^ШауЧНО»ТеХНИЧе£КИе«ВеДОМ2£ТИ«СПбГПУ.1.2212;.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ
рынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. - СПб.: Наука, 1999.
3. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [Текст] : Распоряж. Правительства РФ № 1760-р от 18.12.2006 г.
4. Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Молодежь Ростовской области (2011-2014 годы)» [Текст] : Пост. администрации Ростовской области № 148 от 25.08.2010 г.
5. Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Молодежь Иркутской области» на 2011-
2013 годы [Текст] : Пост. Правительства Иркутской области № 252-пп от 13.10.2010 г.
6. Долгосрочная целевая программа «Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодежи» на 2011-2013 годы [Текст] : Пост. Правительства Красноярского края № 588-п от 23.11.2010 г.
7. О краевой целевой программе «Молодежь Ставропольского края» на 2012-2015 годы [Текст] : Пост. Правительства Ставропольского края № 278-п от 20.07.2011 г.
УДК 33:332.1
В.А. Гафарова
НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОЛЬСКОГО РАЙОНА
Сегодня уже очевидно, что основой экономики северных регионов останутся добыча и переработка природных ресурсов, и сейчас разработка новых месторождений нефти и газа уходит все глубже на север, в арктическую зону, на континентальный шельф северных морей. Экономическое освоение месторождений углеводородов в суровых условиях Арктики требует развития инфраструктурных объектов на береговой части. В результате на территорию регионов Севера приходят новые крупные промышленные предприятия, реализующие свои интересы, использующие ресурсы регионов и оказывающие непосредственное влияние на процессы регионального социально-экономического развития. Активная деятельность таких компаний является серьезным фактором воздействия на устойчивое развитие северных территорий, одной из которых является Кольский район - административно-территориальная единица Мурманской области, северо-западной ее части. На юго-западе региона проходит граница с Финляндией, с севера территория региона омывается водами Баренцева моря. Географическое расположение региона на берегу
Баренцева моря оказало влияние на его роль в реализации глобальной программы по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения, береговая часть первой фазы проекта которого будет расположена на территории Кольского района. Выбор места размещения производственно-технологического комплекса по производству сжиженного природного газа (СПГ) является важнейшим аспектом обустройства Штокмановского проекта (далее -Проекта) как сложного технологического объекта с высокой энергоемкостью и металлоемкостью, большими капитальными вложениями. Реализация интересов компанией Штокман Деве-лопмент АГ (ШД АГ) в рамках Проекта способно оказать существенное влияние на устойчивость развития всех элементов хозяйственного комплекса Кольского района.
Анализ тенденций социально-экономического развития Кольского района показали, что функционирование основных отраслей его экономики за последние пять лет имеет тенденцию к снижению. Предприятия, функционирующие в этих отраслях, имеют убыток, снижаются инвестиции в их основной капитал и, как следствие,
хозяйствующие субъекты не имеют возможности модернизировать и наращивать свои производственные мощности. В связи со сложившейся ситуацией у предприятий отсутствует возможность расширять производства, создавать новые рабочие места и, в целом, участвовать в социальных программах региона. Большинство населения Кольского района балансируют на грани нищеты.
Основными социально-экономическими проблемами региона, препятствующими переходу на путь устойчивого развития, являются: негативная демографическая ситуация; высокий уровень безработицы; снижение производительности предприятий; низкая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов; низкий уровень развития системы образования; неблагоприятные условия развития предпринимательства; неблагоприятная экологическая остановка; высокий миграционный отток населения; низкий уровень социальной защищенности населения и доступности социальных благ.
Преодоление сложившейся ситуации должно осуществляться по следующим трем целевым направлениям:
- снижение миграционного оттока населения из региона путем повышения уровня жизни и комфортности проживания населения на территории региона;
- повышение конкурентоспособности экономики региона посредством увеличения объема инвестиций в основной капитал хозяйствующих субъектов, роста производства, качества продукции и формирования среды для развития предпринимательства;
- формирование условий для инновационного развития экономики региона.
1. Уровень жизни населения Кольского района характеризуется как крайне низкий с тенденцией снижения в течение последних десяти лет, что стимулирует увеличение миграционного оттока населения из региона. Сегодня регион можно назвать вымирающим. В целях снижения миграции, наращивания регионального человеческого капитала необходимо осуществлять повышение эффективности системы образования, здравоохранения, культуры, социальных про-
грамм, создания стимулов и инструментов улучшения жилищных условий.
