Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
УДК 334 ББК 65.291.212 Х 29
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
(Рецензирована)
Хачатурова Марго Славиковна,
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (960) 492 92 49, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье изучена возможность преобразования механизма контроллинга для нужд развития кластеров в региональной экономической системе. Определены ключевые функции и задачи специфицированного кластерного контроллинга.
Ключевые слова: кластер, контроллинг, региональная экономика, развитие кластеров.
DEFINITION OF SPECIFIC CHARACTERISTICS OF SECTOR OF VIRTUAL SERVICES IN SERVICE ECONOMY
Khachaturova Margo Slavikovna,
senior lecturer at department of State and Municipal management, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (88612)596333, е-mail: [email protected]
Summary. The scientific article investigates the opportunity of conversion and application of the controlling mechanism to cluster development in regional economic system. The author indentifies key functions and tasks of specified cluster controlling.
Keywords: cluster, controlling, regional economy, cluster development.
Кластеры, как известно, относятся к рыночным формам, не создаются директивным путем. Большинство известных на сегодняшний день кластеров формировались «снизу», однако, в силу их очевидного положительного влияния на региональное развитие, у властей возникает определенное желание «поддержать» развитие кластеров специальными мерами.
Современные экономические реалии нашей страны, которые заключаются в слабо развитой инфраструктуре развития кластеров и низкой популяризации кластерных технологий, предполагают, что развитием кластеров в регионе следует заниматься не только на начальной стадии формирования и развития, но и на «нулевой», т.е. создавая предпосылки и выгодные условия в территориальном образовании для создания кластеров.
Анализируя существующий инструментарий развития кластеров в нашей стране и сравнивая его
с инструментами поддержки кластеров за рубежом, можно сделать вывод о том, что в России государственная поддержка направлена в основном на точечное финансирование кластерных проектов, тогда как зарубежная кластерная политика многофункциональна и включает также методическую, организационную и инфраструктурную поддержку. Представим обзор инструментов развития кластеров в России и за рубежом в следующей таблице.
Данный набор инструментов (имеется в виду российский опыт кластерной поддержки, приведенный в таблице), на наш взгляд, слабо связан и требует системности применения. Также следует учитывать множество факторов развития того или иного региона-субъекта РФ, который обладает специфическими потребностями и барьерами для применения кластерного подхода. В силу чего, существует необходимость разработки комплексных инструментов развития кластеров в региональной
28
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
Горизонты новой экономики
Таблица 1
Комплекс инструментов поддержки кластеров в России и за рубежом
Страна Инструменты кластерного развития Россия США Франция Япония Швеция Англия Германия Швейцария Нидерланды Австрия Австралия Канада
прямая финансовая поддержка + + + +
налоговые преференции +
предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов +
фонды внедрения инноваций + + + + +
безвозмездные ссуды на внедрение новшеств +
снижение госпошлин для индивидуальных изобретателей и представление налоговых льгот + + + +
специальная инфраструктура для поддержки индивидуальных изобретателей и их экономического страхования +
отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них (если изобретение касается экономии энергии) +
бесплатное ведение делопроизводства для индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин + +
государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков +
программы поиска и привлечения иностранных специалистов + + + +
грантообразующие фонды +
специальные институты развития и построения сетевых структур +
координирующие органы власти + +
целевые дотации на научно-исследовательские разработки практически во всех странах
организация публичных мероприятий практически во всех странах
защита интеллектуальной собственности и авторских прав практически во всех странах
экономической системе применительно к конкретному региону.
При этом, на наш взгляд, одной из ключевых функций государственной власти в процессе развития региональных кластеров, станут координация и планирование.
Для целей мониторинга, координации, планирования и управления развитием кластеров в региональной экономической целесообразно применение концепции контроллинга с адаптацией ее под особенности и потребности кластерных отношений.
Контроллинг - это технология управления, включающая в себя: определение целей деятельности, отражение этих целей в системе показателей, планирование деятельности и определение плановых (целевых) значений показателей, регулярный
контроль (измерение) фактических значений показателей, анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых, принятие управленческих решений по минимизации отклонений, либо по пересмотру целевых значений показателей, либо по изменению набора показателей, либо по корректировке целей.
