагестана в этой сфере - задача сложная и долговременная. Но крайне важно исходя из современных реалий оценить государственную инвестиционную политику и незамедлительно пересмотреть приоритетные направления, имея в виду прежде всего резкое усиление инвестиционной деятельности в АПК республики. Аргументы в обоснование этого тезиса были приведены выше.
Первоочередными в инвестиционной политике следует считать финансовое обеспечение мер по восстановлению материально-технической базы АПК республики, предусмотренных Концепцией, а также Программой на 2003 г. Только на устранение дефицита, без учета замены техники с истекшими сроками амортизации, для АПК необходимо 6800 тракторов, 198 зерноуборочных и 177 рисоуборочных комбайнов, на что требуется около 3,0 млрд. рублей капитальных вложений. Представляется необходимым разработать в рамках принятой Концепции инвестиционную программу технического перевооружения АПК и создать для ее финансового обеспечения отдельного инвестиционного фонда, концентрируя в нем средства из всех источников. При этом крайне важно довести долю средств, направляемых в АПК, в общем объеме инвестиций, в том числе из бюджетов всех уровней, до 20 и более процентов.
Важным, а в перспективе основным путем восстановления и развития технической базы АПК является усиление организационной и инвестиционной деятельности прежде всего самих товаропроизводителей - сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, личных подсобных хозяйств. Для приобретения техники и оборудования предприятия прежде всего могут использовать фонд амортизации и прибыль. Такая возможность становится все более реальной по мере улучшения финансовых результатов деятельности предприятий и организаций. С 1999 г. такая тенденция наблюдается в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Однако использование этих возможностей товаропроизводителей и в целом создание современной технической базы АПК во многом зависит от государственного регулирования этого процесса, помощи и поддержки государственных и местных органов власти.
Одним из важнейших направлений такой помощи, является расширение сферы федерального и регионального лизинга. Надо прежде всего в максимальной степени использовать возможности федеральной системы финансовой аренды (лизинга) сельхозтехники. В России создана и всемерно расширяется национальная система аграрного лизинга, развертывает свою деятельность специализированная госкомпа-
АПК
215
ния ОАО «Росагролизинг», при посредничестве которой будет поставляться около половины сельскохозяйственной техники.
С 2000 г. формируется республиканская система поставки сельхозтехники по лизингу. За два года из республиканского бюджета были выделены на эти цели около 50 млн. рублей. На 2003 г. намечается финансирование поставки сельхозтехники АПК на условиях финансовой аренды (лизинга) из республиканского бюджета в сумме 80 млн. рублей и федерального бюджета - на 50 млн. рублей.
Крайне важно реализовать намеченные постановлениями Правительства РД меры и далее развивать высокими темпами поставку сельхозтехники по лизингу предприятиям АПК республики. Прежде всего представляется целесообразным создать единый республиканский центр по организации агролизинга, учредить, как и в России, республиканскую госкомпанию ОАО «Дагагролизинг». Такая компания должна выполнять три важнейшие функции: а) выступать заказчиком сельхозтехники и оборудования для поставки по республиканскому лизингу; б) выступать лизингодателем; в) распоряжаться лизинговым инвестиционным фондом, обеспечивать своевременный возврат в этот фонд средств финансовой аренды (лизинга) от лизингополучателей.
Вместе с тем исключительно важно сделать лизинг доступным всем сельхозтоваропроизводителям, для чего необходимо снизить процентную ставку до 3% годовых, а для предприятий, испытывающих временные финансовые трудности, сделать лизинг беспроцентным. Вместе с тем целесообразно увеличить срок лизинга по всем видам техники и оборудованию до 7-8 лет (в зависимости от срока амортизации). Следует освободить предприятия-лизингополучатели первые 3 года от авансовых платежей, а также от уплаты наценки к цене техники, компенсируя транспортные и сбытовые расходы из лизингового инвестиционного фонда.
Наряду с развитием агролизинга необходимо в полной мере использовать также другие формы поддержки сельхозтоваропроизводителей. Весьма важной и перспективной формой является ипотечное кредитование сельхозпроизводителей на покупку техники. Для этого нужно иметь надежный ипотечный банк и наладить его работу. Вполне реально развивать льготное кредитование сельхозпроизводителей из республиканского бюджета развития, а также временно свободных средств республиканского и муниципальных бюджетов. Для приобретения сельхозтехники широко следует применять также использование коммерческих кредитов под гарантию республиканских и муниципальных органов власти.
Одним из самых перспективных и приоритетных направлений решения проблемы следует считать организацию производства техники и оборудования для АПК на машиностроительных предприятиях Республики Дагестан. Для этого нужно радикально изменить промышленную, в частности структурную политику, переориентировать ряд предприятий республики на изготовление качественной сельхозтехники и оборудования.
