Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
467
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / TRANSIT POTENTIAL / CUSTOMS INFRASTRUCTURE / CUSTOMS TERRITORY / INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS / MULTIMODAL TRANSPORTATION / CUSTOMS CONTROL / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITAL TECHNOLOGIES OF TRACEABILITY OF GOODS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лубик Анна Федоровна

В статье на базе анализа современного состояния транспортной инфраструктуры Российской Федерации определены условия ее интеграции в мировую транспортную систему. Показано, что главным условием реализации такой интеграции является создание современных международных транспортных коридоров и пунктов пропуска с использованием передовых цифровых технологий прослеживаемости перемещения товаров для целей таможенного контроля и обеспечения безопасности транспортировки грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лубик Анна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

On the basis of the analysis of the current state of the transport infrastructure of the Russian Federation the author defines the conditions for its integration into the world transport system. It has been shown in the article that the main condition for implementing such integration is the creation of modern international transport corridors and checkpoints with the use of advanced digital technologies of traceability of goods for the purposes of customs control and security of cargo transportation.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

А. Ф. Лубик

направления совершенствования транспортной инфраструктуры российской федерации

В статье на базе анализа современного состояния транспортной инфраструктуры Российской Федерации определены условия ее интеграции в мировую транспортную систему. Показано, что главным условием реализации такой интеграции является создание современных международных транспортных коридоров и пунктов пропуска с использованием передовых цифровых технологий прослеживае-мости перемещения товаров для целей таможенного контроля и обеспечения безопасности транспортировки грузов.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура; транзитный потенциал; таможенная инфраструктура; таможенная территория; международные транспортные коридоры; мультимо-дальные перевозки; таможенный контроль; информационные технологии; цифровые технологии про-слеживаемости перемещения товаров.

A. F. Lubik

directions of improvement of transport infrastructure of the Russian federation

On the basis of the analysis of the current state of the transport infrastructure of the Russian Federation the author defines the conditions for its integration into the world transport system. It has been shown in the article that the main condition for implementing such integration is the creation of modern international transport corridors and checkpoints with the use of advanced digital technologies of traceability of goods for the purposes of customs control and security of cargo transportation.

Keywords: transport infrastructure; transit potential; customs infrastructure; customs territory; international transport corridors; multimodal transportation; customs control; information technologies; digital technologies of traceability of goods.

Российская Федерация (РФ) - самое крупное по площади государство в мире, ее территория составляет 17,1 млн км2, население - 146,5 млн человек. Россия имеет выход к морям трех океанов, на западе граничит со странами Европейского союза (ЕС), Белоруссией и Украиной, на востоке - с Китаем, Монголией, Японией и Южной Кореей, на юге - со странами Центральной Азии. Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим транспортным коридорам. На страны, с которыми граничит Россия, приходится более половины общего объема мировой торговли и более 2/5 мирового ВВП [1].

В России, как и во многих других странах мира, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики, важнейшей составной частью национальной производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием территориальной целостности России, единства ее экономического пространства; международные транспортные коридоры связывают страну с мировым экономическим сообществом, являясь материальной основой обеспечения

внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему [2].

В настоящее время Россия располагает всеми современными видами транспорта: водным (морским, речным), наземным (железнодорожным, автомобильным, трубопроводным) и воздушным. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Несмотря на то, что у каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов, по своей структуре и размещению транспортные коммуникации и международные транспортные коридоры соответствуют внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, и, таким образом, Россия в целом обладает уникальным естественным потенциалом для того, чтобы занять лидирующие позиции на рынке грузоперевозок по основным транспортным линиям «Запад - Восток» и «Север - Юг».

Именно Россия для ряда стран выступает основным транзитером при грузоперевозках из стран Центральной Азии, Белоруссии, Украины и Китая в страны ЕС [3], но при этом на большинстве направлений перемещения транзитных грузов Россия должна конкурировать за транзитные потоки, так как транзитные маршруты в основном имеют большую протяженность, и грузоотправители обычно начинают искать им альтернативу. В сложившейся ситуации необходима такая политика в стране, при которой транзитные коридоры России будут наиболее привлекательными по сравнению с иными транзитными коридорами. Россия, безусловно, обладает потенциалом удерживать за собой те или иные направления мировой торговли и транзитных грузопотоков. Однако при этом необходимо постоянно осуществлять деятельность в рамках опережающего развития инфраструктурной и сервисной составляющих международных транспортных коридоров, которыми располагает страна.

Анализ современного состояния развития международных транспортных коридоров (МТК) РФ выявил следующее.

