УДК 339.543.622
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО ПРОЦЕДУРЕ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Куроптев Н.Б.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF CUSTOMS DECLARATION AND CUSTOMS CONTROL OF GOODS TRANSPORTED BY ROAD IN THE CUSTOMS TRANSIT PROCEDURE IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Kuroptev N.B.
St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В международном сотрудничестве активно развиваются процессы интеграции государств, стремящихся к увеличению потока товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу из одной страны или интеграционных экономических объединений в другие страны. Одной из основных составляющих обеспечения благоприятных условий развития экономического потенциала стран - участниц ЕАЭС, а также обеспечения национальной безопасности является проведение эффективного таможенного контроля таможенными органами, осуществляемого, в том числе при таможенной процедуре таможенного транзита.
Ключевые слова: международные цепи поставок автомобильным транспортом, транзитный потенциал, управление транзитными потоками, электронная транзитная декларация, таможенная процедура таможенного транзита, Евразийский экономический союз.
Abstract
In international cooperation, the processes of integration of States seeking to increase the flow of goods and vehicles moving across the customs border from one country or integration economic associations to other countries are actively developing. One of the main components of ensuring favorable conditions for the development of the economic potential of the EAEU member States, as well as ensuring national security is the effective customs control carried out by customs authorities, including the customs procedure of customs transit.
Keywords: international road transport supply chains, transit potential, transit flow management, electronic transit declaration, customs procedure of customs transit, Eurasian Economic Union.
В настоящее время большинство стран имеют развитые национальные транзитные системы. Организация процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС является ключевым аспектом деятельности таможенных органов. От состояния институтов таможенного контроля и от деятельности таможенных органов относительно выявления и пресечения правонарушений во время декларирования товаров напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность. Организация таможенного контроля при перемещении товаров
автомобильным транспортом по таможенной процедуре таможенного транзита (далее - ТП ТТ) представляет собой сложный и многогранный процесс, который требует решения некоторых проблем в целях эффективного использования транзитного потенциала Республики Беларусь (далее - РБ), находящейся на пересечении международных транспортных путей.
Активные интеграционные процессы в рамках торгово-экономического сотрудничества обусловили необходимость проведения мероприятий, направленных на повышение транзитной привлекательности
Рис. 1. Основные положения приказа Минфина от 30.08.2016 № 144н
РБ, повышение безопасности при трансграничном пермещении. В этих условиях поэтапная модернизация и совершенствование таможенной службы видится важным элементом обеспечения безопасности белорусского контура таможенной границы ЕАЭС, а также элементом развития внешнеэкономических взаимосвязей РБ с другими странами.
Одно из ключевых мест при осуществлении ТП ТТ занимает нормативно-правовое обеспечение, в котором существует ряд проблемных вопросов. Данный аспект связан с отсутствием нормативных актов, регламентирующих порядок таможенного контроля, таможенного декларирования и выпуска товаров, помещенных под ТП ТТ в электронной форме а также подачу транзитной декларации в электронной форме (далее -ЭТД) и сопроводительных документов в электронном виде в РБ. К примеру, в Российской Федерации (далее - РФ) утвержден приказ Минфина от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» (рис. 1), который устанавливает порядок использования ЕАИС таможенных органов при помещении товаров под ТП ТТ в электронной форме, регламентирует
применение предварительного
декларирования при ТП ТТ, использование сведений, содержащихся в ЭТД, в качестве предварительной информации при прибытии товаров и транспортных средств на территорию РФ, а также утверждает порядок взаимодействия должностных лиц таможенных органов (далее - ДЛ ТО) и участников ВЭД при разгрузке, перегрузке, продлении срока таможенного транзита, замене транспортного средства международной перевозки (далее - ТС МП). В таможенных органах РБ на законодательном уровне не урегулирован четкий порядок действий ДЛ ТО при подаче транзитной декларации в электронной форме.
