5. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук В. А. Шамахова и канд. юрид. наук Ю. А. Кожанкова. М.: СофтИздат, 2012. 952 с.
6. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».
7. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».
8. Постановление Правительства РФ от 13.04.2016 № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
9. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М.: Федеральная таможенная служба, 2016. 71 с.
10. Положение Банка России от 20.07.2007 № 308-П.
11. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
З. С. Руднева
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ
В статье определены преимущества международных транспортных коридоров «При-морье-1» и «Приморье-2»;установлены направления регионального взаимодействия с Китаем; выявлены проблемы функционирования международных транспортных коридоров (МТК); рассмотрены инфраструктура и технологии таможенных органов для реализации МТК.
Ключевые слова: международные транспортные коридоры; транзит товаров; обустройство пунктов пропуска; таможенные технологии.
Расширение международного сотрудничества, интеграция в мировую экономику определяют необходимость развития международных транспортных коридоров (МТК) как фактора экономического роста государства, региона и благосостояния участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В научной литературе нет однозначного определения понятия «международный транспортный коридор». Некоторые специалисты отождествляют МТК с «транспортными коридорами» или с «международными торговыми коридорами». Но даже при различных подходах к содержанию понятия все авторы рассматривают МТК как организационно и экономически сбалансированную совокупность инфраструктурных объектов различных видов транспорта, из которых формируется технически оснащенная магистральная коммуникация, связывающая различные страны и обеспечивающая международные грузовые и пассажирские перевозки в направлении наибольшей концентрации [1].
Наиболее полно, по нашему мнению, содержание понятия МТК раскрыто Европейской экономической комиссией ООН: под международным транспортным коридором следует понимать часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые
и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включая в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок [2].
Целью создания МТК является вовлечение государств в международную транспортную систему, что позволяет определять приоритетные направления перемещения товаров, реализовывать национальные интересы государств, развивать регионы, по территориям которых проходят МТК, максимально использовать существующие транспортные мощности и коммуникации, сокращать издержки участников ВЭД при перемещении товаров, увеличивать объемы перевозок, в том числе транзитных, повышать качество транспортировки товаров.
Направлениями развития территорий Дальнего Востока должны стать МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», которые были представлены на II Восточном экономическом форуме, проходившем во Владивостоке в сентябре 2016 г. При этом МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» ориентированы не только на региональное взаимодействие с Китаем, но, в первую очередь, на развитие транзитного потенциала России, связующим звеном которого выступает Дальний Восток.
Международные транспортные коридоры характеризуются возможностью использования различных видов транспорта, а также вариантностью направлений перемещения товаров.
Маршрут МТК «Приморье-1» включает морские порты Владивосток, Находка, сухопутное перемещение до границы с Китаем через многосторонний (международный) автомобильный пункт пропуска (МАПП) Пограничный или железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) Пограничный с выходом на Суйфэньхэ (или через двусторонний автомобильный пункт пропуска (ДАПП) Полтавка с выходом на Дунин), далее Муданьцзян и Харбин (провинция Хейлундзян).
Северная провинция Китая Хейлундзян является промышленно развитой и ориентирована на производство оборудования, металлургию, пищевую промышленность, деревообработку, фармацевтику и нефтехимию. Следовательно, от МТК «Приморье-1» следует ожидать не только роста товарооборота с Россией, но и увеличения потока китайских грузов в южные районы Китая транзитом через российские морские порты Владивосток и Находка.
Вместе с тем через МТК «Приморье-1» товары из северных провинций Китая, перемещаемые транзитом через территорию Российской Федерации (РФ), получат доступ к Японскому морю, что позволит севоро-востоку Китая усилить экономическую интеграцию с другими странами.
Не менее значимым представляется маршрут движения товаров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в страны Западной Европы через МТК «Приморье-1». Перемещение товаров из стран АТР до морских портов Владивосток или Находка, затем транзитом по территории РФ до МАПП Пограничный или ЖДПП Пограничный, или ДАПП Полтавка, далее до Харбина и от Харбина по Восточно-Китайской железной дороге до Манчжурии или Забайкаль-ска с выходом на Читу и Транссиб обеспечит трансконтинентальные перевозки в западную часть РФ и в Европу. Несмотря на увеличение потока перемещения товаров по Транссибу, реализация трансконтинентальных перевозок из АТР в Европу позволит сократить время доставки товаров, характеризующее показатель эффективности ведения бизнеса.
Международный транспортный коридор «Приморье-2» связан с развитием южных районов Дальнего Востока, в первую очередь с Хасанским районом, и ориентирован на промышленно развитую северно-восточную провинцию Китая Цзи-линь. Он включает города Чанчунь (провинция Цзилинь), Гирин, Хунчунь с местом пересечения таможенной границы в МАПП Краскино или ЖДПП Маха-лино и далее следует по российской территории до морских портов Зарубино или Славянка, что обеспечивает китайским грузам доставку через транзитные территории РФ как в южные районы Китая, так и в страны АТР.
Согласно оценке международных экспертов с запуском МТК грузопоток Дальнего Востока может увеличиться на 45 млн. т [3]; в экономике Приморья ожидается увеличение ВРП на 4%, а также создание более 3 тыс. новых рабочих мест; китайские грузоотправители смогут экономить до 700 млн. долл. в год [4].
Интерес представляет также транзит товаров из стран АТР в страны Западной Европы, а также с севера Китая на юг через территорию РФ, в том числе Дальнего Востока. Увеличение объема перемещаемых товаров напрямую связано с загруженностью транспортных магистралей России, занятостью населения и перечислениями в бюджет. Однако железные дороги соседних с Россией государств -Казахстана, Азербайджана, Грузии - могут «переманить» часть китайских транзитных грузов с Транссиба, о чем свидетельствует создание «Ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута» в обход России.