Главным МТК России является Транссибирская магистраль (Транссиб), соединяющая железнодорожным сообщением европейскую часть России (Москва, Санкт-Петербург, Калининград) с городами Сибири (Омск, Иркутск) и восточными районами страны на Дальнем Востоке (Владивосток, Находка, Ванино, За-байкальск). К Транссибу примыкают железнодорожные линии, которые связывают Урал и Сибирь России с Казахстаном. Продолжением Транссиба являются железные дороги, идущие из Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда в Белоруссию, Латвию, Литву, Финляндию, Эстонию и Украину.

Транссибирская магистраль широко используется не только российскими перевозчиками при межрегиональных перевозках по России, но и в качестве транзитного пути. Так, в 2017 г. по Транссибу было перевезено около 67% всех транзитных контейнеров [3].

По западной части России проходит коридор «Север - Юг», являющийся частью МТК «Север - Юг» - мультимодального маршрута транспортировки грузов между Россией и странами Персидского залива и Южной Азии. Данный коридор обеспечивает более короткий путь по сравнению с морским вариантом грузоперевозок через Суэцкий канал из России и стран восточной части Балтийского моря и СНГ до Индии и стран Персидского залива.

При создании коридора «Север - Юг» предполагалось, что контейнеры по данному направлению будут перемещаться комбинированными видами транспорта: железнодорожным и морским, но в действительности так не происходит, поскольку нет прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном. В России, Иране и Азербайджане также разная ширина железнодорожной колеи: 1 524 мм, 1 435 мм и 1 520 мм соответственно. Кроме того, существует геополитическая напряженность в странах Персидского залива (Саудовская Аравия, Сирия, Ирак, Иран, Йемен), в отношении Ирана действуют санкции США.

Ввиду наличия вышеперечисленных факторов конкурентоспособность коридора «Север - Юг» в настоящее время достаточно низкая, так как стоимость перевозки высокая, а продолжительность перевозки очень длительная, поэтому на данный момент коридор от станции Бусловская на границе России и Финляндии до Астрахани, а также до азербайджано-иранской границы важен лишь как элемент транспортной структуры страны, а его значение для международного сообщения в целях транзита невелико.

Следующей важнейшей транспортной артерией России является Северный морской путь (СМП), простирающийся от портов Мурманска до портов Владивостока через города Тикси и Петропавловск-Камчатский. Данный путь, в отличие от коридора «Север - Юг», представляет большой интерес для Китая, так как путь от Шанхая до портов Северного моря (грузовые порты Роттердам и Амстердам в Голландии; порт Антверпен в Бельгии; порты Бремен, Гамбург и Вильгельмсха-фен в Германии; порты Берген и Ослов в Норвегии) через СМП составляет около 13-14 тыс. км, а через Суэцкий канал - около 20-21 тыс. км. В связи с этим преимущества СМП в ближайшей перспективе могут превратить данный путь в часть МТК «Шелковый путь XXI века», который будет пользоваться огромным спросом при доставке грузов из портов Китая и Японии в порты Северного моря. В настоящее время СМП пользуется большим спросом только при каботажных перевозках и при экспорте товаров из России [4].

Кроме вышеперечисленных МТК в России на современном этапе функционируют МТК «Приморье-1» (Харбин - Гродеково - Владивосток / Находка / Восточный - порты Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)) и «Приморье-2» (Хуньчунь - Краскино - Посьет / Зарубино - порты АТР), которые соединяют китайские провинции хэйлунцзян и Цзилинь с морскими портами Приморского края. Данные МТК были созданы с целью развития российской экономики, укрепления экономического международного сотрудничества между странами - участницами данных коридоров, интеграции России в экономику стран, социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона РФ [5]. Посредством данных МТК обеспечена технологическая возможность для транзитного грузопотока из Северного Китая в страны АТР, США и Европу. Следует отметить, что в рамках МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» построены как железнодорожные, так и автомобильные маршруты следования [6].

Однако не все функционирующие на государственной границе РФ международные пункты пропуска используются в полной мере. Так, например, в настоящее время международный пункт пропуска на границе Китая и России Гродеково -Суйфэньхэ не задействован для трансконтинентального международного транзита между Китаем и странами ЕС, а используется лишь для двусторонних контейнерных перевозок между Россией и Китаем по международному транспортному

коридору «Приморье-1» через дальневосточные порты Владивосток и Восточный. При этом данный пункт пропуска может более широко использоваться для обеспечения трансконтинентального транзита Азия - Европа [7].