Для практического решения данной проблемы представляется целесообразным принять целевую программу разработки, освоения производства и серийного выпус-
216
АПК
ка сельхозтехники и оборудования на 5-10 лет. Прежде всего следует определить по нормативам потребность сельхозтехники, оборудования и запасных частей на этот период по годам с учетом прогнозируемой динамики объемов сельскохозяйственных работ и перерабатывающей промышленности, а также необходимости как пополнения парка, так и замены физически и морально устаревшей техники. Из общей потребности нужно выделить и определить виды сельхозтехники, оборудования и запасных частей, производство которых целесообразно осуществить на предприятиях машиностроения Дагестана. При этом по каждому виду осваиваемой техники следует разрабатывать технико-экономическое обоснование с целью сравнительной оценки выгодности ее изготовления на месте или приобретения в других регионах или за рубежом.
В зависимости от перечня техники, намечаемой к выпуску в республике, следует определить предприятия, которые по своему профилю, уровню техники и технологии могут быть с наименьшими дополнительными затратами перепрофилированы на выпуск сельхозтехники. Следующим важным этапом является четкая и максимально возможная специализация каждого предприятия на выпуск сельхозтехники или оборудования. По нашему мнению, целесообразно осуществить широкую кооперацию этих предприятий с крупными производителями сельхозтехники России. Следует рассмотреть также вопрос о предоставлении этим предприятиям статуса республиканских казенных заводов, с обеспечением при этом эффективного управления и действенной государственной поддержки. Наряду с перепрофилированием предприятий в первоочередном порядке необходимо в республике развивать мощную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую базу для создания новой и совершенствования существующей сельхозтехники.
Перепрофилирование предприятий и освоение производства сельхозтехники особенно в первые годы возможно только при действенной помощи со стороны государства. Такую помощь реально можно осуществить в различных формах. Во-первых, предприятиям, имеющим статус казенных, возможна безвозмездная и возвратная финансовая помощь из бюджета. Во-вторых, целесообразно выдавать государственный заказ на поставку техники с частичным авансированием из средств потребителей. В-третьих, следует заключать с предприятиями долгосрочные хозяйственные договора на производство техники для поставки сельхозпроизводителям на основе финансовой аренды (лизинга) с предоплатой из лизингового инвестиционного фонда. В-четвертых, целесообразно практиковать льготное кредитование из средств бюджета и использование коммерческих кредитов под гарантии республиканских и муниципальных органов. В-пятых, в период освоения и первые 2-3 года серийного выпуска новой современной сельскохозтехники следует освобождать предприятия от налога на прибыль, зачисляемой в республиканский и муниципальные бюджеты.
Планомерная реализация предлагаемы мер, на наш взгляд позволит постепенно преодолеть кризис и восстановить материально-техническую базу АПК и соответ-
АПК
217
ственно повысить эффективность сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Хункаров A.C., Порсукова А. А.
Региональные аспекты интенсификации аграрного производства
В условиях перехода к рынку существенно меняется вся концепция интенсификации, которая становится важнейшим фактором выживания всех хозяйств различных организационно-правовых форм хозяйствования. Примеры отрицательного эффекта от вложений дополнительных производственных затрат в расчете на единицу земельной площади очевидны. Поэтому формулировка сущности интенсификации в современных условиях нуждается в корректировке. Под интенсификацией в условиях рынка следует понимать рациональный рост качественных производственных затрат с целью получения стабильно высоких урожаев экологически чистой конкурентоспособной продукции без причинения вреда окружающей среде. Таким образом, можно считать главным движущим фактом интенсификации является научно-технический прогресс (НТП), успешное развитие которого зависит от системы социально-экономических отношений в обществе.
Несмотря на то, что главным движущим фактом интенсификации все же является НТП, многогранность проявлений интенсификации в аграрной сфере требует проявления исследования в области региональных аспектов изучаемого экономического явления. Прежде всего, интенсификация в регионах существенным образом зависит от природно-климатических условий, которые весьма неоднозначны в масштабах всей национальной экономики нашей страны. Продолжительность вегетационного периода, требования к теплу, свету, качеству почв и другие факторы предопределяют возможность возделывания соответствующих сельскохозяйственных культур.
Интенсификация, в связи с этим, может развиваться в следующих направлениях:
- интенсификация производства соответствующих видов сельскохозяйственных культур и видов животных, с учетом природно-климатических условий;
- интенсификация процесса труда с целью ослабления действия неблагоприятных проявлений природы в тех или иных регионах страны.
Реализация этих двух направлений должна определятся соответствующими показателями эффективности и результативности интенсификации. К ним относятся: производительность труда, фондоотдача, уровень технологии, прибыль, эффективность использования основных фондов, прибыль на 1 руб. реализации продукции, рентабельность продукции, рентабельность капитальных вложений и др.. В частности, например, орошением в условиях засушливого климата при наличии тепла и определенного качества земли в Республике Дагестан можно расширить ареол распространения виноградников, подсолнечника, плодов и других сельскохозяйственных культур.