Одним из инструментов повышения качества таможенных услуг является применение информационных технологий, в том числе заключающееся в декларировании ТП ТТ в электронной форме. Согласно Решению Коллегии ЕЭК от 13.12.2017 № 170 «Порядок совершения таможенных операций, связанных с применением процедуры таможенного транзита», который закрепляет выпуск товаров, а также завершение действия ТП ТТ, с 2019 года в таможенных органах РБ полностью применяется подача транзитной декларации в электронной форме, которую декларанты передают в автоматизированную программную систему «Транзит Таможенного союза». При применении данного программного средства возникают определенные технологические трудности,
связанные с подачей ЭТД. В настоящее время в автоматизированном программном средстве отсутствует функция
информирования ДЛ ТО о поступивших ЭТД в программный продукт, вследствие чего ДЛ ТО постоянно приходится обновлять программу и просматривать соответствующее информационное окно. Данные технические сбои приводят к замедлению оформления ЭТД с момента их подачи и до момента выпуска.
Реализуемая сегодня технология электронного декларирования таможенного транзита предусматривает использование в качестве ЭТД только ТД установленной формы. В качестве ТД также могут представляться карнет ATA, книжка МДП, транспортные накладные, однако представление данных документов в электронной форме в настоящее время не реализовано.
Одним из проблемных аспектов технологии декларирования ТП ТТ в электронной форме является невозможность самостоятельной подачи ЭТД белорусскими перевозчиками напрямую в таможенные органы РФ, минуя российских таможенных представителей. Согласно приказу Минфина от 30.08.2016 №144н обмен информацией может осуществляться только с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. В свою очередь на основании Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», ЭП могут получить только резиденты РФ. Поскольку в информационных системах таможенных органов РФ ЭП белорусского участника ВЭД не может быть надлежащим образом проверена, то отсутствует возможность самостоятельно производить подачу ТД в электронном виде. Заключение договора с национальными таможенными представителями, которые включены в соответствующий реестр и обладают ЭП, ведет к дополнительным расходам. Нередко такие расходы характеризуются высокой ценовой категорией, что отрицательно влияет на увеличение доли ЭТД [1]. Таким образом, у участников ВЭД отсутствует возможность подачи электронного документа, который признавался бы на территории РФ, поэтому возникает необходимости подачи ТД в бумажном виде.
Важной проблемным аспектом, связанным с проведением таможенного контроля на автомобильном транспорте,
является отсутствие или недостаточная оснащенность таможенных постов РБ техническим оборудованием для эффективного проведение таможенного контроля. Недостаток технических средств таможенного контроля приводит к увеличению времени совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, что ведет к большим временным затратам и снижению товарооборота, а также неблагоприятно влияет на пропускную способность пункта таможенного оформления и, соответственно, на транзитную привлекательность страны.
Важно отметить, что существуют проблемы на наднациональном уровне. Одной из важных проблем является отсутствие единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств □ членов ЕАЭС. Хоть и в процессе многочисленных встреч на межгосударственном уровне таможенными органами ЕАЭС были достигнуты определенные договоренности в вопросах необходимости унификации и создания единой систмы управления рисками, но различия в нормативно □ правовом обеспечении, несоответствие электронных баз данных, наличие грифов «для служебного пользования» о профилях риска, не предоставляют возможность в полном объеме обеспечивать взаимодействие таможенных органов при таможенном контроле. Важно осознавать, что координирование контроля на внешних границах ЕАЭС, осуществление взаимного мониторинга за таможенными операциями на территории иностранных государств, обмен предварительной информацией напрямую зависят от унификации национальных систем управления рисками. Следует отметить, что в таможенных органах государств - участников ЕАЭС применяются разные программные средства для подачи ТД. Например, В РФ используется комплекс программных средств «Транзитные операции», а в таможенных органах РБ
автоматизированная программная система «Транзит Таможенного союза».В следсвие чего электронный обмен в настоящее время осуществялется с помощью направления сформированной информации по прошествии определенного промежутка времени. Также невозможно отследить в режиме реального времени факт прибытия перевозчика в установленный таможенный
орган назначения, из-за чего возникает риск ввоза «санкционных товаров» через белорусский участок границы, а также недоставка товаров в установленный таможенный орган назначения. Данное обстоятельство затрудняет проведение таможенного контроля товаров, перемещаемых по ТП ТТ товаров через территорию государств - членов ЕАЭС.