Одной из стратегических задач развития РФ является расширение магистральной инфраструктуры РФ посредством развития транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг» для перевозки грузов за счет:

- строительства и модернизации российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа - Западный Китай»;

- увеличения мощностей морских портов РФ, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов;

- развития Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему до 80 млн т;

- сокращения времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы РФ, до семи дней и увеличения объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза;

- формирования узловых грузовых мультимодальных транспортно-логисти-ческих центров;

- увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн т;

- увеличения пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна [8].

Поставленная Президентом РФ перед Правительством РФ стратегическая задача расширения магистральной инфраструктуры имеет особое значение для транспортного развития страны, так как самый короткий путь доставки товаров по международному транспортному маршруту «Европа - Западный Китай» - сухопутный - и основная его часть проходит через Россию. Однако в настоящее время этот путь по ряду причин практически не используется, а грузы перемещаются по морскому пути в обход России. В итоге такая транспортировка занимает по времени больше месяца, вследствие чего транспортные расходы достаточно высокие и это сказывается на конечной цене товаров для потребителей. Между тем транзит по железной дороге или автотранспортом через Россию займет всего 10 дней, а по стоимости выйдет дешевле [9], но для того, чтобы такой путь стал популярен среди грузоперевозчиков, на территории РФ необходимо обеспечить «зеленый коридор» для транзитных грузов посредством согласования и утверждения стандартов дорожной инфраструктуры РФ, условий оказания услуг, в том числе в области таможенного контроля перемещаемых товаров, обеспечения их отслеживания в режиме реального времени.

Для России характерна транзитная зависимость от состояния автомобильных дорог в Белоруссии, Казахстане, Украине, странах Балтии, так как достаточно большая часть грузов в процессе следования от точки отправления до места конечного назначения перемещается транзитом не только по России, но и по территории вышеперечисленных стран.

С 2013 г. объем железнодорожного транзита через территорию РФ сократился на 40% ввиду спада внешней торговли у транзитных партнеров России в 20142016 гг. и из-за введения Западом санкций против России, а также ухудшения

экономических взаимоотношений между Россией и Украиной, являющейся для нашей страны крупнейшим транзитным партнером. Учитывая тенденцию к сокращению объемов транзита, в «Транспортной стратегии развития Российской Федерации до 2030 года» одним из приоритетных направлений является «интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны» [10].

Для реализации этого приоритетного направления в 2018 г. Правительством РФ был утвержден «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» [11], включающий 11 федеральных проектов, в которых на федеральном и региональном уровнях поставлены задачи, определены целевые показатели исполнения проектов, а также сроки и результаты их реализации и ответственность за невыполнение, ответственные исполнители и объемы финансирования государственного бюджета. Большинство федеральных проектов (9 из 11) направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры РФ и, как следствие, на развитие транспортных коридоров «Север - Юг» и «Запад - Восток» для перевозки грузов за счет расширения и модернизации инфраструктуры на всех видах транспорта: железнодорожном, авиационном, автодорожном, морском и речном. К ним относятся:

1) «Европа - Западный Китай»;

2) «Морские порты России»;

3) «Северный морской путь»;

4) «Железнодорожный транспорт и транзит»;

5) «Транспортно-логистические центры»;

6) «Коммуникации между центрами экономического роста»;

7) «Развитие региональных аэропортов и маршрутов»;

8) «Высокоскоростное железнодорожное сообщение»;

9) «Внутренние водные пути».

Во всех вышеперечисленных федеральных проектах подчеркивается необходимость инновационного преобразования инфраструктурного строительства, предусматривающего широкое внедрение и использование передовых технологий и опыта других стран, а также цифровизации в логистике. Целевые показатели вышеперечисленных федеральных проектов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Целевые показатели «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года»

Наименование целевого показателя 2018 г. 2019 г. 2021 г. 2024 г. Планируемые мероприятия для достижения показателя

Доля автодорог, работающих без перегрузки, к общей протяженности автодорог, относящихся к международному транспортному маршруту (МТМ) «Европа - Западный Китай», % 26,9 31,5 31,5 67,0 1. Строительство к 2024 г. 729 км новых автодорог I категории в составе МТМ «Европа - Западный Китай» (Москва - Нижний Новгород - Казань). 2. Строительство до конца 2023 г. 97 км новых автодорог I категории в обход Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу. 3. Строительство до конца 2024 г. платного участка автомагистрали «Меридиан» протяженностью 1997 км, являющегося частью МТК «Шанхай - Гамбург» (от границы с Казахстаном до границы с Белоруссией)

Окончание таблицы 1

Наименование целевого показателя 2018 г. 2019 г. 2021 г. 2024 г. Планируемые мероприятия для достижения показателя

