Научная статья на тему 'Эффективное таможенное администрирование в морских портах как основа для повышения их конкурентоспособности'

Эффективное таможенное администрирование в морских портах как основа для повышения их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CUSTOMS ADMINISTRATION / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ELECTRONIC DECLARATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкленский С. В.

В статье представлен анализ реализации плана мероприятий, направленных на упрощение порядка перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза на примере Балтийской таможни Большого порта Санкт-Петербург. Мероприятия утверждены распоряжением Правительства РФ № 1125-р от 29.06.12. Приведены результаты использования информационных технологий: подачи транзитной декларации в электронной форме, авторегистрации ДТ и автовыпуска товаров, работы центра электронного декларирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficient customs administration at seaports as a basis for increasing their competitiveness

The paper presents an analysis of implementation of a plan of action aimed ay simplifying the order of transportation of goods through the Eurasian Economic Union customs border on the example of the Baltic Customs Office of St Petersburg's Grand Port. The plan was approved by order of the Russian Federation government № 1125-r issued on June 29, 2012. Results of implementation of information technologies such as electronic submission of transit declarations, autosubmission of goods declaration and autorelease of goods, and the operation of electronic declaration centre, are outlined.

Текст научной работы на тему «Эффективное таможенное администрирование в морских портах как основа для повышения их конкурентоспособности»

Эффективное таможенное администрирование в морских портах как основа для повышения их конкурентоспособности

С. В. Шкленский,

начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий службы организации таможенного контроля Северо-Западного таможенного управления

На протяжении последних лет в морских портах на территории Северо-Запада, в частности в Большом порту Санкт-Петербург, начали внедряться новые инструменты таможенного администрирования, основанные на современных информационных технологиях.

Северо-Западный федеральный округ имеет уникальное географическое положение. Это единственный из федеральных округов РФ, непосредственно граничащий со странами Европейского Союза, Северной Европы, СНГ, связанный через Балтийское море с Германией, Швецией, Данией, т. е. имеющий выход на многие европейские страны. Северо-Запад имеет развитые экономические и культурные связи с зарубежными партнерами. Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей должно рассматриваться как одно из основных направлений социально-экономического развития округа.

Толчком к развитию новых инструментов таможенного администриро-

вания стало поручение Президента РФ В. В. Путина Правительству принять меры, направленные на улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности, что будет выражено в изменении позиции России в рейтинге Всемирного банка со 120-го места в 2012 г. на 50-е в 2015 г. и на 20-е место в 2018 г.

Согласно методике Всемирного банка Большой порт Санкт-Петербург стал одним из объектов исследования по направлению «Международная торговля» [1]. Ключевым документом, вобравшим в себя комплекс тех мероприятий, которые касаются сферы таможенного администрирования, явился План мероприятий («дорожная карта»), утвер-

жденный распоряжением Правительства от 29 июня 2012 г. № 1125-р [2]. Основные задачи «дорожной карты» — упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза при их ввозе в РФ и вывозе из РФ, а также совершенствование таможенных операций и таможенных процедур в части их упрощения, ускорения, прозрачности и уменьшения затратности с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Основные цели «дорожной карты» следующие: уменьшить количество документов, нужных для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств и их вывозе, сократить сроки подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедур экспорта и импорта товаров, ускорить прохождение процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств и их вывозом, и внедрить технологии таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющие сократить сроки прохождения административных процедур в связи с ввозом товаров и транспортных средств и их вывозом до минимальных значений.

В соответствии с рейтингом Doing Business установлены целевые параметры регулирования и прохождения таможенных процедур в морских портах.

Параметры определяются на основании таких показателей, как время на экспорт, время на импорт, стоимость экспорта и стоимость импорта в привязке к текущему и планируемому значениям. В указанных показателях выделяются время и стоимость операций, необходимых для проведения пограничного и таможенного контроля, а также для оформления документов.

Реализация ряда ключевых мероприятий «дорожной карты», на взгляд автора, имеет фундаментальное значение для обеспечения реальной конкурентоспособности российских портов. Так, пункт 19.14 «дорожной карты» предусматривает реализацию мероприятия по обеспечению в 100 % случаев получения декларантом информации о возможности выпуска в свободное обращение товаров при условии их предварительного декларирования до завершения выгрузки судна. Данное мероприятие направлено на ускорение таможенного оформления прибывающих грузов, в частности с применением предварительного декларирования. Выпуск товаров должен осуществляться в течение четырех часов с момента регистрации декларации на товары, а в том случае, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за четыре часа до окончания работы таможенного органа, — в течение четырех часов после начала его работы.