Следовательно, в условиях конкуренции главными преимуществами перемещения товаров по МТК остаются регулярность перемещения, скорость доставки и минимум административных барьеров.
По мнению специалистов, возможности транспортных коридоров ограничиваются длительными таможенными формальностями и неразвитостью транспортных путей. Для реализации МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» кроме создания транспортных магистралей или их модернизации необходимы инфраструктура и технологии, обеспечивающие бесперебойную работу по организации контроля при перемещении товаров и транспортных средств.
Благоприятным фактором ведения бизнеса должна оставаться скорость совершения таможенных операций в отношении товаров, следующих по МТК «При-морье-1» и «Приморье-2». В настоящее время среднее время регистрации транзитных деклараций составляет 8,5 минут, выпуска - 20 минут, а время нахождения более чем 56% товаров в морских портах не превышает двух дней [5].
Инфраструктуру МТК составляют пункты пропуска через таможенную границу, которые на сегодняшний день нуждаются в обустройстве и модернизации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 88 «О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосани-тарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза» утверждены типовые требования, предъявляемые к государствам - членам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по обустройству, материально-техническому оснащению и оборудованию пунктов пропуска для
организации и проведения таможенного контроля [6]. Поскольку типовые требования реализуются каждым государством - членом ЕАЭС, то определяются различия в уровне обустройства и оснащения пунктов пропуска, что выражается во времени и качестве проведения таможенного контроля.
Вместе с тем типовые требования, установленные указанным Решением, не определяют критерии, предъявляемые к «современным нормативам» по обустройству пунктов пропуска в соответствии с мировыми стандартами.
Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 40 «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» [7] и постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 292 «О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» [8] в РФ функции по обустройству и обеспечению деятельности пунктов пропуска через государственную границу возложены на Министерство транспорта РФ.
Применительно к МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» более 10 пунктов пропуска нуждаются в оснащении и обустройстве, что, безусловно, влияет на сроки совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. В настоящее время Минтранс России не располагает достаточным количеством денежных средств для обустройства пунктов пропуска и рассматривает предложения по поиску иных инструментов финансирования.
Пункты пропуска через государственную границу должны находиться в ведении государства, и функционирование на этих территориях коммерческих организаций недопустимо в силу ряда причин, как и недопустимо расположение таможенных органов на территориях коммерческих организаций.
Предложения по обустройству пунктов пропуска за счет взимания платы за проведение таможенного досмотра, во-первых, противоречат правовым положениям, а во-вторых, вызывают сомнения в части администратора данных доходов, в лице которого может выступать Минтранс России. Однако взимание платы за проезд через границу можно рассматривать как источник денежных средств, направляемых на обустройство пунктов пропуска. Реализация данного механизма вряд ли создаст благоприятные условия для бизнеса по причине введения дополнительной платы и, как следствие, увеличения стоимости товаров.
Бесперебойная работа по организации таможенного контроля связана не только с обустройством пунктов пропуска, но и с технологиями таможенного контроля, эффективность которых может возрасти благодаря взаимодействию с таможенными органами сопредельных государств.
Несмотря на заинтересованность китайской стороны в реализации МТК «При-морье-1» и «Приморье-2», таможенные органы Китая не способствуют ускорению процессов перемещения товаров и их таможенному оформлению. До сих пор не налажено предварительное информирование между таможенными органами Дальнего Востока и Китая. Декларационный обмен между таможенными органами ограничен небольшим перечнем товаров и конкретными таможенными органами. Например, эксперимент по взаимному признанию результатов таможенного контроля проводится только на базе Уссурийской таможни и в регионе деятельности таможенных постов МАПП Полтавка - Дунин и МАПП Пограничный -
Суйфэнхэ в отношении вывозимых с таможенной территории лесоматериалов и ввозимых из Китая овощей и фруктов, что в целом не способствует сокращению сроков совершения таможенных формальностей.
Вместе с тем альтернативой предварительного информирования и декларационного обмена между государствами, вовлеченными в МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», может стать технология таможенного контроля «единое окно», которая в настоящее время законодательно не определена, и перспективные технологии, предусмотренные в свободном порту Владивосток.
Таким образом, взаимодействие таможенных органов Дальнего Востока с пограничными таможенными органами Китая в формате МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» должно стать эффективным инструментом снижения административных барьеров государственного контроля, пилотным проектом беспрепятственного обмена информацией и началом обустройства пунктов пропуска в соответствии с мировыми стандартами.
Использованные источники
1. Швора А. В. Практика реализации транзитного потенциала Российской Федерации (на примере Приморского края) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 4. С. 10-12.
2. Курганов В. М, Миротин Л. Б. Международные грузовые автомобильные перевозки: учебное пособие для вузов / под ред. Л. Б. Миротина. 2-е изд., доп. и перераб. Тверь: ТГТУ, 2000. 131 с.
3. Галушка А. Восточный экономический форум разрушил миф о возможности экономической изоляции России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. URL: http://www.minvostokrazvitia.ru/press-center/news_ minvostok/?ELEMENTJD=4945 (дата обращения: 14.01.2017).
4. Дробышева И. Как Дальний Восток встраивается в международную систему перевозок [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/09/22/reg-dfo/kak-integrirovat-mtk-primore-1-v-ekonomiku-atr.html/ (дата обращения: 20.12.2016).
5. Расширяя международные транспортные коридоры [Электронный ресурс]. URL: http:// dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20824:2017-01-23-03-44-06&catid=49:press-cat&Itemid=107 (дата обращения: 29.01.2017).
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 88 «О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-каран-тинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 40 «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 292 «О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».