Адаптируем приведенное определение контроллинга, которое, на наш взгляд, наиболее емко раскрывает сущность контроллинга, применительно к кластерному развитию. Для спецификации понятия контроллинга применительно к управлению развитием кластеров на мезо-уровне сперва определим задачи и функции контроллинга управления кластерным развитием.
При этом выделим в качестве ключевой функции контроллинга управления кластерным разви-
29
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
тием функцию координации, т.е. достижения роста общего благосостояния территории и повышения конкурентоспособности региональной экономической системы, путем наиболее эффективного перераспределения ресурсов и консолидации усилий, рационализации внутрикластерных и межкластерных связей.
Координационная функция заключается и в упорядочивании взаимодействий между наукой, образованием, бизнесом (кластерами) и властью, ориентацию всех подсистем управления на достижение общих целей регионального кластерного развития.
Следующая функция - функция планирования и целеполагания. Т.е. определение приоритетных направлений, целей и инструментария развития кластеров, а также разработка политики и программы регионального развития кластеров. Эта функция также включает в себя постановку и разработку методов достижения оперативных и стратегических целей участников кластерных образований, с учетом множественного характера целей различных кластеров и других субъектов кластерных отношений в регионе.
Консалтинговая функция означает поддержку участников кластеров (дирекции кластеров) при принятии решений, в том числе путем соответствующего информационного-консультационного обеспечения.
Последние две функции тесно связаны со следующей функцией. В рамках реализации каждой из перечисленных функций выполняется функция выработки рекомендаций управления развитием кластеров.
Функция учета и контроля за реализацией планов развития и отклонениями - беспрерывный мониторинг отклонений от целевых значений по заданным критериям, анализ причин этих отклонений; формирование системы обратной связи территориальных органов власти с органами управления кластеров; учет потребностей развития кластерных образований; коррекция развития путем предоставления информационно-консультативных услуг и практических рекомендаций.
Задачами кластерного контроллинга станут:
- информационно-консультационная поддержка,
- создание информационной системы управления кластерным развитием,
- мониторинг изменяющихся условий внешней среды кластеров,
- анализ темпов формирования и развития кластеров в регионе,
- разработка методических рекомендаций,
- консультативная помощь в разработке и при-
нятии управленческого решения (как органом власти, так и кластером или компанией - участником кластера),
- систематизация информации и анализ статистических данных,
- разработка целевых программ, методических рекомендаций по принятию и реализации кластерной политики в регионе,
- адаптация стратегических целей кластерного развития к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды,
- интеграция и расширение кластерных связей в регионе,
- обеспечение управленческих кадров субъектов кластерных процессов в регионе информацией, а также формирование непрерывного потока научных знаний и инноваций путем обеспечения оптимального взаимодействия источников инноваций и их потребителей.
Приведем схему задач и функций кластерного контроллинга (рис. 1).
Мониторинг изменяющихся условий развития кластера * 1
Целеполагание и планирование кластерного развития
Координация развития кластера
Информационно- \ ( Учет и контроль консультационная отклонений
поддержка кластера развития кластера
Рисунок 1. Схема функций и задач кластерного контроллинга
Далее приведем систему критериев контроллинга кластерного развития, т.е. совокупность сбалансированных показателей кластерного развития и их целевых значений, классифицировав их по группам показателей.
1. Показатели уровня научно-технологического, инновационного и образовательного потенциала развития кластеров:
а) Объем затрат на исследования и разработки, развитие инновационной инфраструктуры как во внутрикластерной среде, так и на территории базирования кластеров;
б) Количество федеральных и национальных исследовательских университетов, входящих в состав участников кластера;
в) Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях-участниках кластера;
30
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
Горизонты новой экономики
г) Численность аспирантов и докторантов;
д) Численность персонала предприятий и ор-ганизаций-участников кластера, занятого научноисследовательскими разработками;
е) Объем затрат на исследования и разработки;
ж) Количество проводимых в регионе международных и российских научных конференций;
з) Количество публикаций научных работ, выданных грантов и патентов;
2. Показатели уровня производственного потенциала кластеров и региональной экономической системы:
а) Совокупная выручка предприятий-участ-ников кластерных образований в регионе от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках;
б) Доля продаж продукции кластеров в объеме мирового рынка;
в) Доля малых и средних инновационных компаний в региональной экономике;
г) Доля продаж продукции кластеров в объеме российского рынка;
д) Совокупная выручка от несырьевого экспорта предприятий-участников кластера;
е) Объем частных инвестиций в развитие производства;
3. Показатели уровня и качества жизни, развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры в регионе.