2. Условия федеративного государственного устройства предопределяют необходимость оценки роли региона в экономическом пространстве и обусловливают стремление каждого региона к выбору экономической структуры, способной обеспечить устойчивое поступательное развитие региона как в текущем, так и в стратегическом аспектах. Таким образом, конкурентоспособность региона является одним из базовых факторов его устойчивого развития, приоритетом регионального социально-экономического функционирования.
В межрегиональном пространстве конкуренцию можно рассматривать как способ перераспределения ресурсов между отдельными территориями страны [2], как условие выгодного позиционирования региона в качестве особого субъекта конкурентных отношений на национальном и международном рынках, наделенного полномочиями, собственностью, бюджетом и относительно обособленными экономическими интересами [1]. Объектами межрегиональной конкуренции выступают конкурентные ресурсы -источники конкурентных преимуществ региона, представляющие собой совокупность материальных и нематериальных ресурсов территории, обладающих рыночной ценностью или способствующих привлечению внимания к региону целевых потребителей, повышению спроса на другие ресурсы [4]. В общем виде конкурентные преимущества - это совокупность природно-географических, социально-культурных, финансово-экономических, научно-образовательных, технико-технологических, информационных, институциональных и инновационных условий, сложившихся в регионе и выгодно отличающих его от других регионов, позволяющих ему более эффективно функционировать в национальной и международной конкурентной среде [3, 5].
И хотя однозначное определение конкурентоспособности до сих пор не сформулировано, однако в его содержании находят отражение важнейшие цели регионального развития: обеспечение экономического роста и повышение уровня жизни населения.
К конкурентным преимуществам Кольского района могут быть отнесены следующие.
Природно-географические:
1) удобство расположения региона для размещения береговой части морского магистрального трубопровода, установки комплексной подготовки газа (УКПГ), поступающего со Штокмановского газового месторождения, завода по сжижению газа (СПГ) и объектов инфраструктурного обеспечения УКПГ и СПГ, обеспечивающих базу для развития перерабатывающей промышленности;
2) климатические условия, способствующие развитию отдельных отраслей региональной экономики (сельское и лесное хозяйство, рыболовство).
Социально-экономические:
более низкие цены и издержки производства и обращения в связи с удаленностью региона от центра, включая транзакционные издержки - посреднические, оформительские и другие косвенные расходы, связанные с заключением сделок.
Безусловно, что существующий круг конкурентных преимуществ в регионе в настоящее время является крайне узким. Однако имеются возможности его расширения путем формирования институциональной среды региональной конкурентоспособности.
Учитывая, что современные процессы регионального развития происходят под воздействием различных государственных структур управляющего и регулирующего характера, институциональное «оформление» конкурентоспособности региона (соответствующая организация экономики) становится наиболее важным фактором ее повышения, «ключом к экономическому росту». Институты, существующие в социально-экономической системе региона, формируют поведение и регулируют деятельность всех субъектов региональной экономики, обеспечивая их способность участвовать (и получать преимущества) в конкурентной борьбе.
Институциональный механизм региональной конкуренции включает различные регулирующие институты, воздействующие на формирование конкурентоспособности региона. К та-
ким институтам в регионе могут быть отнесены следующие (см. таблицу).
При формировании институциональной среды региональной конкурентоспособности конкурентные преимущества Кольского района могут расширяться по следующим направлениям.
Материально-технические преимущества:
1) производственная активность и высокоразвитая промышленность - наличие крупных уникальных производств и технологий;
2) качество производимых в регионе товаров и услуг (более высокое по сравнению с производимыми в других регионах).
Политико-правовые преимущества:
1) стабильность социально-экономической ситуации, ее более благоприятное развитие, чем в других регионах страны (в частности, глубина институциональных преобразований);
2) наличие нормативно-правовой базы, способствующей развитию предпринимательского сектора.
Социально-экономические преимущества:
1) кадровый потенциал (наличие высококвалифицированной рабочей силы), обеспечивающий высокую производительность труда;
2) потенциал развития сферы услуг, в том числе возможности развертывания туристско-рекреационного комплекса;
3) более низкий, по сравнению с другими регионами, уровень предпринимательского, инвестиционного и инновационного рисков;
4) активная социальная политика, реализация региональных социально-экономических программ.
Вместе с тем развитие институциональных отношений, обеспечивающих необходимые условия для повышения конкурентоспособности Кольского района, требует гармонизации законодательства в сфере регионального развития.