Пунктом 19.2 «дорожной карты» предусмотрено мероприятие по обеспечению межведомственного взаимодействия и обмена данными между государственными контрольными органами

и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при осуществлении проверки прибывающих (убывающих) товаров в морских портах с использованием международных форматов таких электронных документов. Ответственность за выполнение данного мероприятия несет Минкомсвязь России, которым проведены работы по обеспечению функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия и обмена данными, разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия, введены в эксплуатацию электронные сервисы государственных контрольных органов.

Техническая возможность информационного обмена между государственными контрольными органами и участниками ВЭД будет обеспечена после реализации пункта 19.3. Этот пункт «дорожной карты» касается внедрения механизма «единого окна», что предусматривает:

• согласование между государственными контрольными органами и участниками ВЭД и отработку перечня данных, представляемых при прибытии (убытии) судна;

• определение единого органа, ответственного за прием информации от заинтересованного лица, обеспечение доступа государственных контрольных органов и заинтересованных лиц к такой информации, в частности относительно принятых решений;

• внесение изменений в законодательство в части правового статуса информации и ответственности за недостоверные сведения, конфиденциальности информации.

Таможенными органами и заинтересованными лицами используется «Портал Морской порт» [3], предусматривающий автоматизацию информационного взаимодействия между участниками ВЭД и государственными контрольными органами при совершении операций по таможенному и иным видам государственного контроля в морских пунктах пропуска.

Сейчас комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт» используется во всех морских портах на Северо-Западе (таблица).

В разработанном КПС заложены новые принципы и технологические особенности совершения таможенных операций по таможенному контролю и иным видам государственного контроля в отношении водных (морских) судов и перемещаемых ими товаров. С использованием КПС «Портал Морской порт» зарегистрирован-

Таблица. Перечень таможенных постов в регионе деятельности СЗТУ, в которых осуществляется эксплуатация КПС «Портал Морской порт»

Наименование таможенного органа Наименование морского пункта пропуска

Архангельская таможня

Поморский таможенный пост Архангельск

Онежский таможенный пост Онега

Балтийская таможня

Таможенный пост Гавань Турухтанный таможенный пост Таможенный пост Лесной порт Таможенный пост Бронка Кронштадтский таможенный пост Шкиперский таможенный пост Большой порт Санкт-Петербург

Выборгская таможня

Таможенный пост Морской порт Выборг Брусничное (Сайменский канал) Выборг Высоцк

Кингисеппская таможня

Усть-Лужский таможенный пост Усть-Луга

Мурманская таможня

Кировский таможенный пост Кандалакша

Таможенный пост Морской порт Мурманск Мурманск

ные участники ВЭД — заинтересованные лица, перевозчики и другие лица могут:

• подать в электронном виде документы и сведения, необходимые для совершения операций по прибытию/убытию в морских портах в отношении морских судов и перевозимых ими товарах;

• представить в электронном виде предварительную информацию о ввозимых товарах (участник ВЭД — импортер) и о морском судне (морской агент — перевозчик).

Эта информация может быть использована для всех видов государственного контроля в морском порту при организации взаимодействия представителей федеральных органов исполнительной власти в режиме, близком к реальному времени.

Комплекс «Портал Морской порт» позволяет осуществлять совместную работу участников ВЭД, федеральных органов исполнительной власти и других участников морских перевозок в морских портах РФ на основе принципов и механизмов «единого окна» и электронного документооборота. Портал представляет собой связующее звено между всеми участниками логистического процесса в морском порту (операторами портовых терминалов, декларантами, перевозчиками, государственными контролирующими органами). Работа КПС

позволяет обеспечить непрерывность логистического процесса и оптимизировать совершение операций, что приводит к сокращению сроков нахождения товаров в морском порту.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 19 сентября 2016 г. № 1981-р [4] ФТС России, ФСБ России, Россельхознад-зору и Роспотребнадзору необходимо обеспечить внедрение разработанного ФТС комплекса «Портал Морской порт» для получения и использования сведений о лицах, транспортных средствах, грузах, товарах и животных при осуществлении контроля в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ.

В соответствии с приказом ФТС России от 08.04.2016 № 704 «О поэтапном внедрении в таможенных органах комплекса программных средств «Портал взаимодействия государственных контрольных органов и заинтересованных лиц в процессе оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска» [5] указанный КПС внедрен в морском порту Большой порт Санкт-Петербург с III квартала 2016 г.