Итак, инструмент кластерного контроллинга призван придать развитию кластеров в регионе комплексный и целенаправленный характер, определяя целевые значения и показатели развития кластеров в региональной экономической системе, а также давая возможность анализировать допускаемые отклонения по заданным значениям, их причины и разрабатывая способы корректировки кластерного развития. Механизм кластерного контроллинга целесообразно реализовать в рамках инфраструктурной платформы развития кластеров в
- Кластерный контроллинг
- Разработка программ и планов развития кластера
- Кластер-картографирование
- Выработка рекомендаций
- Кластерный консалтинг
- Обучающие вебинары
- Организация тренингов и конференций
- Создание специальной инфраструктуры развития кластеров
Координационный
совет
Группа по выработке кластерной политики региона
Команда аналитиков и экспертов -экспертная группа
- Диффузия кластерных технологий в региональной экономике
- Популяризация клстерного подхода
- Расширение коммуникаций между участниками кластеров, межкластерные коммуникации
- Персонализация участников кластерного процесса в регионе
- Обеспечение прозрачности хозяйственных процессов в кластерах
- Прозрачность взаимодействия кластера с территориальными органами
- Роль коммуникационной площадки всех участников кластерного процесса в регионе
Форма размещения кластерных инициатив
Тематические
полилоги
Социальный аккаунт
- Новости законодательства: федерального, регионального
- Новости экономической науки
- Перечень инвестиционных проектов в регионе
- Полезные ссылки
- Новости экономики и политики
- Информация о конференциях, форумах
Статистика и аналитика
Новостной блок
Онлайн биржа инвестиционных проектов региона
Рисунок 2. Схема платформы кластерного сотрудничества
31
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
регионе, привлекая к разработке и осуществлению экспертно-аналитическую группу при платформе. В качестве указанной инфраструктурной платформы предполагается реализовать проект виртуальной инфраструктурной платформы кластерного сотрудничества в регионе. Создание специальной инфраструктурной платформы видится нам, как один из ключевых инструментов в системной поддержки развития кластеров в региональной экономической системе. Платформа должна стать полноценной площадкой базирования и кооперации региональных кластеров, а также площадкой взаимодействия с территориальной властью.
Приведем схему данной платформы, где отображены функциональные блоки в структуре платформы, ее ключевые задачи и место кластерного контроллинга в ней (рис. 2).
Кластерный контроллинг в структуре платформы включен в координационный функциональный блок. Функция координации реализуется координационным советом при платформе и группами по выработке кластерной политики региона и экспертной группы, среди основных задач которых следующее:
- контроллинг кластерного развития;
- разработка планов и программ развития;
- консалтинг;
- создание специальной инфраструктуры развития кластеров в регионе.
Реализация кластерного контроллинга в рамках региональной платформы кластерного сотрудничества позволит вести учет наиболее реалистичных данных динамики развития кластеров, обеспечить прозрачность процесса кластерного развития, а также ускорить и повысить качество обратной связи между участниками этого процесса.
ИСТОЧНИКИ:
1. Барзенкова А.С. Контроллинг формирования и функционирования кластера // Вестник ВГУИТ. - 2013. № 4. -с.271-274.
2. Бородушко И.В. Использование контроллинга в государственном управлении // Российское предпринимательство. — 2005. — № 12 (72). — с. 76-80.
3. Бунчук С.Н. Контроллинг как инструмент организации экономического пространства на региональном и местном уровне // Контроллинг. 2003. № 4(8). С. 2-9
4. Дайле А. «Практика контроллинга» Финансы и статистика, 2001.
5. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. М.: Изд-во МГУ, 2010.
6. Прохорова В.В., Хачатурова М.С. Кластеры в развитии экономики территории // Экономическое развитие России на современном этапе / Под ред. М.Б. Щепакина Том 1. Краснодар: КЦНТИ, 2010.
7. Хачатурова М.С. Инструменты развития кластеров в региональной экономике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». 2014. №1.
8. Хашева З.М. Региональная социально-экономическая политика: воспроизводственный подход // Terra Economicus. 2009. - Т. 7. - № 4-2. - С. 205-207.
32