Прирост производственной мощности морских портов, млн т 19 34 34 44 1. Комплексное развитие Мурманского транспортного узла. 2. Строительство и реконструкция портовой инфраструктуры порта Диксон. 3. Развитие портовой инфраструктуры Арктического, Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Кас-пийского, Азово-Черноморского бассейнов. 4. Строительство угольного специализированного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края. 5. Развитие транспортного узла «Восточный - Находка». 6. Создание сухогрузного района морского порта «Тамань». 7. Замена к 2024 г. 8 ледоколов с выработавшим сроком службы. 8. Реконструкция 308 км федеральных автодорог на подъездах к ведущим морским портам

Средняя коммерческая скорость товародвижения на железнодорожном транспорте, км/сут. 362,3 380,0 400,0 440,0 1. Строительство до конца 2024 г. 12 автодорожных обходов на автомобильных дорогах федерального значения и 2 автодорожных обходов крупных городов на автодорогах регионального значения. 2. Строительство 32 автодорожных мостов на федеральных автодорогах для обеспечения круглогодичной транспортной связи до конца 2024 г. 3. Строительство / реконструкция до конца 2024 г. 49 развязок на автодорогах регионального значения и на железных дорогах, в том числе на железнодорожных подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, на подходах к Московскому и Санкт-Петербургскому транспортным узлам. 4. Строительство / реконструкция 136 км скоростных автодорог на подходах к Крымскому мосту. 5. Ликвидация до конца 2024 г. одноуровневых пересечений автодорог с железнодорожными путями на 21 участке автодорог

Достижение перечисленных в табл. 1 целевых показателей позволит обеспечить положительную динамику и рост ряда показателей (табл. 2).

На основе анализа установленных «Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» целевых и результативных показателей можно сделать вывод, что в настоящее время уже активно ведется работа по развитию транспортной инфраструктуры. Однако только этого недостаточно для достойной конкуренции за транзитные потоки и интеграции в мировую транспортную систему. Проблемы, влияющие на уровень транзитного потенциала страны и ее экономической интеграции в мировую транспортную систему, существуют не только в области логистики, но и в таможенной сфере. Помимо уровня развития транспортной инфраструктуры, большое значение имеет время таможенной очистки грузов и осуществления таможенных операций.

Ввиду этого необходимо не только совершенствовать транспортную инфраструктуру, но и внедрять передовые цифровые технологии в таможенное администрирование для обеспечения прослеживаемости товаров, что позволит сократить время на таможенный контроль в приграничных пунктах пропуска.

Таблица 2

Динамика результативных показателей по итогам реализации целевых показателей, установленных «Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года»

Наименование результативного показателя 2018 г. 2019 г. 2021 г. 2024 г.

Сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении «Европа - Западный Китай», сут. 3,2 3,2 2,2 1,6

Сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении «Запад - Восток», сут. 8,9 8,9 8,0 7,0

Средняя скорость доставки транзитного контейнеропотока, км/сут. 810 931 1 070 1 319

Суммарная провозная способность магистралей, млн т 123,4 132,2 144,0 182,0

Провозная способность участков на подходах к морским портам, млн т 84,0 93,0 125,1 125,1

Объем экспорта услуг транспортного комплекса, млрд долл. США 16,9 19,3 21,6 25,0

Объем перевозок грузов в акватории СМП, млн т 9,9 26,0 51,0 80,0

Повышение уровня транспортной обеспеченности субъектов РФ к уровню 2017 г., % 100,0 101,0 104,3 107,7

В настоящее время с целью выхода России в лидеры в области логистики по Евразии уже разрабатываются и реализуются в рамках пилотных проектов различные передовые технологии, основная цель которых - проложить через Россию главный транзитный путь из Азии в Европу. В случае достижения данной цели будет обеспечен рост российской экономики и рост уровня привлекательности нашей страны для зарубежных участников внешнеэкономической деятельности.

Россия уже приступила к реализации пилотных проектов по совместному использованию в Китае и Казахстане российских цифровых сервисов на транспорте. Создание «зеленых коридоров» для транзита обеспечивает повышение безопасности перевозок, рост экономик наших стран. Участникам IV Восточного экономического форума 2018 г. было предложено переходить на новый формат международных транспортных коридоров, что позволит обеспечить непрерывный поток грузов по территории РФ, перемещаемых в рамках импортных, экспортных и транзитных операций. Власти китайских провинций Дзилинь и Хэйлун-цзян, а также министр промышленности и торговли Индии поддержали данную инициативу, отмечая, что именно транспорт вскоре будет играть ключевую роль в развитии экономики будущего [12].