3. Существует определенная и весьма тесная связь между конкурентоспособностью региона и инновационностью его развития. Сама возможность регионального развития, конкурентоспособность региона в новых экономических условиях все сильнее зависят от способности социально-экономической системы региона
Характеристика институциональной среды региональной конкурентоспособности
Наименование института Институциональные условия, обеспечивающие повышение конкурентоспособности
Институт государственного управления Государственные стратегии и программы, меры региональной политики, направленные на обеспечение условий для состязательности субъектов региональной экономики в процессе внутрирегиональной, межрегиональной конкуренции. Создание механизмов предотвращения избыточного государственного регулирования региональной экономики, совершенствование антимонопольного регулирования в целях развития конкурентных отношений. Оптимизация управленческих структур, взаимодействия между органами государственной власти региона, отдельными ведомствами и подведомственными организациями, обеспечивающими функционирование конкурентной среды в регионе
Институт собственности Эффективность распределения, спецификации и защиты прав собственности в условиях конкуренции (правила обмена, получения прав на осуществление деятельности, доступа к ресурсам; механизм защиты прав собственности)
Институт производства Повышение качества и технического уровня производимой в регионе продукции (работ, услуг). Инновационная активность во всех отраслях промышленности
Институт потребления Предпочтение потребителями товаров (в том числе, длительного пользования) регионального производства. Наличие спроса на инновационную продукцию, восприимчивость к инновациям
Институт рынка Развитие рыночных отношений, повышение эффективности приватизационного процесса, рост доли предпринимательского сектора в экономике региона. Совершенствование рыночной инфраструктуры. Развитие экспорно-импортных отношений региона на межрегиональном и международном рынке товаров и услуг
Финансово- кредитный институт Привлечение отечественных и иностранных инвестиций в региональную экономику. Развитие финансово-кредитных отношений (в том числе таких, например, как инвестиционное страхование, франчайзинг, лизинг, факторинг и др.) в целях повышении эффективности производственного сектора, развития предпринимательства, модернизации производства и внедрения новых технологий
Институт образования Повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки в целях роста производительности труда в регионе
Институт культуры Нормы экономического поведения, делового общения, степень доверия и честности при осуществлении конкурентных отношений, стереотипы, принятые в бизнес-сообществе, формирующие отношение к конкурентной борьбе
производить, распространять и воспринимать различные новшества (социальные, экономические, экологические, организационные, технологические, продуктивные и пр.). Дифференциация регионов по степени инновационной активности и восприимчивости в пределах как национального, так и глобального экономического пространства выступает в современном мире основным фактором растущих межгосударственных и межрегиональных различий не только по научно-техническим, но и его социально-экономическим
показателям. Фундаментальные и прикладные исследования, предполагающие разработку новых технологических и научно-технических идей, обеспечивающих технический прогресс и конкурентоспособность региональной экономики, способствуют общественному прогрессу самих регионов и всего государства в целом.
В процессе формирования условий для инновационного развития экономики региона необходимо учитывать следующий ряд факторов, оказывающих на него негативное влияние:
Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2012. Экономические науки
высокая стоимость нововведений; недостаток законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность; недостаточная информированность субъектов региональной экономики о необходимости и важности, принципах, целях, задачах и условиях формирования инновационной экономики в регионе; невосприимчивость субъектов экономики к нововведениям; отсутствие развитой рыночной системы в сфере инновационной деятельности; кадровая проблема - недостаток специально подготов-
ленных работников, владеющих не только теоретическими знаниями в области инновационного менеджмента, но и практическими приемами и навыками инновационной деятельности.
Для решения данных проблем необходимы разработка и реализация в регионе модели инновационного развития, ориентированной не просто на повышение конкурентоспособности региона, а прежде всего - на достижение социально-экономической устойчивости и равновесности путем создания единого инновационного пространства региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, А.В. Основы региональной экономики [Текст] : учеб. пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. - М.: Кнорус, 2007. - С. 161-162.
2. Аношкина, Е.Л. Регионосозидание: институционально-экономические основы [Текст] : [моногр.] / Е.Л. Аношкина. - М.: Академ. проект; Гаудеамус, 2006. - С. 34.
3. Таймасов, А.В. Региональная экономика [Текст] : учеб. пособие / А.В. Таймасов, А.В. Янгиров,
Р.Р. Ахунов. - М.: Кнорус, 2006. - С. 168.
4. Черная, И.П. Проблемы формирования стратегии повышения конкурентоспособности приграничных регионов дальневосточного федерального округа [Текст] / И.П. Черная // Регион: экономика и социология. - 2007. - № 4. - С. 48-58.
5. Унтура, Г.А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности [Текст] / Г.А. Унтура // Регион: экономика и социология. - 2002. - № 1.