Кроме того, на территории Большого порта Санкт-Петербург должностными лицами таможенных органов применяется ряд приведенных далее информационных технологий.

1. Подача транзитной декларации в электронной форме

Электронная форма декларирования таможенной процедуры таможенного транзита (ТПТТ) применяется таможенными органами с 20.03.2017 согласно приказу Минфина России от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» [6]. Технология предназначена для подачи в таможенные органы электронной транзитной декларации (ЭТД) и сопроводительных документов в электронном виде через сеть Интернет.

В соответствии с приказом ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [7] значение доли электронных транзитных деклараций, оформленных российскими лицами в электронной форме в отношении товаров, следующих по территории РФ между таможенными органами РФ, в 2017 г. установлено на уровне не менее 45 %, в 2018 г. — не менее 65 %. По состоя-

нию на 20 марта 2018 г. значение данного показателя по Северо-Западному таможе-ному уравлению составляет около 98 %.

2. Технологии авторегистрации ДТ и автовыпуска товаров

Согласно Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 г. [8] определены целевые показатели в части реализации технологий авторегистрации и автовыпуска. В настоящее время при экспорте товаров почти для 70 % декларационного массива выполняется авторегистрация. При импорте доля автозарегистрированных деклараций составляет около 13 %.

Основная причина отказа в автоматическом выпуске при экспорте, кроме базового ограничения применения технологии, связанного с участниками ВЭД низкого уровня риска, — выявление риска нарушения таможенного законодательства, прежде всего по линии запретов и ограничений. При импорте доминирующим ограничением выступает декларирование товаров участником ВЭД, не отнесенным к низкому уровню риска.

В Балтийской таможне для 92 % деклараций на товары по процедуре экспорта был применен алгоритм автоматической регистрации, причем для 45 % деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, использована технология автовыпуска.

3. Функционирование Балтийского таможенного поста (центра электронного декларирования) Балтийской таможни

В соответствии с Комплексной программой развития ФТС основной декларационный массив должен быть сконцентрирован в центрах электрон-

ного декларирования (ЦЭД). Это специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается совершением таможенных операций в электронной форме.

Работа ЦЭД основана на технологии удаленного выпуска, предусматривающей электронное взаимодействие таможенных органов декларирования и места нахождения товара с использованием штатных программных средств. Переход на обязательное электронное декларирование, внедрение электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, обеспечение однократности представления электронных документов, автоматизация совершения таможенных операций, возможность представления документов на бумажных носителях в любой таможенный орган и целый ряд других мероприятий позволят исключить необходимость личного присутствия участника ВЭД при декларировании товаров.

Таможенные органы, расположенные на территории Северо-Западного федерального округа, в частности в морских пунктах пропуска, будут развивать диалог со всеми заинтересованными лицами. Необходимо разъяснять преимущества применения прогрессивных форм информационного взаимодействия заинтересованных сторон и должностных лиц таможенных органов.

В заключение отметим, что полная реализация проводимых таможенными органами мероприятий будет способствовать повышению конкурентоспособности морских портов, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа, среди других иностранных портов, в частности Балтийского региона. □

Литература

1. Doing Business. Оценка бизнес-регулирования. URL: http://russian. doingbusiness.org/Methodology/ trading-across-borders (дата обращения 02.04.2018).

2. Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"». URL: http://docs.cntd.ru/ document/902355702 (дата обращения 02.04.2018).

3. Портал «Морской порт». URL: http://sea.customs.ru/Account/Login? ReturnUrl=%2f (дата обращения 29.03.2018).

4. Распоряжение Правительства РФ от 19.09.2016 г. № 1981-р. URL: http://government.ru/docs/all/108356/ (дата обращения 25.03.2018).

5. Приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. № 704 «О поэтапном внедрении в таможенных органах комплекса программных средств "Портал взаимодействия государственных контрольных органов и заинтересованных лиц в процессе оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска"». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16pr0704/ (дата обращения 23.03.2018).

6. Приказ Министерства финансов РФ от 30.08.2016 г. № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме». URL: https://rg.ru/2016/12/20/minfin-prikaz144-site-dok.html (дата обращения 04.04.2018).

7. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 г. "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"». URL: https://nalogcodex.ru/Nalogovoe-zakonodatelstvo/Prikaz-FTS-Rossii-ot-27.06.2017-N-1065/ (дата обращения 23.03.2018).

8. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article &id=25512&Itemid=2727 (дата обращения 23.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.