УДК 332.12
Брагина Эльвира Николаевна
ассистент кафедры менеджмента в отраслях ТЭК Тюменского индустриального университета
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Bragina Elvira Nikolayevna
Assistant, Fuel Energy Complex Management Department, Industrial University of Tyumen
THE IMPROVEMENT COURSES OF MONITORING AND CONTROL SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION
Аннотация:
В статье рассматривается необходимость введения функций контроллинга в систему мониторинга и контроля социально-экономического развития территорий в целях снижения уровня неопределенности при принятии решений о направлении регионального развития. Введение элементов контроллинга позволит формировать прогнозные значения показателей, характеризующие степень достижения стратегических целей развития региона в разных вариантах на основе изменения планируемых программных факторов. Таким образом можно выбрать оптимальную альтернативу реализации региональной целевой программы.
Ключевые слова:
социально-экономическое развитие региона, мониторинг и контроль социально-экономического развития территории, функции контроллинга, инструменты и методы контроллинга социально-экономического развития региона.
Summary:
The article discusses the need for the introduction of controlling functions in the system of monitoring and control of social and economic development of territories in order to reduce the level of uncertainty when making decisions on a course of regional development. Introduction of controlling elements will help to form the predicted values of indicators characterizing the degree of achievement of strategic objectives of region development in different ways based on the change of planned program factors. Thus, it is possible to choose an optimal alternative of the regional task-oriented program implementation.
Keywords:
socio-economic development of a region, monitoring and control of socio-economic development of territory, controlling functions, tools and methods of controlling of regional socio-economic development.
Необходимость формирования стратегии социально-экономического развития региона [1], описывающей его устойчивое и сбалансированное развитие, обусловливает формулировку целей для повышения эффективности управления, а значит, требуется постоянный мониторинг степени их достижения. Существующая система контроля социально-экономического развития территории не может обеспечить полноценное выполнение этих функций ввиду следующих обстоятельств:
- цели, заложенные в рамках стратегического планирования социально-экономического развития региона, не формализованы в виде системы показателей [2];
- при использовании региональным правительством программно-целевого подхода управления территорией необходимо ввести оценку влияния показателей, описывающих результаты реализации региональных целевых программ, на критерии, заложенные в стратегии развития региона;
- информационная база, формируемая в рамках мониторинга и контроля социально-экономического развития территории, обеспечивает функции преимущественно оперативного управления регионом [3], кроме того, не существует единой базы данных для принятия решений региональным правительством, поскольку используется несколько несвязанных источников данных - Госкомстат, Счетная палата и т. д.;
- из-за неоднозначности и многоаспектности наблюдаемых в экономическом пространстве региона процессов, сложности связей и структур управления регионом, провоцирующих постоянное увеличение объемов анализируемой информации и ее непрерывное изменение, необходимо применять автоматизированные системы поддержки принятия решений, объединяющие управленческие информационные системы и системы управления базами данных [4].
Исходя из этого, можно выделить основные направления совершенствования информационного обеспечения принятия решений в сфере социально-экономического развития региона:
- введение непрерывного отслеживания степени достижения стратегических целей развития территории и оценки влияния на них решений оперативного управления;
- расширение информационной базы принятия управленческих решений до возможности осуществления в ее рамках прогнозов реализации региональных решений.
Данные проблемы могут быть решены с помощью инструментария контроллинга. Наиболее полно целям нашего исследования соответствует следующее определение представленной катего-
рии. Контроллинг - интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности, ориентированная на достижение целей [5].
Развитие системы мониторинга и контроля до полноценной системы контроллинга изменяет и задачу подготовки информационной базы для принятия управленческих решений региональным правительством. Задача контроллинга заключается в том, чтобы предоставить управляющей подсистеме возможность обоснованного выбора наиболее рационального и сбалансированного решения из множества представленных вариантов с учетом рисков и вероятных последствий. В соответствии с представленным ранее определением можно выделить следующие функции контроллинга (рисунок 1).