Приоритетным направлением в целях совершенствования таможенного контроля является использование современных средств технического контроля. Например, применение технического оборудования, которое позволяло бы осуществлять проверку товаров без необходимости их разгрузки или вскрытия ТС МП. Для этого следует оборудовать пункты таможенного оформления, расположенные на территории РБ достаточным количеством передвижных и стационарных инспекционно-досмотровых комплексов, которые предназначены для проведения таможенного осмотра транспортных средств, грузовых емкостей. Применение современных средств сократит время проведения таможенного контроля, а также поспособствует увеличению пропускной способности на границе.
Внедрение системы мониторинга транзитных перевозок по территории ЕАЭС, перемещаемых автомобильным транспортом, с помощью навигационных пломб, позволит обеспечить контроль за сохранностью грузов при перевозке товаров и предотвращение возможных случаев противоправных действий с товарами [2]. Данная электронная технология будет являться одним из направлением совершенствования таможенного контроля.
Впервые эксперимент по мониторингу транзитных перевозок с использованием навигационных пломб был проведен между РФ и Казахстаном в 2018 году. В 2019 году пилотный проект был проведен в РБ в 9 пунктах таможенного оформления на белорусско-польском, литовском, латвийском и украинском участках границы: Действие проекта распространялось на все перевозки, независимо от страны регистрации перевозчика и категорий товаров, помещаемые под ТП ТТ в пункте пропуска на границе и следующие во внутренний пункт таможенного оформления РБ.
Система отслеживания транзитных перевозок позволяет в режиме реального времени осуществлять контроль за
перемещением транспортных средств, на которые наложены электронные пломбы, отслеживать маршрут их перемещения, оперативно реагировать на возникающие нештатные ситуации.
Согласно разработанной концепции реализация данной технологии будет осуществляться на основе создания национального оператора пломбирования и информационным взаимодействием стран - участниц ЕАЭС. На таможенной территории страны отправления ЕАЭС будет происходить оформление документов и установка на транспортном средстве электронного пломбировочного устройства.
Электронная пломба представляет собой запирающее устройство, функционирующая на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, со встроенным электронным блоком управления, в памяти которого хранится информация:
- об отправителе;
- о получателе;
- о маршруте движения;
- о перевозимом грузе;
- о номере ТС;
- о транспортных документах [3].
Устройство может быть открыто, когда
груз достигнет пункт назначения. Только в этом случае система безопасности снимает блокировку и дает возможность открыть грузовое транспортное средство. В случае возникновения незаконных действий с грузом электронная пломба способна записывать время вскрытия, инициировать тревогу, путем срабатывания электронных датчиков, а также оповещать контролирующие органы и отправителя груза.
При необходимости запроса о месте нахождения и сохранности груза, то автоматизированная система контроля предоставляет информацию на сервера ТО и отображает на мониторе запрашиваемую информацию движения объекта. При прибытии ТС в таможенный орган назначения предполагается совершение таможенных операций, связанных с завершением ТП ТТ и выпуском товара путем контроля целостности электронной пломбы, контроля маршрута перемещения до таможенного поста, в котором осуществляется выпуск товара, загрузки в информационные системы таможенных органов государств - членов ЕАЭС данных, содержащихся в электронной пломбе.
Рис. 2. Условия применения автоматической регистрации ЭТД
Применение навигационных пломб позволит в дальнейшем заменить такие меры обеспечения как таможенное сопровождение и определение маршрута перевозки. Создание электронной системы транзитных грузов будет являться основой для создания единой транзитной системы и единых гарантийных механизмов при транзите товаров по территории ЕАЭС. При этом важно на законодательном уровне установить, кто будет финансировать установление электронной пломбы: таможенные органы или участник ВЭД.
Согласно основным направлениям развития таможенной службы РБ на 2016П2020 годы одной из главных задач, стоящих перед таможенными органами, является вопрос упрощения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, совершенствования таможенных операций с одновременным повышением эффективности таможенного контроля при помещении товаров под ТП ТТ, что возможно, в первую очередь, за счет применения новых информационных таможенных технологий. Достижение данных задач возможно путем применения такой перспективной технологии как автоматическая регистрация ЭТД.
В экспериментальном режиме с апреля 2019 года ФТС РФ проводит мероприятия по реализации технологии регистрации ЭТД в автоматическом режиме с использованием программных средств без участия ДЛ ТО. Применение автоматической регистрации ЭТД возможно при соблюдении следующих условий (рис. 2):
Применение данной технологии включает в себя проведение автоматической проверки на предмет отсутствия оснований для отказа в регистрации ЭТД. Участнику ВЭД необходимо обеспечить полноту, корректность и идентичность сведений, заявляемых как в самой ЭТД, так и иных формализованных документах, представляемых с ЭТД.