Таким образом, основными целями создания нового формата международных транспортных коридоров являются интеграция российской транспортной системы в мировую, а также создание единого защищенного цифрового транспортного пространства, в рамках которого будет внедрен стандарт безопасного цифрового взаимодействия на транспорте. В случае если такие цели будут достигнуты, Россия получит ряд преимуществ:

- в полной мере будет реализован транзитный потенциал РФ;

- повысятся качество и доступность транспортных услуг РФ;

- увеличится объем внешнеторгового оборота РФ со странами ближнего и дальнего зарубежья;

- повысится эффективность управления транспортной инфраструктурой РФ;

- откроются новые возможности для поступательного роста и развития транспортной экономики РФ.

Реализация цифровой повестки в таможенном деле будет значительным вкладом в развитие транспортного потенциала РФ.

Анализ транспортной инфраструктуры РФ в условиях увеличения мирового товарооборота показывает, что Россия может и должна использовать возможности своего транзитного потенциала для предоставления грузоперевозчикам высококонкурентоспособных возможностей транспортировки их грузов. В эпоху ци-фровизации достичь данной цели во многом возможно только путем развития информационных технологий и внедрения их в транспортную и таможенную инфраструктуру международных транспортных коридоров с целью обеспечения эффективного контроля за перемещаемыми товарами. Решение таких задач позволит России не только значительно увеличить свою долю на мировом рынке транспортных услуг, но также повысить конкурентоспособность экономики, укрепить национальную безопасность и упрочить геополитические позиции на евразийском и мировом пространстве.

Использованные источники

1. Российская Федерация. Евразийский экономический союз: новая реальность - новые возможности / под общ. ред. Т. Д. Валовой. М., 2017. 168 с.

2. Липатова Н. Г. Международное таможенное сотрудничество в условиях экономической интеграции государств // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 3. С. 25-31.

3. Вардомский Л. Б., Тураева М. О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов: научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2018. 64 с.

4. Хейфец Б. А. Северный морской путь - новый транзитный маршрут «Одного пояса - одного пути» // Международная жизнь. 2018. № 7. С. 67-68.

5. Об утверждении Концепции развития международных транспортных коридоров «Примо-рье-1» и «Приморье-2» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/news/25953/.

6. Транспортные коридоры [Электронный ресурс] // Российско-китайский информационный портал. URL: http://russiachina-eastcargo.com/ru/transport-corridors.

7. Ода китайскому контейнеру [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агентство «Восток России». URL: https://www.eastrussia.ru/material/oda-kitayskomu-konteyneru/.

8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/2.

9. Между Европой и Азией [Электронный ресурс] // Официальный сайт РБК. URL: https:// plus.rbc.ru/news/5bf3d9ca7a8aa91a4c36661a.

10. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 50. Ст. 5977.

11. Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р «Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 42 (ч. II). Ст. 6480.

С. Ю. Цыпранюк

12. Минтранс России поддержит создание единого стандарта цифровых транспортных коридоров [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства транспорта РФ. URL: https://www.mintrans.ru/press-center/news/8820.

С. Ю. Цыпранюк

мониторинг таможенных операций в воздушных пунктах пропуска

В статье обоснована необходимость мониторинга таможенными органами Российской Федерации таможенных операций при ввозе товаров воздушным транспортом. Определены необходимые для мониторинга входные данные, обоснован их выбор, приведены методы расчета.

Ключевые слова: таможенные операции; таможенный контроль; таможенные органы; мониторинг; воздушный транспорт; центр электронного декларирования; авиационные таможенные посты; перемещение товаров.

S. Yu. Tsypranyuk

monitoring of customs operations at air ports of entry

The author of the article substantiates the need for customs authorities of the Russian Federation to monitor customs operations when importing goods by air. The input data necessary for monitoring are defined, their choice is proved, methods of calculation are given.

Keywords: customs operation; customs control; customs authorities; monitoring; air transport; electronic declaration center; air customs checkpoints; movement of goods.

Международная торговля является неотъемлемой частью взаимоотношений между государствами. За последние десять лет, несмотря на последствия экономического кризиса и напряженные политические отношения между многими странами, общий объем мировой торговли товарами увеличился, отмечаются также предпосылки к его дальнейшему росту (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост объемов международной торговли предполагает увеличение количества трансграничных перевозок. Перемещение товаров возможно одним из следующих видов транспорта:

- автомобильным;

- железнодорожным;

- водным (морским и внутренним водным);

- воздушным;

- трубопроводным.

Каждый вид транспорта имеет свою специфику, что напрямую отражается на категориях и характеристиках перемещаемых товаров. Воздушный транспорт представляет собой один из видов транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты с использованием воздушных судов. Перевозка товаров воздушными судами является специфической нишей в построении логистики доставки товаров, так как имеет преимущества по сравнению с другими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.