Формирование информационной базы
Обработка и подготовка информации для принятия решений
Консультирование управляющей подсистемы
Сопровождение системы принятия управленческих решений
I I — функция выполняется в соответствии с существующими потребностями управления регионом | | - функция выполняется частично | | - функция не выполняется
Рисунок 1 - Взаимосвязь этапов и степень выполнения функции контроллинга
На данный момент существуют функции сбора и подготовки данных и отсутствует определяющая функция контроллинга в региональном управлении - консультирование управляющей подсистемы, поскольку потребность руководства региона в консалтинге удовлетворяется в незначительной степени. В целях совершенствования мониторинга и контроля социально-экономического развития региона необходимо обеспечить полноценную реализацию таких функций, как обработка и подготовка информации для принятия управленческих решений, консультирование регионального правительства, сопровождение системы принятия решений, а также ввести в систему мониторинга развития региона элементы, представленные на рисунке 2.
Выбор критериев оценки результативности стратегии социально-экономического развития региона
1. Валовой региональный продукт: G(t)—► max
2. Количество программ социальной поддержки: G(t) -
3. Инвестиции: l(t)—*■ min
Дополнительные элементы системы мониторинга и контроля
Функции контроллинга
Рисунок 2 - Дополнительные элементы системы мониторинга и контроля социально-экономического развития региона и их связь с выполнением функций контроллинга
В связи с новыми задачами расширения информационной базы для принятия управленческих решений региональным правительством, а именно - для обеспечения возможности исследования прогнозных состояний (скрининга вариантов, визуального представления сочетаний отобранных критериев в многомерном пространстве, отсечения неподходящих альтернатив, подробного анализа отобранных вариантов и выбора наилучшего из них), необходимо совершенствовать методическое обеспечение таким образом, чтобы оно позволяло использовать способы отбора альтернатив развития событий (например, «метод достижения целей», «метод разумных целей» и т. п.). На их основе определяется группа предпочтительных типов развития событий, среди которых лицо, принимающее решения, самостоятельно выбирает реализуемый проект с минимальным участием неформализованных оценок.
Таким образом, современный инструментарий контроллинга позволит преодолеть ряд системных проблем мониторинга и контроля регионального развития и существенно облегчит задачу оценки обоснованности принятия решений, касающихся социально-экономического развития региона.
Ссылки:
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 14.06.2016).
2. Брагина Э.Н. Использование возможностей мониторинга экономического развития региона // Современные тенденции развития науки и технологий : сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. Белгород, 2015. Ч. VII. С. 20-22.
3. Баликоев А.А. Контроллинг в развитии функциональных подсистем региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. Вып. 1 (115).
4. Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты [Электронный ресурс]. Томск, 2004. 152 с. URL: http://vtit.kuzstu.ru/books/shelf/book7/ (дата обращения: 25.06.2016).
5. Фалько С., Расселл К., Левин Л. Контроллинг: национальные особенности - российский и американский опыт [Электронный ресурс] // Контроллинг. Технологии управления: Журнал объединения контроллеров. 2002. № 1. URL: http://www.intelcont.ru/information/articles/364/ (дата обращения: 14.06.2016).
References:
Balikoev, AA 2013, 'Controlling the development of functional subsystems of the region', Vestnik Adygeyskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika, vol. 1 (115), (in Russian).
Biyakov, OA 2004, The theory of economic space: the methodological and regional aspects, Tomsk, 152 p., viewed 01 June 2016, <http://vtit.kuzstu.ru/books/shelf/book7/>, (in Russian).
Bragina, EN 2015, 'Using the opportunities for economic development in the region monitoring', Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy: sbornik nauchnykh trudov po materialam II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Belgorod, part VII, pp. 20-22, (in Russian).
Falko, S, Russell, K & Levin, L 2002, 'Controlling: national characteristics - Russian and American experience', Kontrolling. Tekhnologii upravleniya: Zhurnal ob"yedineniya kontrollerov, no. 1, viewed 14 June 2016, <http://www.intelcont.ru/information/ar-ticles/364/>, (in Russian).