Положительным аспектом от внедрения данной технологии будет являться (рис. 3):
Автоматическая регистрация ЭТД является основой для успешного совершения таможенных операций при ТП ТТ в автоматическом режиме не только в РФ, но также и в государствах-членах ЕАЭС. Немаловажным фактором для развития транзитного потенциала РБ является постепенное внедрение автоматической регистрации ЭТД, которая
Рис. 3. Технология автоматической регистрации транзитных деклараций
В графе 44 ЭТД проставляет код 10999(признак перемещения
товаров в соответствии с проводимым экспериментом
О
После выпуска товаров на 2 экземплярах транспортного документа проставляет регистрационный номер ТД, а также запись "Электронная форма"
0
Заверяет документ оттиском ЛНП
О
Выдает на руки перевозчику копни транспортного документа
Рис. 4. Действия должностных лиц таможенных органов отправления
Регистрирует подачу представленных документов и сведений в течение 1 часа.
Проверяет соответствие сведении, содержащихся в информационных системах таможенного органа назначения, сведениям, указанным в коппях транспортного документа, а также сведениям о фактически доставленных товарах
Осуществляет таможенные операции, связанные с завершением таможенной процедуры таможенного транзита
Рис. 5. Действия должностных лиц таможенных органов назначения
будет являться основой для эффективного совершения таможенных операций при ТП ТТ в автоматическом режиме и увеличения проходимости грузопотоков.
В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности ГТК РБ, а также таможенных служб государств - членов ЕАЭС является процесс автоматизации и внедрение современных информационных технологий в работу таможенных органов.
Одним из направлением к созданию единого информационного пространства на территории ЕАЭС является проведение эксперимента по совершению ДЛ ТО таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с ТП ТТ и завершением действия процедуры на принципах электронного документооборота, в случае если декларирование товаров осуществлялось в электронной форме в таможенном органе другого государства - члена ЕАЭС. Успешное проведение и участие стран - участниц ЕАЭС в данном эксперименте позволит упростить процесс открытия и завершения ТП ТТ, снизить временные и денежные
затраты участников ВЭД. Рассматриваемый эксперимент стал возможен после принятия Решения Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 21.09.2018 № 28/16 «Об эксперименте по совершению таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита и завершением действия такой процедуры на принципах электронного документооборота».
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита ДЛ ТО отправления выполняет следующие действия (рис. 4):
При завершении таможенной процедуры таможенного транзита ДЛ ТО назначения использует представленные перевозчиком копии документов, а также сведения, содержащиеся в
информационных системах таможенных органов (рис. 5):
Таким образом, можно сделать вывод, что в целях совершенствования и развития таможенного транзита необходимо создание единой системы таможенного транзита на территории ЕАЭС и
совершенствование механизма осуществления таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, перемещаемых по ТП ТТ, будет способствовать развитию и реализации транзитного потенциала, созданию единого транспортного пространства не только РБ, но и стран - участниц ЕАЭС. Трудности при осуществлении транзитных перевозок
Список литературы
1. Абрамов А.С. Проблемные вопросы и перспективы внедрения технологии декларирования процедуры таможенного транзита в электронной форме как инструмента повышения качества таможенных услуг // Управленческое консультирование. 2018. №2. С. 80-87.
2. Афонин Д.Н. Методическое, техническое и информационное обеспечение мониторинга транспортных средств и товаров при таможенном транзите // Моделирование, оптимизация и
основаны в первую очередь на различной правовой регламентации либо ее отсутствии, непохожими системами взаимодействия участников ВЭД и ДЛ ТО, отсутствием единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕАЭС.
информационные технологии. Научный журнал. 2017. № 4 (19). С. 48 - 59.
3. Vorona A.A. Ispol'zovanie elektronnyh navi-gacionnyh plomb pri tamozhennom kontrole // Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2018. № 5(2). S. 5458.
Поступила в редакцию 22.07.2019
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]
Сведения об авторе:
Куроптев Никита Борисович - декан факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e-mail: [email protected]